Реализация программы воспитательной деятельности вожатого.




План изучения темы

1. Особенности и воспитательные задачи основного периода.

2. Реализация программы воспитательной деятельности вожатого.

3. Эффективные формы работы в основной период.

4. Заключительный период лагерной смены.

Особенности и воспитательные задачи основного периода.

Временной интервал, начиная с четвертого-пятого дня смены до трех-четырех дней заключительного периода, носит название «основной период». Перед педагогическим коллективом лагеря стоит задача: обеспечить интересную разнообразную деятельность на основе совместных интере­сов и совместного творчества; научить ребят самостоятель­но планировать и анализировать каждый свой день.

Цель вожатого в основной период превратить коллектив отряда в инструмент целенаправленного формирования определённых качеств личности ребёнка.
Задачи:
1. Организация жизнедеятельности детей:
-создание условий для организации воспитательной, развивающей и оздоровительной деятельности детей;
-организация общения детей, которое способствует формированию социально-ценностных отношений в коллективе;
-развитие и сплочение коллектива отряда, способного влиять на личность ребёнка;
-создание условий для реализации личности каждого ребёнка.
2. Оздоровление детей:
-воспитывать сознательное отношение детей к укреплению своего здоровья, выполнению режима дня, санитарно-гигиенических требований;
-обеспечить систематические занятия физической культурой и спортом, правильное чередование физических и эмоциональных нагрузок в течение дня и всего периода;
-обеспечить выполнение рекомендаций врача детьми, которые нуждаются во врачебной помощи.
3. Диагностическая задача:
-целенаправленное изучение коллектива отряда (положения отдельных детей в коллективе, успехи в сплочении коллектива, взаимоотношения);
-сбор оперативной информации для проведения конкретной коллективной и индивидуальной деятельности детей.
Условия, обеспечивающие воспитательный характер деятельности в основной период:
-конкретизация общих задач в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, выявленных в организационный период;
-общая полезная направленность дел;
-творческий подход к содержанию и организации дел;
-обеспéчение единства, взаимосвязи воспитательных задач в организации каждого дела;
-разнообразие видов деятельности, добровольное участие в делах, возможность удовлетворить интересы каждого ребёнка;
-логичность последовательности дел в зависимости от состояния сформированности коллектива;
-увеличение объёма и интенсивности общих дел к концу основного периода;
-установление контакта с коллективом других отрядов;
-проведение дел на соревновательной основе;
-организация деятельности через актив.
Основной период — это калейдоскоп всевозможных мероприятий: игр, состязаний, конкурсов, творческих и трудовых дел, эстафет, прогулок, экскурсий, вечерних костров и многого-многого другого. Это период сплоче­ния отряда, период делового и творческого сотрудниче­ства детей и взрослых, период формирования и укрепле­ния дружеских связей.

Реализация программы воспитательной деятельности вожатого.

При планировании и реализации дел основного перио­да вожатому предстоит решить следующий комплекс задач:

•обеспечить многообразие видов деятельности и сфер
общения детей;

•максимально использовать природно-климатичес­кие факторы и материально-технические возможности лагеря;

•при подготовке и проведении различных отрядных
и общелагерных дел учитывать эмоциональное и физио­логическое состояние детей, образовавшееся в результа­те дел предыдущего дня;

•обучать детей навыкам совместной работы, созда­вать атмосферу коллективизма: не разрушать ощущение соучастия (поддерживайте авторство идей и ощущение важности роли каждого в общем деле —пусть все дети уедут домой с чувством собственной состоятельности и
уверенности в себе);

Позиция вожатого постепенно изменяется. Он стано­вится для ребят консультантом, инструктором, соучаст­ником в делах, старшим товарищем. Вожатый руково­дит отрядом через органы самоуправления. Все дела го­товятся и проводятся совместно с ребятами — и чем даль­ше, тем чаще самими ребятами — при направляющей и координирующей роли вожатого. В логике основного периода отрядные дела сочетают­ся с общими делами лагеря.

Отрядная деятельность – это мероприятия, позволяющие раскрывать потенциальную сферу отряда, направленные на взаимодействие всего детского коллектива.

Потенциальная сфера отряда − это своеобразная «кладо­вая» жизненных ресурсов детской общности, обеспечивающих развитие коллектива как социальной системы. В качестве потенциалов могут выступать и выступают нравст­венные нормы коллектива, сложившееся общественное мнение, организованность, наличие способных организаторов, определенный уровень сплоченности, отлаженная система управления и др.

Для чего проводится отрядное дело:

-создание устойчивых межличностных отношений;

-проявление личностных позиций каждого члена отряда;

достижение общих целей;

-организация досуга ребят;

-реализация потребности быть нужным в отряде;

-развитие различных навыков, способностей;

-формирование психологического климата (состояние коллектива, отражающееся в эмоциональных переживаниях ребят, их отношениях ко всем значимым для отряда явлениям);

-сплочение коллектива (устойчивая характеристика единства связей и отношений);

-переход от номинальной группы (группа слу­чайно собравшихся людей или собранная волею обстоятельств) − до высшего коллектива.

Среди отрядных мероприятий:

o прогулки и экскурсии;

o индивидуальные и коллективные беседы;

o подготовка к общелагерным мероприятиям;

o работа по программе отряда;

o «огоньки» (вечерние сборы).

По направленности отрядные дела подразделяются на:

1. экологические («Поход», «Экологическая тропа»);

2. спортивные («Зов Джунглей», «Веселое купание»);

3. познавательные («Спрут», «Пожар»);

4. художественные («Страсти-мордасти», «Мини Мисс»);

5. трудовые («Чистота спасет мир», «Операция уют»);

6. экономические («Арбат», «Кто хочет стать миллионером?»);

7. патриотические («Военный бал», «Беларусь в 21-м веке»);

8. общественно-политические («Отрядные выборы»).

По форме проведения внутриотрядные мероприятия делятся на:

1. тематический день («День ТV», «День Св. Валентина», «Книга рекордов Гиннеса»);

2. игры на местности («Поиски пропавшего вожатого», «Снайпер»);

3. деловые и интеллектуальные игры («Президиум», «Кто ты, кто я?»);

4. тренинговые и тестовые программы;

5. конкурсные программы («Ха-ха», «В мире сказок»);

6. коллективные творческие дела;

7. «вертушка» - игра по станциям («Шерлок Холмс и все-все-все»).

По способу подготовки:

1. мероприятие проводится вожатым;

2. мероприятие проводится вожатым с участием ребят (инициативная, творческая группа);

3. ребята самостоятельны, вожатый руководит только ходом подготовки и проведения.

При подготовке к отрядному мероприятию вожатому следует учесть:

- возрастные особенности ребят;

- социальные особенности;

-интересы ребят;

- уровень сложившихся взаимоотношений;

-психологическое и физическое состояние отряда.

Алгоритм разработки и проведения отрядного дела:

1. Подготовка и настрой:

выбрать актуальную тему, определить основные цели и задачи, которые будут реализованы в данном мероприятии;

определиться с формой проведения дела, а также временем и местом;

разработать сюжет мероприятия с распределением ролей;

оформление (художественное: элементы реквизита, украшение отрядного места);

объявление, реклама (заранее вызвать заинтересованность);

подумать о музыкальном сопровождении;

костюмы ведущих, участников;

при необходимости определиться с составом жюри и критериями оценок.

2. Проведение дела (следует учитывать следующие моменты):

эмоциональная завязка, постепенное развитие (от простого к сложному), красочная кульминация;

чередование видов деятельности;

интересные задания (одинаковые по направленности и сложности)

владеть вниманием публики (игры с залом);

использовать технические средства: аудио (музыкальное, шумовое оформление, игра и пение под гитару), видео (просмотр и обсуждение видеороликов);

занятость, по возможности, всех детей.

3. Итог (следует подвести итоги отрядного дела, провести награждение участников, а также анализ мероприятия).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: