Причины пожарной катастрофы




У пожарной катастрофы в лесах Европейско-Уральского региона России в 2010 году две главные причины. Первая - это чрезвычайная засуха, охватившая большую часть территории Европейской России и Урала. Вторая - это отсутствие государственной лесной охраны, фактическая бесхозность и беспризорность лесов нашей страны.

Засухи примерно такого масштаба, как в этом году, случаются на территории Европейской России два-три раза в столетие. На протяжении двадцатого века подобные засухи случались в 1936-37 и 1972 годах, и оба раза сопровождались интенсивными лесными и торфяными пожарами. Во многих регионах Европейской России леса и торфяники высохли настолько, что даже в сырых типах леса достаточно малейшей искры, чтобы началось тление лесной подстилки, быстро переходящее в лесной пожар. Источниками практически всех возгораний являются люди - брошенные ими окурки, оставленные без присмотра костры и т.д.

Ликвидация государственной лесной охраны и примерно четырехкратное сокращение количества людей, занятых в лесном хозяйстве (по сравнению с 2006 годом), привели к тому, что лес стал фактически бесхозным. Если раньше пожарную безопасность в лесах обеспечивали примерно семьдесят тысяч лесников-обходчиков и еще около ста тридцати тысяч других работников лесного хозяйства, то сейчас есть лишь около двенадцати тысяч человек, имеющих право осуществлять лесной надзор в лесах, но и они практически полностью заняты совершенно другими делами. В итоге начинающиеся лесные пожары некому своевременно обнаруживать и тушить, и подавляющее большинство нарушителей правил пожарной безопасности уходит от какой бы то ни было ответственности. А чем позднее обнаруживается лесной пожар - тем больше сил и средств уходит на его тушение; сил же этих у работников лесного хозяйства уже почти не осталось.

Тот факт, что государственная лесная охрана может многократно снизить ущерб, наносимый лесными и торфяными пожарами, подтверждается сравнением ситуации в Европейской России и Белоруссии. И в Европейской России, и на большей части Белоруссии сейчас наблюдается сильная засуха, четвертый или пятый классы пожарной опасности в лесах (пятый - максимальный). Но в Европейской России пожары вышли из-под контроля и достигли катастрофического уровня, а в Белоруссии подавляющее большинство лесных пожаров тушится в день обнаружения. Крупных очагов горения, выявляемых по космическим снимкам MODIS, в Белоруссии наблюдается, самое большее, 3-4 одновременно, в России их количество исчисляется тысячами. Крупных торфяных пожаров в Белоруссии вообще нет, хотя торфяников там не меньше, чем в центральном регионе Европейской России.

Кто тушит пожары

Согласно официальной версии, озвучиваемой большинством федеральных СМИ, главная роль в тушении лесных пожаров принадлежит МЧС и подведомственным этому министерству организациям. Официально считается, что именно МЧС координирует работу по тушению крупных лесных и торфяных пожаров, привлекает добровольцев, координирует усилия всех участников тушения, обеспечивает их необходимой пожарной техникой и оборудованием. Вершиной всех сил, занятых на тушении лесных и торфяных пожаров, является, согласно официальной версии, авиация МЧС.

Реальное положение дел существенно отличается от официальной версии. Согласно действующему законодательству, за тушение лесных пожаров, по крайней мере, пока они не начинают угрожать населенным пунктам, отвечают органы управления лесами и лесохозяйственные организации. Именно они и тушат подавляющее большинство лесных пожаров. Проблема состоит главным образом в том, что в результате реформ последних лет количество работников органов управления лесами и лесохозяйственных организаций сократилось примерно вчетверо (по сравнению с 2006 годом), и на тушение столь многочисленных пожаров просто не хватает людей. Ситуация усугубляется тем, что работники органов управления лесами смертельно замучены подготовкой чрезмерно выросшей отраслевой отчетности, а также всяких справок и отписок для многочисленных проверяющих. Весной эта работа занимала примерно 3/4 их рабочего времени, а с началом сезона пожаров количество проверок и запросов на справки и отчеты существенно увеличилось.

В реальности именно работники лесного хозяйства организуют и выполняют основной объем работ по тушению лесных пожаров, даже после того, как к этой работе были привлечены большие дополнительные силы МЧС и армии. При этом руководство Федерального агентства лесного хозяйства не обеспечивает должную степень информированности федеральных СМИ о роли работников лесного хозяйства в тушении лесных пожаров (отчасти в связи с обычной ленью, отчасти в связи с проблемами с устной речью у ряда руководителей). Самим же работникам лесного хозяйства общаться со СМИ просто некогда - они полностью заняты борьбой с огнем, часто на протяжении всего сколько-нибудь светлого времени без выходных и отпусков.

Во многих случаях пожары тушат только добровольцы из местного населения и общественных организаций, просто потому, что работников лесного хозяйства на все пожары уже не хватает, а подразделения МЧС далеко не всегда владеют ситуацией, и появляются на опасных участках тогда, когда тушить уже поздно. Кроме того, многие опасные пожары действуют не в лесах, а на заброшенных торфяных полях и карьерах, относящихся часто к землям запаса (т.е. бесхозным) - в таких случаях за тушение пожаров на ранних стадиях не отвечает вообще никто.

К тушению лесных и торфяных пожаров в России имеют отношение огромное число организаций и чиновников. Это, прежде всего, лесная служба: лесничества, лесхозы, региональные комитеты по природным ресурсам - примерно четверть миллиона человек по всей стране. Еще это работники сельсоветов, районных и областных администраций, сотрудники пожарной охраны и МЧС. В "пиковых" ситуациях к тушению привлекают милицию и военных. В общем, в жаркое лето с лесными пожарами борется примерно полмиллиона человек - такого нет ни в одной стране мира.

Народная поговорка говорит: "У семи нянек дитя без глазу", что уж говорить о подопечном полумиллиона нянек. Лесной пожар легко потушить только на начальной

стадии развития - например, когда от оставленного непогашенным костра начинает тлеть окружающая лесная подстилка, загорается мох и лишайник. Но когда огонь уже разгорелся и наступает на лес широким фронтом, загораются деревья, потушить пожар очень сложно, иногда практически невозможно.

Так вот, полмиллиона человек начинают бороться с лесными пожарами только тогда, когда они разгораются и начинают угрожать здоровью людей. До этого с пожарами в лесах должны бороться лесники - работники лесной охраны. Увы, в связи с реформами в лесном хозяйстве в настоящий момент в стране практически нет дееспособной лесной охраны. Некогда сильная структура «Авиалесоохрана», сегодня децентрализована и сильно ослаблена. МЧС с трудом справляется с пожарами в населенных пунктах и не может организовать своевременную защиту лесных массивов.

В результате с возникающими пожарами начинают бороться только тогда, когда они охватили огромную площадь или угрожают населенным пунктам.

До принятия нового лесного кодекса в каждом лесхозе, отвечающем за охрану лесов того или иного района (или его части), действовала система наблюдательных вышек, было специальное оборудование для пожаротушения: пожарные машины, растворы для тушения огня, экипировка для пожарных. Сейчас это имущество почти не востребовано, нередко технику и оборудование отдают организациям, отвечающим за безопасность населенных пунктов.

Пожары тушат разными способами, но самый популярный и простой – захлестывание горящей кромки ветками и материей. Нередко применяются ранцевые опрыскиватели, пожарные мотопомпы. В последние годы хорошо зарекомендовали себя ранцевые компрессоры – «воздуходувки».

Очень красивый и достаточно дорогостоящий прием использует МЧС, когда тонны воды сбрасывают со специализированных самолетов-танкеров, но вот эффективность тушения огня таким манером во многих случаях весьма сомнительна, особенно если летчикам приходится летать в условиях сильного задымления и невозможно "прицелится" достаточно точно. Тем не менее, лесные пожары иногда удается потушить с помощью воды с воздуха, а вот торфяные, тем более, если горит осушенный торфяник большой глубины, - практически никогда. Дело в том, что заливать торфяник сверху совершенно неэффективно, так как воду необходимо доставлять в эпицентр горения, который может находиться на достаточно большой глубине.

На ранних стадиях торфяники можно потушить, подавая воду под большим напором, перемешивая и охлаждая горящий торф до состояния холодной грязи. На большую глубину воду подают с помощью специального торфяного ствола.

Сильные лесные пожары, особенно в удаленных таежных районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, затухают только с началом затяжных дождей или даже с выпадением снега. Наступает пора победных отчетов о количестве "укрощенных" пожаров, составления справок и выдумывания статистики.

В связи с глобальными изменениями климата с каждым годом возрастает количество катастрофических пожаров, увеличивается общая продолжительность пожароопасного периода. Пожары, в свою очередь, приводят к еще большим глобальным изменениям климата и формируют погоду на региональном уровне. В месте действия крупных лесных пожаров формируются устойчивые области высокого атмосферного давления, которые «не подпускают» циклоны с осадками к пожарам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: