Методика обследования (по программе Из отрочества -в детство)




Средний возраст(4-5 л.)

Методика «Предметный словарь»

Цель: диагностика понимания функционального назначения предметов.

Ход обследования:

Педагог выкладывает перед ребенком 6 картинок с изображением сапога, чайника, дома, машины, платья, стула. Педагог задает вопрос, ребенок находит ответ в картинках и отвечает на поставленный вопрос. Вопросы педагога: что носят на ногах? В чем кипятят воду? Где живут люди? Что носят девочки? На чем ездят люди? На чем мы сидим?

2.Методика «Части предметов»

Цель: диагностика понимания частей предметов.

Ход обследования:

Ребенок 4 лет воспринимает предметы нашего мира целостно и поэтому испытывает определенные трудности в назывании частей предметов;

Педагог использует картинки из предыдущего задания. Просит брать картинки по одной; повторять название предмета; называть его части. Из 6 картинок ребенок может выбрать любые 3—4. При этом педагог может указкой показывать части изображенных предметов, что поможет ребенку в их назывании. Например: сапог — подошва, носок, пятка, молния,(замок, шнурки), каблук; чайник — ручка, носик, дно, крышка; дом — крыша, окна, дверь, крыльцо, труба, стены; машина — кузов, кабина, колеса, окно, фары, дверца; платье — рукава, воротник, пуговицы, карман, пояс; стул — спинка, сиденье, ножки.

3.Методика «Слова – обобщения»

Изучение проходит по темам «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные».

Цель: выявление овладения обобщающими словами.

Ход обследования:

Воспитатель выкладывает перед ребенком 4 картинки (например, платье, брюки, юбка, блузка). Просит назвать изображенные предметы одним словом. Можно использовать одну картинку с изображением предметов (объектов), соответствующих слову-обобщению. В приложении даны некоторые образцы картинок на обобщение по темам «Овощи, «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Животные».

5.Методика «Детеныши животных»

Цель: диагностика сформированности умения образовывать существительные с помощью суффиксов.

Ход обследования:

Ребенку предлагаются 4 картинки, на которых изображены животные и птицы со своими детенышами: лиса с лисятами, утка с утятами, свинья с поросятами, собака со щенятами. Часть картинок можно взять из предыдущего задания (тема «Животные»). Ребенок называет то, что видит.

6.Методика «Профессии»

Цель: выявление элементарного представления ребенком о профессиях взрослых.

Ход обследования:

Ребенок 4 лет уже имеет элементарное представление о том, что все взрослые люди работают. Воспитатель строит обследование следующим образом:

1. Говорит: «У каждого взрослого человека есть своя профессия — дело, которое он хорошо умеет делать. Посмотри на картинки и скажи, кем работают люди, изображенные на них». Воспитатель демонстрирует картинки, дети определяют и называют профессии (повар, летчик, продавец, водитель (шофер).

2. Спрашивает: «Твоя мама работает? Кем? Твой папа работает? Кем?»

З. Просит назвать любые известные профессии людей: «Какие еще профессии людей ты знаешь? Назови их».

 

7.Методика «Словарь признаков»

Цель: диагностика умения употреблять слова обозначающие признака предметов.

Ход обследования:

Воспитатель показывает по одной картинке: шар, шапку, ведро, цветы. Просит ответить на вопросы какой? какая? какое? какие? Например: «Что это?» (Шар.) «Шар какой?» (Красный, большой, круглый, воздушный, легкий и т. п.) Следует поощрять ребенка, если он при ответе будет подбирать несколько прилагательных к одному предмету. Антонимы. Изучая словарь признаков, следует особое внимание уделить антонимам — словам с противоположным значением. Ребенку предлагают игру «Наоборот».

Педагог рассказывает: «Жил-был мальчик, который все говорил наоборот. Мама скажет: У тебя руки грязные. А он отвечает: Чистые. Ему говорят: Посмотри в окно, на улице идет белый снег. А он в ответ: Нет, снег черный». Давай поиграем в игру «Наоборот». Педагог предлагает следующие слова, показывая при этом соответствующие пары противоположных картинок: чистый — грязный; сухой — мокрый; толстый — тонкий; широкий — узкий. Игру можно усложнить. Воспитатель показывает одну картинку и называет слово, ребенок находит картинку с противоположным значением, показывает ее и называет.

Ребенку предлагается сюжетная картинка, на которой изображено несколько героев в разнообразных движениях. Воспитатель спрашивает ребенка, кого он здесь видит и что они делают. Например: 1. На картинке изображены: кузнечик (прыгает), ящерица (бежит), бабочка (летает), гусь (плавает), птичка (сидит, поет, клюет).

2. На картинке изображены дети в парке: девочки прыгают со скакалками; ребята копают, строят в песочнице; Воспитатель сидит на скамейке и читает группе детей книгу; мальчик бежит за девочкой; мальчик везет машину; девочка качается на качелях и т. п.

Старший возраст(5-6 л.)

Оценивая состояние словаря ребенка 5 лет, педагоги изучают предметный словарь (части предмета, слова – обобщения); глагольный словарь(глаголы с пространственными приставками); словарь признаков(относительные прилагательные; антонимы, обозначающие цвет, величину, время, пространственные признаки).

1.Методика«Предметный словарь»

Цель: выявление умения в назывании частей предметов.

Ход обследования:

Педагог выкладывает перед ребенком предметные картинки с изображением машины(легковой), дома и просит назвать предметы и его части. Воспитатель может указкой показать некоторые части изображенного предмета, что поможет ребенку вычленить часть из целого и назвать ее. В старшем дошкольном возрасте желательно, чтобы дети указывали части и детали, которые не видны на картинке. Если ребенок не называет невидимые части, то воспитатель задает вопрос: «Что еще есть у машины? Что есть в доме?».Например: машина —колеса, руль, бензобак, дверь (передняя, задняя), ветровое стекло, зеркало, мотор, тормоз, ремень безопасности, салон, сиденье и пр.; дом — стены, крыша, дверь, крыльцо, окно, труба, ступеньки, комнаты, потолок и пр.

2. Методика «Слова-обобщения»

Цель: выявление овладения обобщающими словами.

Ход обследования:

Педагог предлагает детям четыре картинки. Просит назвать их одним словом («Каким одним словом можно назвать эти предметы?»).

Воспитатель выясняет, владеют ли дети следующими обобщающими понятиями: инструменты, транспорт, деревья, ягоды.

Примерный перечень картинок:

инструменты — дрель, рубанок, пила, молоток;

транспорт — машина (легковая), автобус, троллейбус, трамвай;

деревья — береза, дуб, ель, рябина;

ягоды — малина, клубника, черная смородина, крыжовник.

3.Методика «Словарь глаголов»

Цель: выявление наличия глаголов в словаре ребенка.

Ход обследования:

Ребенку предлагается на столе условный макет городской улицы, на которой стоит гараж (это может быть, например, кубик или коробочка), проложены дороги (например, полоски бумаги или ленточки), стоят мост, дома (например, кубики). В гараж ставится машина (игрушка). Воспитатель говорит и действует с игрушкой: Я расскажу тебе, что делала машина на улице города, а ты мне помогай. Подбирай необходимые слова, похожие на слово - ехать..

Воспитатель везет машину по макету и говорит: «Машина из гаража... (выехала) и по дороге... (поехала); на мост машина.. (въехала); через дорогу... (переехала); к светофору... (подъехала); за дом... (заехала); далеко... (уехала)».

Далее воспитатель предлагает ребенку взять машинку, показать и рассказать, что делала машина на улице города. При этом особое внимание уделяется не только умению ребенка использовать пространственные приставки, но и правильному соотнесению действия и слова.

4.Методика «словарь признаков»

Относительные прилагательные.

Цель: выявление понимания ребенком признаков предмета.

Ход обследования:

Проводится в виде игрового упражнения «Скажи по-другому». Сначала педагог говорит, из чего сделан предмет (ваза из стекла), а затем ребенок (стеклянная).

Примеры: ваза из стекла — стеклянная;

стол из дерева — деревянный;

сумка из кожи — кожаная;

коробка из картона — картонная;

игрушка из пластмассы — пластмассовая;

ключ из металла металлический.

2. Антонимы. Педагог называет слова, ребенок подбирает противоположную пару:

светлый — темный;

белый — черный;

высокий — низкий;

правый — левый;

зимний — летний;

легкий — тяжелый;

верхний — нижний и т. д.

При затруднении воспитатель может добавить существительное, которое поможет ребенку ответить верно:

светлый костюм — темный костюм;

белый воротник — черный воротник;

высокий человек — низкий человек;

зимний день — летний день; легкий

камень — тяжелый камень;

верхний этаж — нижний этаж;

правый глаз — левый глаз и т. д.

Полученные при обследовании словаря ребенка данные педагог заносит в таблицу.

Старший возраст(5-6 л.)

Методика «Предметный словарь».

Цель: изучить предметный словарь (части предмета, слова-обобщения); глагольный словарь (глаголы с пространственными приставками); словарь признаков; антонимы (обозначенные глаголами и существительными пространственные признаки).Обследование включает в себя пять заданий.

1.Методика «Части предмета»

Цель: выявление умения в назывании частей предмета.

Педагог выкладывает перед ребенком предметные картинки с изображением автобуса, дома (многоэтажного) и просит назвать предмет и все возможные его части. Необходимо, чтобы дети указывали не только видимые части и детали, но и те, которых не видно на картинке. дополнительные вопросы при обследовании не задаются (в отличие от старшей группы).

Примерный перечень частей предметов:

Автобус: видимые части — корпус, колеса, фары, кабина, окна и пр.;

невидимые части — мотор, салон, сиденья, двери, поручни и пр.;

Дом (городской): видимые части — этажи, окна, подъезд, дверь, крыша, водосточная труба и пр.;

невидимые части — лестница, лифт, квартиры, комнаты, почтовые ящики и пр.

2.Методика «Слова-обобщения»

Педагог предлагает детям по четыре картинки к каждому обобщающему понятию. Просит назвать их одним словом («Каким одним словом можно назвать эти предметы?»). Воспитатель выясняет, владеют ли дети следующими обобщающими понятиями: животные, транспорт, профессии, движения.

Примерный перечень картинок: животные — муравей, рыба, ворона, заяц, корова, кит;

транспорт — машина, автобус, самолет, корабль;

профессии — повар, строитель, учитель, продавец;

движения — ребенок бежит, прыгает через скакалку, плывет, бросает мяч.

3.Методика «Словарь глаголов»

Ребенку предлагается на столе условный макет городской улицы. На макете обязательно изображено дерево с гнездом. В гнезде сидит птичка (игрушка). Воспитатель говорит:.Я расскажу тебе про птенчика и его первый самостоятельный полет, а ты мне помогай. Подбирай необходимые слова, похожие на слово летать. Воспитатель перемещает птицу по макету и говорит: Жил-был птенчик. Однажды он понял, что его крылья окрепли, и решил совершить свой первый полет. Птенчик из гнезда... (вылетел) и вдоль дороги... (полетел), через дорогу... (перелетел), к дому... (подлетел), в открытое окно... (залетел), испугался и из окна... (вылетел), в дальний лес... (улетел).. далее воспитатель предлагает ребенку взять птичку, показать и рассказать, что она делала. При этом особое внимание уделяется не только умению ребенка использовать пространственные приставки, но и правильному

4.Методика «Словарь признаков»

Обследование проводится индивидуально в устной форме (без наглядного материала) в виде игрового упражнения «Скажи по-другому». За основу взяты относительные прилагательные. Сначала педагог говорит, из чего сделан предмет (ваза из хрусталя), а затем ребенок (хрустальная).

Примеры: ваза из хрусталя — хрустальная;

воротник из меха — меховой; кувшин из глины — глиняный; мост из камня. — каменный; кораблик из бумаги — бумажный.

5.Антонимы Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком в устной форме. Педагог называет слова, ребенок подбирает пару с противоположным значением.

Воспитатель ребенок

лежать стоять

полежал постоял

вышел зашел

поднялся опустился

взлетел приземлился

открыл закрыл

утро вечер

холод жара

день ночь

дождь снег

веселый грустный

гладкий шершавый

прямой кривой

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: