Косвенные факторы инновационного экономического роста России, в исследовании внешних элементов национальной инновационной системы.




Рассматривая инновационный потенциал как возможности, возникающие у различных субъектов при производстве продукции с использованием инноваций, следует отметить положительные тенденции. Политика Правительства РФ направлена на новый инновационный путь развития страны. В 2005 году были приняты «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года», а в 2006 году была принята «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года». Создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию. Для формирования финансовых ресурсов инновационного потенциала были созданы финансовые институты (Российский банк развития, Банк развития и внешнеэкономической деятельности, ОАО «Российская венчурная компания», Российский фонд технологического развития, ОАО «РОСНАНО»). В 1,6 раза были увеличены ассигнования на исследования и разработки из средств государственного бюджета в период с 2007 по 2012 годы. Осуществлено совершенствование таможенного регулирования экспортируемой инновационной продукции.

Активно создавалась инновационная инфраструктура - технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, центров коллективного пользования научным оборудованием. В 2010 году создан новый проект «Сколково», который должен был стать моделью развития инновационной экономики России. До 2010 года действовало более 140 инновационно- технологических центров и технопарков.

Однако, ожидаемых результатов достичь не удалось. В первую очередь это связано с отсутствием существующей возможности последующей реализации продукции, произведенной с использованием инноваций. Предполагалось, что инновационная продукция должна будет поставляться на экспорт. Однако, удельный вес экспорта инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме продаж товаров, работ, услуг в 2012 году составил только 2,6%. В это же время, внутренний рынок наполнялся импортируемой инновационной продукцией, что значительно понижало конкурентоспособность российских организаций. При этом, созданная инновационная инфраструктура не была задействована в полном объеме. Продолжали оставаться такие проблемы, как низкая инвестиционная привлекательность страны, высокая налоговая нагрузка на инновационные предприятия и т.д. Нерешенной оставалась главная задача, которая на сегодняшний день стоит перед Правительством РФ – создание механизма мотивации организаций к осуществлению инновационной деятельности. Понимание этих проблем уже нашло свое отражение в проекте Стратегии инновационного развития России до 2020 года.

Нерешенным по-прежнему остается вопрос правовой защиты авторских прав, в том числе результатов интеллектуальной деятельности. Согласно Международному рейтингу защиты прав собственности (The International Property Right Index – IPRI) позиция России увеличилась с 2013 до 2014 года на 0,3 пункта и достигла 4,8 пунктов (66 место в мире из 97 стран). Несмотря на незначительные положительные изменения по всем показателям данного рейтинга, уровень правовой защиты в России, в том числе прав на интеллектуальную собственность, продолжает оставаться на низком уровне. По защите прав на интеллектуальную собственность Россия в 2014 году заняла 67 место, в том числе по патентной защите - 43 место, защите авторских прав - 47 место, защите имущественных прав физических лиц - 76 место. Так по общему уровню правовой защиты, РФ находится на одном уровне с Вьетнамом, Мозамбиком, Гватемалой и Бенином (4,8 пункта) На уровне «пиратства» (ниже 3,7 пунктов) в России находятся правовая и политическая среда (3,3), в том числе борьба с коррупцией (3,0). Лидирующие позиции в данном рейтинге занимают Финляндия (8,5), Швеция (8,3), Норвегия (8,3) и Новая Зеландия (8,2). По уровню защиты прав интеллектуальной собственности, лидирующие позиции занимают Финляндия (9,1), Швеция (8,3), Австрия (8,8) и Сингапур (8,7).

Страны Международный рейтинг защиты прав собственности Права на интеллектуальную собственность
Место Баллы Место Баллы
Великобритания   7,8   8.3
Швеция   8.3   8.4
США   7.7   8.3
Китай(гонкконг)   7.8   6.8
Германия   7.8   8.1
Япония   7.8   8.5
Франция   7.3   7.7
Китай   5.5   5.4
Россия   4.8   4.8
           

Таким образом, к косвенным факторам инновационного экономического роста России, относятся:

● создание нормативно-правовой базы для обеспечения функционирования национальной инновационной системы;

● создание современной инновационной инфраструктуры;

● создание новых финансовых институтов для обеспечения инвестиционных вливаний в инновационную деятельность страны.

В качестве косвенных факторов, негативно влияющих на инновационный экономический рост России, следует выделить:

● неэффективное использование созданной инфраструктуры для осуществления инновационной деятельности;

● отсутствие результативных механизмов мотивации организаций к осуществлению инновационной деятельности;

● низкая степень правовой защиты, в том числе интеллектуальной собственности.

На основе Рейтинга глобальной конкурентоспособности можно выделить следующие факторы инновационного экономического роста России:

1. Достаточно высокий уровень развития инновационного потенциала, в том числе:

● значительное количество научно-исследовательских учреждений;

● наличие значительного количества патентных заявок.

2. Образованность населения, в том числе высокая доля людей, имеющих высшее профессиональное и специальное образование. Однако следует отметить, что показатель качества образования ниже количественных оценок.

3. Наличие развитой электро- и телекоммуникационной инфраструктуры.

4. Высокий уровень использования информационно-коммуникационных технологий.

5. Емкость внутреннего рынка, способствующая реализации инновационной продукции. При этом следует отметить непритязательность российских покупателей при совершении покупок при низкой степени ориентации российских производителей на потребности отечественных покупателей.

6. Достаточно высокая эффективность рынка труда, достигаемая в первую очередь за счет гибкости формирования заработной платы и формирования эффективной системы оплаты труда, повышающей производительность. Однако, в качестве негативных факторов, влияющих на эффективность труда, следует отметить высокие налоги, в том числе на доходы физических ли.

В качестве факторов, негативно влияющих на инновационный экономический рост России, следует выделить:

1. Низкий уровень внедрения технологий в экономику страны, в том числе:

● низкий уровень прямых иностранных инвестиций в технологии и низкий уровень передачи технологий;

● низкий уровень использования современных информационных технологий;

● низкая степень внедрения новых технологий в производственный процесс или деятельность предприятий;

● низкая степень инновационного сотрудничества университетов и промышленности.

2. Низкая степень реализации инновационной продукции, в том числе:

● низкий уровень развития государственных закупок высокотехнологичной продукции;

● недостаточно емкий инновационный рынок.

3. Незначительная доля расходов компаний на инновационную деятельность.

4. Уменьшение количества ученых и инженеров.

5. Низкое качество институционального уровня развития страны, в первую очередь государственного сектора. В качестве наиболее негативных факторов данной группы следует выделить:

● низкий уровень надежности работы полиции;

● низкий уровень эффективности законодательной базы в урегулировании споров;

● высокий уровень незаконного вмешательства сотрудников государственных органов в деятельность организаций;

● высокий уровень взяточничества государственных служащих.

● низкий уровень борьбы с организованной преступностью.

6. Низкий уровень качества инфраструктуры в том числе:

● дорожного покрытия;

● портовой инфраструктуры

● инфраструктуры воздушного транспорта.

7. Высокий уровень как внутренней, так и внешней конкуренции, что в первую очередь проявляется в:

● низкой инвестиционной активности вследствие высоких налогов.

● высоком уровне налоговой нагрузки.

● неэффективности антимонопольной политики;

8. Неэффективная миграционная политика, в том числе:

● неспособность страны удерживать талантливые кадры;

● неспособность страны привлекать талантливые кадры.

9. Слабая развитость финансового сектора, в том числе низкая степень доверия к финансовой системе.

10. Низкий уровень построения системы ведения бизнеса и конкурентоспособности компаний, в том числе низкий уровень кластерного развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: