Ценообразование в современной экономике России




 

Современная рыночная экономика России, имеющая свободу субъектов хозяйствования, содержит важнейшие факторы существования и развития, такие как: уровень цен и характер условий ценообразования. Преобладание частной собственности в современной России столь же неоспоримо, как и в развитых рыночных экономиках.

Большую роль в государственном вмешательстве в процесс ценообразования в России на современном этапе развития играют первые лица государства.

Примером может служить одно из недавних заседаний, на котором премьер-министр РФ Владимир Путин потребовал от правительства усилить госрегулирование цен на лекарства и ввести ответственность за завышение цен на лекарственные препараты, вплоть до отзыва лицензий. По этому поводу был принят проект, предусматривающий введение обязательной госрегистрации предельных отпускных цен производителей. Окончательно регулированием вопросов цен на лекарства занялся Минздравсоцразвития, который разработал соответствующий законопроект. [22]

С ростом уровня жизни населения все в большей степени возрастает объем потребляемых населением услуг - платных и бесплатных. Расширение сферы и объема оказываемых услуг экономит свободное время трудящихся и является важным фактором масштабного воспроизводства рабочей силы. По социальной значимости услуги можно разделить на две группы. Услуги особой социальной значимости, которые имеют важное значение в обеспечении условий жизни населения, и обычные виды услуг массового спроса. Также существует рынок мощности - это еще одна премудрость ценообразования. Дело в том, что электроэнергетики продают два базовых товара - электроэнергию и мощность. Если энергия - это то, что уже доставлено и отражается в показателях счетчика, то мощность - это способность производить и поставлять электроэнергию в определенный срок. Крупные потребители расплачиваются по двухставочному тарифу - отдельно за энергию и мощность. Во втором случае они платят за то, что поставщик имеет необходимое оборудование, поддерживает его в нужном состоянии. На либерализованном рынке мощности должна также действовать система конкурентного отбора в зависимости от цены заявок производителей. [23]

На сегодняшний день регулирование цен в сфере коммунальных услуг должно являться приоритетной задачей. В 2010 году были внесены поправки в некоторые федеральные законы РФ, касающиеся ценообразования в ЖКХ, примером могут служить ФЗ №188[24], регулирующий отношения, связанные с жилыми помещениями, их использованием, жилищными правами граждан РФ и ФЗ №210[25], который вступил в силу с 2011 года, предполагает крупные изменения в сфере ЖКХ. Согласно данным, опубликованным на сайте Федеральной службы по тарифам (ФСТ), электрическая энергия для россиян в 2011 году, относительно 2010 года подорожала в среднем на 10% (См. приложение №2, таблица 1).

Ранее же было принято решение о повышении цен на газ - в ближайшие три года (в том числе и в 2011 году) на 15% ежегодно, а также о предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). В 2012-2013 годах цены на них могут возрасти на 8,7%.

Как говорится в документе, представленном ФСТ: "Рост регулируемых тарифов на тепловую энергию (производство, передача и распределение) в 2011-2013 годах дифференцирован по регионам в виду их климатических и территориальных особенностей и в отдельных регионах может превышать указанный средний темп роста тарифов по Российской Федерации в целом. Ограничение роста цен (тарифов) на тепловую энергию будет стимулировать теплоснабжающие организации сдерживать необоснованный рост издержек и стимулировать рост их эффективности".

Также, создание значительного инвестиционного потенциала при увеличении спроса на электроэнергию обеспечивает многим компаниям существенный рост выручки. Анализ структуры затрат показал, что основную роль в этом играет диспаритет[26] цен (тарифов) на электроэнергию и на топливо для тепловых электростанций (на газ и уголь). Такая государственная политика в области ценообразования принята Министерством экономического развития РФ на период до 2011 г. И только в 2011 г. компании смогут преодолеть диспаритет цен, поскольку цена на электроэнергию для юридических лиц будет полностью формироваться на свободном оптовом рынке электроэнергии. Для потребителя это означает рост цен на электроэнергию. Как показывает зарубежный опыт реформирования электроэнергетики, после полной либерализации цен, они возросли в среднем на 30-50%. [27]

В этой связи необходимо отметить тот факт, что растущие цены на топливо и, соответственно, услуги ЖКУ стимулируют процесс повышения энергосбережения в России. Именно в России с преимущественно суровым климатом строительство энергоэффективных зданий и сооружений приобретает особое значение: уменьшается потребление энергии на отопление и кондиционирование, сберегаются невозобновляемые природные ресурсы. [28]

 


Заключение

 

Подводя итог данной темы, нужно сказать, что на историческом этапе развития любой страны всегда присутствует вмешательство государства в рыночный механизм. Существовали периоды, когда рынок действовал самостоятельно и был против вмешательства и воздействия государства, но были и такие этапы развития стран, когда вмешательство государства было необходимым для восстановления или сохранения рыночной системы.

Исходя из цели, рассмотренной в курсовой работе можно сделать вывод о том, что на протяжении многих лет роль государства в экономике менялась, в зависимости от идеологий и направлений ведущих школ.

В соответствии с задачами, рассмотрение и анализ исторических этапов государственного вмешательства в ценообразование показали, что изменение степени государственного участия в рыночной системе привело к современной модели рыночного регулирования, где степень участия государства является относительно размеренной. Также мнения и доводы многих современных экономистов показали, что государственное вмешательство должно осуществляться наиболее дозированно.

Изучение способов и методов государственного вмешательства показало, что основными инструментами экономического воздействия на экономику являются налоги, посредством взимания которых сокращаются частные доходы и которые, следовательно, влияют на расходы фирм и населения и расходование государственных средств. Из способов и методов государственного воздействия на цены вытекают последствия, которые, как уже выяснилось, могут быть весьма разнообразными: фиксация цен, влияние косвенных налогов, влияние субсидий и т.д.

Задача исследования проблем государственного воздействия помогла выявить трудности пределов вмешательства государства в экономику, как России, так и зарубежных стран. Главными проблемами являются создание государством системы цен, которая, развиваясь по своим внутренним законам, не направлена на регулирование цен, в которых больше всего заинтересовано общество, и, касательно России, к настоящему времени рыночные механизмы государственного регулирования очень слабы и остается много сфер, требующих глубокого государственного вмешательства.

Что касается анализа иностранного опыта в сфере государственного регулирования, то он может сильно помочь России, так как и во Франции, и в Германии активно применяется система мер по блокированию и регулированию цен, а также деятельность рынка и государства в сфере ценообразования строго регулируется законом. К примеру, во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Основная задача государственных контролеров - наблюдение за государственной дисциплиной цен. И, мне кажется, что России следует перенять данный опыт.

В любом случае, мировой опыт обладает многими рецептами преодоления тех или иных "ловушек" развития. Его внимательное изучение и использование с учетом национальных особенностей, внутренних ресурсов, целей развития необходимо странам, стремящимся к преодолению возникающих проблем в данной сфере.

Рассмотрение опыта и изучение тенденций в сфере ценообразовании России показало, что современная рыночная экономика России содержит важнейшие факторы существования и развития, но всё же, рыночная ситуация имеет положительный характер в основном благодаря большому количеству нефти и относительно высоких цен на неё. Поэтому государственную политику в этой сфере нужно направить в иное русло.

Мне кажется, что в области ценообразования России полезен опыт применения антимонопольной политики развитых стран. К тому же, надо признать, что остается большое количество нерешенных вопросов, к которым России очень долго не удавалось даже подступиться: трансфертное ценообразование, консолидированные группы налогоплательщиков, налогообложение иностранных контролируемых компаний, которые не распределяют прибыль в пользу их российских владельцев. До сих пор не решена проблема налога на недвижимость, который просто технологически не готов.

Государственному регулированию цен может помочь ограничение сферы действия свободных цен или же допущение их свободного движения. При этом необходимо вести контроль за свободными ценами. На мой взгляд, это наиболее приемлемый способ реализации политики в области ценообразования, который сможет позволить увеличить доходы производства и ограничить темпы инфляции.

 


Список используемой литературы

 

I. Официальные документы:

1. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 30.11.2010)

2. Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 27.07.2010)"Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)

II. Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов:

3. Микроэкономика. Теория и российская практика. / Под ред. Грязновой А.Г., Юданов А. Ю.8-е изд., М.: "Кнорус”.624 c. 2010.

4. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics): Учебник / Под ред.А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: КноРус, 2010.

5. Современный экономический словарь. / Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е. Б.5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с. - (Б-ка словарей "ИНФРА-М").

6. Ценообразование. Учебное пособие. / Герасименко В.В. Изд.: "ИНФРА-М".422 c. 2005.

7. Ценообразование: учебник. / Салимжанов И.К. М.: КНОРУС, 304 с. 2007.

8. Цены и ценообразование. / Под ред.В.Е. Есипова. Изд.: Проспект, КноРус, 2011.

9. Шевчук Д.А. Ценообразование. - М.: ГроссМедиа, 2008.

10. Шуляк П.Н. Ценообразование - М.: Дашков и К°, 2010.

III. Статьи из периодических изданий:

11. Алтухов Н.И. Основные аспекты экономической безопасности нефтегазовой отрасли России // Эпос. - 2010 - №2 (42)

12. Екатерина Богомолова, Александр Горчаков Под напряжением // Профиль. - 2010 - №2 (653)

13. Курсилёв К.В. Совершенствование механизма регулирования финансового сектора национальной экономики в интересах повышения уровня экономической безопасности // Эпос. - 2010 - №3 (43)

14. Федотова М.А., Тютюкина Е.Б. Финансирование инвестпрограмм в российских генерирующих компаниях электроэнергетики: состояние и перспективы // Вестник Финансовой Академии. - 2009 - №1 (49)

IV. Интернет-ресурсы:

15. ВЕДА. Электронная библиотека - https://www.lib.ua-ru.net

16. Газета "Bn.ru". - https://www.bn.ru

17. Газета Аптека.ua online - https://www.apteka.ua

18. Журнал "Эксперт". - https://www.expert.ru

19. Информация о Германии. - https://www.germany. kiev.ua

20. Исследовательская компания ID-Marketing. - https://www.id-marketing.ru

21. Профиль еженедельный журнал // Новости - https://profile.ru

22. Статистика и аналитика. - https: // stat. idk.ru


Приложение

 

Приложение №1

 

 

Рисунок 1. Взаимодействие спроса и предложения.


Приложение №2

Таблица 1. Цены и тарифы на коммунальные услуги для расчетов с населением на 2011 год

 


[1] Баланс, отражающий соотношение стоимости экспорта и импорта страны за определённый период

[2] Невмешательство государства в рыночное саморегулирование

[3] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М,2007. - 495 с. - (Б-ка словарей "ИНФРА-М"). Опр. "Рыночная экономика”

[4] Шуляк П.Н. Ценообразование - М.: Дашков и К°, 2010.

[5] Микроэкономика. Теория и российская практика. / Под ред. Грязновой А.Г., Юданов А.Ю. 8-е изд., М.: "Кнорус”. 624 c. 2010.

[6] Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics): Учебник / Под ред.А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: КноРус, 2010.

 

 

[7] Денежные средства, пособия, финансовая помощь, выделенные из государственного бюджета местным органам власти, предприятиям, населению и предназначенные на строго определенные цели.

[8] Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics): Учебник / Под ред.А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: КноРус, 2010.

[9] Журнал «Эксперт». - http: //www.expert.ru

[10] косвенный федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.)

[11] Микроэкономика. Теория и российская практика. / Под ред. Грязновой А.Г., Юданов А.Ю. 8-е изд., М.: "Кнорус”. 624 c. 2010.

[12] Исследовательская компания ID-Marketing. - http: //www.id-marketing.ru

[13] Профиль еженедельный журнал // Новости - http: //profile.ru

[14] Ритейлер - компания, имеющая сеть торговых объектов.

[15] Курсилёв К.В. Совершенствование механизма регулирования финансового сектора национальной экономики в интересах повышения уровня экономической безопасности // Эпос. - 2010 - №3 (43)

[16] Шевчук Д.А. Ценообразование. - М.: ГроссМедиа, 2008.

[17] Алтухов Н.И. Основные аспекты экономической безопасности нефтегазовой отрасли России // Эпос. - 2010 - №2 (42)

[18] Газета Аптека.ua online - http: //www.apteka.ua

[19] Информация о Германии. - http: //www.germany. kiev.ua

[20] ВЕДА. Электронная библиотека - http: //www.lib.ua-ru.net

[21] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М,2007. - 495 с. - (Б-ка словарей "ИНФРА-М"). Опр. "Приватизация”

[22] Профиль еженедельный журнал // Новости - http: //profile.ru

[23] Екатерина Богомолова, Александр Горчаков Под напряжением // Профиль. - 2010 - №2 (653)

[24] "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29. 12.2004 N 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22. 12.2004) (ред. от 30. 11.2010)

[25] Федеральный закон от 30. 12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 27. 07.2010)"Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (принят ГД ФС РФ 22. 12.2004) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01. 01.2011)

[26] неравные стартовые позиции

[27] Федотова М.А., Тютюкина Е.Б. Финансирование инвестпрограмм в российских генерирующих компаниях электроэнергетики: состояние и перспективы // Вестник Финансовой Академии. - 2009 - №1 (49)

[28] «Bn.ru Газета». - http: //www.bn.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: