Констатирующий эксперимент




Цель: выявить начальный уровень развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игры – драматизации.

Методы исследования на данном этапе:

1.Беседа с детьми;

2.Наблюдение и анализ театрализованной деятельности;

3.Экспериментальные занятия;

4.Описание и анализ результатов констатирующего этапа.

Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях

 

Первая часть

Цель наблюдения: изучение актерских, режиссерских, зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях.

Наблюдение проводится в естественных условиях за самостоятельной игрой-драматизацией детей. Результаты наблюдения фиксируются в таблице знаками «+», «—», фиксируются умения, которые наиболее характерно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельности.

С помощью таблицы можно определить, какую позицию занимает ребенок в играх-драматизациях. ( Приложение 2)

Вторая часть

Вторая часть диагностики связана с изучением игровых позиций ребенка в театрализованной деятельности с использованием этюдов и упражнений.

Этюды и упражнения на выявление актерских умений

Актерские умения — понимание эмоционального состояния персонажа, и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа — голоса, мимики, пантомимики; характера выразительности моторики: в пантомимике — естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике — богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи — изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.

1. Ребенку предлагается передать содержание фразы, «считывая» интонацию, с которой звучит данный текст:

¦ Чудо остров!

¦ Наша Таня громко плачет… ¦ Карабас-Барабас

¦ Первый снег! Ветер! Холодно!

2. Детям предлагается прочесть по тексту с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно): «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».

Пантомимические этюды.

Котята:

• сладко спят;

• просыпаются, лапкой умываются;

• зовут маму;

• пытаются утащить сосиску;

• боятся собаки;

• охотятся.

Покажи:

- как танцует добрая фея на балу у Золушки;

- как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы;

- как удивляется черепашка-ниндзя;

- как здоровается Снежная Королева;

- как обижается Винни-Пух;

- как радуется Карлсон..

4. Этюды на изменения тембра голоса.

Педагог. Киска, как тебя зовут?

Ребенок. Мяу! (Нежно)

Педагог. Стережешь ты мышку тут?

Ребенок. Мяу! (Утвердительно)

Педагог. Киска, хочешь молока?

Ребенок. Мяу! (С удовлетворением)

Педагог. А в товарищи щенка?

Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо...)

Интонационное прочтение стихов-диалогов.

 

Проговаривание скороговорок.

Сказочный, волшебный дом

Азбука — хозяйка в нем.

Дружно в доме том живет

Славный буквенный народ.

 

Ритмическое упражнение.

Простучать, прохлопать, протопать свое имя: «Та-ня, Та-не-чка, Та-ню-ша, Та-ню-шень-ка».

 

Образные упражнения под музыку

Е. Тиличеевой «Пляшущий зайчик», Л. Банниковой «Поезд», «Самолет», В. Герчика «Заводная лошадка».

В процессе наблюдения и анкетирования было выявлено:

В играх – драматизациях дети занимают следующие позиции:

все дети в группе — «зрители» (20 человек),

среди них «зритель – режиссер» — 3 чел.,

«зритель – актер» — 10 чел.,

«зритель – актер – режиссер» — 5 чел,

явная позиция «зритель» — 2 чел..

 

«Зритель – режиссер» — 15 %, «Зритель – актер» -50 %, «Зритель – актер – режиссер» — 25 %, только «зритель» — 10 %.

В творческих заданиях на выявление актерских умений дети легче справлялись с заданиями на пантомиму «Покажи», с ритмическим заданием «Прохлопай свое имя», музыкальным заданием.

Тяжелее детям дались задания, связанные с интонацией, тембром речи, скороговорками.

Полностью справились со всеми заданиями – 7 чел (35%),

частично – 11 чел (55%),

не справились совсем – 2 чел.(10%).

Дети несколько пассивны, зажаты, не могут полностью раскрепоститься, «вжиться в роль», инициаторами игр выступают одни и те же дети, они же играют главные роли. Воображение развито не в достаточной степени, дети не могут объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию. Отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Радует, что восприятие происходящих событий, сопереживание героям развито у всех детей. Актерские умения у детей развиты не в достаточной степени. Большинство детей с радостью принимают роль, но не умеют активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизируют.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: