Бюджетный дефицит - превышение расходов государства над его доходами в данном финансовом году. Используется как инструмент фискальной политики государства для повышения совокупного спроса и экономической деятельности.
Классификация бюджетного дефицита по видам возникновения:
*циклический - спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений;
*структурный – дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада экономической активности;
*операционный - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга;
*первичный - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени;
*квазифискальный (квазибюджетный) - существующий наряду с официальным, скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства (например, финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности; накопление в коммерческих банках просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.; отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.)
Причины возникновения бюджетного дефицита:
*спад общественного производства; *завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ; * возросшие затраты на оборону; *рост теневого сектора экономики.
Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы.
Иногда государство само создает бюджетный дефицит - это приводит к стимулированию экономического роста, особенно в период кризисов. Если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе - люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов. Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.
Способы покрытия бюджетного дефицита: 1) выпуск госзаймов; 2) ужесточение налогообложения; 3) эмиссия денег т.е. печатание денег; 4) внешние займы; 5) займы у населения и у фирм.
Основная проблема, порождаемая бюджетным дефицитом – государственный долг.
Государственный долг – сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленная за всё время существования страны. Он равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:
Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.
Последствия накопления государственного долга: *переложение налогового бремени на будущие поколения; *перераспределение доходов среди населения; *вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.
Управление государственным долгом - совокупность финансовых мероприятий государства по погашению займов, организации выплат доходов по ним, изменениям условий и сроков ранее выпущенных займов, а также размещению новых долговых обязательств. Погашение гос. долга: *выплаты кредиторам; *погашение внешних и внутренних займов; *изменение условий выпущенных займов; *определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.
Управление гос. долгом представляет собой непрерывный процесс и включает 3 этапа:
- определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования.
- привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственных гарантий, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов.
- поиск источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств.
Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.
Методы управления государственным долгом: административные и финансовые.
В условиях долгового кризиса используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание государственных долгов. Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, величину ссудного процента, уровень занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.