По дисциплине «История и философия науки»




Вопросы для подготовки к экзамену

 

1. Наука в культуре и цивилизации, роль и функции науки в обществе.

2. Методологические основания философии науки. Наука в системе культуры.

3. Наука и философия. К истории взаимосвязи философии и науки. Наука и образование.

4. Мировоззренческие аспекты науки.

5. Наука как производительная сила. Гуманистические горизонты науки.

6. Наука и нравственность. Аксиологический статус науки.

7. Личность в науке. Социальные стороны истории науки. Природа социальности в науке как проблема.

8. Философия в истории научных идей. Роль философии в творчестве ученых.

9. Концепции науки: основные подходы в философии и методологии науки. Классификация современных концепций науки.

10. Основные этапы исторической динамики науки.

11. Восточная средневековая наука. Причины и условия развития научного познания в культурах Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока. Развитие математического знания, алгебры, медицины, логики и других наук (аль-Хорезми, аль-Фараби, Ибн Сина.аль-Кинди и др.).

12. Предпосылки возникновения экспериментального метода и математического описания природы (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт).

13. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Формирование технических наук.

14. Становление социальных и гуманитарных наук.

15. Особенности и общие черты современной науки и изменение мира науки. Единство науки и связи отдельных ее областей.

16. Наука и технологические революции в истории человечества.

17. Структура научного знания.

18. Теоретическое и эмпирическое, фундаментальное и прикладное в науке.

19. Междисциплинарные программы исследования.

20. Проблема оснований науки. Типология оснований науки.

21. Структура научной дисциплины.

22. Научная и философская картины мира. Исторические формы научной картины мира.

23. Научная рациональность. Понятие, специфика, концепции научной рациональности.

24. Динамика науки. Модели истории науки.

25. Концепции развития науки и научного знания.

26. Сущность научных революций. Структура и типология научных революций.

27. Научные революции и парадигмы. Парадигма и структура научного сообщества.

28. Революции и традиции в динамике науки.

29. Особенности современного этапа наук. Характеристики современной постнеклассической науки.

30. Междисциплинарность и принципы синергетики.

31. Этика науки. Наука и социальная ответственность ученого.

32. Сциентизм и антисциентизм.

33. Наука и паранаука, псевдонаука. Функции науки в культуре.

34. Глобальный контекст науки. Рост научной информации и изменение мира науки.

35. Наука как социальный институт, представления о науке как социальном институте: основные подходы.

36. Организация научной деятельности: структура, признаки, критерии.

37. Исторические типы научных сообществ. Научные школы и научные направления.

38. Формы и способы трансляции научного знания.

39. Нормы и ценности научного сообщества.

40. Значение и социальные последствия компьютеризации науки.

41. Наука и власть. Наука как приоритетное направление в деятельности государства в современном обществе.

42. Наука и экономика. Наука и рыночные отношения.

43. История становления наук об обществе, культуре, истории и человеке

44. Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе и знаний об обществе, культуре, истории и человеке (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гоббс, Локк и др.).

45. Донаучные, ненаучные, паранаучные, лженаучные и антинаучные формы вненаучного знания об обществе, культуре, истории и человеке.

46. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла.

47. Классическая, неклассическая и постнеклассическаянаука.

48. Феномен социально-гуманитарных наук и его цивилизационное значение.

49. Специфика субъекта, объекта и предмета социально-гуманитарного познания

50. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе.

51. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

52. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании.

53. Коллективный субъект, его формы существования.

54. Научное сообщество как субъект познания.

55. Ценность сознания в науке. Генезис и статус ценностного сознания. Ценность и истина.

56. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов.

57. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология).

58. История — одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.).

59. Разум, воля, эмоции как компоненты человеческой субъективности.

60. Экзистенция, экзистенциализм (Камю, Сартр, Ясперс, Хайдеггер).

61. Одиночество и общение. Смысл и цель жизни: общее и особенное.

62. Игра, любовь, дом, свобода, страх как экзистенция бытия личности.

63. Специфически человеческое бытие, бытие в себе, бытие для себя, бытие для другого.

64. Пирамида потребностей А. Маслоу.

65. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.

66. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время.

67. Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик.

68. Общение и коммуникация: единство и различие.

69. Коммуникация в экзистенции и коммуникация в науке.

70. Экзистенциальная истина, истина и правда.

71. Плюрализм, релятивизм, психологизм, историзм и проблема истины.

72. Природа и типы объяснений. Объяснение, понимание, интерпретация. Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки.

73. Герменевтика - наука о понимании и интерпретации текста.

74. Текст как особая реальность и "единица" методологического и семантического анализа.

75. Герменевтический круг. Герменевтический подход и образование. Понимание в образовании.

76. Язык, "языковые игры", языковая картина мира.

77. Диалектика веры и сомнения.

78. Понятие гуманитарного знания. Парадигмы гуманитарного знания.

79. Социогуманитарные и социологические науки. Методы социальных и гуманитарных наук.

80. Функции социально-гуманитарного знания.

81. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания.

82. Наука и религия. Влияние науки на религиозное восприятие мира. Диалог религии и науки. Социальный статус науки и динамика изменения отношения к религии.

83. Особенности мироотношения и миросозерцания человека древних культур и преднаука. Культуры Месопотамии, Египта, Китая и Индии.

84. Соотношение теоретических моделей науки и истории науки. Наука и миф. Наука и технология.

85. Древняя Греция как место рождения науки. Влияние восточных мифов и знаний древних восточных цивилизаций на греческую культуру, философию и нарождающуюся науку.

86. Научное познание на Западе в эпоху средневековья.

87. Развитие логики, логических норм мышления и организация науки в средневековье.

88. Алхимия, астрология, магия: особенности восприятия природных объектов.

 

Утверждены на заседании кафедры СГД от 16.11.16г., протокол №5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: