Особенности метода беседы, метода сбора психологического анамнеза в специальной психологии.




ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ОСНОВЫСПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

Составитель: Винникова ЕЛ.

1. Специальная психология как наука об особенностях развития психики детей с нарушениями онтогенеза. Предмет, отрасли специальной психологии.

2. Место специальной психологии в системе наук. Внутрисистемные и междисциплинарные связи.

Задачи специальной психологии (по В.И.Лубовскому).

В задачи специальной психологии входит:

1. изучение закономер­ностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в раз­ных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обуче­ния;

2. создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; разработка средств психологической кор­рекции недостатков развития;

3. психологическое обоснование со­держания и методов обучения и воспитания в системе специаль­ных образовательных учреждений;

4. психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатка­ми развития в разных условиях; психологическое изучение соци­альной адаптации лиц с недостатками;

5. психологическая коррекция дезадаптации.

В настоящее время наиболее актуальной задачей является раз­работка диагностических методик, поскольку эта область остается слабо освещенной. В период, начавшийся после окончания Вели­кой Отечественной войны, система обучения детей с недостатка­ми развития постоянно совершенствовалась в направлении все большей дифференциации и более полного охвата специальным обучением детей с нарушениями развития разных категорий.

 

4. Принципы специальной психологии. Понятие «системогенез».

Принцип отражательности – все психические явления во всем многообразии представляют особую высшую форму, отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживания. Фундаментальными формами псих.отр. является его субъективность, избирательность, активность, целенаправленность. Никакие, даже самые грубые изменения психической деятельности не изменят ее отражательной сущности. Речь может идти только о снижении адекватности. Отражение может страдать с точки зрения полноты, глубины, но оно всегда остается принципиально верным.

Принцип детерменизма – с его позиции психические явления рассматриваются как причинно-обусловленные, производные от внешнего воздействия. Внешняя причина всегда действует преломляясь через внутренние условия.

Принцип развития (генетический) – все психические явления необходимо рассматривать исключительно в динамическом плане. Т.е. процессы развития и становления. Любая патология рассматривается как состояние в котором находится, следовательно - ребенок развивается.

Системогенез – это процесс последовательного разворачивания в возрастном плане симптомов отклонения.

Симптомы никогда не появляются все сразу, они имеют определенную возрастную динамику. Например: врожденное или раноприобретённое снижение остроты слуха введет отставание в речевом развитии, что неминуемо окажет слияние на формирование мышления, произвольную регуляцию поведения, коммуникативные навыки. Снижение остроты зрения в первые месяцы жизни никак себя не проявляет, но начиная с 4го месяца, обнаруживаются особенности ориентировочной активности, дальнейшее явление системогенеза будут связаны с отставание в развитии, восприятия, моторной сферы.

Принцип единства сознания и деятельности - психика развивается и проявляется в процессе внешней материальной деятельности человека. Составляя ее внутренний план, чем точнее и глубже сознание отражает окружающий мир – тем более гибким становится поведение человека, тем лучше его деятельность. И наоборот, чем активнее действует человек - тем лучше характер отражения.

 

5. Основные принципы психологического обследования детей с разными формами отклонений в развитии.

1. Сравнительный принцип.

2. Динамический принцип. (изучение после 1, 2, 4, класса и т.д.)

3. Принцип комплексности. (ребенка должны обследовать несколько специалистов, и врачи, и психологи, и педагоги).

4. Принцип целостного системного обучения. (системности). Ребенка изучать надо как систему, выяснить структуру дефекта. Выяснить, на что будем опираться.

5. Ориентация на качественный анализ.

6. Необходимость раннего диагностического изучения.

7. Единство диагностики и коррекции.

 

6. Анализ специфики методов специальной психологии по сравнению с методами других отраслей психологии.

Особенности метода беседы, метода сбора психологического анамнеза в специальной психологии.

Требования к проведению беседы в спец.психологии:

1. Темы беседы зависят от конкретных задач обследований, они должны охватывать основные сферы его жизнедеятельности.

2. Нужно учитывать, что ребенок может устать и утратить интерес к беседе. Поэтому она не должна быть чрезмерно длительной.

3. Беседа как метод может быть использована с детьми, у которых достаточный уровень развития речи. У детей до 4х лет, и с ограниченным словарным запасом, используется ограниченно.

4. Беседа готовится заранее, протоколируется. В протокол заносятся эмоциональные реакции и интонации ребенка.

 

К вопросам предъявляются следующие требования:

1. Вопросы должны быть понятны. (Не должно быть абстрактных понятий).

2. Нужно избегать малораспространенных слов, и слов с двойным значением.

3. Вопросы не должны быть длинными.

4. Вопросы не должны быть сдвоенными.

5. Следует так формулировать вопрос, чтобы избежать шаблонного ответа. (Ты не любишь математику? - Нет, не люблю.)

6. В вопросе не должно быть слов, которые вызывают положительную или отрицательную реакцию.

7. В специальной психологии иногда нужно владеть спец навыками чтобы беседовать.

Сбор психологического анамнеза (подметод бесед).

Анамнез – история психического развития ребенка.

Родители часто путают историю болезни с историей психической болезни ребенка, поэтому необходимо точно направлять рассказ - задавая конкретные вопросы об этапах и сторонах развития. В процессе беседы с родителями необходимо помнить, что темы касающиеся специфичности их ребенка может быть болезненной, поэтом формулирование вопросов должно быть, предельно деликатным. Педагоги часто подменяют развитие - обучаемостью ребенка - это делает анамнез односторонним.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: