Конкурентоспособность продукции, ее сущность




ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время проблема развития и повышения конкурентоспособности строительного предприятия становится все более актуальной. Рыночная ситуация во многом зависит от состояния и результатов конкурентной борьбы. В период развития рыночной экономики определяется необходимость формирования производственного потенциала и повышения конкурентоспособности строительной организации.

Конкуренция как основа рыночной экономики — это мощ­ный стимул экономического роста. Главное содержание конкуренции — борьба за полное удовлетворение потребностей потребителя. Для успешного конку­рсного противоборства строительному предприятию необходимо не только производить высококачественную продукцию, но и постоянно повышать ее технический уровень. Поэтому конкуренция между предприятиями есть не что иное, как продвижение новых, более эффективных товаров и услуг, новых идей, новых разработок. Жизнь показывает, что именно благодаря конкуренции и на ее основе государства с рыночной экономикой характеризуются более интенсивным продвижением вперед, когда результат объективно зависит не только от набора техничес­ких, эстетических, эргономических и других свойств, но и от условий их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, риск и т.д.). Конкуренция является ключевым момен­том конструкции рыночной экономики.

Основная цель конкурирующих субъектов на рынке строи­тельных услуг — реализовать свою продукцию с целью удов­летворения потребностей общества и получения наибольшей прибыли.

Для достижения своих целей организация выбрасывает на рынок новые виды продукции и услуг более высокого качества, устанавливает более высокую цену и стимулирует других пере­налаживать свое производство, выпуская хорошо зарекомендовавшую себя продукцию. При этом снижаются цены, а при на­сыщении рынка они стабилизируются на определенном уровне. В условиях отсутствия спроса на продукцию и услуги цены опускаются ниже себестоимости. Через колебания рыночных цен вокруг стоимости устанавливается уровень цен, при котором наблюдается равенство спроса и предложения. Однако в усло­виях рынка конкуренция сбивает равновесие между спросом и предложением и создает новую рыночную ситуацию.

 

Конкуренция и значение ее развития в

Строительной отрасли.

Конкуренция в строительстве - это борьба независимых субъектов отрасли за обеспечение для себя лучших возможностей для производственно-хозяйственной деятельности. Предприятия-конкуренты используют любую возможность для получения от заказчиков подряда на создание строительной продукции. При этом они в минимальной степени интересуются экономическими выгодами соперников. Им не характерно строгое следование альтруистическим принципам. Между конкурентами всегда есть соперничество за более выгодные условия строительных подрядов. В результате конкуренции формируется ее главное содержание, которое заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей заказчиков и покупателей.

Понятие конкуренции в экономической литературе трактуется многозначно. Проводя терминологический анализ этого понятия, выделяют три основных подхода к определению конкуренции:

- конкуренция как состязательность на рынке;

- конкуренция как элемент рыночного механизма, позволяющий уравновесить спрос и предложение;

- конкуренция как критерий, определяющий тип отраслевого рынка.

В результате конкуренции под воздействием рыночного механизма происходит саморегулирование рыночных отношений. Рыночный механизм представляет собой взаимоотношение между спросом и предложением с формированием динамического равновесия между ними.

Жизнь показывает, что именно благодаря конкуренции и на ее основе государства с рыночной экономикой характеризуются более интенсивным продвижением вперед, когда результат объективно зависит не только от набора технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и от условий их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, риск и т.д.). Конкуренция является ключевым моментом конструкции рыночной экономики.

Основная цель конкурирующих субъектов на рынке строительных услуг — реализовать свою продукцию с целью удовлетворения потребностей общества и получения наибольшей прибыли.

Для достижения своих целей организация выбрасывает на рынок новые виды продукции и услуг более высокого качества, устанавливает более высокую цену и стимулирует других переналаживать свое производство, выпуская хорошо зарекомендовавшую себя продукцию. При этом снижаются цены, а при насыщении рынка они стабилизируются на определенном уровне. В условиях отсутствия спроса на продукцию и услуги цены опускаются ниже себестоимости. Через колебания рыночных цен вокруг стоимости устанавливается уровень цен, при котором наблюдается равенство спроса и предложения. Однако в условиях рынка конкуренция сбивает равновесие между спросом и предложением и создает новую рыночную ситуацию.

Существуют следующие несхожие рыночные ситуации: чистая конкуренция, чистая (абсолютная) монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

Чистая конкуренция. В этой ситуации не ограничено число участников конкуренции, производящих однородную продукцию.

Чистая (абсолютная) монополия. Для нее характерно наличие одной фирмы, являющейся межведомственным производителем продукции или услуг, не имеющей к тому же близких заменителей. Фирма представляет собой всю отрасль, заблокировано проникновение в отрасль других фирм и, естественно, отсутствует дифференциация продукции.

