АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе __________________/Г.В. Калинина/ «___»________________2016 г. |
ПРОГРАММА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
направление09.04.03Прикладная информатика
(квалификация (степень) «Магистр»)
Магистерская программа
«Прикладная информатика в коммерческих организациях»
Чебоксары 2016
Белова О.А., Гаврилова М.В.,Смирнова Т.Н. Программа научно-исследовательской работы. – Российский университет кооперации. Чебоксары: Чебоксарский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО ЦС РФ «РУК», 2016. – 26c.
Программа научно-исследовательской работы по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (квалификация «Магистр») магистерская программа«Прикладная информатика в коммерческих организациях»составлена зав. кафедрой информационных технологий и математики Гавриловой М.В., к.э.н., доц., доцентами кафедры информационных технологий и математики Беловой О.А., к.э.н., доц., Смирновой Т.Н., к.ф.-м.н., доц.в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации 30октября 2014 года № 1404.
Программа научно-исследовательской работы:
обсуждена и рекомендована к утверждению решением кафедры информационных технологий и математики от «06»сентября 2016 г., протокол № 1.
Заведующий кафедрой М.В. Гаврилова
одобрена Научно-методическим советом института «____» _________2016 г., протокол №__.
Председатель | Г.В. Калинина | |
Начальник учебного отдела | Е.А. Ширманова | |
Директор библиотеки | Н.Г. Михайлова |
© АНОО ВО ЦС РФ
«Российский университет кооперации», 2016
Чебоксарский кооперативный институт (филиал)
© Белова О.А., Гаврилова М.В.,Смирнова Т.Н., 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель и задачи научно-исследовательской работы.. 4
2. Вид научно-исследовательской работы, способ и форма ее проведения. 5
3. Перечень планируемых результатов обучения при выполнении научно-исследовательской работы, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 6
4. Место научно-исследовательской работы в структуре образовательной программы 8
5. Объем научно-исследовательской работы в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях и в академических часах. 8
6. Содержание научно-исследовательской работы.. 9
7. Формы отчетности по научно-исследовательской работе. 10
7.1. Требования к оформлению отчета. 11
8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по научно-исследовательской работе. 12
8.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.. 12
8.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 13
8.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы 17
8.4. Методические материалы, определяющие процедуры освоения знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. 17
9. Перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения научно-исследовательской работы.. 18
10. Перечень информационных технологий, используемых при проведении научно-исследовательской работы, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем. 20
11. Материально-техническое обеспечение научно-исследовательской работы 20
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 21
1. Цель и задачи научно-исследовательской работы
Научно-исследовательская работа по направлению09.04.03«Прикладная информатика»(квалификация «Магистр»), преследует цель произвести комплексную оценку полученных за период обучения знаний, умений и навыков в области исследования, сбора, обработки, анализа и систематизации информации, связанной с информационными технологиями и системами.
Научно-исследовательская работа (НИР) необходима для подготовки магистра к деятельности в профессиональной сфере, обеспечения его комплексом умений и навыков, формирования компетенций.
Программа научно-исследовательской работы направлена на формирование профессиональных компетенций в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки Прикладная информатикаи целями данной программы.
Программа научно-исследовательской работы состоит из видов, этапов научно-исследовательской работы, в которых обучающийся должен принимать участие.
Программа научно-исследовательской работы включает выполнение следующих функций:
- обучающей (закрепление и углубление теоретических знаний, формирование умений и навыков, навыков самостоятельной работы);
- развивающей (развитие познавательной и творческой активности будущих специалистов, формирование исследовательских навыков);
- воспитывающей (формирование убежденности, активной жизненной позиции, развитие профессиональных качеств будущих специалистов, их интереса к профессии);
- диагностической (проверка степени подготовленности и определение пригодности обучающихся к профессиональной деятельности).
Программа научно-исследовательской работы направлена на углубление теоретических знаний в области информационных систем и технологий, на изучение проектирования и разработку информационных систем управления и защите информации в информационных системах.
Программа научно-исследовательской работы призвана решить задачу мотивации дальнейшего развитияобучающихся.
Программа научно-исследовательской работы является одной из основных программ в учебном процессе, определяющих профессиональную подготовку выпускника. Значение программы научно-исследовательской работы определяется той ролью, которую она играет в области владения будущимимагистрами знаниями по исследованию, сбору, обработки, анализу и систематизации информации, связанной с информационными технологиями и системами.
В процессе написания научно-исследовательской работы обучающийсяодновременно занимается сбором и обобщением материалов для выполнения курсовых работ, рефератов, выпускной квалификационной работы, докладов на научно-практических конференциях. Она завершается составлением отчета о научно-исследовательской работе и его защитой (выступление с докладом на конференции и др.).
Цельнаучно-исследовательской работы – овладение основными приемами ведения научно-исследовательской работы и формирование у них профессионального мировоззрения в этой области, в соответствии с направлением «Информационные системы и технологии», сбор и предварительная обработка информации, необходимой для разработки научной работы.
Данный вид работы решает следующие задачи:
– сформировать комплексное представление о специфике деятельности научного работника;
– овладеть методами исследования, в наибольшей степени соответствующие профилю избранного направления;
– совершенствовать умения и навыки самостоятельной научно- исследовательской деятельности;
– развивать компетентность будущего магистра, специализирующегося в сфере информационных систем и технологий;
– изучение организационной структуры базы НИР как объекта управления, особенностей функционирования объекта;
– анализ функций предприятия, участка, отдела, службы, выявление функциональной структуры подразделений;
– изучение отраслевых особенностей ИТ- коммуникаций предприятия; – изучение особенностей структуры предприятия;
– изучение конкретных способов организации процесса обработки экономической и технической информации;
– закрепление знаний, связанных с исследованиями в области современных информационных технологий, совершенствованием управления проектами развития ИТ и научно-технического прогресса, управлением ресурсным обеспечением проектов;
– подготовка и систематизация необходимых материалов для выполнения научной работы
Основные принципы проведения научно-исследовательской работы:
– соответствие содержания НИРучебному плану подготовки;
– развитие творческого подхода и повышение степени самостоятельности при выполнении программы;
– соответствие цели, задач и содержания работы, уровню подготовки обучающихся первого года обучения;
– участие обучающихсяв различных видах исследовательской деятельности в соответствии с темой научной работы
2. Вид научно-исследовательской работы, способ и форма ее проведения
Научно-исследовательская работа осуществляется в форме проведения реального исследовательского проекта, который может быть связан как с разработкой теоретического направления, так и с изучением реальных информационных проектов.
Результаты научно-исследовательской работы должны быть оформлены в письменном виде.
Научно-исследовательская работа может проходить в форме разработки и опубликования научных публикаций, эссе, докладов на различных конференциях (в том числе и внутривузовских), участия в НИР кафедры. Научно-исследовательская работа проводится в несколько этапов. На каждом этапе цель и задачи НИРконкретизируются.
Этап 1. Сбор и предварительная обработка информации для оценки целесообразности выбора основного направления исследования и корректировки первоначального плана исследований, уточнения схем сбора и источников информации, а также предварительно намеченной методики обработки данных. Результаты НИРиспользуются при разработке курсовых проектов и выполнении курсовых работ, при подготовке докладов на научных конференциях и статей.
Этап 2. Сбор и обработка информации об объекте исследования, оценка актуальности проблем, которые намечены решить в ходе дальнейшего исследования, как в практическом плане для конкретного объекта, так и в научно-методическом отношении. Результаты работы используются при разработке курсовых проектов и выполнении курсовых работ, а также при подготовке статей и докладов на научных конференциях.
Этап 3. Уточнение и детализация информации, необходимой для дальнейшего исследования, а также проверка выдвигаемых гипотез и предварительная оценка эффективности разрабатываемых предложений практического и научно-методического характера. Результаты работы используются при разработке курсовых проектов и выполнении курсовых работ, а также при подготовке докладов на научных конференциях и статей.
Данный этап научно-исследовательской работы является заключительным. При прохождении этого этапа должны быть окончательно уточнены все исходные данные, необходимые для качественного завершения процесса подготовки ВКР, доведены до конца обработка и анализ собранной информации, сформулированы и обоснованы выводы и предложения. Результаты работы являются основой для подготовки ВКР к защите.
Базой выполнения научно-исследовательской работы являетсяЧебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации.
Руководство работой от института осуществляется кафедрой информационных технологий и математики. Руководитель, назначаемый кафедрой, выполняет следующие функции:
- контролирует наличие: договора на выполнение работы, приказа о направлении на выполнение работы;
- обеспечивает обучающихся программой;
- участвует в инструктаже и проведении всех организационных мероприятий;
- разрабатывает вместе с обучающимся индивидуальное задание и график выполнения работы;
- обеспечивает необходимое качество выполнения работы и соответствие ее учебному плану и программе;
- проверяет отчет, дает отзыв о работе;
- принимает участие в работе комиссии по защите отчета.
Обучающийся при выполнения работы обязан:
- полностью выполнять задание, предусмотренные программой;
- подчиняться действующим правилам внутреннего распорядка на предприятии;
- изучить и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
- вести дневник, в который ежедневно записывать краткое содержание выполненной работы;
- представить на кафедру в установленный срок отчет с последующей его защитой.
3. Перечень планируемых результатов обучения при выполнении научно-исследовательской работы, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Научно-исследовательская работа как составная часть учебного процесса направлена на формирование у обучающегося следующих компетенций:
общекультурных компетенций:
- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках (ОПК-1),
- способность исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики инаучно-технического развития ИКТ (ОПК-3);
- способность на практике применять новые научные принципы и методы исследований (ОПК-5);
профессиональных компетенций:
- способность проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований (ПК-4).
В результате выполнения научно-исследовательской работы выпускник должен:
Знать
• методы научно-исследовательской работы в области информационных систем и технологий;
• системный анализ предметной области, их взаимосвязей;
• методические приемы изучения, обработки, анализа и систематизации специальной литературы и другой научно-технической информации;
• состояние исследований достижений отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
• основные понятия информационных систем и технологий, а также информационной безопасности;
• организационные и нормативные документы, действующие в России и за рубежом, связанные с информационными системами и технологиями;
• схему оформления отчетов (разделов отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
• приемы оформления стендовых образцов и применение в промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
• правила подготовки докладов и выступлений на конференции;
• об участии в конкурсах и грантах;
• производство и использование научных достижений.
Уметь
• изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
• осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
• применять методы моделирования при выборе структуры корпоративных информационных систем;
• использовать методы и средства информационных и телекоммуникационных технологий;
• применять информационные технологии для разработки и проектирования информационных систем, а также для решения функциональных задач в различных предметных областях;
• выделять элементы технологических процессов из текстового описания регламента процесса;
• представлять технологические процессы обработки информации в удобной для восприятия форме;
• пользоваться стандартными методами расчета характеристик технологических процессов;
• документировать функциональные характеристики будущего программного продукта, входные данные и результирующую информацию;
владеть навыками:
• осуществлять предпроектное обследование объекта проектирования;
• проводить системный анализ предметной области, их взаимосвязей;
• разрабатывать методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные средства автоматизированного проектирования информационных технологий;
• составлять инструкции по эксплуатации информационных систем;
• строить модель угроз нарушителя применительно к конкретной информационной системе;
• успешно реализовывать на предприятии схему обеспечения информационной безопасности.
• оформлять стендовые проекты и проводить промышленные испытания опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
• составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
• выступать с докладом на конференции;
• применять полученные исследования для написания курсовых работ, рефератов, дипломных работ;
• участвовать в конкурсах научно-исследовательских работ и др.
4. Место научно-исследовательской работы в структуре образовательной программы
В соответствии с ФГОС ВО направления подготовки 09.04.03 Прикладная информатика НИР является обязательным разделом образовательной программы, входит в блок Б2 учебного плана «Практики».
Выполнение НИР базируется на освоении предшествующих дисциплин:
Информационное общество и проблемы прикладной информатики (ПК-1-8, 11), Методология и технология проектирования информационных систем (ПК-7, 8), Математическая статистика и прогнозирование (ПК-2, 3), Математическая логика и теория алгоритмов (ПК-2, 8), Управление разработкой и развитием информационных систем (ПК-1, 6, 11-14, 17), Оценка качества и эффективности информационных систем (ПК-1-6, 8, 14), Управление проектами (ПК-7, 10, 14, 18), Управление информационными ресурсами и сервисами (ПК-1-7, 14).
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося – компетенциям, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ОП и необходимым при освоении программы НИР:
Знать:
– основы информационных процессов и систем;
– основы и методы разработки архитектуры информационных систем;
- основные технологии обработки информации;
- технологии и среды программирования и проектирования;
- основные этапы, методологии, технологии и средства проектирования информационных систем.
Уметь:
– при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования;
- ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
- проводить предпроектное обследование (инжиниринг) объекта проектирования, системный анализ предметной области, их взаимосвязей, проводить выбор исходных данных для проектирования информационных систем, проводить сборку информационной системы из готовых компонентов, адаптировать приложения к изменяющимся условиям функционирования.
Владеть навыками:
- использования, обобщения и анализа информации, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества;
- при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования;
- проектирования, модернизации, модификации и разработки информационных систем.
5. Объем научно-исследовательской работы в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях и в академических часах
Научно-исследовательская работа обучающихся по срокам и продолжительности проводится в соответствии с учебным планом, определяется программой НИР и индивидуальным заданием.
Общая трудоемкость НИР обучающихсясоставляет 972 часа (27 зачетных единиц).
Общая продолжительность НИР – 18 недель.
6. Содержание научно-исследовательской работы
Содержание научно-исследовательской работы ориентировано на овладение обучающимся современной методологией научного исследования, в том числе в области изучения современных информационных и телекоммуникационных технологий, умением применить ее при работе над выбранной темой работы.
Ознакомление со всеми этапами научно-исследовательской работы, такими как:
- постановка задачи исследования, литературная проработка проблемы с использованием современных информационных технологий (электронные базы данных, Internet);
- изучение и использование современных методов сбора, анализа, моделирования и обработки научной информации;
- выполнение исследований динамики изменений (минимум за последние 3 года) ситуации на отраслевом рынке и выбранной организации;
- анализ накопленного материала, использование современных методов исследований, их совершенствование и создание новых методов;
- формулирование выводов по итогам исследований, оформление результатов работы;
- овладение умением научно-литературного изложения полученных результатов в виде рекомендаций консультанта;
- овладение методами презентации полученных результатов исследования и предложений по их практическому использованию с использованием современных информационных технологий.
№ п/п | Наименование раздела | Содержание раздела, темы в дидактических единицах | Трудоемкость (в часах) | Коды форми– руемых компетенций |
1. | Организационно-подготовительный этап | 1. Оформление и согласование задания. 2. Знакомство с общими функциональными обязанностями, правилами техники безопасности на конкретном рабочем месте. 3. Знакомство с организационно-функциональной структурой и хозяйственной организации. 4. Анализ литературы по теме ВКР. | ОПК-1, 3, 5, ПК-4 | |
2. | Ознакомление со структурой и характером деятельности предприятия и структурного подразделения. Сбор фактических материалов для подготовки ВКР. | 1. Знакомство с режимом работы, формой организации труда и правилами внутреннего распорядка, структурными подразделениями предприятия, штатным расписанием; с принципами управления, руководства и осуществления должностных обязанностей 2. Изучение прав и обязанностей сотрудника, должностной инструкции, регламентирующей его деятельность; знакомство с правами и обязанностями других сотрудников и руководителей; согласование с руководителем НИРзадание, постановку целей и задач 3. Изучение основных экономических показателей предприятия, состояния бухгалтерского, управленческого, налогового, оперативного учета на предприятии. 4. Изучение технологий разработки, внедрения и сопровождения прикладных программ на предприятии. Выявление объекта автоматизации. 5. Изучение локальной вычислительной сети предприятия. 6. Изучение состава обеспечивающих и функциональных подсистем АИС предприятия и их взаимосвязей. 7. Анализ недостатков существующей информационной системы, требующих ее доработки, развития или перевода на новые информационные технологии. 8. Всесторонний анализ собранной информации с целью обоснования актуальности темы ВКР, детализации задания, определения целей ВКР, задач и способов их достижения, а также ожидаемого результата ВКР. | ОПК-1, 3, 5, ПК-4 | |
3. | Работа над проектом автоматизации | 1. Изучение новых технологических средств в экономических информационных системах, применяемых на предприятии. Изучение основных проектных решений по информационным системам на предприятии (в организации). 2. Разработка и внедрение информационной системы, позволяющей повысить эффективность использования информационных технологий для решенияактуальных задач организации. 3. Определение экономическую эффективность проекта автоматизации предприятия. | ОПК-1, 3, 5, ПК-4 | |
4. | Оформление отчета: описание результатов обследования, анализа и моделирования. | 1. Заполнение календарного плана-графика выполнения НИР, оформление дневника. 2. Оформление отчета по НИР. | ОПК-1, 3, 5, ПК-4 | |
ИТОГО: |
7. Формы отчетности по научно-исследовательской работе
Отчет является результирующим документом обучающегося о выполнении научно-исследовательской работы. Его содержание определяется содержанием задания, выданного обучающемуся.
Содержание и объем отчета должны соответствовать программе НИР.
Материалы в отчете должны быть расположены в следующей последовательности:
1) титульный лист;
2) дневник;
3) содержание разделов НИР;
4) приложения.
По мере выполнения программы НИР обучающийся должен оформлять соответствующие разделы отчета.
Во введении должны быть отражены цель, задачи, актуальность. Объем основной части отчета должен составлять примерно 25 страниц машинописного текста. В отчете должен быть раздел, посвященный организации или ее подразделению, где обучающийсявыполнялНИР. Целесообразно указать структуру организации, выполняемые функции, обзор решаемых задач, характеристику пользователей или заказчиков разработок, используемые технические и программные средства.
В заключении необходимо сформулировать итоги проведенной работы. Приложения являются обязательным элементом отчета. В них приводятся не вошедшие в основной текст вспомогательные материалы: листинг программного кода, экранные формы, таблицы расчетов, выполненные обучающимся.
В дневнике отражены календарный план прохождения НИР, выполненные задания, характеристика студента. Руководитель ВКР выдает и фиксирует в дневнике индивидуальное задание.
7.1. Требования к оформлению отчета
Отчет необходимо выполнить печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Рекомендуется выбрать шрифт TimesNewRoman 14, межстрочный интервал – 1,5. Цвет шрифта должен быть черным.
Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм, верхнее, левое и нижнее – 20 мм. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя шрифты различной гарнитуры.
Вне зависимости от способа выполнения работы качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток с ПЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения. При выполнении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе.
Не допускаются произвольные сокращения слов, кроме предусмотренных нормами современного русского языка. В тексте могут использоваться аббревиатуры, т.е. сокращенные обозначения названия понятий: РФ, НИОКР и др. При первом упоминании в тексте пишут их полное название, а в скобках – аббревиатуру и далее пользуются аббревиатурной формой.
Страницы отчета следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист, а также иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер на титульном листе, содержании не проставляют. На всех остальных листах страницы проставляются, начиная с введения со страницы 3.
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы) следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Они могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.
Иллюстрации и рисунки следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Они должны иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после рисунка и располагают следующим образом. Например:
Рисунок 1 – Организационная структура предприятия.
Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с номером. Через тире должно отражаться название таблицы. Например:
Таблица 1 – Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
Отчет с дневником и прочими сопутствующими документами предоставляется на проверку руководителю НИР, который составляет характеристику наобучающегося. На последней странице текстовой части отчета должны стоять подписи руководителя НИР и обучающегося.
Отчет вместе с приложениями к нему брошюруется или сшивается и после успешной защиты хранится на кафедре в соответствии с установленным сроком.
Завершающим этапом НИР является подведение ее итогов. Подведение итогов предусматривает выявление степени выполнения обучающимся программы НИР и индивидуального задания, полноты и качества собранного материала для ВКР, наличия необходимого анализа, степени обоснованности выводов и предложений, выявление недостатков в выполнении НИР, представленном материале и его оформлении, разработку мер и путей их устранения.
По окончании НИРобучающийся сдает на выпускающую кафедру письменный отчет и дневник, подписанный руководителем НИР. Представленный обучающимся отчет рецензируется руководителем НИР. В случае обнаружения существенных отклонений от требований к содержанию и оформлению отчета он возвращается обучающемуся на доработку. При положительной рецензии отчет по НИР выносится на защиту.
Защита отчета по НИР проводится в форме мини-конференции с участием обучающихся и руководителя НИР. Форма контроля по НИР – зачет с оценкой.
Результаты выполнения НИР определяются путем промежуточной аттестации с выставлением оценок «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Обучающийся, не выполнивший программу НИР, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку по отчету, а также не представивший отчет в установленный срок, считаются имеющими академическую задолженность.
Оценка по итогам защиты отчета по НИР заносится в ведомость и зачетную книжку. На титульном листе отчета делается надпись: «Отчет по НИР защищен с оценкой «_____» указывается дата, и ставятся подписи. Результаты защиты отчета по НИР оцениваются в соответствии с критериями освоения компетенций. В зачетную ведомость и зачетную книжку руководитель НИР выставляет оценку в соответствии со шкалой оценивания.
8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по научно-исследовательской работе
8.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Перечень компетенций, которыми должен овладеть обучающийся в результате выполнения НИР:
Индекс | Формулировка компетенции |
ОПК-1 | способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках |
ОПК-3 | способность исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики инаучно-технического развития ИКТ |
ОПК-5 | способность на практике применять новые научные принципы и методы исследований |
ПК-4 | способность проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований |
Этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы:
Индекс | Компетенция формируется в результате изучения дисциплин |
ОПК-1 | Оценка качества и эффективности информационных систем, Теория информации и информационных систем |
ОПК-3 | Теория информации и информационных систем, Управление информационными ресурсами и сервисами, Оценка качества и эффективности информационных систем |
ОПК-5 | Математическая логика и теория алгоритмов, Методология и технология проектирования информационных систем |
ПК-4 | Теория информации и информационных систем, Управление информационными ресурсами и сервисами, Научный семинар, Преддипломная практика, Государственная итоговая аттестация |
8.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Компетенции | Показатели оценивания | Критерии оценивания компетенций | ||||
Высокий (верно и в полном объеме) 5 б. | Средний (с незначительными замечаниями) 4 б. | Низкий (на базовом уровне, с ошибками) 3 б. | Недостаточный (содержит большое количество ошибок/ответ не дан) – 2 б. | Итого | ||
Теоретические показатели | ||||||
ОПК-1, 3, 5 | методы научно-исследовательской работы в области информационных систем и технологий; • системный анализ предметной области, их взаимосвязей; • методические приемы изучения, обработки, анализа и систематизации специальной литературы и другой научно-технической информации; • состояние исследований достижений отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний; • основные понятия информационных систем и технологий, а также информационной безопасности; • организационные и нормативные документы, действующие в России и за рубежом, связанные с информационными системами и технологиями; • схему оформления отчетов (разделов отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию); • приемы оформления стендовых образцов и применение в промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий; • правила подготовки докладов и выступлений на конференции; • об участии в конкурсах и грантах; • производство и использование научных достижений. | Отвечает устно и выполняет тестовые задания верно и в полном объеме | Отвечает устно и выполняет тестовые задания с незначительным и замечаниями | Отвечает устно и выполняет тестовые задания на базовом уровне, с ошибками, которые при дополнительных вопросах исправляет | Ответ устно не дан, выполняет тестовые задания с большим количеством ошибок | |
Практические показатели | ||||||
ОПК-1, 3, 5 | изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний; • осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию); • применять методы моделирования при выборе структуры корпоративных информационных систем; • использовать методы и средства информационных и телекоммуникационных технологий; • применять информационные технологии для разработки и проектирования информационных систем, а также для решения функциональных задач в различных предметных областях; • выделять элементы технологических процессов из текстового описания регламента процесса; • представлять технологические процессы обработки информации в удобной для восприятия форме; • пользоваться стандартными методами расчета характеристик технологических процессов; • документировать функциональные характеристики будущего программного продукта, входные данные и результирующую информацию | Выполняет практические задания с незначительными неточностями | Выполняет практические задания с ошибками, которые при дополнительных вопросах исправляет | Не может выполнить задание | Выполняет практические задания с незначительными неточностями | |
Владеет | ||||||
ПК-4 | осуществлять предпроектное обследование объекта проектирования;
• проводить системный анализ предметной области, их взаимосвязей;
• разрабатывать методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные средства автоматизированного проектирования информационных технологий;
• составлять инст
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд Интересно: |