Развитие института административных регламентов в России
Административный регламент в современной практике правового регулирования управленческой деятельности является необходимым инструментом регламентации административных процедур. Развитие института административных регламентов было в значительной степени обусловлено началом административной реформы в Российской Федерации.
Условно можно выделить несколько основных этапов становления и внедрения в практику управленческой деятельности административных регламентов.
Впервые административный регламент как правовая категория был закреплен в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».[1]
В частности, в ч.1 ст.47 указанного закона определялось, что профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. Однако в указанной статье, устанавливавшей элементы содержания должностного регламента как локального административно-служебного правового акта, не определялось даже примерное содержание термина «административный регламент федерального органа исполнительной власти».
Соответствующий термин не упоминался в иных статьях Закона.[2]
Следующим этапом «легализации» института административных регламентов федеральных исполнительных органов стало утверждение Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. №30 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.[3] Новеллой этого правового акта стало закрепление положения о том, что регламент федерального органа исполнительной власти, административные регламенты исполнения государственных функций, административные регламенты предоставления государственных услуг и должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти составляют административный регламент федерального органа исполнительной власти.
В этот период был закреплен перечень актов, входящих в состав административного регламента федерального органа исполнительной власти, и сформировался комплекс взаимосвязанных актов, регламентирующих различные аспекты деятельности органа власти.
Развитию феномена административных регламентов также способствовало утверждение Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. №452 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти.[4]
Очередной этап административной реформы связан с разработкой и утверждением административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг.
Требования к содержанию и порядку разработки административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг были установлены Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. №679 «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».[5]
В последующем, в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 гг. акцент был сделан на развитие именно административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.[6]
Таким образом, административные регламенты призваны были упорядочить административные процедуры, устранить избыточные административные процедуры и действия, сократить количество документов, представляемых заявителями, и сроки осуществления административных процедур, конкретизировать ответственность должностных лиц.
На этапе реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 гг. идея административного регламента как регулятора административных процедур, а также как одного из ключевых инструментов закрепления результатов административной реформы получила окончательное оформление. Тем не менее, административный регламент как правовая категория продолжал эволюционировать под давлением новых институтов, возникших в результате проведения административной реформы.