Старшие подростки (14-16 лет)




Несколько сглаживается конфликт мальчиков и девочек. Активизируются межличностные интересы и привязанности, которые все чаще носят ярко выраженную половую окраску (влюбленность, борьба за признание и внимание предста­вителей противоположного пода).

Стремление к «взрослости» приводит часто к поиску собственного образа жизни и деятельно­сти. Найдите вместе с подростком новое дело, задание, поручение, которое отличалось бы от всего того, что он делал раньше и по содержа­нию, и по организации, и по требованиям к лич­ностным умениям, знаниям, навыкам.

Подросток может выполнять не только ту деятельность, которая ему интересна, но и ту, которая полезна и нужна. В этой связи еще более важное значение имеет работа над осознанием цели того или иного действия, поруче­нии, деятельности. Подросток не будет действовать бессмысленно либо лишь как бессловесный исполни­тель. Он, так или иначе, заинтересуется назначением и возможным результатом данной деятельности. Кроме того, в этом возрасте подростки могут вы­полнять многоэтапную деятельность, содержащую препятствия и определенные трудности. При этом также необходима сознательно поставленная цель или принятие подростком определенного решения. Им становятся под силу более значительные дела, чем кажется взрослым. Давайте им больше са­мостоятельности. Больше доверяйте подросткам, поручайте им все сложные дела, не бойтесь ошибок - идет нор­мальный процесс накопления опыта. Прислушивайтесь к их просьбам, оценкам, желаниям. Они любят осознавать свою нужность, разобраться в собственном я, почувствовать собственные силы. Помните только, что любое дело, поступок должны полу­чить оценку. Не злоупотребляйте собственной оценкой, гораздо более эффективной будет оценка сверстников.

В отличие от младших у подростков в проявлениях активно­сти и действенности нет стремления к получению оценки своей деятельности со стороны взрослых, чаще наоборот, похвала вызывает обратную реакцию. Особенно агрессивно воспринимают нравоучения, нотации, разговоры-разборы. Оценка деятельности должна даваться в той же форме, что и взрослому человеку: благодар­ность, либо выражение уверенности в том, что при более пристальном анализе сам подросток поймет, что работу надо доделать или переделать. Не пытайтесь все делать сами.

Подросток начинает задавать себе поистине философские вопросы: «Зачем живет человек? В чем смысл жизни? Какова будет жизнь в даль­нейшем? Зачем живет он сам? Каким станет, ког­да будет взрослым?». Формируется мировоззре­ние и связанное с ним мироощущение. Подростка тянет к анализу, сопоставлению, постижению сути. Предоставьте ему возможность выработать свою точку зрения, поразмышлять над волнующими его вопросами. Используйте для этого все возможные средства и формы: беседуйте наеди­не, в группе, устраивайте коллективные обсуждения и дискуссии.

Не навязывайте свое суждение ребенку, старайтесь его «втолковать», показать значимость. Отрицательные образцы бесполезно запрещать, им необходимо противопоставить более-интересные, насыщенные, привлекательные!

Стремление к философствованию сочетается у подростков с небогатым жизненным опытом и стремлением утвердиться в собственных нормах и ценностях. Как результат - односторонность в суждениях и взглядах прямолинейность и нетерпимость, максимализм. Стремление к максимализму («все или ничего») зачастую приводят к потере чувства ре­альности. Очень критичны, но преимущественно в позиции со «стороны». Старайтесь от­влечь от критиканства, включив в ход анализируемого процесса или деятельности, обо­значив личностные смыслы. Четко разграничивают круг интересов на «хочу», «надо для будущей учебы или работы», «надо формально, что­ бы закончить школу».

Стоит также учитывать, что выработанная прямолинейная позиция будет использоваться подростком и при оценке поступков своих то­варищей, их деятельности и поведения. Зачастую это может породить обиды, конфликты, траге­дии. Создавайте условия для погружения ребят в размышление о доброте, гуманности, чуткос­ти. Создавайте ситуации активного использова­ния этих качеств без нанесения ущерба собственной принципиальности. Если в предшествующий период для принятия детьми требований коллектива и подчинения им огромную роль играло стремление сохранить свое положение в коллективе, завоевать авторитет у товарищей, то теперь старший подросток может уже противостоять влиянию окружа­ющих в том случае, когда оно не соответствует его собственным требованиям, убеждениям. Таким образом, подросток начинает автономизироваться от коллектива, освобождается от его непосредственного влияния.

3. Типичные проблемы, возникающие в лагере и способы их разрешения. Чтобы детям в оздоровительном лагере было комфортно, чтобы им не хотелось уезжать, воспитатели (вожатые) должны работать дружно, согласовывать свои действия. Вожатый независимо от распределения обязанностей не может снять с себя ответственности в отряде за все, что касается охраны жизни и здоровья детей. Он должен быть ответственным не только перед законом, но и, что еще важнее, перед самим собой, пред своей совестью.В повседневном общении с детьми, в организации совместной деятельности, в выборе определенной стратегии и тактики воспитания вожатый встречается с нелегкими проблемами, парадоксами, казалось бы, неразрешенными задачами.

Прогнозируемые ситуации:

o Слезы;

o Раздражительность, тоска по дому;

o Множество вопросов;

o Трудно засыпают, просыпаются по ночам, не умеют застелить постель, разбрасывают и теряют вещи;

o Привычка есть медленно. Всухомятку;

o Готовы пробовать все на вкус;

o Опасность травматизма;

o Слезы и страхи в темноте;

o Копирование привычек, манеры поведения;

o Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости;

o Курение, игра в карты, употреблении «взрослого лексикона », использование косметики, украшений. Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия;

o Замкнутость, одиночество;

o Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры;

o Появление тайн (укромные уголки леса, полянки, места рыбалки), озорство, шалости;

o Конфликтность как вызов обществу, упрямство;

o Агрессивность, легкая ранимость, уход в себя;

Они связаны и с личностью каждого ребенка, и с особенностями коллектива детей, и со спецификой окружающего социокультурного пространства, и с потенциальными возможностями самого вожатого.

Дети скучают по дому тогда:

o Когда они чувствуют свою незащищенность;

o Когда у них нет друзей, не с кем поиграть, поговорить, некому открыть свою тайну;

o Когда они не могут привыкнуть к другому распорядку дня, иным требованиям;

o Когда нет домашнего комфорта;

o Когда их преследуют неуспехи, неудачи, ничего не получается и все это видят;

o Когда им не хватает ласки, персонального внимания, теплого слова, элементарной похвалы;

o Когда слишком большие нагрузки, чрезмерная заорганизованность, от которой хочется спрятаться;

o Когда им нездоровится, болит голова или живот, разбилась коленка и т.д.;

o Когда плохая погода, сыро, промозгло, холодно, ветрено;

o Когда просто нечем заняться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: