Составитель: Винникова ЕЛ.




ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ОСНОВЫСПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

1. Специальная психология как наука об особенностях развития психики детей с нарушениями онтогенеза. Предмет, отрасли специальной психологии.

2. Место специальной психологии в системе наук. Внутрисистемные и междисциплинарные связи.

3. Задачи специальной психологии (по В.И.Лубовскому).

4. Принципы специальной психологии. Понятие «системогенез».

5. Основные принципы психологического обследования детей с разными формами отклонений в развитии.

6. Анализ специфики методов специальной психологии по сравнению с методами других отраслей психологии.

7. Особенности метода беседы, метода сбора психологического анамнеза в специальной психологии.

8. Метод эксперимента в специальной психологии.

9. Особенности методов наблюдения и самонаблюдения в специальной психологии. Понятие «дефект-центризм».

10. Использование стандартизированных техник (тестов) в специальной психологии.

11. Общие и модально-специфические закономерности психического развития у детей с нарушениями онтогенеза.

12. Модально-неспецифические закономерности психического развития у детей с нарушениями онтогенеза.

13. Основные свойства высших психических функций. См табл…

14. Структура нарушенного развития. См. табл

15. Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии

16. Основные подходы в решении проблемы «норма-патология».

17. Уровневая концепция в решении проблемы «норма-патология».

18.Основные условия нормального психического развития (по А.Р.Лурии).

19. Причины отклонения в психическом развитии.

20. Причинно-следственные связи между патогенным фактором и нарушенным развитием.

21. Компенсация как категория специальной психологии. Коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии.

22. Классификации детей с ОПФР.

23. Параметры дизонтогенеза в специальной психологии (по В.В.Лебединскому)

24. Модели отношения к людям с ОПФР.

25. Вклад Л.С.Выготского в развитие специальной психологии.

26. Варианты психическогодизонтогенеза (по В.В.Лебединскому).

27. Общее психическое недоразвитие: определение олигофрении, причины возникновения, структура нарушенного развития, клинико-патогенетическая классификация Г.Е.Сухаревой.

28. Понятие «умственно отсталый ребенок». Степени олигофрении и их психологическая характеристика.

29. Классификация форм олигофрении (по М.С.Певзнер).

30. Задержанное психическое развитие: понятие, причины возникновения, структура дефекта (по Е.С.Слепович). Основные отличия олигофрении от задержки психического развития.

31. Основные варианты задержки психического развития (по К.С.Лебединской).

32. Понятия «психический инфантилизм», «гармонический инфантилизм», «моторный инфантилизм», «соматогенный инфантилизм», «дисгармонический инфантилизм», «органический инфантилизм».гугл

33. Особенности психического статуса ребенка с ЗПР. Отличие ЗПР от социальной запущенности.

34. Психологическая сущность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

35. Поврежденное психическое развитие: этиология, структура дефекта. Виды органической деменции. Основные отличия олигофрении от деменции.

36. Типология органической деменции (по Г.Е.Сухаревой). Понятие «полевое поведение».

37. Дефицитарное психическое развитие: этиология, структура дефекта, систематика нарушений у детей с нарушением слуха.

38. Дефицитарное психическое развитие: этиология, структура дефекта, систематика нарушении у детей с нарушениями зрения.

39. Дефицитарное психическое развитие: этиология, структура дефекта, систематика нарушений у детей с недостаточностью двигательной сферы. Слух и речь =)))

40. Формы ДЦП согласно классификации К.А.Семеновой.

41. Искаженное психическое развитие: определение, этиология, структура дефекта, четыре группы детей с аутизмом.

42. Определение раннего детского аутизма. Характерные признаки его проявления.

43. Дисгармоническое психическое развитие: определение, этиология, структура дефекта, виды по происхождению.

44. Группы психопатий по ведущим проявлениям, основанным на типах нервной системы.

45. Понятия «множественные физические и (или) психические нарушения», «тяжелые физические и (или) психические нарушения». См табл

46. Роль семьи в процессе социализации ребенка. Типичные признаки, характеризующие семью, воспитывающую ребенка-инвалида (по Л.М.Шипициной).

47. Схемы поведения родителей по отношению к ребенку с особенностями психофизического развития (по В.С.Соммерсу).

48. Закономерности деформации семьи при рождении ребенка-инвалида на психологическом, социальном, соматическом уровнях.

 

Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы коррекционной педагогики»

 

1. Динамика развития предмета и объекта коррекционной педагогики.

2. Общее и специфическое в содержании родственных наук.

3. Категориальный аппарат коррекционной педагогики.

4. Понятия нормы, аномалии и сходных с ними явлений и состояний.

5. Общая характеристика предметных областей коррекционной педагогики

6. Ведущие социокультурные идеи, определяющие развитие специального образования на современном этапе.

7. Цель и основные задачи специального образования.

8. Основные современные подходы к специальному образованию.

9. Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специального образования.

10. Основные положения Л.С. Выготского, используемые в коррекционной педагогике.

11. Общая характеристика нарушений развития в детском возрасте.

12. Причины нарушений психофизического развития.

13. Аспекты исследований нарушений психофизического развития.

14. Основные категории лиц с особенностями психофизического развития.

15. Проблема общепринятой терминологии и классификаций для лиц с особенностями психофизического развития.

16. Эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии.

17. Организация учета детей, нуждающихся в специальном образовании, и определение особых образовательных потребностей.

18. Направления реформирования специального образования в Республике Беларусь.

19. Законодательно-нормативная база системы специального образования в Республике Беларусь.

20. Вертикальная и горизонтальная структура системы специального образования.

21. Типы специальных школ и противопоказания к приему в них.

22. Варианты специального образования: цензовое, нецензовое, абилитационное образование.

23. Учреждения нового типа для лиц с ОПФР.

24. Формы получения специального образования.

25. Интеграционные тенденции в образовании лиц с особенностями психофизического развития.

26. Основные идеи, виды, формы, модели интегрированного обучения.

27. Внешние и внутренние показатели к интегрированному обучению.

28. Сущность коррекционно-компенсаторной направленности работы специальных учреждений.

29. Значение ранней коррекции в формировании и развитии личности.

30. Основные направления, виды и средства коррекционной работы.

31. Роль семьи в воспитании ребенка с особенностями психофизического развития.

32. Педагогические условия реализации принципа коррекционной направленности.

33. Общая характеристика коррекции сенсорики.

34. Направления, средства и методические основы коррекции зрительного восприятия.

35. Направления, средства и методические основы коррекции слухового восприятия.

36. Направления, средства и методические основы коррекции осязания.

37. Направления, средства и методические основы коррекции вкусовых и обонятельных ощущений и восприятия.

38. Полисенсорный подход и сенсорная интеграция.

39. Роль двигательной активности в развитии детей с ОПФР.

40. Направления, средства и методические основы коррекции общей моторики.

41. Направления, средства и методические основы коррекции мелкой моторики.

42. Значение развития познавательных функций для коррекционно-воспитательной деятельности.

43. Характерные недостатки когнитивного развития у детей.

44. Учебные цели по коррекции познавательной сферы.

45. Методические условия коррекции познавательных функций.

46. Основы работы по педагогической коррекции развития мышления.

47. Основы работы по педагогической коррекции развития памяти.

48. Основы работы по педагогической коррекции развития речи.

49. Задачи и средства психолого-педагогической коррекции развития эмоционально-волевой сферы.

50. Цель коррекции развития личности и условия ее достижения.

51. Содержание коррекции развития личности.

52. Основные направления в воспитательной работе.

53. Создание безбарьерной среды.

54. Проблема содержания специального образования.

55. Особенности процесса обучения и воспитания.

56. Педагогическое общение и причины нарушений общения у детей.

57. Этапы организации педагогического общения с ребенком.

58. Альтернативные и поддерживающие системы коммуникации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: