Учебно-методическая деятельность препода-




вателя вуза прежде всего обусловлена совершенствованием методик обучения, наличием

необходимой учебной литературы, учебно-методической документации, включает в себя

подготовку к учебным занятиям.

Научно-методическая деятельность преподавателя прежде

всего направлена на изучение и обобщение передового опыта организации учебного процесса;

разработку и внедрение инновационных методов и технологий обучения; разработку методов

контроля и управления качеством подготовки студентов на всех этапах обучения. Она предпола-

гает публикацию научных результатов работы по проблемам высшего образования в

периодической и научной печати, в материалах научно-методических конференций.

Организационно-методическая деятельность преподавателя (в том числе экспертно-методическая)

требует от него наличия педагогического опыта и самоорганизации, развитой рефлексии. Она

предполагает участие в работе общественных методических органов, в системе управления

институтом (ректор, проректор, начальник отдела, декан, заместитель декана), в подготовке и

проведении методических мероприятий, экспертизе методического обеспечения и

методического сопровождения учебного процесса.

Ученые Н. В. Бордовская и Е. В. Титова выделяют различные нормативно оптимальные

структуры деятельности преподавателей вуза в зависимости от занимаемой ими должности [6]:

для ассистента и старшего преподавателя доминирующей деятельностью является учебно-ме-

тодическая; для доцента — научно-методическая; для профессора — научная деятельность; для

преподавателей, занимающих руководящие должности, — организационно-управленческая

деятельность.

I. Виды учено-методической деятельности: 1 — подготовка и проектирование материалов

лекций, заданий для практических и лабораторных работ; 2 — подготовка и проектирование

рабочих программ учебных дисциплин; 3 — подготовка и проектирование учебно-методических

комплексов по дисциплине; 4 — проектирование и написание учебных пособий; 5 — разработка и

проектирование наглядных пособий; 6 — проектирование и разработка различных форм типовых

учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей студентов, включая социальные,

психологические и культурные; 7 — применение основных методов педагогической диагностики

знаний студентов по дисциплине.

II. Виды организационно-методической деятельности, в том числе экспертной: 8 — работа в

общественных методических органах (учебно-методических советах, методических комиссиях); 9

— самоанализ качества собственной методической деятельности; 10 — анализ методической

деятельности других преподавателей; 11 — экспертиза методического обеспечения дисциплины;

12 — экспертиза методического сопровождения образовательных программ.

III. Виды научно-методической деятельности: 13 — участие с докладами в научно-

методических конференциях и семинарах; 14 — прохождение повышения квалификации; 15 —

подготовка квалификационной работы в ходе повышения квалификации.

IV. Виды учебно-методической деятельности, связанные с внедрением инновационных

методов обучения: 16 — подготовка лекционных презентаций; 17 — составление комплектов

тестовых заданий; 18 — внесение корректив в процесс обучения с учетом результатов обучения;

19 — активизация самостоятельной работы студентов; 20 — внедрение в учебный процесс

инновационных образовательных технологий.

Виды учено-методической деятельности, связанные с инновациями и модернизацией учебного

процесса, вызывают значительные затруднения более чем у 65 % опрошенных преподавателей:

81 % респондентов отметили, что испытывают затруднения при внедрении инновационных

методов и технологий обучения.

Научно-методическая деятельность вызывает затруднения у 55 — 65 % преподавательского

_____состава, что свидетельствует о недостаточном уровне технологического и рефлексивного

компонентов в структуре методической компетентности.

От 40 до 55 % опрошенных отметили, что испытывают трудности в осуществлении

организационно-методической деятельности, при этом наименьшие затруднения связаны с

работой в общественных методических органах, а наибольшие — с выполнением экспертизы ме-

тодического обеспечения и сопровождения, что требует развития оценочного и ценностно-

мотивационного компонентов в структуре методической компетентности, способствующих

переосмыслению ценностных установок образования и проектированию его инновационного

содержания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: