Тема 5. Психологические идеи Нового времени.




ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

История психологии

 

Методическая разработка курса для организации самостоятельной работы студентов

 

Владивосток

 

История психологии: тематический план курса.

 

1. Предмет и задачи истории психологии.

2. Характеристика архаической психики.

3. Европейская античная психология.

4. Психологические идеи средневековья и эпохи Возрождения.

5. Новое время: психология сознания.

6. Становление психологии как самостоятельной науки в 19 веке.

7. Кризис в психологии начала 20 века.

8. Новые теоретические направления в психологии 20 века.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Тема 1. Предмет и задачи истории психологии

 

 

Предмет истории психологии, история изменения психики, история психологических идей. Периодизация истории психологии. Развитие психологии в рамках философии. Самостоятельное развитие науки. Дифференциация отраслей психологического знания. Исторические эпохи и смена типов ментальности. Принципы исторического анализа психики. Методы истории психологии. Источники истории психологии.

Вопросы к семинарскому занятию

Предмет исследования история психологии.

Методы и принципы исследования в истории психологии.

Изменение предмета исследования в психологии.

Характеристика источников в истории психологии.

Литература

 

Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. М. 1995.

Ждан А.Н. История психологии (от античности до наших дней) М. 1997.

Лихи Т. История современной психологии. СПб. 2003.

Шульц Д., Шульц Э. История современной психологии. СПб.1997.

Тема 2.Характеристика архаической психики.

Особенности психической организации первобытного человека. Исследование первобытной психики в рамках английской антропологической школы. Концепция анимизма Э. Тайлора. Идеи французской социологической школы. Концепция коллективного сознания Э.Дюркгейма. Разработка Л. Леви-Брюлем идей французской школы: учение о коллективных представлениях и мистической сопричастности. Характеристика Э. Кассирером первобытной психики.

Вопросы к семинарскому занятию

 

1. Характеристика психики первобытного человека.

2. Теория анимизма.

3. Теория коллективных представлений.

4. Теория мистической сопричастности.

5. Первобытная магия и тотемизм.

Литература

 

Ждан А.Н. История психологии (от античности до наших дней) М. 1997.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М. 1995.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М. 1995.

Тайлор Э. Первобытная культура. М. 1989.

Фрезер Дж. Золотая ветвь. М. 1980.

Юнг К. Архетип и символ. М. 1990.

 

Тема 3. Европейская античная психология

Особенности европейской античной психологии. Мировоззрение античного человека. Античные представления о душе. Влияние мифологии. Материалистические концепции души: структура, локализация. Учения о познании, чувствах, характере, воле, связи души и тела. Воззрения античного идеализма: душа, познание, метемпсихоз, аффекты. Аристотелевский дуализм. Учение об энтелехии, причина и цель души, познание, логика. Учения античных врачей о связи души и тела.

 

Вопросы к семинарскому занятию

 

1. Характеристика материалистических взглядов о душе.

2. Характеристика идеалистических взглядов о душе.

3. Характеристика психологических идей Аристотеля.

4. Воззрения античных врачей.

Литература

1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. М., 1995.

2. Ждан А. Н. История психологии (от античности и до наших дней). М., 1997.

3. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985.

4. Хрестоматия по истории зарубежной психологии. М., 1980.

5. Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

6. Лукреций К. О природе вещей. М. 1946.

7. Платон. Сочинения. В 3-х т. М. 1970.

8. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. М., 1975.

9. Гиппократ. Избранные книги. М. 1936.

10. Антология мировой философии. М., 1969.

11.Материалисты Древней Греции. М., 1965

 

 

Тема 4. Психологические идеи средневековья и Возрождения

 

 

Мировоззрение человека европейского средневековья. Влияние фактора веры. Психологические идеи философов периода патристики. Учение о душе и познании в схоластической философии. Дискуссия реалистов и номеналистов о познании, психологические идеи философии томизма. Характеристика мировоззрения человека эпохи Ренессанса. Пантеизм и гуманизм философских воззрений, оценка роли разума, отношение к прошлому.

 

Вопросы к семинарскому занятию

 

1. Особенности мироощущения средневекового человека. Фактор веры.

2. Характеристика психологических идей Августина Блаженного, Тертуллиана и других отцов церкви.

3. Спор реалистов и номиналистов о Боге, душе и познании.

4. Философско-психологические идеи Фомы Аквинского.

Литература

 

Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992.

Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. М., 1995.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1986.

Ждан А. Н. История психологии (от античности и до наших дней). М., 1997.

Макиавелли Н. Сочинения. М., 1998.

Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.

Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985.

 

Тема 5. Психологические идеи Нового времени.

Мировоззрение человека Нового времени. Фактор науки. Ожидания от развития знаний Ф. Бэкона. Изменение представлений о сущности души. Душа как сфера чистого сознания. Картезианский параллелизм. Учение Локка о душе, познании, личности. Дискуссия Локка и Лейбница о сущности души и сознания. Трансформация учения Локка о познании в философии Юма и Беркли.

Вопросы к семинарскому занятию 1

1. Особенности мировоззрения человека эпохи Нового времени. Фактор личности и науки.

2. Характеристика взглядов Ф. Бэкона на человека. Учение о познании.

3. Характеристика взглядов Р. Декарта на человека, учение о познании.

4. Психологические идеи в философии Р. Декарта. Проблема психофизического параллелизма.

5. Психологические идеи в философии Т. Гоббса. Учение об ассоциациях и эпифеноменах.

 

 

Вопросы к семинарскому занятию 2

 

1. Психологические идеи в философии Дж. Локка. Учение об идеях, рефлексии, ассоциациях.

2. Психологические идеи Г. Лейбница. Теория апперцепции.

3. Психологические идеи Дж. Беркли. Учение о познании и психических процессах.

4. Психологические идеи Д. Юма. Сознание, познание, ассоциации.

5. Психологические идеи И. Канта. Учение о трансцендентальных апперцепциях и схемах воображения.

 

 

Литература

Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. М. 1995.

Английские материалисты 18 века. В 3-х т. М. 1968

Беркли Дж. Сочинения. М. 1978.

Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х т. М. 1976.

Гоббс Т. Левиафан. М. 1936.

Декарт Р. Избранные произведения. М. 1950.

Ждан А.Н. История психологии (от античности до наших дней) М. 1997.

Лейбниц Г. Сочинения. В 3-х т. М. 1983.

Лихи Т. История современной психологии. СПб. 2003.

Локк Дж. Сочинения. В 3-х т. М. 1985.

Семечкин Н.И. Социальная психология. СПб. Питер. 2004. Гл. 5.

Спиноза Б. Этика. М. 1936.

Шульц Д., Шульц Э. История современной психологии. СПб.1997.

Юм Д. Сочинения. В 2-х т. М. 1995.

 

 

Тема 6. Становление психологии как самостоятельной науки

Развитие естествознания в 18-19 вв. Немецкая эмпирическая психология 19 в. Ассоцианизм в Англии и Германии. Развитие физиологии нервной системы. Психофизика и психометрия. Эволюционизм в биологии: Ламарк и Дарвин. Психологические идеи в России. Психология народов. Идея локализации функций центральной нервной системы. Экспериментальная психология Г. Эббингауза. Школа В. Вундта. Школа Ф. Брентано. Вюрцбургская школа психологии. Структурализм и функционализм.

 

 

Вопросы к семинарскому занятию

 

1. Естественнонаучные и философские предпосылки формирования психологии в качестве самостоятельной науки.

2. Выделение психологии как самостоятельной науки (В. Вундт, Г. Эббингауз).

3. Общая характеристика эмпирической психологии: история становления, основные идеи (Ф. Брентано, К. Штумпф О. Кюльпе).

4. Общая характеристика структуралистского направления: история становления, основные идеи.

5. Теоретические предпосылки возникновения функционального направления (Ч. Дарвин, Г. Спенсер, Ф. Гальтон).

6. Общая характеристика функционального направления: история становления и основные идеи (У. Джемс., Д. Дьюи).

7. Развитие экспериментальной и прикладной психологии (конец 19 – первые десятилетия 20 веков).

 

Литература

 

1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. М., 1995.

2.Бэн А., Эббингауз Г. Ассоциативная психология. М. 1998.

3.Джемс У. Психология. СПб. 1996.

4.Ждан А. Н. История психологии (от античности и до наших дней). М., 1997.

5.Сеченов И. М. Избранные философские и психологические сочинения. М. 1947.

6.Титченер Э. Очерки психологии. СПб. 1997

7.Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985.

8.Хрестоматия по истории зарубежной психологии. М., 1980.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: