Несколько сглаживается конфликт мальчиков и девочек. Активизируются межличностные интересы и привязанности, которые все чаще носят ярко выраженную половую окраску (влюбленность, борьба за признание и внимание представителей противоположного пода).
Стремление к «взрослости» приводит часто к поиску собственного образа жизни и деятельности. Найдите вместе с подростком новое дело, задание, поручение, которое отличалось бы от всего того, что он делал раньше и по содержанию, и по организации, и по требованиям к личностным умениям, знаниям, навыкам.
Подросток может выполнять не только ту деятельность, которая ему интересна, но и ту, которая полезна и нужна. В этой связи еще более важное значение имеет работа над осознанием цели того или иного действия, поручении, деятельности. Подросток не будет действовать бессмысленно либо лишь как бессловесный исполнитель. Он, так или иначе, заинтересуется назначением и возможным результатом данной деятельности. Кроме того, в этом возрасте подростки могут выполнять многоэтапную деятельность, содержащую препятствия и определенные трудности. При этом также необходима сознательно поставленная цель или принятие подростком определенного решения. Им становятся под силу более значительные дела, чем кажется взрослым. Давайте им больше самостоятельности. Больше доверяйте подросткам, поручайте им все сложные дела, не бойтесь ошибок - идет нормальный процесс накопления опыта. Прислушивайтесь к их просьбам, оценкам, желаниям. Они любят осознавать свою нужность, разобраться в собственном я, почувствовать собственные силы. Помните только, что любое дело, поступок должны получить оценку. Не злоупотребляйте собственной оценкой, гораздо более эффективной будет оценка сверстников.
В отличие от младших у подростков в проявлениях активности и действенности нет стремления к получению оценки своей деятельности со стороны взрослых, чаще наоборот, похвала вызывает обратную реакцию. Особенно агрессивно воспринимают нравоучения, нотации, разговоры-разборы. Оценка деятельности должна даваться в той же форме, что и взрослому человеку: благодарность, либо выражение уверенности в том, что при более пристальном анализе сам подросток поймет, что работу надо доделать или переделать. Не пытайтесь все делать сами.
Подросток начинает задавать себе поистине философские вопросы: «Зачем живет человек? В чем смысл жизни? Какова будет жизнь в дальнейшем? Зачем живет он сам? Каким станет, когда будет взрослым?». Формируется мировоззрение и связанное с ним мироощущение. Подростка тянет к анализу, сопоставлению, постижению сути. Предоставьте ему возможность выработать свою точку зрения, поразмышлять над волнующими его вопросами. Используйте для этого все возможные средства и формы: беседуйте наедине, в группе, устраивайте коллективные обсуждения и дискуссии.
Не навязывайте свое суждение ребенку, старайтесь его «втолковать», показать значимость. Отрицательные образцы бесполезно запрещать, им необходимо противопоставить более-интересные, насыщенные, привлекательные!
Стремление к философствованию сочетается у подростков с небогатым жизненным опытом и стремлением утвердиться в собственных нормах и ценностях. Как результат - односторонность в суждениях и взглядах прямолинейность и нетерпимость, максимализм. Стремление к максимализму («все или ничего») зачастую приводят к потере чувства реальности. Очень критичны, но преимущественно в позиции со «стороны». Старайтесь отвлечь от критиканства, включив в ход анализируемого процесса или деятельности, обозначив личностные смыслы. Четко разграничивают круг интересов на «хочу», «надо для будущей учебы или работы», «надо формально, что бы закончить школу».
Стоит также учитывать, что выработанная прямолинейная позиция будет использоваться подростком и при оценке поступков своих товарищей, их деятельности и поведения. Зачастую это может породить обиды, конфликты, трагедии. Создавайте условия для погружения ребят в размышление о доброте, гуманности, чуткости. Создавайте ситуации активного использования этих качеств без нанесения ущерба собственной принципиальности. Если в предшествующий период для принятия детьми требований коллектива и подчинения им огромную роль играло стремление сохранить свое положение в коллективе, завоевать авторитет у товарищей, то теперь старший подросток может уже противостоять влиянию окружающих в том случае, когда оно не соответствует его собственным требованиям, убеждениям. Таким образом, подросток начинает автономизироваться от коллектива, освобождается от его непосредственного влияния.
3. Типичные проблемы, возникающие в лагере и способы их разрешения. Чтобы детям в оздоровительном лагере было комфортно, чтобы им не хотелось уезжать, воспитатели (вожатые) должны работать дружно, согласовывать свои действия. Вожатый независимо от распределения обязанностей не может снять с себя ответственности в отряде за все, что касается охраны жизни и здоровья детей. Он должен быть ответственным не только перед законом, но и, что еще важнее, перед самим собой, пред своей совестью.В повседневном общении с детьми, в организации совместной деятельности, в выборе определенной стратегии и тактики воспитания вожатый встречается с нелегкими проблемами, парадоксами, казалось бы, неразрешенными задачами.
Прогнозируемые ситуации:
o Слезы;
o Раздражительность, тоска по дому;
o Множество вопросов;
o Трудно засыпают, просыпаются по ночам, не умеют застелить постель, разбрасывают и теряют вещи;
o Привычка есть медленно. Всухомятку;
o Готовы пробовать все на вкус;
o Опасность травматизма;
o Слезы и страхи в темноте;
o Копирование привычек, манеры поведения;
o Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости;
o Курение, игра в карты, употреблении «взрослого лексикона », использование косметики, украшений. Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия;
o Замкнутость, одиночество;
o Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры;
o Появление тайн (укромные уголки леса, полянки, места рыбалки), озорство, шалости;
o Конфликтность как вызов обществу, упрямство;
o Агрессивность, легкая ранимость, уход в себя;
Они связаны и с личностью каждого ребенка, и с особенностями коллектива детей, и со спецификой окружающего социокультурного пространства, и с потенциальными возможностями самого вожатого.
Дети скучают по дому тогда:
o Когда они чувствуют свою незащищенность;
o Когда у них нет друзей, не с кем поиграть, поговорить, некому открыть свою тайну;
o Когда они не могут привыкнуть к другому распорядку дня, иным требованиям;
o Когда нет домашнего комфорта;
o Когда их преследуют неуспехи, неудачи, ничего не получается и все это видят;
o Когда им не хватает ласки, персонального внимания, теплого слова, элементарной похвалы;
o Когда слишком большие нагрузки, чрезмерная заорганизованность, от которой хочется спрятаться;
o Когда им нездоровится, болит голова или живот, разбилась коленка и т.д.;
o Когда плохая погода, сыро, промозгло, холодно, ветрено;
o Когда просто нечем заняться.