Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Дубравушка» города Балашова Саратовской области»
Детско – родительский проект
«Зеленый островок»
Презентация проекта
Для детей средней группы
«Берёзка»(4-5 лет).
Подготовила воспитатель:
Ханадеева О.В.
Г.
Детско – родительский проект
«Зеленый островок»
Вид проекта: познавательно – исследовательский, среднесрочный.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, музыкальный работник, родители.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,
«Социализация», «Труд», «Безопасность», «Музыка», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Художественное творчество».
Актуальность.
Одним из средств формирования знаний о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста является трудовая деятельность, а именно деятельность детей в процессе ухода за растениями.
Трудовое воспитание - целенаправленный процесс формирования знаний о труде взрослых и воспитание уважения к людям труда, обучение простейшим трудовым навыкам и воспитание интересов к труду, воспитание трудолюбия и самостоятельности, воспитание умения трудиться в коллективе.
В процессе труда дети практически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают их, знакомясь с условиями их обитания. У них развивается любознательность, познавательный интерес. Труд становится важным средством умственного развития детей
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней. В коллективе дети учатся трудиться сообща, помогают друг другу.
Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих связей.
Таким образом, ознакомление дошкольников с природой, а так же трудовое воспитание детей дошкольного возраста, является одной из важнейших задач педагога в работе с детьми.
Для решения этой актуальной проблемы мною был разработан и реализован детско – родительский проект «Зелёный островок».
Цель проекта:
Сформировать у детей интерес к труду, трудолюбие и самостоятельность, а также практические и трудовые навыки и умения.
Задачи проекта:
Формировать положительное отношение к труду.
Создать условия в группе для трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки по уходу за комнатными растениями.
3. Расширить представления детей о различных видах цветов и комнатных растений.
4. Развивать любознательность и познавательную активность.
5. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
6. Привлечь родителей и детей к разнообразным видам деятельности в ходе реализации проекта.
7.Пополнить природный уголок новыми комнатными растениями.
Предварительная работа:
1. Чтение пословиц и поговорок о труде.
2. Чтение произведений по теме: Е.Серова «Одуванчик», Л. Кузьминской «В мире цветов», М. Львовского «Не надо с клумбы рвать цветы» и т.д.
3. Рассматривание иллюстраций различных видов цветов и комнатных растений.
4.Просматривание презентаций: «Комнатные растения», «Луговые цветы».
5. Просматривание мультфильма «Приключение Незнайки и его друзей».
6. Оформление папки – передвижки для родителей «Правила ухода за комнатными растениями».
7. Труд в уголке природы: уход за комнатными растениями, пересадка растений, посадка лука, укропа, редиса, петрушки, бобовых культур).
8. Аппликации, рисование различных видов цветов.
9. Опыты – эксперименты: «Маленький – большой», «Куда делась вода?»
10.Дидактические игры: «Природа и человек», «Вершки-корешки», «Садовник», «Четвертый лишний», «Собери картинку», «Покажи и назови части растений», «Подбери картинки».
Работа с родителями:
1.Консультация на тему: «Формирование знаний о растениях посредством ухода за ними у детей среднего возраста.
2. Оформление папки – передвижки для родителей «Правила ухода за комнатными растениями».
Участие родителей в проекте:
Благодаря родителям была приобретена полка в природный уголок, горшки для пересадки цветов, а также несколько видов комнатных растений.
Продукт деятельности:
· Оформление стенгазеты «Наш зеленый островок».
· Изготовление паспорта комнатных растений и индивидуальных табличек для каждого цветка.
· Оформление альбома «Наши любимые цветы».
· Изготовление костюма Незнайки.
Тема: «Юные помощники».
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Здоровье», Физическая культура», «Безопасность», «Чтение художественной литературы.
Программное содержание:
· Закреплять знания детей различных видов цветов; комнатных растений и ухода за ними.
· Развивать познавательный интерес и желание ухаживать за комнатными растениями.
· Уточнить представление детей о значении растений в жизни людей.
· Воспитывать бережное отношение к живой природе.
· Организовать трудовую деятельность детей в уголке природы.
Оборудование: картинки - пазлы на каждого ребенка, два больших цветка (синего и зеленого цвета), картинки полевых и комнатных растений (для игры по 5 штук), комнатные растения из природного уголка, клеенка, фартуки, салфетки, лейка, губка, кисточка, палочка для рыхления, пульверизатор, фотографии цветов, книга, медали для детей.
Содержание организованной деятельности.
(Дети входят под музыку в группу и садятся на стульчики).
- Ребята, к нам пришли гости, поздоровайтесь. Сядьте поудобнее, спинки выпрямите. Сегодня утром я получила телеграмму от Незнайки. Давайте мы ее прочитаем:
Здравствуйте ребята группы «Березка»!
Срочно вылетаю к вам, ждите. Незнайка.
-Ничего не понимаю, а вы ребята? Зачем прилетает, когда прилетает, что у него случилось, ничего не написал. Вы сегодня утром его не встретили по дороге в дет.сад?(нет) Ну понятно, наверно он что-то напутал и телеграмма по ошибке попала к нам.
(под музыку заходит Незнайка).
- Ребята, посмотрите, кто это? (Н)
Н. - Здравствуйте ребята! Наконец- то я до Вас добрался.(все здороваемся)
- А мы только что говорили о тебе, прочитали твою телеграмму и ничего не поняли. Что у тебя случилось?
Н. - Мой друг Винтик уехал в гости к своей бабушке и попросил меня присмотреть за цветами (поухаживать за ними), а я совсем не знаю как это делать. Вот прилетел к Вам за помощью. Может, вы знаете как?
-А какие цветы у твоего друга?
Н. - Ой, я забыл…..
- Как же мы тебе поможем, если не знаем какие у него цветы? Вспомни хотя бы где они растут, в чём.
Н. - (думает), вспомнил, растут они дома в каких-то (осматривается, подходит к природному уголку и показывает на цветочный горшок) вот …таких штуках..
- Понятно, ребята, скажите Незнайке, как называются цветы, которые растут дома (К.Р),а в чем они растут? (в цветочных горшках).
- Так, мы выяснили, за какими цветами тебя попросил присмотреть друг, как они называются ты, конечно, не помнишь?
Н.- нет не помню..
- Ребята, давайте назовем все К.Р, которые мы знаем, может Н. вспомнит.
(Дети называют)
- Ну что, вспомнил?
Н. - Нет, не вспомнил(расстроенный).
- Не огорчайся, хочешь с нами поиграть?
Н. - Хочу! (радостный)
- Игра называется «Собери картинку». Послушайте, и ты Н. слушай- у вас на столах лежат конверты, в них картинки - пазлы. Достаньте и соберите картинку по образцу- образец на конверте. А ты Незнайка, можешь подойти к ребятам и помочь им (звучит музыка, дети собирают)
- Собрали, молодцы. Посмотри Незнайка, какие картинки собрали ребята.
Ребята, назовите К.Р. которые вы собрали (дети называют).
Н. ( ходит смотрит и вспоминает, что у него в рюкзаке лежат фотографии с цветами)-Ой, я вспомнил, я же сфотографировал эти цветы они у меня в рюкзаке лежат (достает). Вот посмотрите.
(Беру фотографии (в это время говорю: Ребята давайте поможем незнайке и назовем цветы) и прикрепляю их к магнитной доске)
-Соня, как называется этот цветок? (бегония)
-Вика, а этот? (фикус)
-Миша, а этот? (хлорофитум)
-Ну вот мы и выяснили какие цветы у твоего друга. Ты запомнил?
Н. - Запомнил. Ребята, какие вы молодцы, все цветы знаете.
- Незнайка, ребята знают ещё стихи про К.Р, послушай:
1ребенок
Подойди, поближе стань,
Полюбуйся на герань.
Красные цветочки, круглые листочки.
Очень весело цветет,
Хоть высокой не растет!
Ребенок
Белый цвет и фиолетовый,
Розовый и голубой.
Как, фиалка, разодета ты!
Мы любуемся тобой!
Н.- Какие хорошие стихи.
-А теперь давайте немного отдохнем.
Физминутка «Цветы»
(дети сидят в кругу, звучит музыка)
Мы нежные росточки,
Сидим себе в горшочках (сидят, голова опущена).
Ребята поливают,
Росточки прорастают (медленно встают, руки опущены).
Вдруг солнышко взошло-
Росточкам повезло,
Мы тянемся всё выше (руки медленно поднимают вверх)
И к солнышку поближе.
По брызгайте листочки (руки вверху)
Покажем вам цветочки (руки разводят в стороны).
-Ребята, давайте подойдем к нашему природному уголку и покажем Н. какие у нас красивые и ухоженные цветы. Посмотри, Незнайка.
Н. - Да, красивые.
Софья, что любят наши растения? - Все растения любят солнышко, воздух, воду, свет.
Н.- Да, вижу вы все знаете про цветы…
-Незнайка, а ты знаешь, что все цветы и растения живые, они растут, питаются, дышат.
Н. – Как это? Ведь у них же нет ног, чтобы двигаться, рта - чтоб питаться.
- Все растения живые, они дышат через листья, питаются через корни. А ты знаешь Н. для чего нам нужны К.Р?
Н - чтоб с ними играть?
-Нет, конечно.
Дети называют для чего нужны К.Р.(чтобы было красиво,они выделяют кислород, которым мы дышим,очищают воздух от пыли,хорошо пахнут,есть лекарственные растения). Правильно, ребята.
Н. –Ой, сколько вы мне полезного рассказали, спасибо, ребята.
- А теперь, давайте посмотрим, есть ли у нас такие цветы, какие у Незнайке на фотографиях? (дети смотрят-находят-называют и показывают).
- Сейчас мы поставим их на стол. (ставим цветы на стол). Ребята, расскажите, как мы ухаживаем за цветами (поливаем, рыхлим землю, протираем листья, стряхиваем пыль, опрыскиваем).
- Правильно. Какие инструменты нам понадобятся? (лейка, губка, кисточка, лопатка, пульверизатор). Берем их.
- А теперь давайте наденем фартуки и приступим к работе, Н. помоги мне надеть фартуки ребятам, смотри внимательно и запоминай.
1)Бегонию - кисточкой стряхиваем пыль.
2)Фикус- протираем пыль губкой,поливаем.
3)Хлорофитум- опрыскиваем, рыхлим землю.
- Незнайка, с цветами нужно обращаться осторожно, потому что они нежные и хрупкие.Ну вот мы тебе и показали, как мы ухаживаем за К.Р.ты все хорошо запомнил?
Н. - Вроде запомнил. Какие вы молодцы, ребята, я вижу вы умеете ухаживать за цветами.
(снимаем фартуки)
- Незнайка в природе существуют не только К.Р.а ещё очень много видов цветов, например луговые, лесные, полевые, садовые.
- Вика, назови, какие ты знаешь полевые цветы?(ромашка, одуванчик, колокольчик, мак). Софья Ф., назови садовые цветы(тюльпан, пион)
-А теперь ребята, давайте поиграем в игру «Разложи цветы». Посмотрите, у меня 2 цветка зеленого и синего цвета. Вот картинки, здесь полевые цветы и К.Р.На синий цветок нужно положить полевые цветы, а на зеленый- К.Р.
Н - А можно мне с вами, ребята?
- Конечно! А вы ребята, будьте внимательными, Н может все напутать.(звучит муз. Незнайка путает картинки, дети должны исправить)
- Все правильно, молодцы. Н. понравилось тебе играть с ребятами?
Н. - Да, мне было интересно и играть, и учиться ухаживать за цветами. Ну что же, мне пора возвращаться домой. А то я и так у вас задержался. Спасибо вам за помощь.
- Подожди Н, у нас для тебя есть подарок. Ребята садитесь на свои места..(достаю книгу). Чтобы ты не забыл, как ухаживать за К.Р. Софья прочтет тебе стихотворение и подарит книгу. Софья, выходи (читает и дарит)
Чтоб растение росло,
И питалось, и цвело,
Его надо поливать,
Пыль с листочков вытирать,
Рыхлить землю, удобрять
И опрыскивать.
Надо помнить нам всегда:
Ему плохо в холода.
И во тьме не может жить.
Лучик света должен быть.
Много правил и забот
Знает мудрый цветовод!
Н. - Спасибо большое вам за все и за подарок. До свидания, ребята!
-До свидания Незнайка, приходи еще к нам гости.
Н. –Обязательно (уходит).
Итог.
Ребята, понравилось вам сегодня помогать Н. и ухаживать за К.Р? (Да)
Как вы думаете, научился Н. ухаживать за цветами? (Да). Я тоже думаю, что сегодня Н. много узнал от вас о цветах и научился за ними ухаживать. Я хочу вам всем сказать спасибо за хорошую работу и подарить вам вот эти медальки. Молодцы. (звучит муз. раздаю медали).
Самоанализ
непосредственно организованной деятельности.
Тема: «Юные помощники».
Программное содержание:
· Закреплять знания детей различных видов цветов; комнатных растений и ухода за ними.
· Развивать познавательный интерес и желание ухаживать за комнатными растениями.
· Уточнить представление детей о значении растений в жизни людей.
· Воспитывать бережное отношение к живой природе.
· Организовать трудовую деятельность детей в уголке природы.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Здоровье», Физическая культура», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Труд».