Основные направления работы вожатого по формированию психологического здоровья детей в условиях ДОЛ.




К основным психолого-педагогическим условиям эффективной деятельности в детском оздоровительном лагере можно отнести:

• реализация возможностей каждого возраста, с учетом индивидуальных особенностей;

• развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей;

• создание благоприятного психологического климата в коллективе.

 

Психическое здоровье – это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной саморегуляции.
Младший возраст (6-9 лет)

Дети этого возраста нередко впервые надолго (более 20 дней) отрываются от привычных до­машних условий, расстаются с близкими людьми, ока­зываются в обществе незнакомых детей и взрослых. Боль­шинство детей этого возраста отличаются подвижностью, любознательностью, активностью и непоседливостью. Они не могут долго концентрировать внимание на каком-либо предмете или объекте, поэтому время их занятий должно быть коротким, а различные виды деятельности чередо­ваться между собой и иметь обязательно игровой харак­тер.

В эти годы дети особенно эмоционально от­носятся к требованиям лагеря и правилам внутреннего распорядка отряда. Появляется умение сопоставлять и срав­нивать наблюдаемое, критическое отношение к действи­ям и поступкам товарищей. Вместе с тем новый режим, новые нагрузки, прежде всего на психику ребенка, тре­буют разрядки, которую можно найти в играх.

Также нужно помнить, что овладение навыками и умениями в этом возрасте более эффективно проходит на уровне непроизвольного - запоминания (в частности, в игре).

Таким образом, основной вид деятельности в этом возрасте - игра. Именно игра приходит на помощь вожатому.

При организации игр нужно учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста. Они очень подат­ливы различным влияниям окружающей среды, быстро утомляются (особенно их утомляют длительные по времени однообразные движения). Это связано с их физическим развитием.

Поэтому в занятиях с детьми младшего возраста дол­жны быть максимально задействованы подвижные игры без особых нагрузок, с ограничением прыжков и бега, направленные на развитие умения лазать и пользоваться качелями.

Ребят необходимо обеспечить конкретными поручениями, но дать им творческую свободу при их выполнении. Вожатый обя­зан помнить, что перед тем, как дать любое поручение, нужно провести разъяснительную работу. Если идет убор­ка помещения, то, прежде всего, вожатый лично должен показать, как заправляется кровать, как расположить вещи в тумбочке, где находится шкаф.

Ребята этого возраста остро нуждаются в оценке своих действий, их необходимо хвалить. Малышам за их удачи обязательно нужно вручать награды. Пусть это будут самодельные медали со словами «Самому ловкому», «Са­мому веселому», «Самому находчивому» и т.д., но они дают ребенку реальное ощущение успеха, создают необ­ходимый эмоциональный подъем.

Малыши обладают небольшим опытом коллективных взаимоотношений. Поэтому отрядные вожатые должны по­заботиться о создании доброжелательной обстановки в младшем отряде, научить ребят жить в коллективе, забо­титься друг о друге, участвовать в общественно-полезных делах, бережно относиться к собственности лагеря, вы­полнять разнообразные поручения в отряде, соблюдать режим дня и дисциплину.

Средний возраст (10-11 лет)

Дети этого возраста обычно ак­тивны, жизнерадостны, заинтересованно относятся к той роли, которая им выпадает в отряде, охотно поддержи­вают товарищеские отношения, помогают друг другу в выполнении поручений, ценят в товарищах силу, лов­кость, верность дружбе. Психологи отмечают у них инте­рес к окружающему миру, любознательность, увлечение спортом.

Ребята любят разучивать песни, особенно у костра, танцы. С большой охотой участву­ют в подготовке театрализованных праздников и поста­новках, с удовольствием выступают перед малышами.

Воспитательная работа должна в основе своей иметь большое количество разнообразных и конкретных дел. Обязательно необходимо предусмотреть ролевое распределение обязанностей: каждая роль должна быть четко продуманна и постоянно оцениваться. Не стоит злоупотреблять беседами и обсуждениями: в этом возрасте детям ближе комплексные игры, КТД.

Основной деятельностью могут стать временные или постоянные поручения, с одним только условием: как и роль, каждое поручение должно быть четко обозначено содержательно, и оцениваться должен не только результат выполнения поручения, но и сам процесс выполнения.

Вожатому необходимо учитывать свойство быстрой сменяемости интересов ребят этого возраста. Они быстро отвлекаются, если не привлечь чем-либо новым и ярким их внимание; быстро бросают начатое в случаях, когда цель предстоящей деятельности слишком отделена во времени, малопонятна, непривлекательна. Ребятам лучше всегда удаются дела короткие по объему, близкие и конкретные по результатам, если от замысла до завершения всем дело ясно и понятно.

Приучайте детей определять цель и планировать собственные действия. Средство – планирование и определение целей группой или коллективной деятельностью. В процессе целеполагания и планирования роль вожатого велика, но не уникальна. Научитесь следовать за предложениями детей, выводит коллективное обсуждение формулировок и этапов к ориентирам, которые вы считаете педагогически целесообразными, но дети при этом должны знать и верить, что полученные результаты (цель, план) – их достижение.

Отрядным во­жатым, в чьем ведении дети среднего возраста, следует обращать внимание на развитие у них инициативности и самостоятельности, на воспитание организаторских способностей и ответственности за порученные дела, нрав­ственности, пробуждать интерес к познанию.

Участие и внимание вожатого очень значимы, важны, необходимо интересоваться впечатлениями, настроением, результатами выполнения (в первую очередь тех заданий, которые сами давали).

Подростки (12-14 лет)

Для ребят этого возраста отрядный вожатый – старший друг.

Подросток в значительной мере утрачива­ет прежние способы самоутверждения (как «ре­бенок вообще») и обретает новые, связанные с половой принадлежностью, утверждаясь как мальчик или как девочка. Происходит пере­оценка себя и окружающих, в прежние поня­тия вкладывается новый смысл, изменяется ви­дение привычных предметов и явлений. Вожа­тый должен помнить как о неизбежности по­вышения критичности по отношению к нему, его высказываниям и распоряжениям, советам, так и возможности стать объектом первой влюбленности. Будьте внимательны и коррек­тны, предлагайте вашим детям игры, тренин­ги, тесты с целью больше узнать о себе и своих товарищах, определиться в нормах оценки, восприятия, поведения. Необходимо помнить, что подросток стремится завоевать авторитет, признание, развивается потребность быть на уровне требований окружающих его ребят, то есть он стремится занять достойное место в сре­де сверстников, играть в ней роль, ими одобряемую. Вожатый может помочь найти свое место в коллективе (ставить в позицию ответственного, менять роли, оценивать результативность с позиции закрепления настоящей или будущей успешности и т. п.).

Старшие подростки больше считаются с мнением коллектива, поэтому отрядные вожатые и специалисты, работающие с детьми этого возраста, должны воздейство­вать на них не прямо, жестко указывая на их недостатки, а через отряд, через лидерскую группу. Замечания в фор­ме пожеланий воспринимаются с большим пониманием и доверием.

Обратите внимание на «общественное мнение» вашего отряда, в дальнейшем оно будет определять достаточно много как в жиз­ни коллектива, так и в процессе индивидуального развития каждого ребенка. Подростки стре­мятся занять определенное положение в кол­лективе. Они ставят перед собой такие цели и задачи, которые считают «себе по плечу» и, стремятся их достигнуть (хотя это не всегда со­ответствует их возможностям). Постепенно это порождает новую потребность - быть не толь­ко на уровне требований коллектива, но и на уровне своих собственных требований и своей самооценки. Вместе с тем подростки еще не могут достаточно полно анализировать свои поступки и, поэтому, нередко склонны переоценивать свои возможности, а иногда переживать чувство неуверенности в себе.

Не избегайте разговоров с каждым ребенком о его планах, взглядах на жизнь, отношении к различным явлениям и объектам. Пытайтесь понять, какие ориентиры закладываются в основу самооценки, восприятия и отношений. При необходимости воспользуйтесь специ­альными диагностическими методиками и коррекционными играми.

Подростковый возраст - это время пересмотра существующей в обществе системы норм и ценностей. В коллективе подростков нередко возникают собственные моральные требования, не совпадающие с моральными требованиями взрослых, (основа формирующейся субкультуры)

Старайтесь не противопоставлять формиру­ющейся субкультуре привнесенные из мира взрослых нормы и традиции, прежде всего, вник­ните в суть данной субкультуры, в ее проявления и требования. Сделать это возможно лишь посредством длительного, тесного контакта с детьми.

Одним из важных отрядных ежедневных мероприятий является под­ведение итогов, которое в лагере получило название «Ве­черняя свечка» или «Вечернего огонька». Подготовленные вожатые используют в процессе проведения этого мероприятия элементы тре­нинга, что способствует развитию у ребят самосознания, стремления анализировать свои поступки и желания, по­знать себя. Популярностью пользуются тематические ве­чера, как в корпусе, так и за территорией - встреча рас­света, солнца, вечер у костра, песни под гитару у костра. Такого рода мероприятия сближают детей, сплачивают временный коллектив. Работа отрядного вожатого направ­лена на то, чтобы детский коллектив стал своего рода семьей, в которой каждый бы чувствовал себя защищено, был уверен в том, что вожатый всегда придет к нему на помощь.

Не избегайте дискуссий и диспутов, круглых столов. Предлагайте детям поразмышлять и обсудить самые животрепещу­щие темы. Учите их культуре спора, аргументи­рованию и доказательству собственной точки зрения, дискуссии.

Для мальчиков - это период переживаний, особенно, когда девочки начинают проявлять интерес к старшим мальчикам. Вот и появился еще один объект для разногласий и конфликтов. Старайтесь «реабилитировать» мальчиков в гла­зах девочек: придумывайте для них работу, ко­торую только они и никто другой сделать не смо­гут (именно так и объясните девочкам, попроси­те поддержать мальчишек), включайте в план работы игры и КТД, в которых они смогут про­явить себя.

Включите в план работы деловые игры, позволяющие от­работать тот или иной навык. Закрепляйте и развивайте уже приобретенные навыки (напри­мер, планирование собственной деятельности, определение цели и задач предстоящей деятель­ности). Учитывая наличие в этом возрасте в той или иной степени выраженной рефлексии, сосре­доточьте внимание на анализе и самооценке сде­ланного, сопоставлении цели и результата, оцен­ке адекватности и действенности избранных средств. Выстройте систему работы лидеров (научите детей управлять собой и другими).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: