Сообщение темы и целей урока




Закрепление изученного материала

Задание 1 (с. 10)

23 + 37 + 40 = (23 + 37) + 40 = 60 + 40 = 100

23 + 37 + 40 = 23 + (37 + 40) = 23 + 77 = 100

23 + 37 + 40 = 23 + 40 + 37 = (23 + 40) + 37 = 63 + 37 = 100

23 + 37 + 40 = (20 + 3) + (30 + 7) + 40 = (20 + 30 + 40)+ (3 + 7) = 90 + 10 = 100

Задание 2 (с. 10)

Рассматривается несколько примеров, потом они обобщаются и формулируется закономерность.

а) Возьмем два произвольных числа и найдем их сумму: 12 + 5 = 17. Теперь одно слагаемое (например, первое) увеличим на 7 и снова найдем сумму:

(12+ 7) +5 = 24.

Замечаем, что сумма увеличилась. На сколько? (На 7; 24-17 = 7.)

Закономерность: если слагаемое увеличить на несколько единиц, сумма увеличится на столько же единиц.

б) Сумма сначала увеличится на 15 единиц, потом еще на 7. Всего увеличится на 22 единицы.

в) Сумма увеличится на 20 единиц, затем умень­шится на 3 единицы. Значит, она увеличится на 17 единиц.

Задание 3 (с. 10).

1) Если слагаемое уменьшили на 17 единиц, сум­ма также уменьшилась на 17 единиц. Чтобы сумма не менялась, нужно второе слагаемое увеличить на 17 единиц.

2) Одно слагаемое увеличили на 20 единиц, сумма также увеличилась на 20 единиц. А по условию нужно, чтобы она уменьшилась на 10 единиц. Значит, нужно уменьшить другое слагаемое: сначала на 20 единиц, а потом еще на 10, всего — на 30 единиц.

Задание 4 (с. 10)

Способ I. Если слагаемое увеличиваем на несколь­ко единиц, сумма увеличивается на столько же еди­ниц. Если слагаемое уменьшаем, сумма уменьшается на столько же единиц.

1) 54 + 18 = 72 — сумма после увеличения;

2) 72 - 7 = 65 — сумма после уменьшения.

Способ II. Последовательное изменение слагаемых увеличит сумму на 11 (18-7 = 11), и она станет рав­ной 65 (54 + 11 = 65).

Задание8 (с. 11)

Ученики записывают только ответы.

Задание 12 (с. 11) - устно

Задание 11 (с. 11)

Способ I.

1) 809 + 31 = 840 (м.);

2) 840-240 = 600 (м.);

Способ II.

1) 809-240 = 569 (м.);

2) 569 + 31 = 600 (м.);

Способ III.

1) 240-31 = 209 (м.);

2)809-209 = 600 (м.).

Подведение итогов урока

Домашнее задание: с. 10 № 6

МАТЕМАТИКА

Тема: Вычитание чисел и величин. Изменение разности в зависимости от изменения ее компонентов

Цели: повторить алгоритм вычитания трехзначных чисел и величин; установить закономерности изменения разности в зависимости от изменения ее компонентов.

Организационный момент

Устный счёт

На доске записаны числа: 15, 16, 17, 18, 19, 29, 30,31.

Увеличьте числа в 6 раз. Уменьшите числа в 6 раз.

Устно решите записанные на доске уравнения.

100-х=23 х:7=12
51:х=17 17-х = 68

Решите задачи:

а) У Кати в альбоме 90 марок, это в 9 раз больше, чем у Тани. Сколько марок у Тани? Измените вопрос так, что­бы задача решалась в 2 действия.

Б) Бочонок с маслом весит 45 кг, пустой бочонок ве­сит 5 кг. Сколько весит масло в 6 таких бочонках?

В) В первом ящике 9 кг огурцов, а во втором — в 2 раза больше. На сколько килограммов огурцов больше во втором ящике, чем в первом?

Г*) Из листа фанеры можно вырезать 5 одинаковых квадратов. Сколько листов фанеры понадобится для то­го, чтобы вырезать 48 таких квадратов?

Задание 1 (с. 12)

Пример задачи на нахождение ос­татка.

Учительница принесла в класс 22 тетради и дала каждому из 5 учеников по 4. Сколько тетрадей у нее осталось? (22-4·5 = 2.)

Задание 7 (с. 13)

Задание 6*.

□ 27 9 3 □

Ответ: 81, 1.

Сообщение темы и целей урока

Повторение изученного материала

Задание 2 (с. 12)

Сначала выполняем первый столбец примеров. Уменьшаемое каждый раз уменьшается на 50 единиц, вычитаемое не изменяется. Нужно уви­деть уменьшение разности на 50 единиц, обобщить примеры и сформулировать закономерность: при уменьшении уменьшаемого на несколько единиц, раз­ность также уменьшается на столько же единиц.

После выполнения другого столбца формулиру­ем следующую закономерность: при увеличении уменьшаемого на несколько единиц, разность также увеличивается на столько же единиц.

Закрепление изученного материала

Задание 3 (с.12)

75 м-3 м 25 см = 7500 см – 325 см = 7175 см = 71 м 75 см

4 т-2 т 300 кг = 4000 кг – 2300 кг = 1700 кг = 1 т 700 кг

6 дм 7 см – 53 см = 67 см – 53 см =14 см = 1 дм 4 см

или 6 дм 7 см – 53 см = 6 дм 7 см — 5 дм 3 см = 1 дм 4 см

24 ч – 7 ч 20 мин = 23 ч 60 мин – 7 ч 20 мин = 16 ч 40 мин

15 ч 20 мин – 40 мин = 14 ч 80 мин – 40 мин = 14 ч 40 мин

2 т – 250 кг = 2000 кг – 250 кг = 1750 кг

Задание 9 (с. 13)

156 – 87 – 56 = 156 – 56 – 87 = 100 – 87 = 13

847 – 548 – 247 = 847 – 247 – 548 = 600 – 548 = 52

Если нужно последовательно вычесть два числа, их можно вычитать в любом порядке.

92 – 67 – 23 = 92 – (67 + 23) = 92 – 90 = 2

214 – 87 – 113 = 214 – (87 + 113) = 214 – 200 = 14

Чтобы из числа постепенно вычесть друг за дру­Н два числа, можно вычесть из данного числа сра­зу их сумму.

Задание 4 (с. 12)

Способ I.

1) 475-80 = 395 (Н.) — осталось в первом мага­зине;

2) 395-380 = 15 (Н.) — на столько больше книг осталось в первом магазине, чем во втором.

Способ II.

1) 475 – 380 = 95 (Н.) — на столько больше было книг в первом магазине (такой была разность чисел сначала).

После этого уменьшаемое (число 475) уменьшили на 80. Тогда разность также уменьшилась на 80.

2) 95 – 80 = 15 (Н.) — на столько больше осталось книг в первом магазине (такой стала разность).

Задание 8 (с. 13)

Задание 5 (с. 12).

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание: № 10, № 11, стр. 13

 

Задание 10 (стр. 13)

600: (54 + 54 - 8) = 600: 100 = 6 (ч).


 

МАТЕМАТИКА

Тема: Умножение. Приёмы умножения. Свойства действия умножения

Цели: повторить конкретный смысл действия умножения; закрепить приемы умножения двузначных чисел на однозначное.

Организационный момент

Устный счёт

1. На доске записаны числа: 17, 13, 18, 20, 15, 12, 19, 14, 16.

Увеличьте числа в 4 (5) раза.

2. Сколько прямоугольников в нарисованной на дос­ке фигуре?

   
   

3. Решите задачи:

а) 6 кг апельсинов стоят 54 монеты. Сколько нужно монет, чтобы купить на 4 кг апельсинов больше?

б) Коля купил у вождя дикого африканского племени 18 кг бананов за 72 блестящие пуговицы. Сколько кило­граммов бананов можно купить у вождя, если иметь на 24 пуговицы больше, чем у Коли?

в) В кинозале сидели 600 зрителей. К началу киносе­анса их число увеличилось на 1/3. Сколько зрителей стало в кинозале?

Задание 8 (с. 15)

Ученик проводит на доске произвольную прямую и обозначает на ней про­извольную точку А.

Второй раз линейку располагают так, чтобы вторая прямая также прошла через точку А, и проводят ее.

Проведенные таким образом прямые пересекаются в точке А.

Если на прямой обозначить две или три разные точки, тогда линейку можно расположить только так, чтобы ее край совпал с данной прямой.

Вывод: через одну точку можно провести много разных прямых; через две или три разные точки мож­но провести только одну прямую.

Задание 5* (с. 14)

Было —?

Взяли — 25 яиц и 19 яиц.

Положили — 27 яиц.

Стало — 83 яйца.

Способ I. Задачу можно решить «с конца», идти от полученного числа к искомому, выполняя обратные действия:

1) положили 27 яиц; мы отбросим их и получим 56

(83-27 = 56);

2) забрали 19 яиц; мы их вернем и получим 75 (56 + 19 = 75);

3) забрали 25 яиц; снова их вернем и получим 100 (75 + 25 = 100).

Способ II.

Сколько всего яиц взяли?

25 + 19 = 44 (яйца).

На сколько больше яиц взяли из корзин, чем по­ложили туда?

44-27 = 17 (яиц).

Как изменилось общее количество яиц в корзи­нах? (Уменьшилось на 17 яиц.)

Можно условие переформулировать так:

Было —?

Взяли — 17 яиц.

Осталось — 83 яйца.

83 + 17 = 100 (яиц).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: