Задачи службы маркетинга вытекают, по существу, из основных принципов маркетинга. В число обязательных задач должны входить:
· сбор, обработка и анализ информации о рынке, спросе на продукцию компании;
· подготовка данных, необходимых для принятия решений по эффективному использованию производственного, финансового, сбытового и тому подобного потенциала в соответствии с требованиями рынка;
· активное воздействие на формирование спроса и стимулирование сбыта.
Функции службы маркетинга
Служба маркетинга призвана обеспечить выполнение всех функций маркетинга в компании.
1. Комплексное изучение рынка:
· исследование и анализ основных показателей рынка {емкость, конъюнктура, конкурентная среда и т.п.);
· прогнозы развития спроса (долго- и краткосрочные);
· изучение потребителей (отношение к товару, фирме, мотивы поведения, предпочтения и т.п.);
· анализ конкурентов (маркетинговая политика, сильные и слабые стороны и т.п.);
· сегментирование рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование и т.п.;
· определение ключевых компетенций компании;
· разработка маркетинговой стратегии и оперативных планов, проведение анализа и контроля на целевых рынках.
2. Формирование ассортиментной политики предприятия:
· разработку продуктовых линий и ассортимента;
· оценку состояния и повышение уровня конкурентоспособности продуктов;
· подготовку предложений по разработке новых продуктов;
· управление торговыми марками.
3. Определение ценовой политики предприятия и управление ценообразованием:
· выбор методов ценообразования;
· разработку системы скидок;
· разработка маркетинговой политики.
4. Создание маркетинговых каналов и выбор методов продажи продуктов компании:
· формирование маркетинговых каналов (каналов распределения/дистрибуции);
· выбор торговых посредников;
· анализ и прогноз объема и структуры продаж;
· разработку форм и методов реализации товаров.
5. Развитие маркетинговых коммуникаций:
· разработка и проведении рекламных и PR кампаний;
· участие в престижных некоммерческих мероприятиях;
· проведение выставок, презентаций, демонстраций;
· поощрение покупателей;
· стимулирование работников сбыта и продавцов;
· формирование положительного имиджа компании.
Права службы маркетинга
1. Служба маркетинга разрабатывает и представляет на утверждение руководству компании:
· планы маркетинга на долго-, средне-и краткосрочные периоды;
· предложения по взаимосвязям и координации деятельности службы маркетинга с другими подразделениями компании;
· предложения о поощрении работников службы маркетинга и других функциональных и линейных служб за успехи в реализации маркетинговых усилий компании.
2. Служба маркетинга разрабатывает и согласовывает:
· финансовые документы и кадровые вопросы, связанные с деятельностью подразделений, которые входят в службу маркетинга;
· проекты отчетных и прогнозных документов, касающихся маркетинговой деятельности компании.
21.Маркетинговое планирование и виды планов маркетинга. Структура плана.
Под планированием маркетинг а понимается логическая последовательность отдельных видов деятельности и процедур по постановке целей маркетинга, выбору стратегий маркетинга и разработке мероприятий по их достижению за определенный период исходя из предположений о будущих вероятных условиях выполнения плана, т.е. это деятельность по разработке различных видов плана маркетинга
Планирование — это вид деятельности, связанные с постановкой задач и действий в будущем. План оптимального распределения ресурсов для достижения поставленной цели.
Планирование в маркетинге направлено на решение следующих главных проблем:
§ определение целей (например, дифференциация товаров с учетом выбранных сегментов рынка, освоение новых товаров или рынков, решение проблемы конкурентоспособности и др.), а также основных принципов и критериев оценки самого процесса планирования;
§ формирование структуры и резервов частных планов, характера их взаимной связи (например, увязка планов реализации товаров на отдельных сегментах рынка, сбытовой и производственной деятельности зарубежных отделений и филиалов и т. д.);
§ определение характера исходных данных, необходимых для планирования (состояние и перспективы рынка, текущие и предполагаемые в перспективе потребности конечных пользователей продукции предприятия, прогнозные данные об изменении товарной структуры внешних рынков и т. п.);
§ определение общей организации процесса и рамок планирования (уровни компетенции и ответственности управляющих, права и обязанности организационно-структурных подразделений предприятия и т. п.).
Маркетинговый план - это документ, в котором сформулированы основные цели маркетинга товаров и услуг компании и пути их достижения.
В традиционном понимании планы обычно подразделяются в зависимости от того, на какой период времени они рассчитаны, например:
· долгосрочные планы
· среднесрочные планы
· краткосрочные планы
Долгосрочное планирование направлено на оценку общих экономических и мировых тенденций на много лет вперед. Оно определяет направленный на обеспечение роста соответствующие долгосрочным ее задачам стратегии компании, что имеет особое значение для предприятий таких отраслей, как оборонная промышленность, космонавтика и т.д.
Среднесрочное планирование более практично и занимает период не более 2-5 лет (обычно 3 года). Среднесрочное планирование больше привязано к жизни, поскольку касается недалекого будущего. Среднесрочный «стратегический план» основывается на тех же стратегиях, что и долгосрочный, но основные решения должны осуществляться за более короткий срок.
Краткосрочное планирование (и бюджетирование) обычно охватывает период до одного года и предполагает разработку «бизнес-планов» и сопряженных с ним бюджетов. В таких планах рассматривается ближайшее будущее и детали того, что компания намеренна предпринять за период.
В план маркетинга обычно включаются:
§ краткосрочные и долгосрочные цели фирмы;
§ результаты прогнозирования рынков;
§ маркетинговые стратегии деятельности фирмы на каждом рынке;
§ инструменты реализации маркетинговых мероприятий;
§ процедуры контроля выполнения плана маркетинга.
22. Анализ маркетинговых возможностей предприятия. Система целевых показателей маркетинга.
Маркетинговые возможности предприятия представляют собой сложившееся сооношение определенной области потребительских нужд и реальных ресурсов (потенциала) предприятия по их удовлетворению для получения прибыли. Маркетинговые возможности — это привлекательные направления усилий предприятия на рынке (участках рынка) для получения прибыли.
Анализ маркетинговых возможностей является необходимой предпосылкой для принятия маркетинговых решений и планирования действий по их реализации на практике. Используются следующие методы для анализа маркетинговых возможностей предприятия:
• ситуационный анализ;
• STEP-анализ;
• SWOT-анализ;
• GAP-анализ.
Ситуационный анализ
Сущность методики ситуационного анализа заключается в последовательном рассмотрении (по выбранному кругу) элементов внешней и внутренней среды маркетинга и оценке их влияния на маркетинговые возможности предприятия.
Существуют типовые вопросники по каждому из элементов, но они также могут разрабатываться самостоятельно самим предприятием. Ответы на вопросы можно получать как индивидуальным, так и групповым способами (экспертные оценки).
Основное внимание при проведении ситуационного анализа уделяется изучению положения предприятия в ее фирменной среде (или микросреде): знание состояния рынка, учет поведения потребителей, оценка реакции предприятия на действия конкурентов, политика относительно поставщиков и посредников и др.
Метод SWOT-анализа состоит в последовательном изучении, анализе внутреннего состояния организации и определении ее сильных сторон и недостатков, а также возможностей и угроз, которые представляет развитие внешней среды.
В анализ SWOT входят следующие компоненты:
-изучение тенденций показателей развития фирмы,
-анализ ресурсов,
-анализ возможностей использования преимуществ и недостатков фирмы,
-определение целей и задач фирмы,
- исследование внешней среды с целями определения возможностей и угроз.
STEP — анализ - анализ влияния внешней среды, ее влияния с точки зрения правовой, политической, социально-демографической, экономической, научно-технической, экологической, культурной характеристик.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
- Текущее законодательство на рынке, нормы
-Государственное регулирование конкуренции
-Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:
-Экономическая ситуация в стране
-Уровень инфляции
-Налогообложение
-Обменные курсы валют
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ:
-Базовые ценности
-Тенденции образа жизни
-Мода и образцы для подражания
-Потребительские предпочтения
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:
-Изменение и адаптация новых технологий
-Потенциал инноваций
-Доступ к технологиям, лицензирование, патенты
GAP-анализ представляет собой анализ стратегического разрыва («щели»), позволяющий определить расхождение между желаемым и реальным в деятельности предприятия.
Желаемое в деятельности предприятия определяется видением того, что оно хочет достигнуть в своем развитии, позволяет устанавливать желаемую «высоту планки» стратегических притязаний. Реальное — это то, чего фактически может добиться предприятие, сохраняя свою нынешнюю политику без изменений. Таким образом, GAP-анализ можно назвать «организованной атакой на разрыв» между желаемой и реальной действительностью предприятия.
Маркетинговые возможности во многом определяются набором законодательных актов, регулирующих внешнюю среду предприятия. Например, законом о конкуренции, о защите прав потребителей, о товарных марках и рядом других правовых актов. Указанными законами регулируются антимонопольная политика, конкурентная среда и формы конкуренции, определение границ рынка, деятельность естественых монополий и т.д., определяются охраняемые законом права потребителей, устанавливается ответственность за нарушение этих прав.
23. Стратегия и тактика маркетинга. Виды стратегий маркетинговой деятельности.
21) Стратегия маркетинга - формирование целей, достижение их и решение задач предприятия-производителя по каждому отдельному товару, по каждому отдельному рынку на определенный период.
Наиболее распространенными стратегиями маркетинга являются:
1. Проникновение на рынок. Такую стратегию используют новые компании либо фирмы, расширяющие поле своей деятельности.
2. Развитие рынка- нацелено на привлечение новых пользователей. Это может быть достигнуто путем расширения территории внедрения товара или привлечения новых групп потребителей в пределах уже освоенной территории.
3. Разработка товара. Необходимо, чтобы товар был принципиально нов и в нем нуждались потребители.
4. Диверсификация - связана с расширением деятельности фирмы, организация производит новый товар, принципиально отличающийся от её прежней продукции, и, следовательно, выпускаемый на новый для неё рынок
Тактика маркетинга - формирование и решение задач предприятия на каждом рынке и по каждому товару в конкретный период времени (краткосрочный) на основе стратегии маркетинга и оценки текущей рыночной ситуации при постоянной корректировке задач по мере изменения конъюнктурных и других факторов: например, изменение индекса цен, обострение конкурентной борьбы, сезонное падение спроса, уменьшение интересов покупателей к товару и другое.
Примерами постановки тактических задач могут быть следующие:
- Провести усиленную рекламную кампанию в связи с падением спроса.
-Расширить номенклатуру товара, ассортимент услуг
-Провести мероприятия по стимулированию персонала
24. Маркетинговая программа. Бюджет реализации маркетинговой программы и методы его определения
Маркетинговая программа - это документ, излагающий, обосновывающий и детализирующий маркетинговые цели и маркетинговые планы компании. Маркетинговая программа – итог проделанной работы отдела или службы маркетинга и в то же время задел на будущее.
Обычно этот документ состоит из трех частей:
• Изложение маркетинговых и финансовых целей компании;
• Обоснование планируемых маркетинговых действий компании;
• Медиа-план маркетинговой деятельности компании.
В основу маркетинговой программы ложатся:
• Результаты мониторинга рынка;
• Результаты маркетинговых исследований;
• Результаты деятельности маркетингового отдела и предприятия, в том числе результаты маркетингового аудита.
Разработка маркетинговых программ осуществляется в следующей последовательности:
›› определяются задачи и цели компании и реальные сроки их достижения;
›› оцениваются реально достижимые показатели на соответствующий период;
›› сравниваются показатели, желательные для фирмы, и показатели, наиболее реальные с позиций квалифицированного учета тенденций развития конкретных рынков и действий фирм-конкурентов;
›› анализируются основные причины, вызывающие их различие, и составляется перечень этих причин и факторов;
›› разрабатываются и анализируются средства управленческой политики, которые способны свести к минимуму возникшую разницу желаемого и реального уровней развития;
›› устанавливаются порядок и очередность применения наиболее эффективных мер для достижения желаемых результатов, а также предлагаются возможные альтернативные меры, которые могут сыграть важную роль в случае возникновения непредвиденной ситуации на рынке или неэффективности реализации основных намеченных в программе мер;
›› формулируются главные, скорректированные на реальной основе цели программы и перечисляются конкретные меры управленческой политики, в частности меры комплексного маркетинга, т. е. сводится воедино вся маркетинговая программа.
Расходы на маркетинговые исследования
· Расходы на составление прогноза развития рынка
· Расходы на изучение производственно-сбытовых возможностей предприятия; расходы на составление маркетинговой программы
· Расходы на заработную плату сотрудников маркетингового отдела предприятия
· Расходы на оплату услуг специализированных маркетинговых и рекламных организаций Расходы на оплату услуг посредников
· Расходы на предварительную и окончательную оценку эффективности данной маркетинговой программы
· Формы и методы контроля за ходом выполнения маркетингового плана; расходы на осуществление контроля за реализацией маркетинговой программы и мониторинг
· Расходы на внесение текущих корректив в маркетинговую программу в период се реализации и т.д.
25.Контроль и оценка эффективности маркетинговой деятельности.
Контроль маркетинга — процесс измерения и оценки результатов реализации стратегий и планов маркетинга, выполнения корректирующих действий, обеспечивающих достижение маркетинговых целей.
Контроль маркетинговой деятельности должен осуществляться по всем видам планов:
- Контроль оперативных планов выполняется по Факту проведенных мероприятий;
- Контроль текущих планов осуществляется соответственно по месяцам, кварталам и за год. Главное направление этого контроля — исполнение планов достижения целей. После контроля ежемесячных и квартальных планов производятся необходимые корректировки планов следующих периодов;
- Контроль стратегических планов должен производиться не реже, чем раз в год. Параллельно снова проводится анализ сложившейся ситуации и возможных изменений внешней и внутренней среды. Затем стратегические планы корректируются в соответствии с новой информацией и изменениями
Оценка маркетинговой деятельности производится периодически, на ее основе разрабатываются новые программы маркетинга. Оцениваться должно каждое из направлений маркетинговой деятельности.
Переоценка маркетинговой деятельности — по каждому направлению маркетинговой деятельности руководство компании определяет позицию фирмы. Затем проводится SWOT-анализ, на основании которого корректируются программы маркетинга и определяются направления маркетинговой деятельности.
Оценка эффективности маркетинга — производится для отдельных стратегических бизнес-единиц (СБЕ) и фирмы в целом.
Эффективность маркетинга — это не только высокие прибыли, но и другие факторы: нацеленность на покупателя, маркетинговая интеграция между подразделениями, адекватность маркетинговой информации, стратегическая ориентация, оперативная эффективность.
26. Товар и его классификация в системе маркетинга.
Товар- это все, что м.б предложено на рынке вниманию потребителя, приобретено или для последующего использования или потребление ради удовлетворения какой-либо потребности, или желания.
Товары длительного пользования. Это в своем большинстве наукоемкая продукция, достаточно сложная в употреблении (пользовании). Ассортимент (выбор) этих товаров постоянно растет, что определяется новыми возможностями научно-технического прогресса и новыми потребностями людей.
Товары краткосрочного пользования. К их числу можно отнести одежду, обувь, косметику, моющие средства, продукты питания и т.п.
Товары особого спроса - товары с уникальными свойствами, например коллекции, раритеты.
Товары промышленного (производственного) назначения используются при производстве других товаров, в хозяйственной деятельности или для перепродажи другим производителям. Это оборудование, сырье, уборочные машины и пр.
Интеллектуальные товары, к которым можно отнести методики испытаний, наблюдений, проведения технологических операций, а также программы для ЭВМ, рецептуры и т.д. За последнее время рынок этих товаров выявляет тенденцию к значительному расширению ассортимента.
Каждая классификационная группа имеет важное значение, занимает определенное место на рынке, требует определенной маркетинговой стратегии, которая по отношению к различным классификационным группам не одинакова.
27. Многоуровневая модель товара Ф.Котлера. Мультиатрибутивная модель товара Ж.-Ж.Ламбена
Ф.Котлер в своей модели товара выделяет основную выгоду, предлагаемую товаром для удовлетворения базовой потребности, а также совокупность коммерческих характеристик, которые важны для адаптации товара у имеющимся у потребителя второстепенным потребностям. В зависимости от этого в модели выделено три уровня товара:
1. Первый уровень – это товар по замыслу, т.е. основная выгода.
2. Второй уровень – товар в реальном исполнении, набор полезных с точки зрения потребителя характеристик: качество, внешнее оформление, упаковка, торговая марка, функциональные свойства.
3. Третий уровень – товар с подкреплением, включает послепродажное обслуживание, гарантии, доставку, монтаж и другие дополнительные услуги, которые способствуют удобству покупки и использования товара.
Мультиатрибутивная модель продукта - это модель, связывающая в единую систему суждения потребителей относительно различных атрибутов и свойств продукта.
По классификации Ж. Ламбена указанные измерения соответственно обозначаются как
· родовые (функциональная полезность);
· периферийные (связанные с основной функцией продукта: комфортность, экономичность, обслуживание и др.);
· добавленные (не связанные с основной функцией, но расширяющие возможность удовлетворения потребителей, например зачет стоимости сдаваемого подержанного изделия при покупке нового).
28. Жизненный цикл товара: этапы и их характеристика.
Жизненный цикл товара — период времени, в течение которого товар обращается на рынке, начиная от момента выхода его на рынок и заканчивая его уходом с рынка.
Жизненный цикл товаров можно разделить на несколько основных этапов: