Социально-бытовая ориентировка




Схема тифлопедагогического обследования

Дошкольников с нарушением зрения

Х – 7-ми лет

Схема тифлопедагогического обследования ребенка 3-х – 4-х лет (младшая группа)

Зрительное восприятие

Выявляемые параметры   Диагностические задания Используемый Материал*
Цвет -Различение основных цветов (красного, желтого, зеленого, синего), а также белого и черного   -Различение и называние цвета окружающих предметов и предметных изображений -Соотнесение игрушек с их цветными и силуэтными изображениями Форма -Различение и называние геометрических фигур   -Соотнесение формы предметов с геометрическими эталонами   Величина -Различение величины окружающих предметов     Сопоставление предметов по величине   Восприятие изображений: а)предметных, б) одноплановых сюжетных       «Возьми кубик такого же цвета» «Возьми игрушку такого же цвета, как карточка»     «Найди пирамидку названного цвета» «Какого цвета игрушка?», «Покажи картинку, на которой нарисован красный (синий…) цветок», «Какого цвета картинка?» «Подбери к игрушке картинку»   «Найди такую же фигуру», «Назови фигуры»   «Положи фигуру рядом с предметом такой формы»     «Возьми большой (маленький) мяч», «Покажи высокую (низкую) елочку» «Покатай машинку по длинной (короткой) дорожке», «Возьми для куклы широкую, (узкую) ленту»   «Покажи куклу, которая больше (меньше)», «Покажи такой же по величине кубик» «Положи кружки рядом красиво - от большого до маленького», «Назови игрушку, которая нарисована», «Рассмотри картинку. Кто на ней нарисован?»     Набор кубиков красного, желтого, зеленого, синего цвета; набор разноцветных карточек и игрушек такого же цвета.   Одноцветные пирамидки (названных цветов); набор предметных изображений разного цвета.   Набор силуэтных изображений. (Одновременно ребенку предъявляют не более 3-х предметов, карточек, предметных изображений).     Набор геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, кубы, шары); набор предметов соответствующей формы. (Одновременно ребенку предъявляют не более 3-х предметов, фигур, карточек). Набор игрушек (2 мяча - большой и маленький, две елочки - высокая и низкая), набор полосок и лент разной длины и ширины (полоски - длинная и короткая, две ленты - широкая и узкая). (Одновременно ребенку предъявляют 2 предмета). 3 куклы разной величины; 3 кубика, два из которых одинаковой величины.   Простое предметное изображение. Одноплановое сюжетное изображение знакомых детей животных.

 

Осязание и мелкая моторика

Выявляемые параметры   Диагностические задания   Используемый материал
  -Знание расположения и названия каждого пальца. -Выполнение действий: а) всей рукой; б)отдельными пальцами.       «Спрячь мизинец (указательный, средний, безымянный, большой) палец в кулачке другой руки»   «Возьми игрушку» «Нажми на кнопку средним (указательным, безымянным, большим пальцем, мизинцем»     Маленький мячик. Настольная лампа с кнопочным выключателем (или какая-то игрушка с кнопками)  
  3.Ориентировка в пространстве  
Выявляемые параметры Диагностические задания Используемый материал   Использ. матер.
Ориентировка «на себе»   Ориентировка в помещениях группы Ориентировка с помощью сохранных анализаторов   Ориентировка в ближайших направлениях пространства с точкой отсчета «от себя» Ориентировка в процессе передвижения     Ориентировка в микропрост- ранстве   Моделирование простейших пространственных отношений Ориентировка в пространстве по картинке-плану Использован. пространств. терминологии   «Покажи, где у тебя грудь, спина…ит.д.» «Возьми кубик в правую (левую) руку», «Топни правой (левой) ногой», «Покажи и назови части тела куклы»   «Найди свое место за столом, свою кровать в спальне, шкафчик в раздевалке и т.д.»   «Иди на звук погремушки»     «Покажи флажком направо (налево), вперед (назад), вверх (вниз) от себя»   «Иди вперед. На столе стоит кубик. Возьми его и принеси», «Найди игрушку, которая стоит слева (справа) от тебя. Принеси ее»   «Расположи игрушки на листе справа, слева, вверху, внизу, посередине»     «Поставь игрушки так же, как на столе», «Поставь красный кубик на зеленый»     «Поставь игрушки, как на картинке», «В какую сторону ты показываешь флажком?     «Какая эта рука (нога)?», «В какую сторону ты показываешь флажком?» Набор кубиков средней величины; дидактическая кукла     Погремушка с громким звучанием     Флажок красного цвета   Большой яркий кубик   Светло-зеленый лист бумаги, набор игрушек небольшой величины (5-8 см). Набор игрушек средней величины     Картинка- план, игрушки к ней (3)    

Социально-бытовая ориентировка

Выявляемые параметры Диагностические задания   Используемый материал  
  Представление о себе самом и окружающих людях Понимание и обозначение в речи назначения предметов повседневного пользования Представление о труде взрослых Ориентированность в окружающем мире   Представление ребенка о своих сенсорных возможностях   Владение навыками социального поведения     «Назови свое имя, фамилию», «Как зовут твою маму, твоего папу?»   «Что это? Для чего нужен этот предмет? (или: «Что можно с ним делать?», «Покажи, что делать с этим предметом»     «Что сейчас делает няня?»     «Посмотри за окно (или на прогулке).Какое сейчас время года? Как ты догадался?» «Что сейчас – утро или вечер?», «Как ты догадался, что сейчас утро?» «Посмотри, вот кукла, мишка, машина. Как о ни можно сказать одним словом?» «Рассмотри игрушку. Расскажи, какого цвета игрушка, какой она формы. величины», «С помощью чего ты все узнал об игрушке?» «Слушай внимательно. Расскажи, что ты слышал. С помощью чего ты услышал музыку?»   «Назови игрушку (куклу, мишку, зайчика) ласково», «Поблагодари за помощь (за угощение)»     Игрушки и предметы повсед-невного пользова-ния ребенка   Дидактические игрушки. Дидакти- ческая игрушка средней величины с ярко выражен- ными основны- ми признака- ми. Музыкальные (или озвученные) игрушки Дидактические игрушки.    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь