Темы семинарских, практических и лабораторных




ГОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономики предпринимательства и маркетинга

Одобрено Учебно-методическим управлением АлтГУ

Протокол №___________

«______»____________200___ г.

Председатель__________________

 

Бутакова Марина Михайловна

Пяткова Оксана Николаевна

 

 

Прогнозирование и планирование в условиях рынка

 

Учебно-методический комплекс

 

Для специальностей 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

Согласовано: Учебно-методическая комиссия экономического факультета АлтГУ Протокол № _____"__"__________2007г. Председатель ______________________   Рекомендовано: Кафедрой экономики предпринимательства и маркетинга Протокол №_____"__"_________2007г. Зав. кафедрой _____________________

Барнаул 2007

Авторы – составители:

Бутакова Марина Михайловна, к.э.н., доцент

Пяткова Оксана Николаевна, старший преподаватель

 

Учебно-методический комплекс «Прогнозирование и планирование в условиях рынка» составлен в соответствии с требованиями Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования по специальностям 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

Дисциплина входит в региональный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

 

 

План УМД 2007., п. …

 

 

Подписано к печати … … … Формат 60×90/16.

Бумага газетная. Печать офсетная

Усл. печ. л. … Тираж 100 экз. Заказ …

 

Типография Алтайского государственного университета:

654049, Барнаул, ул. Димитрова, 66

 

 

Содержание

Разделы и подразделы курса стр.
1. Характеристика учебного курса «Прогнозирование и планирование в условиях рынка». Цель и задачи программы, ее место в структуре учебных дисциплин …………………………………………….. 1.1. Цели и задачи программы курса «Прогнозирование и планирование в условиях рынка» ……………………………………….. 1.2. Место дисциплины «Прогнозирование и планирование в условиях рынка» в структуре других дисциплин …………………… 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины «Прогнозирование и планирование в условиях рынка» ……………………………          
2. Объем дисциплины………………………………………….………. 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………. 2.2. Распределение часов по разделам и видам учебной работы…  
3. Структура и содержание учебной дисциплины «Прогнозирование и планирование в условиях рынка» ………………………………  
4. Темы семинарских, практических и лабораторных занятий………………………………………………………………………. 4.1. Содержание семинарских, практических и лабораторных занятий ……………………..…………………………………………..    
5. Вопросы для подготовки к зачету ………………………  
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ………………… 6.1 Рекомендуемая литература ……………….…………………… 6.2. Интернет-обеспечение дисциплины ……………………………  
7. Словарь терминов (глоссарий) …………………………………..........  
8. Методическое обеспечение дисциплины (общая характеристика структуры) ……………………………………………………………….  

1. Цель и задачи программы «Прогнозирование и планирование в условиях рынка», ее место в структуре учебных дисциплин

 

 

1.1. Цели и задачи программы курса «Прогнозирование и планирование в условиях рынка»

 

Цель изучения дисциплины заключается в овладении студентами теоретическими основами и практическими навыками в области экономического прогнозирования.

Реализация дисциплины предполагает решение следующих задач:

§ Ознакомление студентов с методами экономического прогнозирования.

§ Изучение содержания, сущности и принципов прогнозирования как системы предвидения будущего, оценивающей нужды, потребности и ожидания субъектов экономики.

§ Приобретение студентами знаний и конкретных навыков в сборе информации и разработке прогнозов.

§ Изучение приемов и методов оценки качества экономических прогнозов.

§ Приобретение навыков в области предпрогнозных исследований экономики.

§ Изучение принципов и методов формирования организационных структур прогнозирования на отечественных предприятиях.

 

 

1.2. Место дисциплины «Прогнозирование и планирование в условиях рынка» в структуре других дисциплин

 

Дисциплина «Прогнозирование и планирование в условиях рынка» базируется на знаниях таких дисциплин, как «Экономическая теория», «Статистика», «Экономика предприятия», «Менеджмент». Преподавание этих дисциплин предшествует преподаванию дисциплины «Прогнозирование и планирование в условиях рынка».

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

«Прогнозирование и планирование в условиях рынка»

В результате изучения дисциплины «Прогнозирование и планирование в условиях рынка» будущий специалист, при принятии управленческого решения, должен уметь заблаговременно правильно оценить его последствия. Изучение методов экономического прогнозирования формирует основы практических знаний, необходимых каждому экономисту и предпринимателю в любой сфере деятельности.

 

 

Объем дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Для специальности «Финансы и кредит»

Вид учебной работы Количество часов по форме обучения
очная заочная (на базе средне-специального образования)
№ семестров    
Аудиторные занятия    
Лекции    
Практические и семинарные занятия    
Лабораторные занятия   -
Самостоятельная работа    
Всего часов на дисциплину    
Текущий контроль (количество, N семестров) 10 (6 сем.) 6 сем.
Виды итогового контроля (экзамен, зачет) № семестров зачет (6 сем.)   зачет (6 сем)

Для специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Вид учебной работы Количество часов по форме обучения
очная заочная (на базе средне-специального образования)
№ семестров    
Аудиторные занятия    
Лекции    
Практические и семинарные занятия    
Лабораторные занятия   -
Самостоятельная работа    
Всего часов на дисциплину    
Текущий контроль (количество, N семестров) 6 (6 сем.) 5 сем.
Виды итогового контроля (экзамен, зачет) № семестров зачет (6 сем.)   зачет (5 сем)

 

 

2.2. Распределение часов по разделам и видам учебной работы

Для специальности «Финансы и кредит»

Очная / Заочная

Название разделов и тем Всего часов по учебному плану Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, из них Сам. работа
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные занятия
1 2 3 4 5 6
Тема 1. Сущность экономического прогнозирования   2/1 2/1 -/-  
Тема 2. Организация экономического прогнозирования   2/1 2/- -/-  
Тема 3. Информационное обеспечение процесса прогнозирования   2/1 2/- -/-  
Тема 4. Прогнозирование динамики социально-экономических процессов   2/1 2/2 16/-  
Тема 5. Прогнозирование сезонных процессов   2/1 -/2 8/-  
Тема 6.Корреляционно-регрессионный анализ в прогнозировании   2/1 -/1 16/-  
Тема 7. Экспертные оценки в социально-экономическом прогнозировании   2/1 2/1 -/-  
Тема 8. Коллективные экспертные оценки   2/1 2/1 -/-  
Тема 9. Методы предпрогнозных исследований   2/1 2/- -/-  
Тема 10. Верификация экономических прогнозов   2/1 2/- -/-  
ИТОГО 152/76 20/10 16/8 40/- 76/62

 

Для специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Очная / Заочная

Название разделов и тем Всего часов по учебному плану Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, из них Сам. работа
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные занятия
1 2 3 4 5 6
Тема 1. Сущность экономического прогнозирования   2/1 -/1 -/-  
Тема 2. Организация экономического прогнозирования   2/1 1/- -/-  
Тема 3. Информационное обеспечение процесса прогнозирования   2/1 -/- -/-  
Тема 4. Прогнозирование динамики социально-экономических процессов   2/1 1/2 4/-  
Тема 5. Прогнозирование сезонных процессов   2/1 1/1 4/-  
Тема 6.Корреляционно-регрессионный анализ в прогнозировании   2/1 1/1 4/-  
Тема 7. Экспертные оценки в социально-экономическом прогнозировании   2/1 1/1 -/-  
Тема 8. Коллективные экспертные оценки   2/1 1/2 -/-  
Тема 9. Методы предпрогнозных исследований   2/1 1/- -/-  
Тема 10. Верификация экономических прогнозов   2/1 1/- -/-  
ИТОГО 80/120 20/10 8/8 12/- 40/106

3. Структура и содержание учебной дисциплины

«Прогнозирование и планирование в условиях рынка»

 

Тема 1.Сущность экономического прогнозирования

Формы предвидения. Гипотеза, прогноз, план. Общность и отличия.

Сущность прогнозирования, необходимость, возможность и пределы прогнозирования. Эволюция взглядов на место прогнозирования в управлении. Принципы экономического прогнозирования.

Классификация прогнозов. Виды прогнозов, используемых в экономическом прогнозировании.

 

Тема 2. Организация экономического прогнозирования.

Организация социально-экономического прогнозирования. Субъект, объект и заказчик прогноза.

Система инициативного и система государственного прогнозирования. Закон Российской Федерации «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»

Технология прогнозирования. Процедурная схема: содержание и последовательность этапов. Характеристика основных обеспечивающих подсистем.

 

Тема 3. Информационное обеспечение процесса

прогнозирования

Классификация экономической информации. Источники информации.

Характеристика параметрических и непараметрических источников информации.

Требования к информации, используемой в прогнозировании.

Специфика измерений в экономике. Показатели как инструмент информационного обеспечения прогнозов. Количественные и качественные показатели.

 

Тема 4. Прогнозирование динамики социально-экономических

процессов

Состав и общая характеристика формализованных методов прогнозирования. Сфера применения формализованных методов.

Оценка достоверности количественного прогноза. Вероятность и точность прогноза. Доверительный интервал. Показатели оценки ошибки прогноза.

Показатели динамики экономических процессов.

Методы наивного прогнозирования и скользящей средней. Прогнозная экстраполяция: сущность, сфера применения. Типы динамики социально-экономических процессов.

Основные этапы прогнозной экстраполяции. Способы сглаживания. Расчет параметров функций экстраполяции.

Построение интервального прогноза. Оценка качества моделей прогнозной экстраполяции.

 

Тема 5. Прогнозирование сезонных процессов

Влияние сезонного фактора на динамику экономических процессов. Способы учета сезонной составляющей. Последовательность построения моделей с аддитивной компонентой. Последовательность построения моделей с мультипликативной компонентой.

 

Тема 6. Корреляционно-регрессионный анализ в

прогнозировании

Виды взаимосвязей между экономическими процессами.

Причинно-следственные связи как предпосылка экономического прогнозирования. Качественный и количественный анализ взаимосвязи факторов рынка.

Коэффициент корреляции как показатель оценки тесноты взаимосвязи. Основные уравнения корреляционного анализа.

Линейная регрессия. Расчет параметров уравнения регрессии.

Наиболее распространенные причины ошибок корреляционно-регрессионного анализа. Прогнозирование взаимосвязей с учетом временного лага. Сфера применения лаговых моделей.

Тема 7. Экспертные оценки в социально-экономическом

прогнозировании

Сущность и сфера применения экспертных методов в прогнозировании рыночных процессов. Последовательность процедур. Классификация экспертных методов прогнозирования.

Функции рабочей группы.

Выбор экспертов, требования к экспертам. Способы оценки компетентности экспертов. Методики расчета коэффициента компетентности экспертов.

Формирование экспертной группы. Подходы к определению состава группы и количества экспертов.

 

Тема 8. Коллективные экспертные оценки

Классификация методов коллективного экспертного прогнозирования.

Методы зависимого интеллектуального эксперимента. Коллективная генерация идей. Правила проведения мозговой атаки.

Независимый интеллектуальный эксперимент. Сбор и обработка информации. Метод Дельфи: назначение, последовательность расчетов, обработка и интерпретация результатов.

Метод ранговой корреляции. Оценка согласованности мнений экспертов. Расчет коэффициента конкордации.

 

Тема 9. Методы предпрогнозных исследований

Предпрогнозные исследования: назначения, сущность, методы.

Морфологический анализ в прогнозировании инноваций. Правила построения «морфологического ящика». Приемы морфологического анализа.

Прогнозный сценарий как метод прогнозирования в условиях неопределенности. Методические подходы к построению сценариев.

 

Тема 10.Верификация экономических прогнозов

Факторы, определяющие выбор методов прогнозирования.

Абсолютная и относительная верификация. Способы относительной верификации прогнозов. Причины ошибок в прогнозировании.

 

Темы семинарских, практических и лабораторных

Занятий

4.1. Содержание семинарских, практических и лабораторных занятий

Темы и задания для семинарских, практических и лабораторных занятий составлены в соответствии с программой учебной дисциплины на основе учебного пособия Бутаковой М.М. «Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов». – Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2007.

Работа на семинарах организуется в следующем порядке. К каждому семинару преподаватель предварительно объявляет о его содержании. Студенты при подготовке к объявленной теме, кроме указанного учебного пособия, пользуются основными и дополнительными источниками литературы, отмеченными в библиографическом списке. Каждый из них должен быть готовым к ответу на любой вопрос темы семинара.

Практические занятия предусматривают выполнение студентами в письменном виде практических заданий по соответствущим темам.

Лабораторные занятия предусмотрены для закрепления некоторых тем изучаемого курса и выполняются студентами на компьютере в табличном редакторе Microsoft Excel.

 

Тема 1.Сущность экономического прогнозирования

 

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Объясните, в чем, на Ваш взгляд, заключается отличие прогнозирования от планирования, какие общие черты имеют эти процессы?

2. Какие обстоятельства определяют необходимость экономического прогнозирования для администрации субъекта федерации?

3. Какие характеристики экономических явлений определяют возможность разработки экономических прогнозов? Почему необходимо в современных условиях разрабатывать экономические прогнозы?

4. Какие характеристики экономики современной России затрудняют разработку экономических прогнозов?

5. Как взаимосвязаны между собой классификации:

- по глобальности объектов прогнозирования и по дальности прогнозирования;

- по дальности прогнозирования и по точности результатов;

- по глобальности объектов прогнозирования и по точности результатов?

Тема 2. Организация экономического прогнозирования.

 

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Какие прогнозные документы разрабатываются в системе долгосрочного государственного прогнозирования экономики России? Дайте краткую характеристику их содержания и организации разработки.

2. Какие прогнозные документы разрабатываются в системе среднесрочного прогнозирования экономики России? Дайте краткую характеристику их содержания и последовательности разработки.

3. В чем основное отличие документов, разрабатываемых на краткосрочный период в рамках государственного прогнозирования экономики России?

4. В чем заключаются отличия системы государственного и частного прогнозирования?

5. Опишите последовательность и содержание основных этапов разработки прогнозов.

6. Какие службы и подразделения предприятия (организации) могут участвовать в разработке прогнозов?

7. Кто, на Ваш взгляд, может выступать в качестве субъектов, заказчиков и потребителей следующих прогнозов:

- прогноза спроса на бытовую технику на рынке города;

- прогноза занятости населения в регионе;

- прогноза здоровья населения России;

- прогноза уровня загрязнения воздуха в городе?

 

Задание для практического занятия:

Подготовьте информационно-логическую схему разработки прогноза для выбранного Вами объекта.

Для выполнения этого задания Вам необходимо выбрать потенциальный объект прогнозирования. Им может быть предприятие или организация, рынок определенного продукта или услуги, экономическое явление и т.д. Далее вспомнить последовательность этапов прогнозирования и для каждого этапа конкретизировать содержание процедур, применительно к Вашему объекту. В процессе выполнения задания Вам предлагается ответить на вопросы:

- какую информацию Вы намереваетесь получить,

- из каких источников,

- какие организационные и содержательные процедуры Вам потребуется выполнить,

- в какой последовательности?

Обратите внимание, что в данном задании от Вас не требуется разрабатывать прогноз, а предлагается описать последовательность Ваших действий. В результате должен получиться подробный план Вашей будущей работы по прогнозированию.

 

Тема 3. Информационное обеспечение процесса

прогнозирования

 

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Какие источники информации вы можете использовать при формировании прогнозов спроса на товарных рынках города и края?

2. Какие требования предъявляются к ретроспективной информации?

3. Какими способами может быть обеспечена надежность статистической информации?

4. Какими способами может быть обеспечена и проверена надежность экспертной информации?

5. Почему в практике экономического прогнозирования большее применение находят количественные показатели?

 

Задание для практического занятия:

Представьте, что Вам необходимо подготовить исходную информацию для разработки прогноза производства продукции в регионе. Из приведенной ниже совокупности показателей необходимо выбрать:

a) Показатели для описания объекта прогнозирования,

b) Показатели для описания прогнозного фона,

c) Избыточную информацию.

Исходная информация:

· розничный товарооборот,

· дефлятор ВВП,

· товарные запасы в розничной торговле,

· индекс потребительских цен,

· официальный рыночный курс рубля к иностранной валюте,

· ставки налогов,

· производство товаров на душу населения,

· уровень безработицы,

· накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах,

· протяженность сети автомобильных дорог,

· расходы на охрану окружающей среды,

· объем промышленного производства региона в разрезе отраслей,

· индекс оптовых цен промышленности,

· динамика промышленного производства региона в разрезе отраслей,

· численность занятых по отраслям,

· производительность труда в разрезе отраслей,

· стоимость основных производственных фондов,

· инвестиции в основной капитал в разрезе отраслей.

 

Тема 4. Прогнозирование динамики социально-экономических

процессов

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Какие методы называются формализованными методами прогнозирования?

2. Какие факторы препятствуют применению формализованных методов прогнозирования?

3. Что такое точность прогноза?

4. Как соотносятся вероятность и точность прогноза?

5. Как определяется размер доверительного интервала?

6. Какие показатели могут быть использованы для оценки ошибки прогноза?

7. Какие факторы влияют на точность прогноза?

8. В каких случаях могут применяться методы наивного прогнозирования? В чем их суть?

9. В чем заключаются различия между формальной и прогнозной экстраполяцией?

10. Назовите основные этапы прогнозной экстраполяции.

11. Что понимается под временным рядом?

12. Назовите основные правила формирования временных рядов.

13. Как выбирается функция для описания динамики социально-экономических процессов?

14. Как осуществляется сглаживание временного ряда?

 

Задания для практического занятия:

Задача 1:

В таблице 1 приведены данные о фактическом коммерческом грузообороте транспорта за двенадцать месяцев и теоретические данные модели, которую предлагается использовать для прогнозирования грузооборота. Проведите необходимые расчеты для оценки возможной ошибки прогноза и сделайте выводы. Можно ли использовать метод для построения прогноза с точностью 90% и заданной вероятностью 0,85?

Таблица 1

Коммерческий грузооборот транспорта, млрд. тн/км

Время Грузооборот, млрд.тн/км
Фактический Прогнозный
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Задача 2:

Оцените правильность построения временного ряда, исправьте допущенные ошибки.

Таблица 2

T Янв. Февр Март Апр. Май 3 кварт. Окт. Нояб Дек.
Y                    

 

Задание для лабораторного занятия:

Лабораторная работа: «Прогнозирование тенденций»

Задание:

На основе исходной информации о динамике исследуемого показателя выявить тенденцию его изменения, построить график временного ряда и составить точечный и интервальный прогноз на заданный период времени.

По данным о динамике инвестиций в основной капитал экономики Алтайского края составить прогноз на 2007, 2008 г.

Таблица 1

Инвестиции в основной капитал экономики Алтайского края, млн. руб.

Годы Размер инвестиций
  2479,9
  2812,7
  2739,3
  3378,8
  4562,3
  6731,2
  8419,8
  10212,5
  13042,3

 

Тема 5. Прогнозирование сезонных процессов

 

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. В динамике каких процессов проявляется влияние сезонного фактора?

2. Приведите примеры управленческих решений, принятие которых невозможно без учета сезонного фактора.

3. В каких случаях может применяться модель с аддитивной компонентой?

4. В каких случаях может применяться модель с мультипликативной компонентой?

5. Что показывает индекс сезонности?

6. В чем суть десезонализации данных?

 

Задание для лабораторного занятия:

Лабораторная работа: «Прогнозирование сезонных изменений»

Задание:

На основе исходной информации о динамике исследуемого показателя (по заданному преподавателем варианту) выявить тенденцию изменения показателя, построить график сезонной волны, рассчитать индекс сезонности и составить прогноз показателя на будущий год по кварталам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: