План изучения темы
1. Особенности и воспитательные задачи основного периода.
2. Реализация программы воспитательной деятельности вожатого.
3. Эффективные формы работы в основной период.
4. Заключительный период лагерной смены.
Особенности и воспитательные задачи основного периода.
Временной интервал, начиная с четвертого-пятого дня смены до трех-четырех дней заключительного периода, носит название «основной период». Перед педагогическим коллективом лагеря стоит задача: обеспечить интересную разнообразную деятельность на основе совместных интересов и совместного творчества; научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый свой день.
Цель вожатого в основной период превратить коллектив отряда в инструмент целенаправленного формирования определённых качеств личности ребёнка.
Задачи:
1. Организация жизнедеятельности детей:
-создание условий для организации воспитательной, развивающей и оздоровительной деятельности детей;
-организация общения детей, которое способствует формированию социально-ценностных отношений в коллективе;
-развитие и сплочение коллектива отряда, способного влиять на личность ребёнка;
-создание условий для реализации личности каждого ребёнка.
2. Оздоровление детей:
-воспитывать сознательное отношение детей к укреплению своего здоровья, выполнению режима дня, санитарно-гигиенических требований;
-обеспечить систематические занятия физической культурой и спортом, правильное чередование физических и эмоциональных нагрузок в течение дня и всего периода;
-обеспечить выполнение рекомендаций врача детьми, которые нуждаются во врачебной помощи.
3. Диагностическая задача:
-целенаправленное изучение коллектива отряда (положения отдельных детей в коллективе, успехи в сплочении коллектива, взаимоотношения);
-сбор оперативной информации для проведения конкретной коллективной и индивидуальной деятельности детей.
Условия, обеспечивающие воспитательный характер деятельности в основной период:
-конкретизация общих задач в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, выявленных в организационный период;
-общая полезная направленность дел;
-творческий подход к содержанию и организации дел;
-обеспéчение единства, взаимосвязи воспитательных задач в организации каждого дела;
-разнообразие видов деятельности, добровольное участие в делах, возможность удовлетворить интересы каждого ребёнка;
-логичность последовательности дел в зависимости от состояния сформированности коллектива;
-увеличение объёма и интенсивности общих дел к концу основного периода;
-установление контакта с коллективом других отрядов;
-проведение дел на соревновательной основе;
-организация деятельности через актив.
Основной период — это калейдоскоп всевозможных мероприятий: игр, состязаний, конкурсов, творческих и трудовых дел, эстафет, прогулок, экскурсий, вечерних костров и многого-многого другого. Это период сплочения отряда, период делового и творческого сотрудничества детей и взрослых, период формирования и укрепления дружеских связей.
Реализация программы воспитательной деятельности вожатого.
При планировании и реализации дел основного периода вожатому предстоит решить следующий комплекс задач:
•обеспечить многообразие видов деятельности и сфер
общения детей;
•максимально использовать природно-климатические факторы и материально-технические возможности лагеря;
•при подготовке и проведении различных отрядных
и общелагерных дел учитывать эмоциональное и физиологическое состояние детей, образовавшееся в результате дел предыдущего дня;
•обучать детей навыкам совместной работы, создавать атмосферу коллективизма: не разрушать ощущение соучастия (поддерживайте авторство идей и ощущение важности роли каждого в общем деле —пусть все дети уедут домой с чувством собственной состоятельности и
уверенности в себе);
Позиция вожатого постепенно изменяется. Он становится для ребят консультантом, инструктором, соучастником в делах, старшим товарищем. Вожатый руководит отрядом через органы самоуправления. Все дела готовятся и проводятся совместно с ребятами — и чем дальше, тем чаще самими ребятами — при направляющей и координирующей роли вожатого. В логике основного периода отрядные дела сочетаются с общими делами лагеря.
Отрядная деятельность – это мероприятия, позволяющие раскрывать потенциальную сферу отряда, направленные на взаимодействие всего детского коллектива.
Потенциальная сфера отряда − это своеобразная «кладовая» жизненных ресурсов детской общности, обеспечивающих развитие коллектива как социальной системы. В качестве потенциалов могут выступать и выступают нравственные нормы коллектива, сложившееся общественное мнение, организованность, наличие способных организаторов, определенный уровень сплоченности, отлаженная система управления и др.
Для чего проводится отрядное дело:
-создание устойчивых межличностных отношений;
-проявление личностных позиций каждого члена отряда;
достижение общих целей;
-организация досуга ребят;
-реализация потребности быть нужным в отряде;
-развитие различных навыков, способностей;
-формирование психологического климата (состояние коллектива, отражающееся в эмоциональных переживаниях ребят, их отношениях ко всем значимым для отряда явлениям);
-сплочение коллектива (устойчивая характеристика единства связей и отношений);
-переход от номинальной группы (группа случайно собравшихся людей или собранная волею обстоятельств) − до высшего коллектива.
Среди отрядных мероприятий:
o прогулки и экскурсии;
o индивидуальные и коллективные беседы;
o подготовка к общелагерным мероприятиям;
o работа по программе отряда;
o «огоньки» (вечерние сборы).
По направленности отрядные дела подразделяются на:
1. экологические («Поход», «Экологическая тропа»);
2. спортивные («Зов Джунглей», «Веселое купание»);
3. познавательные («Спрут», «Пожар»);
4. художественные («Страсти-мордасти», «Мини Мисс»);
5. трудовые («Чистота спасет мир», «Операция уют»);
6. экономические («Арбат», «Кто хочет стать миллионером?»);
7. патриотические («Военный бал», «Беларусь в 21-м веке»);
8. общественно-политические («Отрядные выборы»).
По форме проведения внутриотрядные мероприятия делятся на:
1. тематический день («День ТV», «День Св. Валентина», «Книга рекордов Гиннеса»);
2. игры на местности («Поиски пропавшего вожатого», «Снайпер»);
3. деловые и интеллектуальные игры («Президиум», «Кто ты, кто я?»);
4. тренинговые и тестовые программы;
5. конкурсные программы («Ха-ха», «В мире сказок»);
6. коллективные творческие дела;
7. «вертушка» - игра по станциям («Шерлок Холмс и все-все-все»).
По способу подготовки:
1. мероприятие проводится вожатым;
2. мероприятие проводится вожатым с участием ребят (инициативная, творческая группа);
3. ребята самостоятельны, вожатый руководит только ходом подготовки и проведения.
При подготовке к отрядному мероприятию вожатому следует учесть:
- возрастные особенности ребят;
- социальные особенности;
-интересы ребят;
- уровень сложившихся взаимоотношений;
-психологическое и физическое состояние отряда.
Алгоритм разработки и проведения отрядного дела:
1. Подготовка и настрой:
выбрать актуальную тему, определить основные цели и задачи, которые будут реализованы в данном мероприятии;
определиться с формой проведения дела, а также временем и местом;
разработать сюжет мероприятия с распределением ролей;
оформление (художественное: элементы реквизита, украшение отрядного места);
объявление, реклама (заранее вызвать заинтересованность);
подумать о музыкальном сопровождении;
костюмы ведущих, участников;
при необходимости определиться с составом жюри и критериями оценок.
2. Проведение дела (следует учитывать следующие моменты):
эмоциональная завязка, постепенное развитие (от простого к сложному), красочная кульминация;
чередование видов деятельности;
интересные задания (одинаковые по направленности и сложности)
владеть вниманием публики (игры с залом);
использовать технические средства: аудио (музыкальное, шумовое оформление, игра и пение под гитару), видео (просмотр и обсуждение видеороликов);
занятость, по возможности, всех детей.
3. Итог (следует подвести итоги отрядного дела, провести награждение участников, а также анализ мероприятия).