В условиях рыночной экономики подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его строгим контролем.

Монополистическая конкуренция — рыночная ситуация, при которой относительно большое число продавцов, которые производят дифференцированные продукты. Дифференциация затрагивает прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителей складываются неценовые предпочтения, продукция может быть дифференцирована по условиям послепродажного обслуживания, доступности товара и услуг, интенсивности рекламы и т.д. Вхождение в рынок с монополистической конкуренцией довольно легко.

 

Олигополия. Главная ее особенность — небольшое количе­ство участников конкуренции. В этой рыночной ситуации отно­сительно малое число фирм господствует на определенном рын­ке, где продукция или услуги стандартизированы, или дифференцированы. Четко установленных границ между различными рынками нет, и модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся от чистой монополии до монополистической конкуренции. Вступление в рынок — дело очень сложное.

В зависимости от обстоятельства хозяйствующий субъект может использовать любую модель конкурентного поведения.

В условиях рыночной экономики различают три типа конку­рентного поведения: креативный, приспособленческий, обеспе­чивающий (гарантирующий).

При креативном конкурентном поведении действия конку­рентов состоят из системы мероприятий, направляемых на со­здание каких-либо новых компонентов рыночных отношений, которые обеспечивали бы превосходство над соперниками, — новой продукции, новых форм технологии и организации про­изводства, новых методов распределения и сбыта и т.д. Основ­ным признаком креативной конкуренции является стремление рыночных контрагентов к изменению существующей структу­ры спроса и предложения.

Приспособленческое конкурентное поведение состоит в уче­те инновационных новейших изменений в производстве и в по­пытках предупреждения действий соперников, связанных с модернизацией производства. Приспособленческое конкурент­ное поведение применяется в том случае, когда предпринима­ешь не до конца уверен в своих инновационных возможностях. Поэтому он стремится, прежде всего, к копированию в возможно более сжатые сроки достижений своих соперников.

Обеспечивающее (гарантирующее) конкурентное поведение основано на стремлении предпринимателя к сохранению и стабилизации на длительную перспективу достигнутых позиций на рынке за счет повышения качества продукции, видоизменения ассортиментного набора продукции, оказании дополнительных услуг, связанных с гарантийным обслуживанием.

 

 

Обеспе­чивающее конкурентное поведение применяется обычно в том случае, когда предприниматель не имеет возможности существенно менять производственную и коммерческую программы и обладает слабыми инновационными потенциями.

Тот или иной тип конкурентного поведения применяется предпринимателем в зависимости от методов конкурентного со­перничества. В практике бизнеса обычно используются два ме­тода конкуренции: ценовая и неценовая.

Ценовая конкуренция представляет собой соперничество предпринимателей за извле­чение дополнительной прибыли на основе уменьшения издер­жек производства и реализации определенной продукции, сни­жения цен на эту продукцию без изменения ее ассортимента и качества.

Неценовая конкуренция предусматривает:

1) измене­ние свойств продукции;

2) придание продукции качественно новых свойств;

3) создание новой (не существовавшей раньше) продукции для удовлетворения тех же потребностей;

4) обнов­ление свойств товара, являющихся символом моды, престижа, т.е. изменение квази-качества товара;

5) совершенствование ус­луг, сопутствующих товару, — доставка, монтаж, наладка, гарантийный ремонт и т.п.

В историческом плане конкуренция в рыночной экономике начиналась с методов ценового соперничества. Такое положе­ние было характерно для периода свободной конкуренции, оно было обусловлено характерными признаками преобладания ведомственного соперничества над межотраслевым, неизменнос­тью системы потребностей в течение длительного времени.

В условиях современной эффективной конкуренции наблю­дается преобладание неценовых методов. Основу соперничества между фирмами составляет борьба за дифференцированный спрос.

 

Разрабатывая стратегию и тактику поведения на рынке, фирма прежде всего озабочена созданием продукции, которая по своим потребительским качественным параметрам соответ­ствует запросам потребителей. Разрабатывая экономическую политику, фирма ориентируется прежде всего на учет динамики потребительских ожиданий. А уже в рамках этого они определяют пути снижения издержек и уменьшения цены.

Применение того или иного метода конкуренции зависит от конкретных условий от той конкурентной стратегии, которая разработана фирмой на определенный промежуток времени. Конкурентная стратегия — это концепция действий фирмы, направленных на достижение поставленной цели. Изначально конечной целью всякой фирмы являлась монополизация рынка товаров для получения максимальных доходов. Однако действительность показала, что ни одна фирма в странах с рыночной экономикой не сумела за годы своего существования монополи­зировать рынок.

Такое положение приводит к тому, что всякая фирма осуществляет поли стратегический поиск, т.е. в своей деятельности применяет одновременно по крайней мере две стратегические установки — установку на монополизацию рынка и установку на интеграцию своей деятельности в единый процесс функционирования рынка. Согласно первой установке, действия фирмы направлены на уменьшение числа конкурен­тов, согласно второй — на стабилизацию своего собственного положения путем уменьшения степени риска за счет долго- или краткосрочного сотрудничества с другими фирмами в форме корпораций, ассоциаций, т.е. используя горизонтальные и вер­тикальные связи. Первая установка изначально предполагает дискриминирующие действия по отношению к конкурентам, она влечет за собой изменение баланса сил на рынке, вторая пред­полагает снижение конкурентной активности, сохранение ба­ланса сил, если эти силы признаются равновеликими.

Выбор стратегии или сочетания стратегий осуществляется строительными фирмами в зависимости от ролевой и содержа­тельной функции организации в процессе конкурентного взаи­модействия.

 

 

Конкурентоспособность продукции, ее сущность

И методы определения.

В экономической литературе еще не существует единого определения конкурентоспособности, которое могло бы всесторонне отразить ее сущность как экономической категории. Не разработано универсальных методик, применимых к оценке конкурентоспособности различных экономических объектов и субъектов.
Опираясь на экономическое содержание понятия «конкуренция», многие авторы раскрывают понятие «конкурентоспособность», акцентируя внимание на различных ее аспектах.
На сегодняшний день даны различные определения конкурентоспособности (табл. 2.1).

Таблица 1.2.1
Примеры определения термина «конкурентоспособность»

Различия в трактовках категории «конкурентоспособность» обусловлены особенностями ее экономической сущности. Прежде всего следует отметить многоуровневый характер конкурентоспособности.
В современной экономике термин «конкурентоспособность» используется применительно к категориям разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, региона и, наконец, конкурентоспособность страны.

Чтобы иметь наглядное представление о взаимосвязи и взаимообусловленности различных уровней конкурентоспособности, воспользуемся схемой, представляющей собой своеобразную «пирамиду конкурентоспособности» (рис. 1.2.2).

 

Рис. 1.2.2. Пирамида конкурентоспособности

 

 

Между понятиями конкурентоспособности на разных уровнях существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. В частности, страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных товаропроизводителей выпускать конкурентоспособные товары. Но, с другой стороны, выпуск конкурентоспособной продукции может осуществляться в условиях, созданных для товаропроизводителей в отрасли и в стране в целом, т. е. конкурентоспособность объектов каждого нижестоящего уровня является фактором конкурентоспособности объектов всех вышестоящих уровней. В свою очередь, объекты вышестоящих уровней создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях.
Вместе с тем между понятиями конкурентоспособности различных уровней существуют принципиальные различия. Например, понятия «конкурентоспособность страны» и «конкурентоспособность предприятия» различаются, во-первых, неодинаковыми целевыми функциями этих объектов. Во-вторых, сами целевые установки развития стран в зависимости от исторически сложившихся традиций, живущих в них людей могут существенно различаться. Во многих странах сформировались и развились (при всей их сложности) уникальные хозяйственные уклады со своей структурой и моделями развития. В-третьих, все страны очень различаются по масштабам, роли в мировой истории, экономическим и геополитическим потенциалам. Этим объясняется несходство национально-государственных интересов, экономических стратегий и внешнеэкономических сегментов этих стратегий.
Конкурентоспособность является универсальным показателем, который может применяться во многих сферах жизнедеятельности. Все же по своей сути она остается понятием экономическим, и наиболее правильным является ее применение именно к экономическим объектам.
Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно с определенной долей условности подразделить на три уровня:
● микроуровень (конкретные виды продукции, производства, предприятия) – характеристики, отражающие собственно качество и цены продукции;
● мезоуровень (отрасли, объединения предприятий и фирм) – характеристики, обеспечивающие устойчивое улучшение показателей эффективности использования имеющихся производственных ресурсов отраслей;
● макроуровень (народнохозяйственные комплексы, страны, объединения стран) – характеристики, отражающие общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат.
На макроэкономическом уровне определяются основные условия конкурентоспособности функционирования всей хозяйственной системы. Мезоуровень конкурентоспособности формирует перспективы развития отрасли или корпорации, охватывающей группу предприятий. На микроуровне конкурентоспособность обретает свою окончательную, завершенную форму в виде конкурентоспособности предприятия, товара, проявляющейся, например, в соотношении цены и качества. Это соотношение зависит от условий, сформировавшихся на предшествующих двух уровнях, и от персонала предприятия, его способности использовать как свои ресурсы, так и сравнительные национальные общехозяйственные и отраслевые преимущества.
В последние годы появилось также понятие кластерной конкурентоспособности. Кластер – это группа соседствующих, взаимосвязанных предприятий и связанных с ними организаций, согласованно действующих в интересах создания конечной конкурентоспособной продукции. Поэтому многоуровневую структуру экономической категории «конкурентоспособность» с учетом современных тенденций возможно дополнить конкурентоспособностью кластера.
Учитывая свойства многоуровневости конкурентоспособности, можно составить таблицу иерархии понятий конкурентоспособности субъектов рынка (табл. 2.2).

Таблица 2.2
Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка


Наряду с многоуровневым характером конкурентоспособность обладает целым рядом других особенностей.
Состояние экономики возможно рассматривать с точки зрения внешней и внутренней конкурентоспособности. При рассмотрении внешней конкурентоспособности экономики речь идет о доле от отраслей в экспорте или, применительно к товарам и услугам, – о способности продавать товары и услуги на мировых рынках, наличии в структуре экспорта достаточного количества товаров и услуг, обеспечивающих устойчивость платежного баланса страны.
К числу свойств конкурентоспособности относится необходимость ее количественной оценки, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный характер. В этой связи конкурентоспособности присуще свойство много вариантности (многоаспектности). Данная категория относится к числу оценочных, что предполагает наличие субъекта оценки (кто оценивает), объекта оценки (что оценивается), цели (критерия) оценки конкурентоспособности. Субъектом оценки конкурентоспособности могут быть органы государственной власти, организации, инвесторы, покупатели и т. п. Объектом оценки являются объекты и субъекты конкурентоспособности. Целями (критериями) оценки могут быть положение на рынке, темпы развития, способность возврата заемных средств и т. п. К числу объектов традиционно относят продукцию (работы, услуги). В более широком понимании к объектам конкурентоспособности относятся продукция, нормативные акты, научно методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, персонал, ценные бумаги, инфраструктура, информация.
Конкурентоспособность носит относительный характер и выявляется в результате сопоставления анализируемого объекта (субъекта) с конкурирующими с ним объектами (субъектами). Сопоставление должно удовлетворять требованиям полноты и конкретности. Исключение составляют редкие случаи «абсолютного» характера конкурентоспособности. Например, товар, обладающий уникальными свойствами, не имеющий товаров-заменителей; предприятие монополист.
Конкурентоспособность обладает таким важным свойством, как конкретность проявления, т. е. привязанность ее к конкретным условиям и прежде всего к конкретному рынку и определенному периоду времени.
Конкурентоспособности присущ динамический характер, она изменяется с течением времени, и зависит это, например, от жизненного цикла субъекта (объекта) конкурентоспособности, изменений во внешней и внутренней среде, а также и других обстоятельств.
К числу важнейших особенностей конкурентоспособности следует отнести возможность оказывать на нее влияние, т. е. управлять ею как одним из важнейших параметров стратегического развития.
Кроме того, конкурентоспособности присуще свойство противоречивости, что обусловливает необходимость сочетания интересов потребителя и товаропроизводителя.

Для правильного выбора стратегии конкуренции каждой строительной организации необходимо владеть методикой оцен­ки своей конкурентоспособности, а также учитывать те суще­ственные отличительные характеристики, которые свойствен­ны самому рынку строительных услуг и присущим ему конку­рентным отношениям. К ним, прежде всего, относятся: услуги в инжиниринге и строительстве, связанные как с разработкой проектов и собственно сооружением, так и с руководством стро­ительства. Строительные фирмы могут базировать свою конку­рентную стратегию как на основе специализации и концентра­ции, так и диверсифицируя свою деятельность; рынок строительных услуг и тесно связанный с ним рынок недвижимости, структурной занятости населения, законодательной базой; конкуренция отечественных строительных услуг, как на внутреннем, так и на внешнем рынке и т.д.

При разработке стратегии конкуренции строительной фирмы необходимо учитывать конку рентообразующие факторы в условиях рыночных отношений. Все факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и услуг, разделяют на вне­шние и внутренние.

К внешним факторам прежде всего относится маркетинг (предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей строительной и ремонтно-строительной продукции), т.е. прове­дение маркетинговых исследований в части получения заказов на выполнение строительных работ.

Строители должны оценить свою конкурентоспособность, и эта оценка вплотную должна связываться с изучением стратегичес­ких альтернатив: ограниченный рост объемов строительных ра­бот, цены на товары и услуги, все виды информации и т.д., а также необходимо учитывать фактор риска и фактор времени.

К внутренним факторам относятся: технология, техника, организация строительного производства и экономические фак­торы.

Основные задачи технологии состоят в том, чтобы получить готовый продукт с возможно более высокими качественными характеристиками при

наименьших затратах производственных ресурсов, использовать новые средства труда, изменить снабже­ние строительными материалами и конструкциями и т.д., что оказывает наибольшее воздействие на производительность во вза­имосвязи с другими факторами — профессиональными кадрами.

Техническая система обеспечивает эффективное использова­ние основного технологического оборудования, машин и меха­низмов. Внедрение технических новшеств и связанные с ними изменения в технологии обеспечивают на выходе конкуренто­способную продукцию.

Организация строительного производства позволяет рацио­нально использовать людей, оборудование, предметы труда я создавать условия для осуществления прогрессивного строитель­ного производства с наименьшими затратами. На организаци­онном этапе большое значение имеет ускорение оборота време­ни производственных фондов. Поэтому непрерывность произ­водства, его ритмичность, пропорциональность использований средств труда рассматриваются как основные измерители эффективной организации строительного производства.

 

Основные экономические факторы, характеризующие конкурентоспособность строительной фирмы на рынке, — объем продажи продукции и услуг, чистая прибыль.

В оценке деятельности строительной организации по отноше­нию к своим конкурентам весьма значимыми признаются: доля прибыли в объеме продаж продукции и услуг после вычета нало­гов (этот показатель рентабельности может колебаться в боль­ших пределах и в основном зависит от принятых на уровне госу­дарства норм налогообложения), показатель чистой рентабельно­сти (отношение прибыли после вычета налогов к собственному или используемому капиталу), показатель платежеспособности (отношение оборотных средств к краткосрочной задолженности).

Выбор оптимальных показателей конкурентоспособности, которые объективно отражали бы условия и формы конкурен­ции на рынке строительных услуг, является ключевым вопро­сом в развитии конкуренции строительных организаций.

Наиболее значимым оценочным показателем конкурентоспо­собности строительной организации является отношение числа выигранных тендеров к общему числу случаев участия органи­зации в определенном сегменте рынка строительных услуг с учетом объемов тендеров:

 

 

Данный показатель отражает реальное положение строительной организации на рынке строительных услуг.

Чтобы учесть, в какой мере возможности и опыт строитель­ной организации соответствуют специфике торгов, представля­ется целесообразным рассчитать показатель, характеризующий долю работ, выполняемых собственными силами по объектам, построенным на основе тендеров:

 

 

В практике, особенно зарубежной, для опеки конкуренто­способности организации часто используется коэффициент, от­ражающий превышение ею минимальной цены предложения, определяемый по формуле
Ориентиром в данной оценке являются случаи, когда Кij = 1,2. При большем значении Кij принято считать, что у орга­низации нет значительной заинтересованности в получении под­ряда, но они могут работать, если случайно выиграют тендер­ный торг. В этих случаях может просматриваться также сговор участников торгов.

Главными претендентами на получение подряда на торгах будут организации, которые имеют Кij = 1–1,25. Эти организа­ции работают, как правило, в узком сегменте рынка, хорошо изучили требования заказчиков, реально могут оценивать сто­имость работ и уже имеют достаточный опыт возведения подоб­ных объектов, что позволяет им минимизировать издержки.

Конкурентоспособность строительного предприятия формируется под влиянием многих факторов:

- гарантии производителя продукции (финансовая ответственность, возможность бесплатного устранения выявленных недостатков и др.);

- условия оплаты (с авансом, по этапам выполнения работ, за все работы единовременно, с рассрочкой платежей и др.);

- сроки строительства;

- реклама;

- известность подрядчика на рынке и его положительный имидж (в силу феномена недоверия к новым организациям, появившимся на рынке).

Важнейшими экономическими факторами, характеризующими конкурентоспособность строительного предприятия на рынке, являются объем освоения капитальных вложений и чистая прибыль. Указанные показатели тесно связаны с мощностью предприятия, качеством производимой строительной продукции и эффективностью управления. Оценка конкурентоспособности строительного предприятия производится относительно соперников - других строительных предприятий, производящих аналогичную строительную продукцию, т.е. предполагается сравнение с конкурентами. При этом очень важно учитывать не только объемы освоения капитальных вложений и величину чистой прибыли, но и показатели рентабельности и платежеспособности. Особенностью анализа указанных показателей является ограниченность доступа к ним, как данным, имеющим конфиденциальный характер и составляющим, как правило, коммерческую тайну для предприятия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: