ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА




 

Пойта

Надежда Алексеевна,

студентка 5 курса (55 группа)

 

 

Зубарева Наталия Сергеевна,

преподаватель кафедры психологии

 

Брест 2017

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение................................................................

1 Теоретический анализ связи самосознания и социального интеллекта в юношеском возрасте..... …..

1.1 Самосознание как структурный компонент Я-концепции.........................

1.2 Феномен социального интеллекта …

1.3 Психологические особенности юношеского возраста.............

2 Эмпирическое исследование самосознания молодых людей с разным уровнем социального интеллекта..........

2.1 Методики и организация исследования...................................

2.2 Результаты исследования и их интерпретация.............................

Заключение.............................................................

Список использованных источников........................................

Приложения............................................................

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Интерес человека к себе, к своему «Я», издавна был предметом особого внимания. И кто знает, может быть из этого интереса и возникла сама психология как наука. Внутренний мир личности, ее самосознание всегда были в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Поведение человека всегда так или иначе сочетается с его представлением о себе («образ "Я"») и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания адекватности самооценок, структуры и функций «образа "Я"» представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.

Проблема самосознания (Я-эго, Я-образ, Я-концепция) достаточно актуальна в настоящее время. Это связано с потребностью определения степени важности человека в условиях современности, его способностей преобразовывать себя и окружающий мир.

В психологических исследованиях разных авторов структура самосознания представлена неоднородно. Одни исследователи пытаются уделить больше внимания изучению Я-образа (И. С. Кон, Е. Т. Соколова, А. А. Налчаджян, В. Н. Козиев, А. А. Бодалев и др.). При этом в изучении и понимании Я-образа акцентируют внимание на разных подходах. Образ Я понимается как установочная система (И. С. Кон); в системе ценностей человека его Я обладает всегда определенным ценностным весом, и образующие это его Я составляющие также имеют в каждом случае свое ценностное значение (Бодалев А. А.); Я - как динамическое образование психики, развертывающееся во времени от единичных ситуативных образов до обобщенного образа Я, понятия Я (И. И. Чеснокова).

Другие исследователи останавливаются на изучении проблемы самоотношения и его строения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев, Н. И. Сарджвеладзе). В рамках изучения индивидуального сознания рассматривается строение самосознания (В. Д. Балин). С позиций личностной идентификации исследуют структуру Я-концепции (А. Б. Орлов). Чаще всего среди отечественных ученых встречаются представления о трехкомпонентной структуре самосознания с некоторыми вариациями (И. И. Чеснокова, В. С. Мерлин).

Разнообразие теоретических подходов обусловливает необходимость проведения анализа данной проблематики.

Структура самосознания человека зависит от той социальной среды, к которой он принадлежит. Связь между социально-культурной средой и самосознанием заключается не во влиянии среды на темпы развития самосознания, а в том, что ею обусловлен сам тип самосознания и характер его развития.

 

Цель исследования: выявление взаимосвязи социального интеллекта с самосознанием у молодых людей.

Объект: самосознание как психологический феномен.

Предмет: особенности самосознания молодых людей с разным уровнем социального интеллекта.

Гипотеза: самосознание у молодых людей связано с социальным интеллектом, а именно: молодые люди с высшим уровнем социального интеллекта имеют высший уровень самосознания. Для подтверждения выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи самосознания и уровня интеллекта.

2. Изучить особенности самосознания и уровень интеллекта у молодых людей.

3. Выявить взаимосвязь уровня самосознания и уровня интеллекта у молодых людей.

Методы исследования:

Контингент испытуемых представлен студентами Бр.ГУ им А. С. Пушкина в возрасте 18-23 лет (40человек).

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется полученными результатами и выводами по выявлению взаимосвязи самосознания и уровня социального интеллекта в юношеском возрасте; материалы исследования могут быть использованы в при приеме на работу, прохождении профессиональной аттестации.


 

1 Теоретический анализ связи самосознания и социального интеллекта в юношеском возрасте

 

 

1.1 Самосознание как структурный компонент Я-концепции

 

 

Самосознание — осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Как высший уровень развития сознания — основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях (=> Я-концепция). Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образ и отношение неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самоусовершенствования. И одна из высших форм работы самосознания — попытки найти смысл собственной деятельности, что нередко вырастает в поиск смысла жизни.

Функции самосознания:

- познание себя,

- усовершенствование себя,

- поиск смысла жизни(самосовершенствование, самоосмысление).

Один из ведущих отечественных исследователей проблемы самосознания В.В.Столин, анализируя место самосознания в психической организации человека, пишет: «Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, П.Р.Чаматы, И.И.Чесноковой, Е.В.Шороховой в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих.

Л. С. Выготский, изучая проблему структуры самосознания, вслед за А. Буземаном останавливается на шести направлениях, которые характеризуют его структуру: накопление знаний о себе, рост их связности и обоснованности; углубление знаний о себе, психологизация (постепенное вхождение в образ представлений о собственном внутреннем мире); интеграция (осознание себя единым целым); осознание собственной индивидуальности; развитие внутренних моральных критериев при оценке себя, своей личности, которые заимствуются из объективной культуры; развитие индивидуальных особенностей процессов самосознания.

 

Проблема самосознания человека чрезмерно сложна. Каждый человек имеет множество образов своего «Я», существующих в разных ракурсах: каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент, каким он мыслит идеал своего «Я», каким это «Я» выглядит в глазах других людей и т.д. Будучи субъектом познания, человек вместе с тем выступает и как объект для самого себя.

Идентичность — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго-состояний. Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода (Эрик Эриксон), является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека.

Модальности идентичности:

1. психофизиологическая идентичность обозначает единство и преемственность физиологических и психических процессов и структуры организма;

2. социальная идентичность обозначает систему свойств, благодаря которым особь становится социальным индивидом, членом определенного общества или группы, и предполагает разделение (категоризацию) индивидов по их социально-классовой принадлежности, социальным статусам и усвоенным ими социальным нормам; когда такое разделение производится извне, исходит от общества, его называют объективным, когда же его осуществляет сам субъект, в терминах "мы" и "они" – субъективным;

3. личная идентичность (или эго-идентичность) обозначает единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок личности, осознающей себя как кавычки длжны быть во всем тексте одгого типа "самость". Психофизиологическая и социальная идентичности могут быть описаны объективно, как нечто данное или заданное. Применительно к личной идентичности это уже невозможно, потому что данный феномен относится скорее к субъективной реальности. Разграничение "Я" и "не-Я", сознаваемого и переживаемого, актуального и желаемого может иметь конкретный смысл только в рамках внутреннего мира личности с учетом особенностей жизненной ситуации.

В психологических исследованиях разных авторов структура самосознания представлена неоднородно. Одни исследователи пытаются уделить больше внимания изучению Я-образа (И. С. Кон, Е. Т. Соколова, А. А. Налчаджян, В. Н. Козиев, А. А. Бодалев и др.). При этом в изучении и понимании Я-образа акцентируют внимание на разных подходах. Образ Я понимается как установочная система (И. С. Кон); в системе ценностей человека его Я обладает всегда определенным ценностным весом, и образующие это его Я составляющие также имеют в каждом случае свое ценностное значение (Бодалев А. А.); Я - как динамическое образование психики, развертывающееся во времени от единичных ситуативных образов до обобщенного образа Я, понятия Я (И. И. Чеснокова).

Другие исследователи останавливаются на изучении проблемы самоотношения и его строения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев, Н. И. Сарджвеладзе). В рамках изучения индивидуального сознания рассматривается строение самосознания (В. Д. Балин). С позиций личностной идентификации исследуют структуру Я-концепции (А. Б. Орлов). Чаще всего среди отечественных ученых встречаются представления о трехкомпонентной структуре самосознания с некоторыми вариациями (И. И. Чеснокова, В. С. Мерлин).

Л. С. Выготский, изучая проблему структуры самосознания, вслед за А. Буземаном останавливается на шести направлениях, которые характеризуют его структуру: накопление знаний о себе, рост их связности и обоснованности; углубление знаний о себе, психологизация (постепенное вхождение в образ представлений о собственном внутреннем мире); интеграция (осознание себя единым целым); осознание собственной индивидуальности; развитие внутренних моральных критериев при оценке себя, своей личности, которые заимствуются из объективной культуры; развитие индивидуальных особенностей процессов самосознания.

Структура самосознания человека зависит от той социальной среды, к которой он принадлежит. Связь между социально-культурной средой и самосознанием заключается не во влиянии среды на темпы развития самосознания, а в том, что ею обусловлен сам тип самосознания и характер его развития.

И. И. Чеснокова понимает самосознание как единство трех сторон: познавательной (самопознание), эмоционально-ценностной (самоотношение) и действенно-волевой (саморегуляция). Подчеркивается процессуальность самосознания, несводимость его к конечному результату. Здесь имеется в виду процесс накопления знаний о себе, который не приводит к конечному, абсолютному знанию, но делает знание все более адекватным. Самосознание, согласно Чесноковой, представляет собой процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях и в соединении этих образов в единое целостное образование - представление, а затем и понятие своего собственного «Я». В результате этого процесса формируется обобщенный «образ Я». Здесь самопознание представлено как обобщение, при котором в последовательности образ восприятия - представление-понятие из многочисленных образов самого себя в различных ситуациях выделяется общее, устойчивое. Самосознание как противоречивое единство понимается как единство изменчивого и устойчивого в отношении личности к себе.

Наиболее частные, существенные черты личности выделяются как постоянные, устойчивые, преходящие - изменчивые. В зависимости от изменения ситуации, в которой личность живет и действует, возможно изменение этого соотношения - ие-то компоненты изменчиво переходят в устойчивое и,наоборот. Самый важный устойчивый компонент - «более или менее постоянное содержание самооценки, в которой отражается уровень знания личностью себя и отношения к себе». Этот относительно устойчивый компонент является, по мнению автора, необходимым внутренним психологическим условием тождественности личности, ее константности.

Обобщенный образ своего «Я», возникший из отдельных, единичных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности, общественной ценности. В нем отдельные восприятия сливаются воедино, выделяется нечто устойчивое, обобщенное, неизменное во всех восприятиях. Этот обобщенный образ выражается в соответствующем понятии о себе.

Структура самосознания, таким образом, понимается как единство познания себя (понятого как отражение своих более или менее постоянных черт и представлений о своей сущности и общественной ценности), самооценки (которая тоже отражает уровень знания личностью себя и отношения к себе) и саморегуляции.

Вслед за И. И. Чесноковой в теории А. А. Налчаджяна рассматривается соотношение изменчивости и устойчивости самосознания, со временем оно приобретает относительно устойчивую структуру, «ядерные» образования и подструктуры, которые в целом, при отсутствии патологических изменений и разрушения психики, сохраняют свои характерные особенности. Благодаря этому центральные образования сохраняют свою идентичность и непрерывность в течение всей жизни индивида, и это обстоятельство переживается человеком как устойчивость своего «Я»: личность убеждена и непосредственно переживает себя сегодняшнюю как ту же самую, что и вчера, и уверена, что завтра тоже каких-либо кардинальных изменений с ней не произойдет. Центром личности и ее самосознания является «Я». «Я» - центральная организующая, интегрирующая и регулирующая инстанция психики. «Я» осуществляет свои функции на сознательно-подсознательном уровне. Структурой самосознания, принадлежащей «Я», является Я-концепция.

Я-концепция состоит из взаимосвязанных подструктур или относительно устойчивых «Я-образов» («актуальное Я», «реальное Я», «идеальное Я» и т.п.). Я-образы являются актуально осознаваемыми частями Я-концепции, ее различных подструктур (устойчивых Я - образов). Они входят в состав «потока психики» (в частности, «потока сознания») и нередко, в зависимости от быстроты изменения внешних ситуаций, быстро сменяют друг друга. Ситуативные или оперативные Я-образы составляют следующий слой структуры личности. Психические качества и свойства личности составляют завершающий слой структуры. Автором описаны подструктуры самосознания.

Телесный Я-образ личности является базисом, на котором развертывается дальнейшее развитие Я-концепции. В структуру настоящего (актуального) Я включают то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент. Это система приписываемых себе качеств, относительно устойчивый Я-образ. Это актуальное Я играет огромную роль в жизнедеятельности человека: мотивирует активность; детерминирует выбор ближайших целей и уровень притязаний, определяет особенности его общения с людьми и т.д.

Динамическое Я представляет собой тот тип личности, каким индивид поставил перед собой цель стать. Динамическое Я меняется в зависимости от достижения успехов или неудач личности. Центральное место в структуре динамического Я занимают: притязания личности; ее идентификация; представления желательных статусов и ролей.

Фантастическое Я - это представление о том, каким бы хотел стать человек, если бы все было возможно. С достижением зрелости структура фантастического Я постепенно свертывается.

Идеальное Я включает представление человека о том типе личности, каким он должен был бы стать, исходя из усвоенных моральных норм, идентификаций и образцов. Идеальное Я становится целью человека, к которой он стремится.

Будущее или возможное Я - представление индивида о том, каким он может стать. К своему будущему Я человек в определенной мере идет непроизвольно, помимо своего желания и идеального Я.

Идеализированное Я - это тот образ, каким человеку приятно видеть себя сейчас, каким ему приятно выглядеть сейчас. Эти образы являются ситуативными образами Я - концепции. Важная роль в формировании идеализированного Я принадлежит механизмам самоатрибуции и интроекции.

Представляемое Я - это такие образы и маски, «… которые индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ними какие-то отрицательные или болезненные черты, слабости своего реального Я».

Фальшивое Я - это искаженное актуальное Я. Механизмами этого образа Я являются самообман, дискредитация и вытеснение.

Белобрыкиной выделены психологические образования (подструктуры) самосознания (эмоционально-оценочный компонент; волевой компонент; когнитивный) и самосмысловой сферы личности (первичный (целостный) образ Я; общая самооценка; первичная Я - концепция; частная самооценка; совокупность Я-образов (их дифференциация, содержательно-смысловое насыщение, подвижность, пластичность и иерархия); глобальная Я - концепция; самосознание).

Исходя из уровневой концепции самосознания, Столиным определяется уровневое его строение, то есть каждый уровень имеет сложную структуру, отражающую разнообразные процессы, модальности «Я», механизмы самосознания.

На органическом уровне самосознание отражает физическое «Я» человека, включающее неосознанное, в основном только переживаемое отношение к себе, которое традиционно определяется как самочувствие. Самочувствие можно рассматривать как некоторые обобщающие характеристики (недомогание, ощущение бодрости, легкости, внутреннего благополучия), иными словами, ощущение физиологической и психологической комфортности. Следовательно, самочувствие - биологический аналог самоотношения человека. Хотя самочувствие не определяет поступки человека, но в то же время образ «Я» может влиять на выбор того или иного поступка и на форму поведения.

Вступая в разнообразные отношения с другими людьми, человек ориентируется на определенные нормы, правила, обычаи. Я - образ на индивидуальном уровне отражает степень соответствия-несоответствия человека требованиям, предъявленным ему обществом. Осознавая себя как социального индивида, человек отождествляет себя с определенной группой людей - половой, возрастной, этнической, профессиональной и др. Идентифицируя себя с этими группами, индивид «смотрит» на себя глазами других, оценивая свои поступки с позиций той или иной группы. Понятие идентификации в психологическом смысле употребляется для обозначения механизма усвоения социальных ролей, стандартов поведения, основанных на их воспроизведении и копировании. Различными могут быть люди, с которыми отождествляет себя человек: родители, близкие, значимые другие, герои произведений литературы и искусства, а также представители животного мира. Идентификация может быть различной по полноте - сравнение по одному или нескольким признакам, качествам, может быть сознательной и неосознаваемой, иметь рациональный или эмоциональный характер.

В процессе жизнедеятельности люди зачастую проявляются как социальные индивиды, подчиняясь определенной технологии общества, тем правилам и нормам, которые к ним предъявляются. Но система предписаний не может предусмотреть всех конкретных вариантов ситуаций или жизненных случаев, и человек вынужден выбирать. Свобода выбора и ответственность за него и являются критериями личностного уровня самосознания.

В отечественной психологии структурными компонентами самосознания называются: когнитивный (Я-образы); эмоционально-оценочный (самоотношение); поведенческий (регулятивный), и, в зависимости от исследовательских задач ученые выделяют какой-либо компонент, который выступает предметом их изучения и который описывается как структура и/или процесс.

Идентичность — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эгосостояний. Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода (Э. Эриксон), является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни.

Идентичность обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире. Данная структура формируется в процессе интеграции и реинтеграции на интрапсихическом уровне результатов разрешения базисных психосоциальных кризисов, каждый из которых соответствует определенной возрастной стадии развития личности. В случае позитивного разрешения того или иного кризиса, индивид обретает специфическую эго-силу, не только обусловливающую функциональность личности, но и способствующую ее дальнейшему развитию. В противном случае возникает специфическая форма отчуждения — своеобразный "вклад" в спутанность идентичности.

Эрик Эриксон, определяя идентичность, описывает ее в нескольких аспектах, а именно:

 

· Индивидуальность - осознанное ощущение собственной уникальности и собственного отдельного существования.

· Тождественность и целостность - ощущение внутренней тождественности, непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл.

· Единство и синтез-ощущение внутренней гармонии и единства, синтез образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое, которое рождает ощущение гармонии.

· Социальная солидарность — ощущение внутренней солидарности с идеалами общества и подгруппы в нем, ощущение того, что собственная идентичность имеет смысл для уважаемых данным человеком людей (референтной группы) и что она соответствует их ожиданиям.

Эриксон выделяет два взаимозависимых понятия - групповая идентичность и эго-идентичность. Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Формирование эго-идентичности или, иначе говоря, целостности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий:

  1. Первая стадия индивидуального развития (от рождения до года). Базисный кризис: доверие против недоверия. Потенциальная эго-сила данной стадии — надежда, а потенциальное отчуждение — временная спутанность.
  2. Вторая стадия индивидуального развития (1 года до 3 лет). Базисный кризис: автономия против стыда и сомнения. Потенциальная эго-сила — воля, а потенциальное отчуждение — патологическое самоосознование.
  3. Третья стадия индивидуального развития (от 3 до 6 лет). Базисный кризис: инициатива противвины. Потенциальная эго-сила — способность видеть цель и стремиться к ней, а потенциальное отчуждение — жесткая ролевая фиксация.
  4. Четвертая стадия индивидуального развития (от 6 до 12 лет). Базисный кризис: компетентностьпротив неуспешности. Потенциальная эго-сила — уверенность, а потенциальное отчуждение — стагнация действия.
  5. Пятая стадия индивидуального развития (от 12 лет до 21 года). Базисный кризис: идентичность против спутанности идентичности. Потенциальная эго-сила — цельность, а потенциальное отчуждение — тотальность.
  6. Шестая стадия индивидуального развития (от 21 года до 25 лет). Базисный кризис: интимность против изоляции. Потенциальная эго-сила — любовь, а потенциальное отчуждение — нарциссическое отвержения.
  7. Седьмая стадия индивидуального развития (от 25 до 60 лет). Базисный кризис: генеративность против стагнации. Потенциальная эго-сила — забота, а потенциальное отчуждение —авторитарность.
  8. Восьмая стадия индивидуального развития (после 60 лет). Базисный кризис: интегративность против отчаяния. Потенциальная эго-сила — мудрость, а потенциальное отчуждение —безысходность.

Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. По Эриксону, решение задачи зависит как от уже достигнутого уровня развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором он живет. Переход от одной формы эго-идентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Эриксону, - это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а поворотные пункты, «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой». Подобно многим исследователям возрастного развития, Эриксон особое внимание уделял подростковому возрасту, характеризующемуся наиболее глубоким кризисом. Детство подходит к концу. Завершение этого большого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эго-идентичности. Три линии развития приводят к этому кризису: это бурный физический рост и половое созревание («физиологическая революция»); озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и запросам общества. Основной кризис идентичности приходится на юношеский возраст. Итогом этого этапа развития является либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии, так называемая диффузная идентичность. Интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится путем проб и ошибок найти свое место в обществе, Эриксон назвал психическим мораторием. Острота этого кризиса зависит как от разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Непреодоленный кризис ведет к состоянию острой диффузной идентичности, составляет основу специальной патологии юношеского возраста. Синдром патологии идентичности по Эриксону:

  • регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса;
  • смутное, но устойчивое состояние тревоги;
  • чувство изоляции и опустошенности;
  • постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что может изменить жизнь;
  • страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола;
  • враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских;
  • презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу «хорошо там, где нас нет»). В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности, стремление «стать ничем» как единственный способ самоутверждения.

Обретение идентичности становится в наши дни важнейшей жизненной задачей каждого человека и, безусловно, стержнем профессиональной деятельности психолога.

 

1.2 Феномен социального интеллекта

 

Социальный интеллект - интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. По утверждению ряда авторов (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Х.Гарднер, В.Н.Мясищев, А.АЛеонтьев, Л.А.Петровская, Г.А.Ковалев), социальный интеллект человека проявляется во внимании, восприятии, памяти, воображении, мышлении, функционирующих как единая, целостная система и актуализирующихся в теснейшей взаимосвязи друг с другом. Близким в какой- то степени понятию социального интеллекта является используемое В.А. Лабунской понятие «социально-перцептивная способность», под которой понимается способность, формирующаяся в общении и обеспечивающая возможность адекватного отражения психических состояний человека, его свойств и качеств, способность предвидеть свое воздействие на этого человека. А.Л. Южанинова (1984) также выделяет социальный интеллект как третью характеристику интеллектуальной структуры, в дополнение к практическому и логическому интеллекту. Последние отражают сферу субъект-объектных отношений, а социальный интеллект - субъект-субъектных. Она рассматривает социальный интеллект как особую социальную способность в трех измерениях: социально-перцептивных способностей, социального воображения и социальной техники общения.

 

Подогнать как весь текст:

характеристика структурных особенностей социального интеллекта, данная Д.В. Ушаковым.

Социальный интеллект, по его справедливому утверждению, обладает рядом характерных структурных особенностей:
• «континуальным характером;
• использованием невербальной репрезентации;
• потерей точного социального оценивания при вербализации;
• формированием в процессе социального научения;
• использованием «внутреннего» опыта».

Характеризуя концепцию социального интеллекта, можно выделить три группы, описывающих его критериев: когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Содержательно каждая из этих групп может быть представлена следующим образом:
1.Когнитивные:
• социальные знания — знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей;
• социальная память — память на имена, лица;
• социальная интуиция —оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста;
• социальное прогнозирование — формулирование планов собственных действий, отслеживание своего развития, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей.
2. Эмоциональные:
• социальная выразительность — эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль;
• сопереживание — способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого (преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм);
• способность к саморегуляции — умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение.
3. Поведенческие:
• социальное восприятие —умение слушать собеседника, понимание юмора;
• социальное взаимодействие — способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и как к высшему типу этого взаимодействия — коллективному творчеству;
• социальная адаптация —умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими.

Социальный интеллект — это способность человека понимать и предсказывать поведение других людей в различных жизненных ситуациях, а также уметь распознать чувства, намерения и эмоции по их вербальным и невербальным качествам.

Это понятие было введено в 1920 г. Э. Торндайком. Понятие социального интеллекта довольно быстро получило широкое распространение в зарубежной психологии. Первоначальное понимание социального интеллекта было связано со способностью давать быстрые, почти автоматические суждения о людях, предсказывать их поведенческие реакции в определенных ситуациях.

Социальный интеллект – это своего рода социальный дар, который обеспечивает нормализованные отношения с людьми, результатом которых является социальная адаптация в обществе.

В 1967 г. Дж. Гилфорд немного поменял определение социального интеллекта. Он сделал предложение, которое заключалось в том, что надо понимать социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, которые не зависят от общего интеллектуального фактора, но в первую очередь связаны с познанием информации о поведении. Следовательно, социальный интеллект объединяет процессы познания, отражающие социальные объекты. Составляющими социального интеллекта являются мышление, память, сенситивность и перцепция.

Социальный интеллект обеспечивает понимание действий и поступков людей, мимики, поз, жестов, речи. Таким образом, социальный интеллект выступает в роли важной составляющей структуры и является важным профессиональным качеством таких профессий, как юрист, психолог, врач, преподаватель, журналист и других, относящихся к типу «человек – человек».

Формирование социального интеллекта начинается с детского возраста. Период школьного обучения — это самый важный этап в формировании социального интеллекта, потому что именно в этот период расширяется круг общения, развиваются такие способности, как умение переживать за другого человека без прямого восприятия его ощущений, защищать свои мысли и суждения другого человека. Социальный интеллект для психологов всегда считался объектом большой важности: все равно, в каком контексте рассматривать – теоретическом или практическом. Но тем не менее он не поддается трактовке, опираясь на положения общей теории интеллекта. Д. В. Люсин в 2003 г. при работе над составлением опросника пришел к выводу, что социальный интеллект тесно коррелирует с некоторыми чертами личности. Включая перечисленные выше специфические особенности, возникает вопрос, является ли интеллектом социальный интеллект. Возможно, способность разбираться в характере других людей нельзя отнести к интеллектуальной, а нужно считать следствием особенностей личного поведения индивидуума? В частности, можно сделать предположение о том, что знания человека об окружающих людях являются следствием не просто познавательных способностей, а собственной схожести с окружающими. Существует и другой вариант толкования: некоторые формы нашего поведения вынуждают окружающих показать нам определенные стороны своего характера. Все данные убеждения позволяют объяснить особенности социального интеллекта с некогнитивной точки зрения. Некогнитивные методы тем не менее не всегда поддаются логике, если они исключают социальное познание из области всеобщего познания. ДВ. Ушаков, (все ФИО исправить курсив) сотрудник Института психологии РАН г. Москвы, и его коллеги предлагают такой структурно-динамическом подход (СДП), в котором социальному интеллекту определили место, при этом учитывая его особенности. СДП предполагает, что под структурой интеллекта подразумевается результат его формирования. Согласно традиционной теории, корреляции умственных способностей обусловливаются когнитивным перекрещиванием функций. СДП, в свою очередь, позволяет понять, что происходящий процесс намного сложнее.

Строение интеллекта формируется как результат влияния друг на друга трех факторов:

1) когнитивного перекрещивания функций;

2) персональных отличий индивидуальных возможностей;

3) разделения возможностей из-за различий окружающей среды.

1. Социальный интеллект — это



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: