Психолого - возрастные особенности детей, отдыхающих в летнем оздоровительном лагере.




План изучения темы

1. Психолого - возрастные особенности детей, отдыхающих в летнем оздоровительном лагере.

2. Основные направления работы вожатого по формированию психологического здоровья детей в условиях ДОЛ.

3. Типичные проблемы, возникающие в лагере и способы их разрешения.

 

Психолого - возрастные особенности детей, отдыхающих в летнем оздоровительном лагере.

Чтобы добиться успеха в своей деятельности вожатый должен стать для детей и подростков не только руководителем и организатором, но и старшим товарищем, другом, к которому бы все прислушивались, человеком, умеющим чувствовать настроение, разумно реагировать на шалости, предотвращать конфликты, контролировать ситуацию. Вожатый должен помнить, что готовых рецептов для решения педагогических ситуаций нет, но есть некоторые закономерности, зная которые, можно найти свой, наиболее удачный выход, свое решение. Знание возрастных особенностей детей и подростков, характеристик физического развития, особенностей их поведения в том или ином возрасте поможет в процессе воспитательной деятельности.

Для организации деятельности вожатому необходимо иметь данные возрастных особенностей детей (физический рост и развитие; особенности поведения) следующих возрастных групп:

Младший возраст (6-9 лет). Физический рост и развитие:

o руки и ноги растут быстрее тела;

o общее управление телом хорошее;

o координация глаз и рук улучшается к 7 годам;

o сердечно-сосудистая система отстает в своем развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений;

o невелик запас прочности опорного аппарата;

o слаба мускулатура, осо­бенно спины и брюшного пресса, что повышает возможность различных травм во время игр (растяжение связок и т.д.), нарушение осанки;

Характерные особенности:

o высокий уровень активности;

o желание научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо;

o лучшая награда – похвала;

o стремление получить время на самостоятельные занятия;

o формирование целеустрем­ленности, или самоувереннос­ти, или агрессии;

o кризис 7 лет - «кризис непосредственности»;

o считают друзьями тех, кого видят чаще других;

o любознательны;

o отличаются конкретностью мышления;

o подвижны;

o не умеют долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном;

o высокий авторитет старшего товарища

Средний возраст (10-11 лет). Физический рост и развитие:

o · рост девочек опережает рост мальчиков;

o · начинается процесс полового со­зревания (сначала у девочек, потом у мальчиков);

o · учащается сердцебиение;

o · чаще появляет­ся головная боль;

o · ускоряется раз­витие скелета, рук, ног;

o · активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.

Характерные особенности:

o стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек;

o энергичны, быстры в действии, настой­чивы, инициативны;

o часты беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности;

o стремятся к большой мускульной ак­тивности, любят коллективные игры;

o шумны, спорят, влюбчивы;

o боятся поражения, чувствительны к критике;

o интересы постоянно меняются;

o мнение группы более важно и значи­мо, чем мнение взрослых;

o укрепляется волевая сфера;

o бурно проявляют эмоции;

o повышенное стремление к спорам, неуступчивость

o в контакт вступают легко, но склонны к конфликтам со сверстниками, взрослы­ми, родителями;

o стремятся «испытать» себя в активной практической деятельности;

o увлекаются коллективной деятельностью;

o выполняют легко и охотно поручения, но не безразличны к той роли, которая им выпадает;

o не увлекают далекие цели и перспекти­вы, неконкретные поручения, отвлеченные беседы;

o неудача вызывает резкую потерю инте­реса к делу.

Подростки (12-14 лет). Физический рост и развитие:

o девочки обычно выше мальчиков;

o половое созре­вание;

o быстрый рост мускулатуры;

o завершение роста скелета;

o мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 года;

o различия среди детей усиливают­ся, так как неко­торые дети уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть.

Характерные особенности:

o дети испытывают внутреннее беспокойство;

o антагонизм между мальчиками и девоч­ками, дразнят друг друга;

o мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых;

o дисциплина может страдать из-за «груп­пового» авторитета;

o стремятся к соревновательности;

o подчиняют свои интересы мнению ко­манды;

o сопротивляются критике;

o появляется интерес к заработку;

o возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности;

o отчуждение от взрослых;

o стремление утвердить свою самостоя­тельность;

o остро ощущаемая потребность в актив­ности;

o горячий энтузиазм, который быстро гаснет, если не может претвориться в какое-либо действие;

o формируется собственная точка зрения на взаимоотношения между людьми, моральные требования и оценки;

o развивается самооценка, самосозна­ние, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых.

Старшие подростки (14-16 лет). Физический рост и развитие:

o наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, у девочек к 13);

o завершается рост скелета;

o развивается мужское и женское поведение;

o завершается формирование социальных установок.

Характерные особенности:

o · ориентация на мир взрослых;

o · достижение личностного самоопределения;

o · стремление утвердится в мире взрослых индивидуально;

o · желание поставить себя в позицию взрослого;

o · мужество, одежда, смелость – важны в связи с социальной позицией;

o · девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками;

o · наблюдается беспокойство о своей внешности;

o · рождается первая любовь;

o · растет социальная активность;

o · появляется стремление к достижению независимости от своей семьи;

o · происходит выбор будущей профессии;

o · появляются крайности в поведении, например «я все знаю»;

o · возникают интимные, эмоциональные отношения между юношами и девушками;

o · «пренебрежение» к советам старших;

o · кризис независимости;

o · проявляется желание понять себя, отвечать за себя, за общее дело;

o · проявляется сознательное желание принести благо другим людям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: