ГРУППОВАЯ СКАЗКА «СЕМЬЯ НА ЗАВИСТЬ»




Обсуждение с детьми.

Обсудить с детьми тему наказания: что для них является самым «страшным» наказанием, наказывали ли их несправедливо, будут ли они наказывать своих детей и т.д.

 

Практика

Практиковать общение с ребенком с позиции Взрослый.

Применение на практике неформального общения, поддержки.

Проведение семейного совета по поводу планов на выходной день.

Составить список проблем во взаимоотношениях с ребенком.

Подготовить совместно с ребенком концертный номер для Праздника Семьи.

 

 

«СЕМЕЙНАЯ СОЦИОГРАММА»

Родителям и детям изобразить семью, обозначая ее членов в виде окружностей так, чтобы рисунок схематически отражал систему их взаимоотношений. Сравнение представлений о семейной структуре разных ее членов дает богатый материал для рефлексии и поиска эффективных форм взаимодействия. Далее можно обсудить «идеальную схему» взаимодействия в семье.

 

 

«ПАМЯТНИК ЧУВСТВУ»

Родители работают в парах, один выполняет роль «глины», другой – «скульптора». «Скульпторы» получают карточки с названиями чувств, эмоциональных состояний, «памятники» которым они должны без слов «слепить», используя тело партнера. Затем мы предлагаем родителям ответить на два вопроса: 1) когда вы испытываете данное чувство по отношению к своему ребенку? 2) когда, по вашему мнению, ребенок испытывает его по отношению к вам? Далее рассказать о психологических механизмах «подавления» чувств и компенсации в соответствии с образовательным уровнем участников тренинга. Основной его тезис может быть следующим: «Эмоции, которые подавляются, сохраняются. Чувства, которые допускаются и признаются, теряют свою разрушительную сущность. Называние и признание подавленных эмоций приносит ребенку огромное облегчение, радость, ощущение близости с родителями, осознание того, что тебя слышат и понимают».

«ПРИНЯТИЕ ЧУВСТВ»

Участники делятся на микрогруппы по 4-5 человек, каждая из которых получает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка. Приводим образцы заданий и возможные варианты ответов:

ü «Не смей его бить! Это же твой брат!» («Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя»).

ü «Не бойся. Собака тебя не тронет». («Симпатичный пес... Но если боишься – давай, перейдем на другую сторону»).

ü «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» («Я бы тоже расстроился. Но, может, мы вместе найдем выход?»).

ü «Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты...» («Да, укол – это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку»).

 

 

«ДОСТИЖЕНИЕ БАЗОВЫХ ЦЕЛЕЙ»

Психолог играет роль ребенка, пытающегося достичь признания, возможности влияния, чувства защищенности и автономии неэффективными способами (требование внимания, борьба за власть, месть, уклонение). Перед родителем ставится задача выстроить взаимодействие с ребенком. При анализе упражнения особое внимание уделяется чувствам родителей, являющимся «индикатором» ошибочных целей ребенка.

 

«ЗНАЕМ ЛИ МЫСВОИХ ДЕТЕЙ?»

Родителям предлагаются вопросы для определения степени осведомленности их в различных сферах интересов и предпочтений ребенка. Отвечая на вопросы, родители заполняют таблицу, где отвечают за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка, который они получат уже дома. Вот примерный перечень вопросов для младших школьников и их родителей:

ü Мое любимое животное и почему. Мое нелюбимое животное и почему.

ü Мой любимый цвет и почему. Мой нелюбимый цвет и почему.

ü Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится.

ü В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как...., а не нравится...

ü Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, то я бы стал... Почему?

ü Доброго волшебника я попросил бы о... А злого попросил бы о... Почему?

ü В каких животных превратил бы волшебник меня самого и членов моей семьи. Почему?

«ДОВЕРИЕ»

Цель: знакомство с содержанием и условиями благоприятного прохождения основных этапов формирования личности.

Психолог предлагает участникам определить степень их доверия друг другу: «Насколько мы можем открыться, довериться друг другу и новому опыту?». Один из участников встает на возвышение (это может быть устойчивый стул или стол), с которого ему предстоит упасть с закрытыми глазами на руки остальных. Упражнение обычно вызывает сильные эмоциональные реакции. Поэтому главное здесь – грамотно провести анализ чувств.

Вот примерное содержание этой беседы: «Глубинная работа над собой, своей личностью всегда сопряжена с включением механизмов сопротивления. Это может выражаться в действиях: в желании сменить тему разговора, выйти из комнаты, пойти в туалет, опоздать, смотреть в сторону, в желании поесть, покурить, прекратить общение. Или даже – заболеть... Сопротивление может проявляться в некоторых убеждениях, таких как: «Мне это не подойдет», «Я в это не верю». Мы продолжаем сопротивляться и в тех случаях, когда говорим себе: «Они не позволяют мне измениться», «Это их вина» и т.п. И самое большое сопротивление – это страх перед неизвестным: «Я не готов», «Я не хочу об этом говорить», «Я никому не доверяю». Если вы поймали себя на подобных мыслях или действиях – очень хорошо! Вы заметили свое сопротивление, осознали его. Не ругайте себя. Вместо этого скажите себе: «Что заставляет меня сопротивляться? Откуда у меня это чувство? Где оно находится в теле?» Ответив на эти вопросы, постарайтесь расслабиться – и скажите своему сопротивлению спасибо за то, что оно делает для вас что-то важное, охраняет и бережет вас, а затем – попросите его помочь вам измениться, достичь вашей цели».

«СВИНСКИЙ РОДИТЕЛЬ»

Родителям предлагается использовать данные им на карточках вербальные и невербальные реакции в импровизированном обращении к воображаемому ребенку. Приводим содержание карточек:

1) морщины на лбу;

2) вытянутый палец;

3) покачивание головой;

4) «ужасающий» взгляд;

5) притоптывание ногой;

6) руки на груди;

7) вздох;

8) «Я бы никогда в жизни...»;

9) «Если бы я был(а) на твоем месте...»;

10) «Ты осмелился(-лась)?!»

11) «Ну и что?..»

Задания подобраны таким образом, чтобы возможна была трактовка их позиционного содержания как в авторитарном, так и в равноправном контексте. Например, морщины на лбу могут быть расположены как вертикально (гнев, задумчивость), так и горизонтально (удивление, восторг). То, какой контекст мы выбираем чаще, свидетельствует о наших ригидных родительских позициях. На наших занятиях подавляющее количество родителей «выбирают» авторитарный контекст, т.е. проявляют позицию «Свинский родитель». Столкновение с неприглядной собственной сущностью фрустрирует, повергает в уныние, активизирует защитные механизмы. Преодолеть это состояние помогают арт-терапевтические приемы, один из вариантов которых описан в упр. «Рисуем свинского родителя».

 

 

«РИСУЕМ СВИНСКОГО РОДИТЕЛЯ»

Микрогруппы, состоящие из 3-4-х человек получают листы бумаги, краски – и задание изобразить «Свина», не переговариваясь друг с другом. После обсуждения полученных рисунков необходимо трансформировать их так, чтобы «Свин» утратил свою силу и власть.

Психолог рассказывает о способах, которыми наш внутренний «Свин» мешает нашим гармоничным взаимоотношениям с ребенком: негативной мотивации (когда мы заставляем детей плохо относиться к самим себе); гиперопеке (когда мы делаем слишком много для детей, решаем их проблемы вместо них); повышенной требовательности; неуважении; вседозволенности, отсутствии четких границ дозволенного поведения.

 

 

«Я ХОРОШИЙ РОДИТЕЛЬ»

Каждому участнику предлагается в течение 1 минуты рассказать о своих сильных «родительских» сторонах. После каждого выступления остальные участники невербально выражают свою поддержку рассказчику (это может быть рукопожатие, дружеское похлопывание по плечу, одобрительный кивок головой и т.д.).

 

«НАКАЗАНИЕ»

На фоне расслабления родителям предлагается вспомнить ситуацию, когда они были наказаны своими родителями. Необходимо получить для себя ответы на следующие вопросы: «Что вы чувствовали тогда?; Каковы были ваши телесные ощущения?; О чем вы тогда думали?; Что вам хотелось сделать?» Обсуждение этого упражнения часто делает излишней какую-либо дополнительную информацию о негативных последствиях наказаний.

 

«ДИСЦИПЛИНА»

Каждый участник кратко описывает на карточке типичную для его семьи ситуацию, когда необходимы какие-либо дисциплинарные меры по отношению к ребенку. Эти карточки перемешиваются, родители распределяются по парам. Каждая пара вытягивает себе карточку с описанием ситуации, которую надо решить с помощью предоставления выбора и логических последствий. Затем происходит групповое обсуждение найденных решений.

 

 

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ «ПОДДЕРЖКА»

Цель: знакомство с концепцией эффективного и неэффективного одобрения.

Перед родителями ставится задача найти как можно больше различных способов поверить в силы ребенка самому и дать ему это почувствовать. Принимаются самые нереальные, нестандартные решения. Важно стимулировать творчество, способность взглянуть на проблему и своего ребенка по-новому.

В дополнение к способам, найденным родителями в результате «мозгового штурма», психолог предлагает познакомиться с понятиями неформального общения, поддержки, семейного совета.

 

«НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ»

Цель: знакомство с понятием неформального общения.

Группа делится на «родителей» и «детей». «Дети» выходят за дверь, каждый придумывает проблему, с которой он хотел бы обратиться к «родителю». «Родители» же получают инструкцию не реагировать на просьбы ребенка под предлогом занятости, усталости и т.п. В течение нескольких минут идет ролевое проигрывание ситуаций. Затем участники меняются ролями. Однако новые «родители» получают противоположную инструкцию: отреагировать на слова ребенка максимальным вниманием, отзывчивостью, предложить свою помощь и поддержку. Обсуждение чувств участников завершается определением понятий формального (закрытого, равнодушного, неискреннего) и неформального (открытого, эмпатийного, искреннего) общения.

 

«ПОХВАЛА И ПОДДЕРЖКА»

Родители работают в парах. В течение 5-7 минут каждой паре необходимо придумать примеры по следующей схеме: Ситуация – Похвала – Поддержка.

«СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ»

Родителям предлагается закрыть глаза и определить те части тела, которые в данный момент наиболее напряжены. Затем в парах родители помогают друг другу мягкими массажными движениями снять напряжение. Здесь уместно поговорить о важности телесного контакта для благоприятных взаимоотношений.

 

 

«ОХАПКА ОБЯЗАННОСТЕЙ»

Одного из родителей спрашивают, сможет ли он пройти по обозначенной на полу линии. Затем дают ему в руки коробки, символизирующие разного рода обязанности, которые «должен» выполнять родитель. С охапкой этих «обязанностей» пройти по линии уже куда сложнее. Интерпретируя эту аллегорию, родители приходят к выводу о том, что чрезмерная загруженность обязанностями по отношению к ребенку не позволяет видеть перспектив, «зашумляет» воспитательную стратегию, лишая ее цельности и гармоничности.

Единственная реальная защита ребенка от опасностей – это его здравый смысл и знание, что только он сам должен распознать эти опасности и принять по отношению к ним соответствующие решения.

 

«ПАРНОЕ ПРИСЕДАНИЕ»

Цель: осознание степени равноправия в актуальных взаимоотношениях с ребенком.

Родители работают в парах: необходимо стать друг к другу спиной, облокотившись о партнера так, чтобы и одному, и другому было достаточно удобно. Затем без помощи рук пары должны присесть и встать, что возможно сделать только при равномерном распределении нагрузки между участниками взаимодействия.

 

 

«О КОМ Я ЗАБОЧУСЬ»

Необходимо составить список людей, о которых каждый участник заботится на данном этапе своей жизни. Как правило, люди забывают внести в этот список себя, на что и призвано обратить внимание данное упражнение.

 

 

«ВЕСЫОБЯЗАННОСТЕЙ»

Предлагается составить два списка: первый – «Мои обязанности по отношению к ребенку»; второй – «Обязанности ребенка по отношению ко мне». Сопоставление, «взвешивание» этих списков дает повод для обсуждения степени справедливости сложившейся ситуации.

Забота родителя о себе – необходимое условие гармоничных взаимоотношений с ребенком.

 

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Группа делится на две команды, каждая из которых должна в течение определенного времени привести как можно больше аргументов в пользу тезиса: «Заботясь о себе, мы заботимся о своей семье».

 

«ЛАВИНА»

Это упражнение описано в книге Ф.Зимбардо: «Представьте, что ваш дом занесло снегом во время выходных, вы не можете ни выбраться, ни связаться с кем-нибудь, ни получить помощь раньше понедельника. Вы совсем одни, у вас нет никаких обязанностей, никакой домашней работы. Придумайте, как вы используете эту критическую ситуацию, чтобы создать себе веселое времяпровождение. У вас есть хорошая еда, вино, музыка, книги, игры, горячая вода, ручка и бумага, но нет телевизора и радио». После того, как работа завершена, участникам предлагается осуществить эти планы в ближайший выходной: «Стоит ли ждать, когда ваш дом занесет снегом?».

В процессе обсуждения этого упражнения родители составляют список понравившихся им способов позаботиться о себе.

 

«ПАРАДОКСАЛЬНАЯ СОЦИОМЕТРИЯ»

На листе бумаги расположены по кругу имена всех членов группы. Участники по очереди проводят от своего имени стрелку к имени того участника, который им больше всех нравится, произнося при этом такую фразу: «Я тебя люблю, но мне не нравится, что ты...».

 

ГРУППОВАЯ СКАЗКА «СЕМЬЯ НА ЗАВИСТЬ»

Цель: осознание и осмысление способов конструктивного и деструктивного семейного взаимодействия

Этап 1.Инструкция. Сейчас мы с вами будем развивать сюжет сказки про семью, в которой, как говорится, «всё плохо», всё друг друга не понимают и достаточно холодно относятся друг к другу. Я начну сказку, а следующий – дополнит.

«Жила-была одна семья…»

Обсуждение.

Каков получился сюжет сказки? В чем вы видите причины плохих отношений и непонимания в «сказочной» семье? Можете ли вы найти в сюжете сказки то, что напоминает отношения в вашей семье?

Этап 2.Инструкция.Теперь мы будем создавать сказку про семью, в которой всё достаточно хорошо понимают друг друга, терпимы друг к другу, заботливы. Я начну, а следующий – дополнит.

«Жила-была одна семья…».

Обсуждение.

Каков сюжет этой сказки? Можно ли, и если да, то почему, назвать данную семью благополучной с психологической точки зрения? Что, на ваш взгляд, является главным условием хороших отношений в семье? Давайте продумаем, как можно семье со сложными отношениями стать достаточно гармоничной и «уютной».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: