Изучение уровня речевой подготовки к обучению в школе.
1. Диагностика доцента Яшиной. Принимала участие Павлова.
2. Диагностика Даскаловой (1989 г.)
3. Изучение уровня речевой коммуникации детей.
Проводятся наблюдения за свободным общением. Обратить внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, умение слушать собеседника и понимать его, умение выражать свои мысли.
№ | Критерии оценки коммуникат. умений детей | Оценка в баллах | Уровень речевой коммуникации |
Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета. | Высокий | ||
Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое. | Средний | ||
Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание. | Низкий |
Изучение уровня связной речи детей.
Методические указания: Используется методика «пересказа текста». Детям предлагается послушать рассказ или сказки (незнакомые и небольшие по объему). Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям:
1. Понимание текста – правильно ли ребенок формирует основную мысль текста.
2. Структурирование текста – умение последовательно и точно построить пересказ (основывается на основе сопоставление пересказа со структурой текста).
3. Лексика – полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными.
4. Грамматика – правильность построения предложений. Умение использовать сложные предложения.
5. Плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз.
6. Самостоятельность пересказа – наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста.
Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 12 баллов.
2 балла – правильное воспроизведение;
1 балл – незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок;
0 баллов – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.
Таким образом, 12 баллов – высокий уровень;
6 баллов – средний уровень;
Менее 6 баллов – низкий уровень.
Таблица: «Изучение состояния звуковой стороны речи детей»
Ф. И. ребенка | Количественная оценка в баллах | Общая оценка | ||
Выделение слова | Фонематический анализ | Анализ предложений | ||
Обработка и интерпретация результатов.
Вывод об уровне речевой готовности ребенка к школьному обучению делается на основе суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи. Совпадение качественных оценок указывает на общую оценку уровня речевого развития: высокий, средний или низкий. В случае несовпадения учитывается преобладание определенных оценок, и вводятся промежуточные уровни: выше среднего или ниже среднего. Если совпадает 4 высоких и 2 средних итоговая оценка будет выше среднего. При итоговой оценке ребенку может быть отнесен к одному из 5 уровней речевой готовности к школе: высокий, средний, низкий, выше среднего или ниже среднего.
Результаты заносятся в итоговую таблицу «Изучение уровня речевой подготовки к обучению в школе»
Изучение словаря детей.
Методические указания: необходимо выявить способность детей быстро находить, подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщенные слова.
1. Классификация понятий.
Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта.
Педагог называет понятия, обозначающие группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильно выбранных картинок.
Каждый правильный выбор оценивается 1 балл, неправильный – 0 баллов. Высшая оценка 30 баллов.
2. Подбор синонимов.
Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову слова, близкие по значению. Предъявляются 10 слов. Например: хмурый, веселый, старый, большой, трусливый, идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать.
Высшая оценка 10 баллов.
1 балл – синоним названного слова;
0 баллов – не соответствует синонимическому полю заданного.
3. Подбор определений.
Проводится в форме игры в слова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза, яблоко, лиса, девочка. (Например: платье какое оно? Как про него еще можно сказать? Каким оно может быть?)
Высшая оценка – 10 баллов.
2 балла – придумано больше 3 слов семантически соответствующие названному;
1 балл – менее 3 слов;
0 баллов – ответ отсутствует или не соответствует семантическому полю предъявленного слова.
После выполнения всех 3 заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка 50 баллов, соответствует высокому уровню; 32-49 баллов – среднему; менее 32 баллов – низкому уровню лексического развития ребенка.
Изучение грамматической стороны речи.
Методические указания: необходимо выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений.
1. Понимание грамматических структур.
Материал: 4 куклы, 10 фигурок животных, 1 кубик.
Педагог произносит фразу и просит ребенка иллюстрировать ее смысл с помощью игрушек. (Например: уложи маленького ребенка спать. Кошка поймана мальчиком. Собака кусает медведя, который схватил зайца.) Всего предлагается 10 предложений для понимания. Задания выявляют, интерпретируют ли детей предложения, исходя из предложений в их основу грамматической конструкции или ориентируются на последовательность названия понятий.
Результаты оцениваются: верные – 1 балл; неверные – 0 баллов. Высшая оценка – 10 баллов.
2. Образование форм имен существительных, обозначающих детенышей животных.
Материал: 10 картинок с изображением животных и их детенышей (лошадь, слон, лиса, кошка, заяц и другие). Задания предъявляются в форме игры «Кто и кого?». Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы мн. ч. именительного и родительного падежей. (У лисы – лисята. У лисы много лисят).
Верные – 2 балла; незначительные отклонения от нормы – 1 балл; неверные ответы – 0 баллов.
3. Конструирование предложений.
Ребенку предлагается 3 слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме) из которых он должен составить предложение. Всего 5 наборов слов. (Например: дети, гулять, плавать, аквариум, рыбка и другие).
Высшая оценка - 10 баллов.
2 балла – предложение сконструировано верно;
1 балл – в предложении есть незначительные отклонения от правил;
0 баллов – не все слова использованы, есть нарушения правил.
Результаты выполнения заданий фиксируются и подвергаются анализу. После выполнение всех 3 заданий, направленных на выявление уровня грамматических навыков, подсчитывается их суммарная оценка.
Высшая оценка – 50 баллов, соответствует высокому уровню; 32-49 баллов – среднему; менее 32 баллов – низкому уровню грамматических навыков.