Определение проблемы, целей и методов исследования.




Типы марк-га

Конверсионный маркетинг – тип маркетинга, применяемый в условиях отрицательного спроса, его задачей является изменение отношения к продукту путем модификации продукта, снижения цены и более эффективного его продвижения.

Стимулирующий маркетинг – тип маркетинга, применяемый при отсутствии спроса, задачей которого является поиск и проведение мероприятий по развитию интереса у потребителей к конкретному товару.

Развивающий маркетинг – тип маркетинга, применяемый в условиях скрытого спроса, его задачей является оценка размера потенциального рынка и разработка эффективных продуктов, чтобы превратить потенциальный спрос в реальный.

Ремаркетинг – тип маркетинга, применяемый в условиях падения спроса, задачей которого является восстановление спроса с помощью проникновения на новые рынки, изменения свойств товаров.

Синхромаркетинг – тип маркетинга, применяемый в условиях колебания спроса, его задачей является сглаживание спроса с помощью гибких цен, перехода на другие сегменты рынка.

Поддерживающий маркетинг – тип маркетинга, применяемый в условиях полноценного спроса, задачей которого является поддержание существующего спроса с учетом изменения предпочтений и конкурентной среды на рынке.

Демаркетинг – тип маркетинга, применяемый в условиях чрезмерного спроса, его задачей являются поиск и применение способов и методов, способствующих снижению спроса.

Противодействующий маркетинг – тип маркетинга, применяемый в условиях нерационального (иррационального) спроса, задачей которого является убеждение потребителей отказаться от своих привычек, распространяя устрашающие сведения, резко поднимая цены и ограничивая доступность товара.

Формы марк-га

- Промышленный маркетинг или маркетинг от предприятия к предприятию. Особенность данной формы маркетинга состоит в том, что компания имеет дело с другими организациями, а не с конечными пользователями продукта.

- Коммерческий маркетинг. Осуществляется на предприятиях, целью которых является получение прибыли

- Некоммерческий маркетинг. Осуществляется в некоммерческих предприятиях и организациях (муниципальные предприятия, школы, больницы, политические партии и пр.)

- Международный маркетинг. Это маркетинг товаров и услуг за пределами страны, где находится предприятие.

- Потребительский маркетинг. Определенный комплекс действий направленных на прямой контакт с клиентом.

- Национальный маркетинг. Осуществляется в рамках региона (области, района, локальной территории)

- Инвестиционный маркетинг. Это относительно новое направление, служит для обеспечения руководителей компаний, надежной, достоверной, полной и своевременной бизнес-маркетинговой информацией о рынке, структуре и динамике спроса, предпочтениях корпоративных и частных инвесторов.

- Маркетинг услуг. Маркетинг, задачей которого является продвижение услуг компании на рынок.

- Маркетинг организации. Маркетинговая деятельность, предпринимаемая с целью создания и поддержания благоприятного имиджа организации

- Эгомаркетинг (персональный маркетинг). Маркетинговая деятельность конкретного лица. Используется политическими деятелями, спортсменами, предпринимателями и др. в целях повышения своей популярности и расширения своего дела.

- Социальный маркетинг. Маркетинговая деятельность, связанная с разработкой, реализацией и контролем социальных программ, направленных на повышение уровня восприятия определенных слоев общественности к определенным социальным идеям, движениям или практическим действиям.

- Социально- этический маркетинг. Вид маркетинговой деятельности, ориентированный на перспективу, главным принципом которой является принятие решений, исходя из запросов потребителей, требований самого предприятия и долгосрочных интересов общества

- Маркетинг идей. Использование маркетинга к определенным социальным идеям – снижение уровня курения, потребления алкоголя, прекращение потребления наркотиков, защита окружающей среды и пр.

- Маркетинг места. Маркетинговая деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения отношений или поведения людей применительно к отдельным местам: маркетинг зон хозяйственной деятельности (местоположение заводов, магазинов и пр.), маркетинг зон отдыха (привлечение туристов в конкретные регионы, города, страны и пр.), региональный маркетинг (маркетинг городов, регионов и пр.)

- Макромаркетинг. Маркетинг ответственен за достижение социальных целей. Соответственно выделяют: маркетинг как технологию, обеспечивающую поддержку жизнеобеспечению; маркетинг как технологию мобилизации и расширения экономических ресурсов; качественные и количественные характеристики товаров, определяемые маркетингом; социальные последствия маркетинга

4. Развитие маркетинга в России. Современные тенденции в развитии маркетинга.

Можно выделить несколько периодов в развитии российского маркетинга. В 1880-1917 гг. (первый период) шло быстрое развитие промышленного потенциала России на основах предпринимательства. В практике российского предпринимательства этого времени использовалось много элементов маркетинга, в частности печатная и настенная реклама, некоторые элементы PR. Например, в России организовывалось много промышленных выставок и ярмарок (на знаменитой Нижегородской ярмарке определялись европейские иены на ряд товаров, например на зерно). Однако целостной системы маркетинга в России не существовало.

Бурное развитие в России маркетинг получает во время развития промышленности в начале XX в. (второй период), однако в советской экономике отношение к маркетингу было негативным и как наука он не изучался. В России интерес к маркетингу как рыночной концепции управления производством и реализации товаров и услуг, ориентированной на установленный платежеспособный спрос, начал особенно активно проявляться в середине 70-х гг. (третий период). Но административно-командная система, которая существовала в то время в рамках централизованного механизма управления, планирования и распределения, не способствовала применению маркетинга на внутреннем рынке, так как отсутствовала свобода реализации рыночных возможностей для хозяйствующих субъектов.

Особенно активно маркетинг в России стал развиваться с начала 90-х гг. (четвертый период), когда был принят Закон о собственности (1990 г.).

Анализ маркетинговой деятельности в России показывает, что в большинстве случаев она осуществляется бессистемно и эпизодически в виде решения отдельных маркетинговых задач, чаше всего связанных со сбытом товара, воспринимается как грубое навязывание товаров, психологическая обработка и манипулирование поведением потребителя.

Современные тенденции в развитии маркетинга

1. Переход от массового маркетинга к маркетингу сегментов и ниш и далее к индивидуализированному маркетингу.

2. Ориентация на создание потребительских ценностей, на переход от задач обычной продажи товаров («сделки») к решению проблем, возникающих у потребителей, к изготовлению на заказ («кастомизация»). Развитие маркетинга отношений, концепции «пожизненной ценности клиентов».

3. Стирание различий между продуктами и услугами, покупа­телями и продавцами, компаниями и их окружением.

4. Более глубокое понимание сущности маркетинговых инст­рументов:

• товар (продукт, услуга) — полезность;

• цена — воспринимаемая ценность;

• распределение (сбыт) — доступность;

• продвижение (реклама) — информированность.

5. Переход от ориентации на текущую прибыль к ориентации на обеспечение долговременных денежных потоков, повышение акционерной стоимости компании.

6. Рост нематериальных активов компании и формирование ма­рочного капитала.

7. Максимальное приспособление маркетинговой деятельнос­ти к новой информационной среде.

5. Маркетинговая информационная система и ее подсистемы.

Маркетинговая информационная система (МИС) – система всей информации, необходимой для осуществления фирмой маркетинговых действий.

Основные функции МИС — сбор данных, их анализ, хранение и передача заинтересованным лицам. С помощью маркетинговой информационной системы из различных источников (внешних и внутренних) собирается необходимая информация, обрабатывается и передается лицам, принимающим решения (см. схему работы МИС).

Сама маркетинговая информационная система состоит из четырех подсистем:

  • Система внутренней отчетности отвечает за сбор, обработку анализ внутренних данных. В распоряжении компании всегда находится очень ценная информация о запасах, объемах продаж, затратах на рекламу, выручке. Система внутренней отчетности позволяет сохранить эти данные и преобразовать в удобную для работы форму, в результате чего можно анализировать прибыльность конкретных товаров / услуг, каналов распределения, потребителей, динамику объемов продаж и т.п.
  • Система анализа внутренней маркетинговой информации представляет собой разовый анализ внутренней информации, проводимый для достижения конкретной цели (например, анализ изменения объема продаж товара после изменения его цены либо проведения рекламной кампании). Подобный анализ проводится всякий раз, когда в этом появляется необходимость.
  • Система наблюдения за внешней средой включает в себя отслеживание изменений в законодательстве, экономическом состоянии страны/региона и уровне доходов граждан, изменений в технологии производства товаров компании, появлении новых технологий и новых конкурентных товаров, и т.п. Например, бильярдной компании, действующей на рынке Санкт-Петербурга, необходимо отслеживать изменения в федеральном и местном законодательстве, изменении уровня благосостояния жителей города, тенденции в изменении форм проведения досуга, падение/рост популярности игры в бильярд, появление новых технологий в изготовлении бильярдных столов, шаров, киев и другого оборудования, и другие факторы. Все эти параметры в будущем могут повлиять на бизнес компании, поэтому необходимо своевременно их распознавать и корректировать деятельность в соответствии с их изменением.
  • Система маркетинговых исследований: специальные маркетинговые исследования являются составной частью маркетинговой информационной системы и отличаются от систематического наблюдения за внешней средой своей целевой направленностью — маркетинговые исследования, как правило, проводятся для получения информации по конкретному вопросу для решения вполне конкретной проблемы.

6.Классификация и методы сбора маркетинговой информации.

Маркетинговая информация – это знания, сведения, данные о каком-либо объекте, событии, процессе или явлении, необходимые для подготовки и принятия маркетинговых решений.

Первичная информация – это информация об объекте исследования, полученная непосредственно от источника (в момент возникновения) в результате специально проведенных для решения конкретных проблем так называемых полевых маркетинговых исследований.

Вторичная маркетинговая информация - данные, собранные и обработанные в ходе ранее проведенного маркетингового исследования, цели и задачи которого отличались от поставленных в новом конкретном исследовании.

Основными источниками получения маркетинговой информации являются:

  • Интервью и опросы;
  • Регистрация (наблюдение);
  • Эксперимент;
  • Панель;
  • Экспертная оценка.

Интервью (опрос) - выяснение позиции людей или получение от них справки по какому-либо вопросу. Опрос - это наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Приблизительно 90% исследований используют этот метод. Опрос может быть устным (личным) или письменным.

Наблюдение (регистрация) представляет собой форму маркетинговых исследований, с помощью которых осуществляется систематическое, планомерное изучение поведения того или иного объекта или субъекта. Наблюдение, в отличие от опроса не зависит от готовности наблюдаемого объекта сообщать информацию. Наблюдение - это процесс открытого или скрытого от наблюдаемого сбора и регистрации событий или особых моментов, связанных с поведением изучаемого объекта. Предметом наблюдений могут быть свойства и поведение индивидуумов; перемещение вещей, товаров и т.п. Недостатком наблюдений является невозможность выявления мнений, представлений, знаний людей. Поэтому на практике наблюдения обычно используются совместно с другими методами исследований.

Эксперимент - это исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов. Эксперименты подразделяются на лабораторные, проходящие в искусственной обстановке (тест продукта), и полевые, протекающие в реальных условиях (тест рынка). Основными недостатками, данного метода являются значительная стоимость и длительность проведения, что существенно ограничивает применение этого метода в практических исследованиях.

Панель - это повторяющийся сбор данных у одной группы опрашиваемых через равные промежутки времени. Таким образом, панель - это вид непрерывной выборки. Она позволяет зафиксировать изменения наблюдаемых величин, характеристик. Панельный опрос используют при изучении мнений потребителей определенной группы за какой-либо промежуток времени, когда определяются их потребности, привычки, вкусы, рекламации. Недостатками использования панелей являются: "смертность" панели, проявляющаяся в постепенном отказе участников от сотрудничества или переходе в другую потребительскую категорию, и "эффект панели", заключающийся в сознательном или бессознательном изменении образа поведения участников, находящихся под длительным контролем.

Экспертная оценка - это оценка исследуемых процессов квалифицированными специалистами - экспертами. Подобная оценка особенно необходима, когда невозможно получит неопосредованную информацию о каком-либо процессе или явлении. На практике для проведения экспертных оценок чаще всего применяют дельфи-метод, метод мозговой атаки и метод синектики.

Дельфи-метод - форма опроса экспертов, при которой их анонимные ответы собираются в течении нескольких туров и через ознакомление с промежуточными результатами получают групповую оценку исследуемого процесса.

Метод мозговой атаки заключается в неконтролируемой генерации и спонтанном переплетении идей участниками группового обсуждения проблемы. На этой базе возникают цепочки ассоциаций, которые могут привести к неожиданному решению проблемы.

Синектика считается методом с высоким творческим потенциалом. Идея метода заключается в постепенном отчуждении исходной проблемы путем построения аналогий с другими областями знаний. После многоступенчатых аналогий производится быстрый возврат к исходной задаче.

7. Сущность маркетинговых исследований и их виды. Этапы маркетинговых исследований

Маркетинговое исследование — это систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и сведений, относящихся к конкретной рыночной ситуации, с которой пришлось столкнуться предприятию.

Виды В зависимости от целей:

– разведочные исследования – исследования, направленные на сбор информации, необходимой для наилучшего определения проблем и выдвигаемых предположений (гипотез);
– описательные исследования – исследования, направленные на описание проблем, ситуаций, объектов и процессов;
– казуальные исследования – исследования, проводимые для проверки гипотез, касающихся причинно-следственных связей.

Этапы маркетингового исследования:

1. Формулирование проблемы ситуации;

2. Предварительное планирование исследования;

3. Согласование с руководством;

4. Получение, сбор информации;

5. Обработка и подготовка информации;

6. Экономическая оценка;

7. Подведение итогов.

8. Направления и объекты маркетинговых исследований.

К основным направлениям маркетинговых исследований относят следующие исследования:

— рынка;

— потребителей;

— конкурентов;

— товара;

— цены;

— товародвижения;

— продвижения.

Каждое из этих направлений включает в себя ряд показателей, анализ которых позволяет дать общую характеристику его состояния. Например, при изучении рынка важно знать объемы продаж товаров в динамике, ассортимент товаров, спрос, сегменты рынка и др.

В маркетинговых исследованиях могут быть следующие объекты и показатели:

1) масштаб рынка: объем, структура, динамика продаж (сбыт, реализация), предложение, спрос на МФТ и услуги;

2) тенденции развития рынка: темпы роста и тренды продаж, цен, прибыли и т.д.;

3) характеристики устойчивости рынка: вариабельность продаж, цен; сезонные колебания и цикличность развития;

4) жизненные циклы товаров, услуг: динамика реализации с момента внедрения на рынок;

5) сегментация рынка и потребителей: целевые сегменты рынка и целевые аудитории потребителей;

6) конъюнктурные оценки рыночной ситуации — оценка состояния рынка с привлечением экспертов и др.

9. Бенчмаркинг как вид маркетинговых исследований

Бенчмаркинг (англ. Benchmarking) — это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования компании с целью улучшения собственной работы. Он в равной степени включает в себя два процесса: оценивание и сопоставление.

Обычно за образец принимают «лучшую» продукцию и маркетинговый процесс, используемые прямыми конкурентами и фирмами, работающими в других подобных областях, для выявления фирмой возможных способов совершенствования её собственных продуктов и методов работы.

Бенчмаркинг можно рассматривать как одно из направлений стратегически ориентированных маркетинговых исследований.

Недостатки: трудность получения объективных показателей из-за закрытости компаний, в том числе собственной. Существующие системы финансового и налогового учёта не всегда позволяют получить реальные данные по тем или иным направлениям деятельности.

Виды бенчмаркинга

· Бенчмаркинг конкурентоспособности - измерение характеристик предприятия, исследования специфических продуктов, возможностей процесса или административных методов и сопоставление их с характеристиками конкурентов.

· Внутренний бенчмаркинг - сопоставляются характеристики производственных единиц со схожими бизнес-процессами внутри организации.

· Функциональный бенчмаркинг - сравниваются определённые функции двух или более организаций в том же секторе.

· Бенчмаркинг процесса - сравниваются показатели определённых процессов и ограниченных функций с предприятиями, у которых лучшие характеристики в аналогичных процессах.

При проведении бенчмаркинга можно выделить этапы:

· Определение объекта бенчмаркинга

· Выбор партнера по бенчмаркингу

· Поиск информации

· Анализ

· Внедрение

10.Понятие маркетинговой среды компании, ее структура.

Маркетинговая среда фирмы — совокупность субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и влияющих на возможности предприятия устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами успешные взаимовыгодные отношения сотрудничества.

А) Внешняя среда:

-Микросреда – это непосредственное окружение фирмы: поставщики, конкуренты, маркетинговые посредники, контактные аудитории и клиенты, имеющие отношение и оказывающие влияние на выполнение ею своих функций.

-Макросреда – совокупность факторов, оказывающих влияние на микросреду (демографические, политические, эк, технич.)

Б) Внутренняя среда характеризует потенциал предприятия его производственные и маркетинговые возможности.(квалификация персонала, финансовые возможности, использование технологии имидж предприятия)

11. Методика проведения комплексного исследования товарного рынка.

Маркетинговые исследования – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед предприятием маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчёт о результатах. Предприятие проводит маркетинговые исследования или собственными силами – отделом маркетинга, или специализированными организациями. Наиболее типичными задачами исследователей маркетинга являются: изучение характеристик рынка, замеры потенциальных возможностей рынка, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение тенденций деловой активности, изучение товаров конкурентов, краткосрочное прогнозирование, изучение реакции на новый товар и его объём, долгосрочное прогнозирование, изучение политики цен.

Общая схема проведения маркетингового исследования:

Определение проблемы, целей и методов исследования.

1.1. Определение потребности в проведении маркетинговых исследований.

1.2. Определение проблемы и формулирование целей маркетинговых исследований.

1.3. Выбор методов проведения маркетинговых исследований.

2. Разработка плана исследований.

2.1. Определение типа необходимой маркетинговой информации и источников ее получения.

2.2. Определение методов сбора необходимой информации.

2.3. Разработка форм для сбора данных.

2.4. Разработка выборочного плана и определение объемов выборки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: