Макет игровой площадки в д. Канзанаволок




Оглавление

Введение. 3

Описание результатов исследования. 4

Заключение. 6

Литература и источники информации. 7

Приложение 1. 8

Приложение 2. 11

 


Введение

Сейчас невозможно представить, что недавно в нашей жизни не было компьютеров и интернета. Взрослые говорят, что они не просиживали часами за мониторами, а гуляли на улице, и им никогда не было скучно. Чем же они занимались? В какие игры играли?

Актуальность данного исследования определяется тем, что сейчас многие дети подолгу играют в компьютерные игры, общаются с друзьями только по интернету. Мне хотелось бы рассказать о том, как можно интересно и с пользой проводить свободное время.

Тема исследования: «Детство без интернета (игры детей деревни Канзанаволок в 20 веке)».

Объект исследования: процесс изучения игр детей д. Канзанаволок в 20 веке.

Предмет исследования: игры детей д. Каназанаволок в 20 веке.

Цель исследования: изучение игр детей д. Каназанаволок в 20 веке.

Задачи: провести анализ источников исследования; описать некоторые игры; сделать макет игровой площадки в д. Канзанаволок; оформить результаты исследования.

Гипотеза исследования: Предполагается, что изучение игр детей в 20 веке приведет к пониманию того, как можно более полезно проводить свободное время.

Методы исследования: изучение источников, консультации, интервьюирование; сравнение, наблюдение, ана­лиз и обобщение полученной информации; проверка и уточнение фактов; изготовление макета игровой площадки.

Пути достижения цели исследования: 1. Получение информации по теме от родственников и знакомых – бывших жителей деревни. 2. Изучение материалов по теме в интернете. 3. Посещение деревни Канзанаволок. 4. Изготовление макета игровой площадки. 5. Формулирование выводов исследования. 6. Оформление результатов исследования.

Описание результатов исследования

Деревня Канзанаволок Пудожского района Карелии (сейчас: нежилая, территория Водлозерского национального парка) – место, где более 500 лет жили мои предки по маминой линии. Там родился и вырос мой дедушка А.Н. Чешкин. О том, как проводили время, во что играли в детстве он и его сверстники, это исследование.

Этим летом, когда группа бывших жителей деревни устанавливала памятный знак деревне, я смог своими глазами увидеть дом прапрадедушки, природу, среди которой рос мой дедушка. Это было настоящее приключение, увлекательнее любых компьютерных игр и аттракционов: мы плыли на лодке в шторм, бегали в высокой траве, лазали по камням, стреляли ягодами из самодельных дудок.

Я познакомился со многими интересными людьми, которые рассказали о том, как они жили; показали, где и как они играли. Летом дети того времени пропадали на «песках»: купались, зарывались в песок, бросали камушки в воду («пекли блины»), строили «замки» из песка, играли с ракушками; при помощи вилок или руками ловили рыбу: так называемых «подкамешников», «ящеперок» и «лососков»[1]. У рыбацких складов был второй пляж, где дети ныряли с большого камня. Обнаруживший этот камень кричал: «Ерша нашел!» Накупавшись вволю, шли в «школьный лесок» играть в «партизан» или в «белых» и «красных»[2].

Еще одно место, где проводили летние вечера, - пустырь около клуба, где играли в «рюхи»/городки, в «хлапту»/лапту, в «кислый круг», в «окутки»/прятки (окуток - место, где прятались или что-нибудь прятали) (Приложение 1). Если игра была командная, то выбирали двух капитанов, остальные парами уединялись и придумывали каждый себе кличку, например - один игрок будет "репа", а другой "рыба". По этим кличкам капитаны приглашали к себе в команду одного игрока из пары[3]. Клички придумывали несуразные, но так, чтобы капитан узнал игрока и выбрал его или, наоборот, не узнал. Чтобы определить, какая команда начинает, брали в кулак камушек, и соперник должен был отгадать, в какой руке камушек зажат. Или использовали такие считалочки, как «На золтом крыльце сидели…», «Вышел немец из тумана…» Игры были азартными, игроки часто рисковали и даже хитрили. Но явный «мухлеж» наказывался, и противники могли потребовать замены нечестного игрока. Иногда происходили даже потасовки, но все оставались друзьями и на следующий день снова торопились на улицу.

Зимой катались на лыжах и на санках с трамплина высотой больше метра. «Летишь с горы - захватывает дух! Сколько лыж было поломано! А когда в одежде, замерзшей, как доспехи рыцаря, заявлялся домой, и быстро, чтоб не попало мерзлыми шараварами, залезал на печь, какое же блаженство было на горячущих кирпичах!» [4]

Заключение

Это исследование помогло мне понять, как жили дети во времена моего дедушки: чем они занимались, во что играли, какими были. «Озеро, лес, поля, - и все наше!»[5], - говорили люди. Я согласен с их мнением, что «теперь дети больше сидят за компьютерами, теряя настоящее детство». Их игры учили общению, ловкости, находчивости и терпению. Гипотеза исследования подтвердилась. Результаты исследования оформлены в виде описания игр (Приложение 1) и изготовления макета игровой площадки (Приложение 2).


Литература и источники информации

1. Материалы интернет-сайта. Г. Игнашов. [Электронный ресурс].-Режим доступа: -https://vk.com/club105383674

2. Материалы интернет-сайта. В. Егоров. [Электронный ресурс].-Режим доступа: - https://vk.com/club105383674

3. Материалы интернет-сайта В. Генералова. [Электронный ресурс].-Режим доступа: - https://vk.com/club105383674

4. Материалы интернет-сайта. В. Генералова. [Электронный ресурс].-Режим доступа: - https://vk.com/club105383674

5. Материалы интернет-сайта. Л. Романовская. [Электронный ресурс].-Режим доступа: - https://vk.com/club105383674

6. Фотографии из архива интернет-группы «Канзанаволок. Мы родом из детства».

7. Устные и письменные воспоминания В. Генераловой, В. Егорова, Г. Игнашова, Л. Романовской, А. Филатова, Л. Чешкиной.

Список приложений:

1. Описание игр «хлапта/лапта», «рюхи», «окутки/прятки» и «кислые круги».

2. Макет игровой площадки в д. Канзанаволок.


 

Приложение 1.

«Хлапта/лапта». Когда команды были набраны, капитаны разыгрывали, кому играть в «городе», а кому на «поле». «Городошная» команда вставала в очередь бить по мячу битой, последним ставили ловкого игрока, который бил по мячу так, чтобы он улетел подальше. Пока игроки, стоящие на «поле», находили мяч, игроки из «города» могли перебежать из «города» в «город» через «поле» туда-обратно. «Города» в игре было два: один - откуда бьют по мячу, второй - на другом краю, отмеченном чертой. На «поле» также выбирали умелого игрока, который подавал мяч так, чтобы бьющий по мячу промазал, и мяч всегда был в руках у игроков на «поле». Подающий подкидывал мяч, игрок «города» бил по мячу, и мяч летел в «поле», где его ловили противники. Игрок, отбивший мяч, шел на «сало» (это черта, откуда перебегали с «города» в «город» через «поле»). Отбивший мяч ждал удобного момента, чтобы бежать, пока мяч подавали следующему игроку «города». Иногда рисковали и внезапно бросались бежать, а игроки с «поля» передавали мяч друг другу, чтобы попасть мячом в перебегающего. Это подлежало «мести»: если игрока, играющего в «городе», выбивали, т.е. попадали мячом, то команды менялись местами - игроки с «поля» шли играть в «город», а «горожане» играли уже в «поле».

«Кислый круг». Чертился круг диаметром от 10 до 15 метров в зависимости от количества игроков двух команд. Разыгрывалась очередность игры команды в кругу и команды за кругом. Игроки в кругу рассеивались и все время двигались в кругу, чтобы быть на противоположной стороне от мяча. Команда за кругом владела мячом и перекидывала мяч (пасовала) друг другу через круг, чтобы выбить противника. Выбитый покидал игру. Требовалось выбить всех игроков из круга, и команды менялись местами.

Во время игры в "кислый круг" играющие некоторое время просто играли в волейбол. В какой-то момент подающий выкрикивал: "Бей!", и принимающий мяч обязан был бить мячом по сидящим в круге. Не все успевали перестроиться, мяч летел слабо, и поймавший мяч игрок выходил из "кислого" круга. Бьющий же, приняв причитающиеся ему шутки и насмешки, продолжал играть. Если же бьющий не успевал ударить или промахивался по сидящим, то сам садился в круг.

«Кислые круги». Каждый игрок чертил себе круг диаметром метр, брал в руки биту (кусок доски). Водящий бил стоящего в кругу мячом, а тот, не имея права выходить из круга, отбивал мяч битой. Водящий бежал за мячом и снова старался попасть в любого игрока мячом, при этом делал обманные движения, метясь в одного игрока, внезапно бросал мяч в другого. Выбитый игрок становился водящим.

«Окутки/прятки». Водящий не ставился лицом к «дому», не закрывал ладошками лицо и не считал. Самый сильный брал палку и со всех сил бросал ее подальше. Пока палка летела и водивший бежал за ней, все прятались. Водящий сразу начинал искать спрятавшихся, отходя от угла клуба («дома») все дальше. Как правило, всех находил довольно быстро, так как практически все укромные места вокруг клуба были известны. Тот, кого водящий находил первым, водил в следующий раз. Самыми лучшими были те, кого искали дольше всех, и те, кто успевал незаметно подкрасться и дотронуться до угла, объявив о себе. В «прятки», когда водивший приносил палку, он ее ставил к углу. Когда кого-нибудь находил, он с криками о находке бежал к углу («дому») и стучал этой палкой об угол. То есть играющие считались найденными только после ударов палки об угол клуба. Также действовали и те расторопные игроки, которые сами успевали подкрасться, взять палку и стукнуть пару раз об угол.

«Рюхи». В рюхи играли малыши, подростки, большие парни и даже взрослые мужчины. Играли две команды от одного до несколько человек, количество игроков в команде должно было быть одинаковым. Предметы для игры – рюхи и биты. Площадки устраивались одна против другой. Рюхи ставили в один ряд. Цель игры заключалась в том, что игроки выбивали все рюхи с площадки противника. Право первого удара разыгрывалось по жребию.

Рюхи Биты


Приложение 2

Макет игровой площадки в д. Канзанаволок



[1] Материалы интернет-сайта. [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://vk.com/club105383674

[2] Материалы интернет-сайта. [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://vk.com/club105383674

[3] Материалы интернет-сайта. [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://vk.com/club105383674

 

[4] Материалы интернет-сайта. [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://vk.com/club105383674

 

[5] Материалы интернет-сайта. [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://vk.com/club105383674



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: