Объяснение нового материала
Задание 1 (с. 68)
Повторяется правило деления на разрядные единицы и выполняется деление с объяснением. Запись можно делать сокращенную. Например: 72000: 100 = 720 и т. д.
Закрепление изученного материала
Задание 7* (с. 69)
4823•8= 38584
1327•5=6635
5629•3=16887
Задание 8 (с. 69)
234 517; 94 051
Задание 2 (с. 68)
На доске оформляется таблица.
Масса помидоров в одном ящике | Количество ящиков | Общая масса |
Одинаковая | ? | |
?, на 32 кг больше | ||
? | 872кг | |
? |
1)7-3 = 4 (ящ.);
2) 32: 4 = 8 (кг) — в одном ящике;
3) 872: 8 = 109 (ящ.) — понадобится или 8 • 120 = 960 (кг) — в 120 ящиках.
Хватит ли 120 ящиков? (Хватит, 109 < 120 или 872 кг < 960 кг.)
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: № 9, № 10 (ст. 2,3), стр. 69
МАТЕМАТИКА
Тема: Закрепление по теме
Цели: отрабатывать навыки деления многозначного числа на однозначное; решать текстовые задачи.
(у) Задания 1, 7, 9, 8*.
Задание 7. 270 = 6 - 4 • 9 = 9 или 270 = 9-4-6 = 6.
Задание 8*. Требуется упорядочить множество детей (Ю., М., В., С., А.) с учетом условий: 1) Юля стоит перед Машей; 2) Алеся стоит перед Юлей;
3) Валя и Алеся не стоят рядом; 4) Света не стоит вместе ни с Алесей, ни с Юлей, ни с Валей.
По условиям 1) и 2) можно расположить Юлю,
• • • '
Машу, Алесю: А. Ю. М.
Из условия 4) следует, что Света стоит вместе только с Машей, это значит с правого края:
Из условия 3) делаем вывод, что Валя должна стоять между Юлей и Машей. Получаем ответ:
А. Ю. В. М. С.
Задание 9
(П) Задания 5, 2, 3, 6, 4. Задание 2. Способ I.
1680 кг
Задача решается по правилу нахождения доли от числа: 1) 1680 = 8 = 210 (кг) — составляет одну восьмую часть (сметана);
2) 210 •' 3 = 70 (кг) — столько получится масла.
Способ II. Можно сделать рисунок: все масло — 24 клеточки. Тогда сметана — это 3 клеточки, а масло — одна клеточка.
1680 = 24 = 70 (кг).
Задание 4. Можно выполнять задание разными способами.
Способ I. Нарисуем данный прямоугольник и разделим одну из его сторон пополам — площадь уменьшится в 2 раза, потом еще раз пополам — площадь уменьшится в 4 раза.
Способ II. Сначала вычислим площадь прямоугольника АВСО и площади новых прямоугольников: 8 • 4 = 32 (см2); 32 = 2 = 16 (см2); 32 = 4 = 8 (см2).
Прямоугольник с площадью 16 см2 может иметь размеры 1 см и 16 см, 2 см и 8 см, 4 см и 4 см; с площадью 8 см2 — размеры 1 см и 8 см, 2 см и 4 см.
Задание 6.
Мальчиков — 425 чел. Девочек —?, на 28 меньше
425 + 425 - 28 = 822 (ученика).
Задание 10.
(1400 + 800): 100 - 22 (т).
Задание 11.
6307; 54 210; 581 356; 87 860; 76 200; 91 800.
МАТЕМАТИКА
Тема: Приёмы устного деления на круглые числа
Цели: показать приемы устного деления на круглые числа; преобразовывать единицы площади.
Организационный момент
Устный счёт
Задание 5 (с. 72)
Из предложенных чисел делится на 8 только 560. Тогда получим пример: 100 • 3 - 560: 8 = 230.
Задание 9 (с. 73)
Для выполнения задания используется:
1 га =10 000 м2,
20 000 м2 = 2 га,
70 000 м2 = 7 га,
300 000 м2 = 30 га.
Задание 4 (с. 72)
Повторяется правило нахождения доли от числа
1) 12: 3 = 4 (м);
2) 12 - 4 = 8 (м).
Задание 6* (с. 73)
Нужно подобрать три последовательных числа, сумма которых равна 9. Это числа 2, 3, 4.
Можно сделать вычисления с помощью рисунка.
_____________________
________________ 9
___________
Задание 3* (с. 72)
а) Весы уравновешены. (400 + 100): 2 = 250 (г) — масса груза на каждой чаше. Равновесие сохранится, если снять с обеих чаш яблоко и грушу. Груша уравновешивается гирей в 100 г. Значит, груша весит 100 г, а яблоко — 50 г. (250 - 100 - 100 = 50.)
б) Массу большого яблока возьмем из предыдущей задачи (50 г). Тогда маленькое яблоко весит 20 г.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Задание 1 (с. 72)
Деление выполняется с объяснением (по образцу). Можно выбирать наиболее удобный способ. Например:
480: 80 = 480: 10: 8 = 6;
7800: 60 = (6000 + 1800): 60 = 100 + 30 = 130 и т. д.
Закрепление изученного материала
Задание 2 (с. 72)
На доске делается таблица.
производительность | время | работа | |
одинаковая | 12 мин | ? | |
13 мин | ? 1200 в. | ||
15 мин | ? |
1) 12 + 13 + 15 = 40 (мин) — всего работали насосы;
2) 1200: 40 = 30 (ведер) — производительность каждого насоса;
3) 30 • 12 = 360 (ведер) — I насос;
4) 30 • 13 = 390 (ведер) — II насос;
5) 30 • 15 = 450 (ведер) — III насос.
Задание 7 (с. 73)
1) 7 + 4 = 11 (кг);
2) 7 • 2 = 14 (кг).
Задание 8 с. 73) - самостоятельно по вариантам
50641; 602; 1088; 1109.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: № 10, № 11, стр. 73
Тема: Умножение многозначных чисел на круглые числа (с. 232 — 234).
1. Решите примеры, запишите только ответы. Время выполнения задания 3 мин.
17-4 18-3 12-3
12-6 15-4 13-7
12-8 16-5
54:18 76 4 64: 16
92:4 48 16 84:6
75:15 91 7
2. Решите задачи:
а) В хранилище было 3 т яблок, о часть этих яблок отправили
в школьные столовые, разложив в ящики по 20 кг в каждый. Сколько ящиков яблок отправили в школьные столовые?
б) Из двух городов выехали одновременно навстречу друг другу два мотоциклиста. Один двигался со скоростью 50 км/ч и проехал до места встречи 400 км, а второй двигался со скоростью 40 км/ч. Найдите расстояние между городами.
Тема: Умножение круглых чисел (с. 234 — 236).
1. Заполните пропуски:
6 = 8 (ост. 3)
7 = 5 (ост. 4)
4 = 8 (ост. 7)
5 = 7 (ост. 3) 9 = 3 (ост. 1) 3 = 7 (ост. 2) 8 = 5 (ост. 7)
2. Математический диктант:
• из суммы чисел 360 и 140 вычтите 220;
• к разности чисел 720 и 300 прибавьте 80;
• произведение чисел 120 и 6 уменьшите на 400;
• к частному чисел 400 и 5 прибавьте 130.
Тема: Деление на 10, 100, 1 000 (с. 236 —238).
1. Решите уравнения:
420:х=60 160-х=800
х+ 1458 = 3000 х-834 =11662. Решите задачи:
а) В 10 одинаковых банках 18 кг меда. Сколько меда в 5 таких банках?
б) Швея сшила 80 наволочек за 5 дней. За сколько дней она сможет сшить 160 наволочек при той же норме выработки?
в) Мама испекла 24 пирожка. За
ужином съели | пирожков. Сколько
пирожков осталось?
Тема: Устные приемы деления круглого числа на круглое число (с. 238 — 240).
1. Решите уравнения: 720:х=80 720-х=80 х:7 = 80 х + 7 = 80
2. Решите задачи:
а) Расстояние между двумя городами автобус проезжает за 7 ч со скоростью 30 км/ч. С какой скоростью должен двигаться мотоциклист, чтобы проехать это расстояние за 3 ч?
б) Наташа за день 3 раза ходила в магазин и прошла 600 м. Ее брат
2 раза ходил в аптеку и прошел 1 км. На сколько метров аптека находится дальше от дома, чем магазин?
в*) У воспитателя было несколько яблок, их было меньше 15. Если их разделить между двумя детьми поровну, то одно яблоко останется; если разделить между тремя детьми, тоже одно яблоко останется; если разделить между четырьмя, снова одно яблоко останется. Сколько было у воспитателя яблок?
МАТЕМАТИКА