Эксплуатация и социализация в современном мире.




33. Внешняя задолженность стран.

Вне́шний долг — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам[1]. Может взиматься:

правительством страны и субъектами федерации (руководством областей и городов)

кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.)

напрямую крупными предприятиями страны

у кредитно-финансовых организаций других стран

В современной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, под внешним долгом понимаются все долги в иностранной валюте. Однако следует особо отметить, что зачастую такие долги могут передаваться регионам, в том числе в виде государственных программ. В данном случае долг подсчитывается при первичной передаче, чтобы избежать учета одного заимствования повторно.

Валовой внешний долг (ВВД) представляет собой непогашенную сумму фактических и ничем не обусловленных обязательств резидентов данной страны перед нерезидентами, которая требует выплаты основного долга и/или процентов, на определенный момент времени.[2]

Валовой внешний долг (ВВД) включает в себя и государственный внешний долг (правительства и Нацбанка), и негосударственный (банков, национальных и акционерных компаний, в том числе нефтяных компаний – у своих материнских зарубежных компаний). [3]

Многие развивающиеся страны испытывают трудности с возвращением взятых ранее кредитов: на погашение внешнего долга уходит вся прибыль страны, так что необходимые текущие затраты погашаются за счёт новых кредитов; такое развитие событий часто приводит к тому, что страны-кредиторы вынуждены списать накопившийся долг, так как вернуть его всё равно невозможно.

Одной из наиболее острых проблем, встающих ныне перед экономической дипломатией России, является урегулирование внешней задолженности страны, составляющей около 160 млрд. долларов, причем ее обслуживание в отдельные годы становится уже крайне сложным для российского бюджета. В частности и в особенности это относится к 2003 году, на который падает пик таких платежей.

Поэлементно наша общая внешняя задолженность складывается из долгов бывшего СССР в размере 91,8 млрд. долларов, взятых на себя Россией в обмен на переход к ней всех прежних советских активов за рубежом, и ее собственных заимствований в сумме 55 млрд. долларов. Остальную часть формируют остаточный внутренний валютный долг страны (обязательства органов исполнительной власти перед Центральным банком, по облигациям Внешэкономбанка), сохраняющаяся задолженность перед Международным инвестиционным банком (около 1 млрд. евро) и Международным банком экономического сотрудничества бывшего СЭВ (около 0,7 млрд. евро) и прочие долги. Вся эта сумма постепенно нарастает ввиду начисления процентов и расходов на ее реструктуризацию. На ее масштабы влияет также и выверка долгов, проводимая перед их оплатой или реструктуризацией.

Выплаты по внешнему долгу регулярно отвлекают значительную часть экспортной выручки страны, означают регулярный перевод за рубеж значительной части ее национального дохода. Кроме того, сами параметры задолженности и ее погашения влияют на международный имидж государства, оценки его кредитоспособности и хозяйственной состоятельности в целом. Поэтому ныне долговая ситуация обоснованно рассматривается как самостоятельная угроза экономической безопасности России и требует квалифицированного управления ею.

Общие подходы к внешним заимствованиям и погашению

В принципе, обращение за внешними источниками кредита в условиях современного развитого денежного обращения и процессов глобализации является вполне нормальным делом, в том числе для суверенных государств. Вопрос состоит лишь в том, в каких размерах и на что занимаются деньги и насколько рационально они тратятся. К сожалению, российская заемная практика не является здесь образцово-показательной.

В самые последние годы советской власти страна прибегала к массированным займам под импорт комплектного оборудования, однако сроки его освоения, как правило, затягивались, заставляяоплачивать долги не из прибыли новых производств, а из бюджета. Немалые заемные средства тратились и на пополнение из-за рубежа отечественного рынка продовольствия и промтоваров, то есть они практически проедались, не формируя вклада в экономический рост.

Однако ситуация лишь ухудшилась в годы либеральных реформ, когда на внешний денежный рынок стали выходить многие банки, предприятия и регионы, причем без особых забот о том, как погашать эти заимствования. В итоге эти долги в значительной степени также перетекли в федеральный бюджет. Центральное же правительство привлекало в основном финансовые кредиты, не привязанные к конкретным объектам, что вовсе не создавало базы их погашения. Более того, преобладала эйфория внешних заимствований, превращенных фактически в разновидность средств макроэкономической политики и балансирования госбюджета при неумении должным образом мобилизовать для этого внутренние доходы. Правилом стали займы на рефинансирование текущей задолженности, на роль посредников между иностранными кредиторами и государством вклинились “привилегированные” частные банки, займы сопровождались вмешательством во внутреннюю и внешнюю политику страны, их реализация сопровождалась злоупотреблениями.[1]

Соответственно, основными принципами нынешнего управления госдолгом являются законодательное ограничение его величины, снятие федеральных гарантий под займы регионов и экономических операторов, расчистка кредитного портфеля от неэффективно используемых заимствований, накопление госрезервов средств для погашения пиковых размеров платежей, реструктуризация текущей задолженности и применение нетрадиционных методов ее погашения. Для управления инвестиционными займами в стране создан Федеральный центр проектного финансирования. С целью реструктуризации задолженности страна вступила в Парижский клуб кредиторов, и членство в нем используется также для обеспечения возвратности собственных внешних кредитов, выданных СССР и Россией, в том числе развивающимся странам, номинал которых сопоставим с объемом нашего собственного долгового бремени.

34. Глобальные проблемы современной цивилизации.

Есть два вида глобальных проблем: мирохозяйственные и общегуманитарные (последние также требуют немалых материальных ресурсов для их решения).

К первым относятся:

- межконтинентальные сухопутные транспортные пути (железнодорожные и автомобильные). Это переход Аляска-Чукотка, который свяжет Американский и Азиатский континенты, а также через Сахалин Японию со всей Азией, что практически связывает все континенты Земли, кроме Австралии. Реализация такого проекта требует мобилизации ресурсов в планетарном масштабе. По географическому положению Россия

будет в эпицентре всех этих связей;

- освоение космического пространства с коммерческой выгодой (не только туризм, а извлечение материальных ресурсов и благ);

- разработка минерального сырья и углеводородов на дне мирового океана (особый интерес для России представляет Северный ледовитый океан, как перспективный и ближайший к материку Евразии);

- решение проблемы управляемой термоядерной реакции, обеспечивающей человечеству неисчерпаемый источник энергетических ресурсов.

Ко второму блоку проблем относятся прежде всего гуманитарные аспекты самого экономического роста. Ученые Запада ещё в 70-е годы ХХ в. выступили с идеей необходимости нулевых темпов, т.е. ограничиться простым воспроизводством. Эта идея покоится на двух «китах». Во-первых, устранение негативных последствий для экологии будет съедать эффект роста. Во-вторых, тепловой эффект на Земле вызовет наступление мирового океана на сушу, что затрагивает все прибрежные страны и порождает новую проблему «жизненного пространства» и его передела. Уже звучали заявления западных политиков о несправедливости, когда России принадлежит суверенитет на ресурсы, которые она не может эффективно использовать и которые должны служить всему человечеству.

Экономический рост особенно необходим для отставших стран, но их подтягивание к уровню развитых при использовании современных технологий будет усугублять положение всего человечества. Неоднократное обсуждение этой проблемы на международных конференциях в конечном счёте зафиксировало вывод, что экономический рост должен быть устойчивым, т.е. находиться в равновесии с природой и благополучной жизнью людей.

В Киотском протоколе, согласованном и подписанном 55 странами, в т. ч. Россией, предусмотрены квоты на выброс углекислого газа, который считается основным загрязнителем и причиной потепления Земли. США и Китай, наиболее мощные в промышленном отношении державы, не подписали данный протокол (Китай настаивал на том, что квоты должны быть пропорциональными численности населения). США этот протокол не подписан, т.к. это страна, где проживает менее 5% населения мира имеет вклад по выбросу СО2 24%, а в общее загрязнение планеты – до 40%.

Рост численности населения в развивающихся странах не синхронизирован с их экономическим ростом, что отдаляет в неизвестное будущее возможности повышения благосостояния народа в этих странах. Поэтому возникает необходимость регулирования рождаемости не только на национальном уровне (как в Китае), но и во всём сообществе этих стран, хотя неизвестно, как это сделать (особенно в мусульманских странах).

В мире 1 млрд. людей живут на 1 $ в день, т.е. хронически недоедают и голодают. В Эфиопии в 1984 г. от голода погибло около 1 млн. человек. Только в 2000 г. в мире от голода умерли 80 млн. детей до 16 лет. Дефицит продовольствия в конце ХХ в. в ряде африканских стран (Эфиопия. Мозамбик. Малавия, Ангола, Судан, Сомали - последняя «прославилась» масштабным пиратством в 2008 г., когда потребовалась армада военных кораблей разных стран, в т.ч. России, чтобы как-то обезопасить прохождение грузовых судов мимо побережья этой страны). Заметим, что Россия в 90-е годы утратила лидирующие позиции по калорийности питания населения, она переместилась с 7 на 70-е место по странам мира (с 3300 до 2200 ккал. в сутки в настоящее время, в Африке в среднем столько же, но там иной климат и другие потребности в калорийности питания).

В богатых странах потребление ресурсов на душу населения в 20-30 раз больше, чем в бедных (в России по разным оценкам примерно такой же децильный коэффициент внутри страны). С учётом нарастающего абсолютного разрыва число бедных к 2020 г. прогнозируется на уровне 2,6 млрд. человек.

Уровень жизни в развивающихся странах не возрастает даже тогда, когда в их экспорте увеличивается доля наукоёмкой продукции, т.к. её выпуск связан с внешними займами, которые необходимо своевременно возвращать с процентами. К тому же капиталоёмкие технологии требуют на два порядка меньше труда, что усиливает массовую безработицу и бедность.

Несмотря на «зелёные революции» в развитых странах, они почти не коснулись бедных стран, в которых половина потребляемого зерна приходится на сорго и просо, производство которых эти «зелёные революции» не затронули. Россия может прокормить не только свои 140 млн. человек, но и ещё 300 млн. дополнительно (См.: Российская газета. 20 января 2009. № 6. С. 5). Для этого ей нужно возвратить к хозяйственному использованию 15 млн. га земель, брошенных в годы рыночного переустройства деревни, (что в 1,5 раза больше освоенных целинных земель в РСФСР в 1954 - 1961 гг.) а также страны в целом. Но этого мало, нужно более продуктивно использовать оставшиеся земли, а также другие имеющиеся ресурсы.

Помощь бедным странам является до сих пор малоэффективной, т.к. она в значительной мере присваивается мафиозно-клановой национальной бюрократией, реализующей свои привилегии, а также совершенно недостаточной по объёму (около 60 млрд. $, что составляет около 1,3 % ВВП развитых стран, а до 40% этой помощи идёт на обслуживание внешнего долга). Объём помощи бедным странам США не превышает 3-4 % суммы их годовых военных расходов).

Ситуация в Африке близка к мальтусовской версии: численность населения там увеличивается за год на 3%, а объём продовольствия – на 2%. Кроме демографических процессов, проблема голода на этом континенте обостряется периодическими засухами и общей деградацией почвенного плодородия.

Другой глобальной гуманитарной проблемой являются болезни, в т. ч. эпидемические. Эта проблема есть определённое следствие голода и недоедания, бедности, отсутствия элементарных средств на профилактику. Только в 1987 г. погибло 3 млн. детей, т.к. на них не нашлось 50 центов на вакцину. По этой и некоторым другим причинам Россия к середине 90-х годов ХХ в. по продолжительности жизни мужчин скатилась на 135 место. А женщин – на 100-е (в 1988 г. РСФСР по средней продолжительности жизни мужчин и женщин находилась среди первых тридцати стран, уступая 5-8 лет развитым странам).

Третьей глобальной проблемой является антропогенная нагрузка на природные ресурсы. За ХХ в. население Земли возросло в 3 раза, ВВП – в 20, продукция промышленности – в 50 раз. Особенно негативное влияние на природную среду оказывает промышленное производство (теплоэнергетика, химия), транспорт с двигателями внутреннего сгорания, техногенные катастрофы (взрывы, утечка радиации, углеводородов, продуктов химии при производстве, хранении, транспортировке).

Существенной проблемой является деградация почвенного плодородия. Например, от знаменитых (метрового слоя) воронежских чернозёмах, которыми восхищалась вся Европа на Всемирной выставке в Париже, осталась лишь половина. В Африке, Средней Азии и на Арабском Востоке происходит опустынивание земель. Современный темп потерь сельхозугодий составляет 3 % в год, а ресурсы возможного дополнительного вовлечения земель в обработку не превышают 20-25 % от используемых.

За вторую половину ХХ в. площадь лесов сократилась на 16 %, а потери тропических лесов в расчёте на год составляет 1,2 %. Тропические леса являются общепризнанными лёгкими планеты, источником воспроизводства кислорода, но они уже уничтожены в Африке на 50 %, а в Латинской Америке – на 70 %. Тропические леса могут исчезнуть уже в первую половину XXI в. Массовая гибель лесов наблюдается в Европе и Северной Америке (пожары, загрязнение почвы, воды, атмосферы, изъятия земли под лесом на другие нужды). Сокращение лесов отрицательно влияет на климат, состав атмосферы, водный режим и состояние почвенного покрова (эрозия). На восстановление тропического леса требуется 1000 лет, а на воссоздание плодородия почвы в 1 см. – от 100 до 300 лет.

Из земли ежегодно извлекается более сотни миллиардов тонн различных минералов, из которых 90 % составляют отходы. Нередко отходы, связанные с результатами химического воздействия, находятся в такой степени загрязнения, что требуются особые условия хранения, следовательно, и высоких издержек на эти цели. Городские отходы даже в богатых странах перерабатываются лишь на 10 %. Сейчас на одного жителя в год эти отходы составляют: в США – 800 кг, России – 500, Японии – 400 кг. Если исходить в среднем по миру из цифры 300 кг на 1 человека, то общий вес городских отходов в год составляет 2 млрд. тонн, а все отходы около 100 млрд. тонн.

Ежегодно в атмосферу Земли выбрасывается 400 млн. тонн углекислого газа, двуокиси серы (сжигание угля даёт 70 % SO-2) и азота. Увеличение концентрации углекислоты и тепловые выбросы в атмосферу вызывают повышение температуры воздуха (ожидается, что к концу XXI в. она возрастёт на 2,5-3 градуса), следствие чего будет таяние льда на полюсах Земли, в Гренландии, в горах и вечной мерзлоты на равнинах и повышение уровня Мирового океана, сокращение площади суши.

Выпадение кислотных дождей не только загрязняет почву и уничтожает растительный покров, но вызывает усиление коррозии металлов, преждевременное разрушение производственных, транспортных и жилищно-бытовых сооружений, а также исторических памятников древности и более поздних веков. Происходит загрязнение почвы и водоёмов токсичными металлами (медь, свинец, цинк, никель, ртуть), а также нитратами и фосфатами. Из 500 млн. тонн вносимых на поля минеральных удобрений и 3 млн. тонн ядохимикатов 1/3 их часть смывается в водоёмы. В результате 25 % стока пресных вод загрязнены, а чистая вода доступна лишь 1/5 части населения планеты.

Понизился уровень артезианской воды, обмелели реки – всё это следствие бесконтрольного изъятия части стока, сведения лесов, осушения болот.

Аральское море почти пересохло, произошло опустынивание и засоление значительной части примыкающих к нему земель, а в Азовском море с повышением концентрации солей резко сократились запасы пресноводных рыб (среди них особо ценных – осетра, белуги, севрюги, судака). Реки Западной Сибири загрязнены нефтепродуктами в концентрации 20 ПДК и не могут быть, как раньше, непосредственно пригодными для питья, в основном они потеряли прежнее рыбопромысловое значение.

В Мировой океан ежегодно поступает более 100 млн. тонн загрязнённых стоков с суши, а также загрязнение происходит из-за возросшей интенсивности морского судоходства, крушений нефтеналивных и других танкеров и сухогрузов. Считается, что 70 % нерестилищ рыб в Мировом океане уже потеряно. В Байкале сосредоточено 20 % мировых запасов пресной воды, но он более 40 лет загрязнялся двумя ЦБК и промышленными стоками предприятий Бурятии.

Такие стихийные бедствия, как наводнения, тайфуны, сползания ледников, сели, оползни, разрушение морских и речных берегов на водохранилищах перед плотинами ГЭС стали происходить чаще и разрушительнее, они имеют те или техногенные причины.

В целом ущерб, наносимый природе техногенной деятельность человечества оценивается в 4-6 % мирового ВВП, а затраты на восстановление пока не превышают 1 %. На военные расходы всех стран идёт 6 % мирового ВВП, т.е. требующиеся ресурсы на предотвращение экологической катастрофы планеты вполне сопоставимы с расходами на взаимное уничтожение человечеством друг друга и всего живого на Земле. Необходимо определённое перераспределение этих ресурсов на созидательные цели.

И чем скорее будут меры по оказанию помощи природе, не справляющейся уже с воспроизводством своего первозданного качества, тем благодарнее будут потомки в оценке современного этапа цивилизации, как своевременно прозревшей, уберёгшей Землю для будущих поколений людей.

 

35. Становление постиндустриального, информационного общества.

Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты:

увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Изобретение самого термина приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. Так, в 1969 году японскому правительству были представлены отчёты «Японское информационное общество: темы и подходы» и «Контуры политики содействия информатизации японского общества», а в 1971 году — «План информационного общества».

Начиная с 1992 года термин стали употреблять и западные страны, например, понятие «национальная глобальная информационная инфраструктура» ввели в США после известной конференции Национального научного фонда и знаменитого доклада Б. Клинтона и А. Гора. Понятие «информационное общество» появилось в работах Экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством Мартина Бангеманна, одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; информационные магистрали и супермагистрали — в канадских, британских и американских публикациях.

Сегодня термины информационное общество и информатизация прочно заняли свое место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциируется с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий, 21-й век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.

27 марта 2006 года генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под номером A/RES/60/252, которая провозглашает 17 мая Международным днем информационного общества.

В течение последних двух десятилетий ХХ в. в странах Запада обозначились настолько существенные перемены в социально-экономической и общественно политической жизни, что можно с полным основанием считать это время завершающей фазой становления постиндустриального общества. Несмотря на сохранившийся, а в ряде случаев и заметно усилившийся циклический характер хозяйственного развития, то и дело вызывавший определенные экономические и социальные трудности, в целом преодоление наиболее болезненных противоречий капиталистического общества можно считать завершенным. Во всяком случае они уже ничуть не угрожали стабильности западной цивилизации, что было характерно для нее еще 20-30 лет назад.

Во-первых, произошло формирование устойчиво функционирующей экономической системы, основанной на эффективном использовании новейших достижений научно-технической революции, что само по себе привело к стабилизации всех социальных процессов, резкому уменьшению массовой безработицы в наукоемких отраслях и почти полному устранению вытекающей из нее социальной напряженности. В результате этого в большинстве развитых стран Запада установился долгожданный социальный мир, покоящийся на широко разветвленной системе социального обеспечения и неукоснительного соблюдения прав человека.

 

Вместе с тем произошло радикальное обновление менталитета наемного работника и завершилось формирование совершенно новой системы ценностей современного человека, в которой главное место занимает уже не борьба за выживание, а стремление к более высокому качеству жизни. Таким образом, формирование и закрепление постматериалистической мотивации к высокоэффективному труду явилось важнейшим фактором перехода к постиндустриальному обществу и одновременно его самым значительным результатом.

Во-вторых, страны Запада одержали важную историческую победу над некогда могущественной мировой социалистической системой во главе с СССР, что означало для них не только обретение важных социально-экономических преимуществ, но и окончательное утверждение своей гегемонии в однополярном мире. Любопытно, что страны Запада на деле обеспечили осуществление многих идеалов цивилизованного общества, которые в СССР и других социалистических странах широко декларировались, но не выполнялись.

В-третьих, последние достижения научно-технической революции и формирование основ постиндустриального общества заметно изменили взгляд на экологию человечества и другие глобальные проблемы современности. Если в предыдущие годы экологическое движение неизбежно вступало в противоречие с крупным капиталом и отражавшими его интересы национальными правительствами, то в последнее десятилетие ХХ в. внедрение природоохранных технологий стало одной из наиболее привлекательных сфер инвестирования капитала и знаний. К сожалению, этот процесс затронул только страны Запада и почти не коснулся весьма обширных регионов развивающегося мира, включая, разумеется, и Россию.

Таким образом, постиндустриальное общество можно определить как общество, в экономике которого приоритетные задачи перешли в область производства услуг, информации и знания, оставив производство материальных благ в основании экономического базиса. При этом научные исследования и организация системы образования неизбежно приводят к повышению прежде всего качества жизни, а не просто материального благосостояния. В таком обществе основной профессиональной группой становятся технические специалисты, педагоги и ученые, занимающиеся прикладными аспектами фундаментальных наук, а сам процесс внедрения нововведений все больше зависит от достижений теоретического знания и готовности национальных правительств тратить значительные средства, опираясь на широкую общественную поддержку населения.

Однако вряд ли было бы правильным и обоснованным назвать становление постиндустриального общества процессом беспроблемным и непротиворечивым. Одним из главных противоречий нового общества является уже упоминавшаяся выше глобализация, непредсказуемые последствия которой могут разрушить самые оптимистические прогнозы. Можно упомянуть также и проблемы личной свободы человека в западном обществе, конфликт личности с бюрократическим государством, невозможность полной самореализации человека в условиях существующего разделения труда, усиление тенденций паразитизма среди определенных слоев современного общества, увеличение степени эксплуатации иммигрантов и несправедливые торгово-экономические отношения с отсталой периферией мирового хозяйства.

В наиболее полной форме все эти трудности переходного периода нашли отражение в альтернативных формах социального протеста, поисках нового качества жизни, основанного на нематериальных принципах, а также в ставшей чрезвычайно модной на Западе культурологической концепции постмодернизма. Люди стали больше внимания уделять своей жизни, ее полноте и насыщенности, моральным ценностям и принципам взаимопомощи. С этой целью они стремятся разорвать порочный круг массового производства и массового потребления, пытаются бороться с различными проявлениями стандартизации и унификации, чтобы не только сохранить свою индивидуальность и реализовать природные задатки, но и придать своей жизни более осмысленный и содержательный характер.

Возникший на волне массовых социальных трансформаций конца 60-х гг. постмодернизм своевременно обозначил все болевые точки не только старого индустриального строя, но и новые язвы зарождающегося постиндустриального общества. Однако к началу 90-х гг. это модное течение стало постепенно ослабевать, уступая место новым реалиям социально-экономической и культурной жизни в странах Запада. Постмодернизм выполнил предначертанную ему роль формализации и артикуляции еще не вполне освоенных массами новых идей и ушел в базис западного менталитета, уступив первенство напористой и всепроникающей реальности. Другими словами, потенциал саморазвития нового общества стал настолько очевиден, что содержание самого термина постмодернизм стало выхолощенным, а на смену ему пришли новые понятия – общество постиндустриальное, постэкономическое, информационное, технотронное и т.д.

Одним из наиболее явных проявлений духовного смятения западного общества перед лицом невиданных перемен является заметный упадок интереса к христианству как ведущей религии западной цивилизации. Прежнее «классическое» общество опиралось на давние традиции христианства, в котором каждый находил соответствующее место и оправдание своему существованию. Связанная с мировой религией цивилизационная идентичность в пространстве и времени обеспечивала западным народам реальное единство и преемственность поколений. Новое постиндустриальное общество по-новому поставило перед ними старые проблемы духовного спасения, добра и зла, истины и лжи, справедливости и насилия, преданности и солидарности. При этом оказалось, что в утверждении всех этих ценностей вовсе необязательно обращаться к христианству в той или иной его форме.

Последние социологические исследования показывают, что роль церкви в последнем десятилетии ХХ в. в развитых странах Запада заметно снизилась, уступив место либо откровенному атеизму, либо слабо прикрытому безразличию к вопросам веры. Так, например, регулярно соблюдают все христианские обряды и посещают церковь только 58% жителей США, 17% французов, 33% немцев, 11% жителей Финляндии, Дании и стран Восточной Европы. Исключением является лишь Польша, Италия и Испания, где религиозность населения по-прежнему остается самой высокой в Европе – 70--80%, и где принадлежность к католицизму ассоциируется с национальной идентичностью. Другими словами, сохранение традиционного влияния религии наблюдается прежде всего в тех странах, где высока степень национализма и происходит закрепление национальных приоритетов как внутри страны, так и за ее пределами. В Северной Ирландии, к примеру, уровень доверия к католической церкви вырос с 70% в начале 80-х гг. до 80% в 90-е гг. и продолжает неуклонно расти, что объясняется прежде всего невероятно сложными проблемами межнационального общения между католиками и протестантами.

С середины 90-х гг. обозначилось еще одно противоречие современного западного мира. Переход к завершающей фазе постиндустриального общества на Западе сопровождался увеличением разрыва с теми странами, которые все еще находились либо на стадии индустриального развития (НИС), либо вообще пребывали на стадии патриархального или полупатриархального общества. Иными словами, усилилось противоречие между так называемым «золотым миллиардом» Запада и остальными «голодными» миллиардами Азии, Африки и Латинской Америки. Не мудрствуя лукаво, развитые страны предложили им концепцию глобализации как средства избавления от нищеты и голода, но вплоть до настоящего времени она работает исключительно в интересах Запада, оставляя на произвол судьбы отсталую периферию мирового хозяйства. Нет надобности доказывать, что от разрешения этого противоречия в ХХ1 в. будет зависеть не только жизнь миллиардов людей в развивающихся странах, но и сама судьба постиндустриального общества на Западе.

36. Вопросы регулирования мирового хозяйства.

К концу XIX в. развитие мирового рынка товаров привело к интенсификации МЭО и выходу их за рамки международной торговли товарами. Рост объемов финансового капитала и развитие производительных сил привели к возникновению мирового хозяйства, которое является более высокой стадией развития рыночной экономики, чем мировой рынок и включает кроме традиционной международной торговли – медународное движение факторов производства и возникающие на этой основе международные предприятия.

Регулирование мирового хозяйства происходит с помощью мер как национальной, так и межгосударственной экономической политики. Экономика отдельных стран становится все более открытой и ориентированной на МЭО.

Мировое хозяйство – это совокупность национальных экономик стран мира, связанных меду собой мобильными факторами производства.

Характерные черты современного мирового хозяйства:

развитие международного перемещения факторов производства (капитала, рабочей силы, технологии);

рост международных форм производства на предприятиях расположенных в разных странах (транснациональные компании, совместные предприятия…);

экономическая политика государств, предусматривающая поддержку международного движения товаров и факторов производства на двусторонней и многосторонней основе;

возникновение экономики открытого типа в рамках многих государств и межгосударственных объединений.

37. Переходная и смешанная экономика.

Содержанием переходной экономики является качественное преобразование существующей экономической системы и превращение ее в новую. При этом меняются все главные слагаемые системы: отношения собственности, способ взаимосвязи производства и потребления, распределения ресурсов, механизм хозяйствования, цель и средства экономического развития, мотивы поведения, характер предприятий, организаций, учреждений, хозяйственное право и т.д. Поэтому переходный процесс нельзя отождествлять с переходом к рынку. Это процесс более широкий.

Переходная экономика. Экономическое развитие общества неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. Общим для всех переходных экономических отношений и состояний экономики является то, что на срок перехода они соединяют в себе некоторые черты и свойства прежних и новых экономических отношений. Эти переходы могут носить и локальный, и повальный характер. Примеры изменений первого рода постоянно происходят на наших глазах - изменяется форма собственности предприятий, за последние годы появились совершенно новые формы доходов, изменяются отношения между людьми по поводу собственности на жилье и т.д. и ранее, в прежней системе, постоянно происходили подобные изменения.

От локальных изменений в экономике следует отличать всеобщее изменения, которые характеризуют переход всей системы экономических отношений в новое качество, когда преобразуются основные свойства и исходные отношения системы, или формируются новая экономическая система вместо прежней.

Переходная экономика – это переходное состояние от одной экономической системы к иной экономической системе. В этом случае происходит изменение основ данной системы, которые приводят к ее радикальным изменениям. Из сказанного вытекают основные черты переходные черты и ее отличия от сложившихся экономических систем.

Во-первых, если сложившаяся экономика воспроизводится на своей собственной экономической и институциональной основе, то переходная призвана сформировать основу новой экономической системы. Понятие основа экономической системы относится к числу ключевых в экономической теории. Оно включает установившиеся в экономике формы хозяйственных связей или тип координации деятельности между субъектами экономики, а также присущий системе господствующий тип собственности. Когда эти элементы экономической системы сформированы, то можно вещать о завершении переходного состояния экономики и о вступлении ее в стадию развития на собственной основе.

Во-вторых, многоукладность экономики – свойство переходной экономики. Экономический уклад – это особый тип экономических отношений, существующий наряду с другими отношениями. В любой экономике, в том числе и развитой, существуют различные типы экономических отношений, уклады, характеризующиеся различными типами собственности, интересами, способами ведения хозяйства. Например, современная экономика Запада характеризуется большим слоем малых предприятий, имеющих источником своего развития и существования собственный труд их владельцев. Однако тот самый слой производителей существует на базе, господствующего типа координации и капиталистической формы собственности. Иное дело переходная экономика. Многоукладность тут существует как компонент основы.

В переходной экономике существует и старая и новая основа и ещё только формируется новая система связей. Применительно к Российской переходной экономике наряду с формирующейся рыночной системой соседствуют различные типы регуляторов хозяйственных связей, включая неэкономические и незаконные, и т.д. преодоление многоукладность в основе экономики – одна из целей переходной экономики.

В-третьих, переходную экономику характеризует неустойчивость развития как ее внутреннее свойство. Стабильных переходных экономик не существует. В силу того, что происходят постоянные изменения старых отношений при отсутствии новых институтов, норм и правил, возникают новые отношения, которые имеют своих субъектов; происходит столкновение старых и новых эконо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: