Сущность педагогического мониторинга в современной системе биологического образования




Глава 1. Теоретические проблемы педагогического мониторинга в биологическом образовании

Сущность педагогического мониторинга в современной системе биологического образования

Мониторинг – это периодическая обработка, отслеживание и сбор необходимой информации, которая может быть использована в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех или иных объектов и структур.

Термин «мониторинг» (с латинского языка monitor - контролировать, проверять) появился еще задолго до проведения Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде прошедшей в 1972 г. Изначально термин «мониторинг» имел особую популярность среди экологов, которые акцентировали внимание на состоянии окружающей среды, связанные с антропологическими вмешательствами в природу. Со временем термин «мониторинг» начал присваивать себе более обширное значение и широкое использование в других науках. На сегодняшний день термин рассматривают как деятельность, основанная на периодических или систематических наблюдениях, с целью оценки и развития в желаемом направлении определенных объектов, процессов и явлений. [6]

Так же как и во многих науках, данный термин приобрел широкое использование и в педагогике. Педагогический мониторинг является одним из эффективных методов и рассматривается как система сбора, обработки, анализа и хранения необходимой информации, для прогнозирования развития педагогических систем, одной из задач которого считается выделение и видение тех показателей, способных охарактеризовать государственное учреждение. Во всех сферах человеческой деятельности, можно выделить лидирующее и отстающее звено. Педагогическая деятельность не явилась исключением для данного термина. Использование мониторинга в педагогической сфере дает огромные возможности для улучшения педагогического процесса, а именно выделения проблемных периодов, тем, форм обучения, которые влекут за собой пробелы в образовании учащихся. При выявлении конкретных трудностей преподаватель может акцентировать внимание именно на определенной теме, либо именно на определенном учащемся, для дальнейшей обработки и устранения возникшей проблемы. Но, несмотря на эффективность мониторинга в образовательном процессе, возникли и естественные вытекающие проблемы, связанные с многогранностью образовательной системой, не позволяющие достигать нужных результатов. Поэтому в настоящее время существуют различные аспекты, виды, способы и методы, разработанные для достижения максимальных результатов. Мониторинг представляет собой систему, необходимую для достижения желаемых результатов, тем самым доводя объект, либо организацию до улучшения. Объектом педагогического мониторинга являются результаты учебно-воспитательного процесса и средства, которые используются для их достижения. [3]

Педагогический мониторинг дает возможность не только классифицировать информацию, но также становится значительным аргументом для эффективной работы педагогов, а также послужить поводом для повышения их квалификации. К значимости проблемы создания эффективно работающих методов мониторинга свидетельствуют многочисленные статьи и монографии, что приводит к логичному заключению о том, что данный вопрос пользуется большой популярностью в сфере образования. Штудирование и сравнение множества видов исследований, взглядов и точек зрения, для создания единой и максимально действующей модели, является целью многих ученых, дабы достичь максимальной эффективности от мониторинга. Таким образом, об улучшении качества образования можно судить только тогда, когда итоги мониторинга будут являться основой для прогрессирования успеваемости всех учащихся (субъектов) образовательного процесса. [3]

На сегодня уже составлено большое количество монографий и различных статей, связанных с описанием педагогического мониторинга. Так, например, в своей статье Н. Вербицка, и В. Бодрякова описывают педагогический мониторинг, как источник, служащий для приобретения информации об эффективности учебного процесса. [12]

Педагогический мониторинг, как сбор необходимой информации для анализа учебных достижений учеников по необходимому или же по определенному предмету, служит значительным процессом в улучшении педагогического образования.

В изучении и описании мониторинга принимали участие многие академики педагогических и социальных наук. Заслуженный деятель науки Белкин Август Соломонович выделяет следующие виды педагогического мониторинга:

- Мониторинг дидактический;

- Мониторинг воспитательный;

- Мониторинг управленческий;

- Мониторинг социально-психологический.

1. Мониторинг дидактический – наблюдение за всяческими аспектами педагогического процесса.

2. Мониторинг воспитательный – контроль различных сторон воспитательного процесса, который учитывает систему взаимосвязи отношений, вид отношений участников образовательного процесса.

3. Мониторинг социально-психологический – наблюдение за системой коллективно – групповых, индивидуальных отношений, за особенностями психологической атмосферы в группе или коллективе.

4. Мониторинг управленческий – изучение и анализ взаимоотношений на различных уровнях в управленческой системе: директор – педагогический коллектив, директор – коллектив школьников, директор – родительский комитет, директор – внешняя среда ГУ, педагог – педагог, педагог – ученики, педагог – родители.

Таким образом, педагогический мониторинг является процессом системы обеспечивающий необходимой информацией для управленческих и педагогических решений в целях повышения уровня педагогического процесса.[36]

Наиболее распространенные среди практики школьного управления, выделяют следующие методы и формы педагогического мониторинга:

- классно-обобщающий;

- предметно-обобщающий;

- комплексно-обобщающий;

- персональный;

- сравнительный;

- тематический;

- оперативный;

- формулирующий;

- итоговый (суммарный).

1. Классно-обобщающий – метод, отслеживания уровня успеваемости и особых умений учащихся в конкретном классе.

2. Предметно-обобщающий – это метод, в котором сконцентрировано внимание за мониторингом успеваемости и усвояемости определенного предмета.

3. Комплексно-обобщающий – является самым распространенным среди остальных методов. Особенность этого метода в том, что он охватывает и всесторонне рассматривает качество знаний и особых умений учащихся на разных стадиях школы, то есть, начиная с начальной, далее основной средней и заканчивая полной средней ступенью.

4. Персональный ─ это метод, основанный на индивидуальных наблюдениях за конкретным учащимся или же отслеживание профессиональной деятельности определенного преподавателя.

5. Сравнительный ─ метод, необходимый для административных решений, основанных на анализе и сопоставлении конкретных данных, относящихся к образовательной деятельности.

6. Тематический метод ─ углубленное изучение какой-либо определенной темы, которая согласно учебной программе, требует особого внимания.

7. Оперативный метод – это умение с решением внезапно появившейся трудностью в образовательном процессе.

8. Формулирующий (прогнозирующий) – данный метод предусматривает и составляет возможность появления положительной, либо отрицательной ситуации в образовательном процессе.

9. Итоговый (суммарный) – заключительный этап в образовательной системе, нацеленный на подведение конечных итогов обучения.

Итак, исходя из методов, можно сделать вывод о том, что мониторинг является неотъемлемой и в определенной мере незаменимой частью образовательного процесса. Для достижения показательного итога, преподавателю, нужно в полной мере осознавать всю суть функций педагогического мониторинга. Наличие этих знаний помогут учителю с наименьшей затратой своего времени и энергии, правильно и умело организовывать, а также проводить контрольные мероприятия. Так как основная цель педагогического процесса представлена в прогрессирующем росте учебных достижений и повышение уровня образования, выделяют четыре наиболее важные функции мониторинга:

1 Диагностическая, то есть прогнозирующая функция мониторинга, оценивающая качество изучения учебной программы и степень профессионализма участников образовательного процесса.

 

2 Обучающая функция основывается на увеличении мотивационных стимулов среди учащихся и систематизации их умений и знаний.

 

3 Организующая функция мониторинга заключается в выборе и подборе самых инновационных и продуктивных методов, форм и способов способствующих совершенствованию организации учебного процесса.

 

4 Воспитывающая функция ориентирована на развитие у учащихся положительных качеств, способствующих повышению их обучаемости и усвояемости учебной программы. Таких как: ответственность, аккуратность, дисциплина, пунктуальность и других положительных качеств [32,] или [36].

 

Педагогический мониторинг необходим на различных этапах обучения и на различных уровнях: четвертной, тематический, учет, экзамены и тд.

Предварительный мониторинг, проводящийся в начале учебного года или полугодия, четверти, на первых этапах урока, новой темы или нового предмета.

Основной функций предварительного контроля является то, что преподаватель имеет возможность проанализировать способности и подготовленность учащихся к изучению нового учебного материала, т.е. контроль проверки имеет распознавательную роль: определить у учащихся уровень форсированности интеллектуальных возможностей для максимального изучения новых учебных материалов. Далее идет проверка сохранности материала изученного учащимися в предыдущем учебном году, для формирования анализа оставшихся, либо забывшихся в памяти знаний. На основе анализа предварительного контроля учащихся, преподаватель конструирует план изучения, либо повторения учебного материала.

Текущий мониторинг – это наиболее эффективная, результативная и динамичная диагностика результатов обучения, необходимая для сигнализации регрессивных изменений в учебном процессе. Так как, данный процесс сопутствует приобретению новых навыков и способностей учащихся, он проводится на начальных этапах обучения, опираясь на их несформированности. Основным приоритетом этого мониторинга является проверка процесса формирований знаний и умений учащихся. Этот мониторинг позволяет учителю и ученику вовремя среагировать на нехватку необходимого учебного материала, выяснить причину и подобрать нужные меры для устранения возникших пробелов у учащихся. Текущий мониторинг особенно необходим для преподавателя, как источник недопущения понижения успеваемости учеников, в результате своевременной реакции и корректировки плана учебного материала. В период прохождения текущего мониторинга ученику допускается совершать ошибки, для подробной проработки последовательности учебных действий. Причиной проявления нехватки знаний у ученика служит педагогический непрофессионализм, влекущий за собой поспешное применения цифровой оценки знаний, карающиеся в необходимости к повторному возвращению и дополнительной издержке учебного времени.

Данный мониторинг формулирует у ученика правильное отношение к анализу, поддерживающий стабильность знаний. [1, с 76 ]

Тематический мониторинг – это контроль, проводящийся учителем после заключения изучения обширной темы по определенному предмету. Чаще всего тематический мониторинг сопровождается повторительно-обобщающимися уроками. Функцией данного мониторинга является правильная систематизация, обобщение и закрепление темы, посредством периодической обработкой, повторением и проверкой знаний, дабы избежать упущения материала по изучаемой теме, которые в дальнейшем необходимы для усвоения последующих тем по предмету.

Составленные задания и вопросы учителем, используемые в данном мониторинге, отличаются тем, что опираются на рассмотрение и проверку определенной темы, умение ученика правильно связывать и использовать предыдущий и последующие разделы по изучаемому предмету, а также самостоятельно вывести вывод обобщающего характера, на который ученик в дальнейшем сможет ссылаться.

Итоговый мониторинг – это контроль, который проводится преподавателем четыре раза за один учебный год, то есть в I, II, III и в IV четверти. Данный мониторинг, подытоживает и определяет в цифровом эквиваленте уровень знаний и готовность ученика к дальнейшему переходу в следующую четверть, либо на следующий год. Очевидно, то, что для учителя преимущество имеют ученики с более высокой цифровой оценкой [5,с. 13].

Таким образом, при анализирование целей педагогического мониторинга, выделяют 4 вида контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый, каждый из них занимает значительное место в образовательном процессе изучения предмета биология [26].

Стимуляция и активизация образовательной деятельности учащихся осуществляется всяческими формами проверок, контроля и главное, верным сочетанием всех этих аспектов для максимального развития педагогического процесса. Таким образом, в данное время педагогический мониторинг можно рассмотреть в двух основных аспектах. Во-первых, как преподавательская технология учебного процесса, содействующая решению значительных проблем и задач. Во-вторых, как способ приобретения необходимой информации в процессе экспериментальных научных исследований или руководящего контроля.

Полноценный мониторинг учебных достижений, возможен, если:

- в период проведения мониторинга все необходимые функции, цели и задачи буду использованы в полной мере;

- в процессе мониторинга четко соблюдается последовательность проведения этапов контроля:

1. Подготовительный этап

На данном этапе мониторинга преподавателю необходима следующая поочередность:

1. Сформировать основную цель педагогического мониторинга, то есть определить уровень подготовки, навыков, умений и знаний учащихся, анализ которых будет проводиться на разных этапах в процессе обучения предмета.

2. Преподавателю необходимо определиться с основным учебным материалом, который будет подлежать контролю. Также предстоит выбрать и вид мониторинга, в зависимости от его назначения: предварительный, текущий, тематический или итоговый и только потом составить свободную таблицу.

Знания Специальные навыки Общеучебные навыки Интеллектуальные навыки Коммуникативные навыки
Ххх ххх ххх ххх ххх

 

3. Определить управляющую роль педагога и организационные моменты проведения педагогического мониторинга. Область современных методов диагностики учебных достижений очень разнообразна, эта и индивидуальные, групповые, фронтальные и классно-обобщающие формы. Обратной связью может послужить либо письменная, либо устная проверка, диктанты, игры, задачи, семинары, домашние задания, самостоятельные работы, сочинения и другие виды анализа. Так же контрольные работы делят и по характеру представленных результатов: графические, автоматизированные, текстовые, тестовые, программированные или иные формы итоговых изображений. Если же ориентироваться на степень самостоятельности учеников и способов проведения реализации заданий можно выделить самостоятельные работы ученика с учебником или же со школьной тетрадью, самостоятельные исследования, конспектирования, лабораторные работы, разнообразные опросы, экзамены или зачеты.

4. Подготовить экспериментальные задания и соответствующие учебной программе ответы. Учителю необходимо разработать разнообразные испытательные задания, которые смогут сформировать более четкую картину о представлении уровня знаний учащихся. Особенно важно подбирать разноплановые задания, например: текстовые, описания, сравнения, объяснения, обобщение, защита, классификация, прилагать к заданиям различные графические материалы, такие как рисунки, картинки, схемы, таблицы, карты, муляжи и модели, применять в мониторинге сочинения, эссе, диктанты и различные задачи с упражнениями. Все эти разнообразные экспериментальные задания помогут учителю заинтересовать, а значит, в полной мере достичь максимальных результатов. Объем, разновидность и количество заданий зависит уже от самого педагога, который должен рассмотреть и уместить в определенном количестве вопросов или заданий весь пройденный материал. Необходимо предложить индикаторы и эталоны ответов, позволяющие оперативно обработать полученные результаты, на составленные контрольные задания [8].

2. Контрольно-исполнительский этап

В этом периоде педагог составляет следующий план:

1.Управление учителя. Объяснение плана осуществления и выдача заданий учащимся. Учитель поясняет пункты правил выполнения полученных учащимися заданий, то есть объясняет характер исполнения заданий, череду выполнения и оформления, а так же указывает и уточняет временные рамки завершения предстоящего контроля.

2. Регулирование контроля. Надзор отслеживания за тем, чтобы учащиеся индивидуально отвечали на полученные задания. Безусловно, показательным способом проведения педагогического мониторинга может послужить система проведения ЕНТ: когда каждый учащийся находится за отдельно стоящей партой и у каждого индивидуальные задания в напечатанном виде.

3. Формирование самоконтроля. Отслеживание самостоятельного выполнения контрольного задания. Осуществление контрольного задания. Проверка и сравнение ответов ученика с предложенным эталоном ответов преподавателя. Можно рассмотреть несколько вариантов, в зависимости от сложившейся ситуации. Например, если ученик выполнил контрольное задание раньше регламентированного времени, то учитель может позволить провести самостоятельно сравнение собственных ответов и ответов преподавателя, если ученик закончил контрольные задания в указанное преподавателем времени, то учитель может разрешить ученику проверить самостоятельную работу в любое свободное для него и учителя время, либо, собрав все законченные работы, учитель самостоятельно проверяет и оценивает работы [12].

3. Заключительный этап

1. Проверка полученных результатов.

Чаще всего учителя используют только количественный подсчет полученных результатов после проведения контрольной работы и выводя цифровую оценку знаниям ученика, особо не углубляясь и не анализируя допущенные им ошибки в работе.

Наиболее обширная качественная и количественная обработка полученных результатов педагогического мониторинга проводится с использованием поэлементного (поэтапного), поочередного изучения и обработка допущенных ошибок учащимся.

Смысл поэлементного этапа служит то, что при анализе каких бы то ни было проверочных работ, акцентируется внимание и сравнивается уровень письменных, либо устных ответов учеников с уровнем, регламентируемым учебной программой. Подведение итогов поэлементного этапа, опираясь на полученные результаты, выводится итог об уровне знаний и готовности школьника по определенному предмету. В том числе учитывается и низкий уровень приобретенных знаний, то есть проводится анализ, какие из признаков усвоены большим количеством, а какие меньшим количеством учеников. Все полученные и обработанные результаты обязательно заносятся в таблицу [30].

№ задания Количество учащихся Характер ответов (в % от общего числа учащихся)
Правильный полный ответ Правильный неполный ответ Частично правильный ответ Неправильный ответ
           
           
Итого:          

 

На основании полученных данных контроля, можно определить коэффициент освоения материала, действенности, объема, осознанности и т.д.

В дальнейшем, исходя из полученных сведений, учитель вносит изменения в процессе обучения новой темы.

Пооперационный анализ – является дополнением к поэлементному анализу. Этот анализ используется при решении задач, при лабораторных или при практических работах. Суть пооперационного анализа заключается в том, что решение любой задачи или практического задания разбирается на индивидуальные, из которых складывается общая проблема, требующая своевременного решения.

2. Обработка контрольного результата. Выставка отметок.

После обработки результатов по мониторингу учебных достижений, все данные необходимо хранить:

- В текстовом варианте (описания, карты оценки личности, рекомендации или отзывы)

- В графическом виде (статистические таблицы, разнообразные диаграммы, модели, рейтинги и т.д.)

- На электронных носителях (компьютерах, флеш-накопителях, жестких дисках и т.д.)

Полученные результаты выполненного мониторинга фиксируются в классных или электронных журналах и школьных дневниках, в случае необходимости обязательно передаются родителям.

Поэтапно за весь учебный год сохраняются комплексные данные о уровне знаний учащихся, о результативности выполнения лабораторных и практических работ, ведении тетради, выполнении творческого задания, написании реферата и т.д.

3. Мониторинг деятельности учеников

Высококачественно проведенный анализ результатов выполненных работ, предоставляет полностью выявить уровень усвоенного содержания, привычные ошибки и недочеты по определенному предмету, ошибки в толковании понятий и терминов. Преподавателю при помощи консультирования учеников и проведении бесед необходимо выявить причины возникших в усвоении темы по определенному предмету.

4. Подбор способов необходимых для корректировки учебных достижений: (в случае не соответствия тем урока с учебным планом, то есть либо в отставании, либо в опережении тем.

Основываясь на объем учебного материала, уровня усвояемости ученика и уровня сложности задания, педагогу необходимо составить программу индивидуальной помощи [26].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: