Матрица оценки компетентности экспертов 1-го порядка




Номер Номер эксперта (J)
Эксперта (i) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1                    
2                    
3                    
4                    
5                    
6                    
7                    
8                    
9                    
10                    

 

 

Тема 8. Коллективные экспертные оценки

 

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Какие факторы влияют на количественный состав экспертной группы?

2. В чем заключаются преимущества коллективных экспертных опросов перед индивидуальными экспертными оценками?

3. Как определяется средняя оценка экспертной группы?

4. Какие показатели позволяют судить о степени согласованности мнений экспертов?

5. В чем заключаются особенности статистической обработки информации методом Дельфи?

6. Какой показатель оценивает степень согласованности экспертов при работе методом ранговой корреляции?

 

Задания для практического занятия:

Практическое задание 1

Эксперты оценили важность параметров, учитываемых клиентами туристической фирмы. Переведите коэффициенты весомости в ранги, используемые при составлении прогноза методом ранговой корреляции, оцените степень согласованности мнений экспертов.

Таблица 1

Коэффициенты весомости параметров

Параметры Коэффициенты весомости
       
1. страна 0,4 0,2 0,25 0,3
2. стоимость тура 0,4 0,3 0,25 0,3
3. сезон 0,1 0,4 0,25 0,3
4. продолжительность тура 0,1 0,1 0,25 0,1

 

Практическое задание 2

Прогнозная оценка затрат на создание новой продукции была получена методом Дельфи. Проведите статистическую обработку информации.

Таблица 2

Затраты, тыс. руб. Число ответивших экспертов, чел.
   
   
   
   
   
   

 

Тема 9. Методы предпрогнозных исследований

 

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. В чем заключаются отличительные особенности описания перспектив развития объектов при помощи морфологического подхода? В каких случаях целесообразно его использование?

2. Опишите последовательность построения морфологического ящика. Какие этапы, на Ваш взгляд, составляют содержание морфологического анализа, а какие – морфологического синтеза?

3. В чем заключаются назначение и цели построения прогнозных сценариев?

4. Взаимосвязаны ли между собой морфологический анализ и прогнозные сценарии?

5. Какие обстоятельства послужили причиной повышения внимания к прогнозным сценариям?

 

Задание для практического занятия:

«Построение сценария развития региона»

Пользуясь рекомендациями, представленными в учебном пособии Бутаковой М.М. «Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов». – Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2007 и информацией о социально-экономическом развитии Алтайского края, разработать сценарий одного из направлений социально-экономического развития Алтайского края или города Барнаула.

Выбор направления из приведенного ниже перечня осуществляется студентом по согласованию с преподавателем:

1) развитие непроизводственной инфраструктуры;

2) инвестирование непроизводственной инфраструктуры;

3) развитие здравоохранения;

4) развитие образования;

5) развитие высшего и среднего специального образования;

6) развитие бытового обслуживания населения;

7) развитие транспортного обслуживания населения;

8) развитие отраслей промышленности;

9) развитие торговли;

10) развитие рынка конкретного товара;

11) состояние рынка труда.

По согласованию с преподавателем в предлагаемый перечень тем могут быть внесены дополнения.

На предварительном этапе исследования необходимо познакомиться с существующими подходами к построению прогнозных сценариев, изучить теоретические и методические материалы по соответствующей проблеме, аналитическую и прогнозную информацию о состоянии, динамике и уровне развития объекта исследования.

Проанализируйте полученные варианты сценариев развития. По результатам построения сценариев развития системы составьте доклад, в который включите следующие разделы:

1. Краткое описание теоретической и информационно-статистической базы исследования, его временного горизонта.

2. Описание сценарных вариантов.

3. Сравнение сценарных вариантов между собой, рекомендации для процесса принятия решений.

4. Выводы.

 

Тема 10.Верификация экономических прогнозов

 

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. В чем заключаются основные причины ошибок в прогнозировании?

2. Что следует понимать под качеством экономических прогнозов? Какими показателями может быть охарактеризовано качество прогнозов?

3. В чем заключаются сущность и назначение абсолютной верификации прогнозов?

4. Какими способами может быть произведена относительная верификация прогноза?

 

Вопросы для подготовки к зачету

1. Причины необходимости прогнозирования социально-экономических процессов. Дать определения понятиям «прогнозирование», «планирование», «прогнозный фон».

2. Характеристика основных форм предвидения. Общее и различия между планом и прогнозом.

3. Классификация прогнозов.

4. Принципы прогнозирования.

5. Организация экономического прогнозирования.

6. Процедурная схема прогнозирования. Последовательность и содержание этапов.

7. Информационное обеспечение прогнозирования. Требования, предъявляемые к исходным данным.

8. Общая характеристика формализованных методов.

9. Оценка качества количественного прогноза.

10. Прогнозная экстраполяция: сущность, сфера применения, достоинства и недостатки. Понятие временного ряда, тренда.

11. Прогнозная экстраполяция: последовательность этапов и содержание работ.

12. Временной ряд. Виды временных рядов, правила построения.

13. Прогнозная экстраполяция с учетом сезонных колебаний: сущность метода, влияние сезонного фактора и способы его оценки в прогнозных моделях.

14. Прогнозная экстраполяция с учетом сезонных колебаний: построение модели с мультипликативной компонентой.

15. Сущность корреляционно-регрессионного анализа. Виды корреляции.

16. Корреляционно-регрессионный анализ: последовательность расчетов однофакторной модели.

17. Прогнозирование экономических явлений с учетом временного лага. Назначение метода, виды лагов.

18. Общая характеристика экспертных методов прогнозирования. Понятие, сфера применения, виды экспертных методов.

19. Формирование и функции экспертной и рабочей групп. Способы оценки компетентности экспертов.

20. Способы оценки компетентности экспертов: метод самооценки.

21. Способы оценки компетентности экспертов: метод взаимооценки.

22. Морфологический анализ как метод предпрогнозных исследований.

23. Методы зависимого интеллектуального эксперимента.

24. Методы независимого интеллектуального эксперимента. Разработка анкеты экспертного опроса. Оценка результатов.

25. Независимый интеллектуальный эксперимент: метод Дельфи.

26. Метод ранговой корреляции.

27. Оценка качества экономических прогнозов. Виды и способы верификации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: