Самостоятельная работа студентов.




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

Практического занятия для преподавателей

По специальности педиатрия

 

Дисциплина: введение в специальность

Тема: «ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫПРИ

ПОРАЖЕНИИ БРОНХОЛЕГОЧНОЙ

СИСТЕМЫу детей».

 

 

Саратов 2012

 

Тема: «Основные симптомы при поражении бронхолегочной системы у детей».

 

 

I. Цель занятия: ознакомить студентов с анатомо-физиологическими особенностями дыхательной системы у детей, особенностям сбора анамнеза, методикой осмотра больного с патологией бронхолегочной системы.

В результате занятия

Студент должен знать:

- строение органов дыхания

-анатомо-физиологические особенности бронхолегочной системы у детей.

Студент должен уметь:

-провести опрос больного с поражением бронхолегочной системы

- выявлять патологические изменения при осмотре органов грудной клетки.

Студент должен ознакомиться: с методикой осмотра больного с патологией органов дыхания, с основными симптомами поражения дыхательной системы.

II. Обоснование темы. Болезни дыхательной системы (острые респираторные заболевания, бронхит, воспаление легких, трахеит, ларингит, плеврит, и др.) весьма распространены на всех континентах среди различных слоев населения независимо от пола и возраста. В последние 10-15 лет они составляют примерно 50-60% всей заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14 лет и являются одной из самых частых причин обращаемости детей в поликлинические и больничные учреждения. Острые заболевания дыхательной системы в большинстве своем заканчиваются выздоровлением, но в ряде случаев могут принять хроническое течение с периодами обострения. Летальность от заболеваний в последние годы резко снижена бла­годаря современным достижениям медицины, но все же она еще довольно высока, особенно у детей раннего возраста.

III. Интегративные связи:

Истоки знания - практические занятия и лекции по анатомии и гистологии (строение дыхательной системы, анатомические особенности дыхательной системы у детей, функции различных отделов дыхательной системы).

Выход знаний по изучаемой теме:

а) необходимы для изучения тем по циклу пропедевтики детских болезней, факультетской и госпитальной педиатрии, пульмонологии, фтизиатрии;

б) для детских инфекционных болезней, аллергологии, поликлинической педиатрии.

IY. Содержание занятия.

Проверка присутствующих.

2. Вступительное слово преподавателя:

Цель занятия: ознакомить студентов с анатомо-физиологическими особенностями дыхательной системы у детей, особенностям сбора анамнеза, методикой осмотра больного с патологией бронхолегочной системы.

Разбор учебных элементов.

 

№№ Учебные элементы Технические средства обучения
  Строение дыхательных путей Аудио-видиопрезентации: СД-диски: «Медицинская библиотека», «Универсальный медицинский справочник», «Справочник пульмонолога»    
  Возрастные особенности дыхательных путей у детей Аудио-видиопрезентации: СД-диски: «Медицинская библиотека», «Универсальный медицинский справочник», «Справочник пульмонолога»    
  Основные функции дыхательной системы Аудио-видиопрезентации: СД-диски: «Медицинская библиотека», «Универсальный медицинский справочник», «Справочник пульмонолога»    
  Методика исследования органов дыхания (особенности сбора анамнеза) Аудио-видиопрезентации: СД-диски: «Медицинская библиотека», «Универсальный медицинский справочник», «Справочник пульмонолога»    
  Методика исследования кожи (особенности осмотра) Аудио-видиопрезентации: СД-диски: «Медицинская библиотека», «Универсальный медицинский справочник», «Справочник пульмонолога»    
  Методика исследования кожи (пальпация, перкуссия) Аудио-видиопрезентации: СД-диски: «Медицинская библиотека», «Универсальный медицинский справочник», «Справочник пульмонолога»    
  Методика исследования кожи (аускультация) Аудио-видиопрезентации: СД-диски: «Медицинская библиотека», «Универсальный медицинский справочник», «Справочник пульмонолога»    
  Методы исследования бронхолегочной системы Аудио-видиопрезентации: СД-диски: «Медицинская библиотека», «Универсальный медицинский справочник», «Справочник пульмонолога»    

 

Самостоятельная работа студентов.

 

Содержание работы Учебно-методическая литература Наглядные средства и ТСО
  Опрос курируемого больного Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней. Учебник. – М. Медпресс. 2009г. Больной
  Осмотр больного Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней. Учебник. – М. Медпресс. 2009г. Больной

Разбор больного с обструктивным синдромом:

Перед началом осмотра больного преподаватель дает определение обструктивного синдрома - комплекс клинических проявлений, возникающих в результате генерализованного сужения просвета бронхов разной этиологии. Подчеркивает, что обструктивный синдром может отмечаться при различных патологических состояниях и он является ведущим при бронхиальной астме, обструктивных бронхитах. Отмечает, что в патогенезе бронхиальной обструкции основную роль играют отек слизистой оболочки вследствие значительного увеличения проницаемости слизистой оболочки, что сопровождается усилением слизеобразования и бронхоспазм. Возникновение большого слоя секрета поверх эпителиальных клеток в резкой степени затрудняет осуществление защитной функции легких от инородных частиц, выполняемой аппаратом реснитчатых клеток (мукоцилиарный клиренс). Сужение просвета мелких бронхов требует большого положительного внутригрудного давления для производства выдоха, что обеспечивается усиленной работой дыхательной мускулатуры. Повышенное внутригрудное давление способствует большему сдавлению крупных бронхов, что приводит к вибрации и возникновению свистящих звуков. Обычно сопровождается малопродуктивным кашлем.

Далее один из студентов собирает анамнез. Уточняет, как протекали перинатальный период и роды, чем ребенок болел, в том числе незадолго до настоящего заболевания, какие симптомы наблюдались в начале болезни.

Ассистент подчеркивает необходимость обращения внимания на крик, голос и кашель ребенка, на наличие выделений из носа и затруднение носового дыхания, характер кашля (периодический, приступообразный, лающий и т. д.) и дыхания (хриплое, свистящее, слышное на расстоянии и т. д.), признаки дыхательной недостаточности - цианоз и одышку, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания.

Выделяет основные клинические симптомы бронхиальной обструкции: острое начало заболевания, частый мучительный кашель, свистящее дыхание, одышка (до 60-80 в 1 мин), раздувание крыльев носа, втяжение яремной ямки и межреберных промежутков, вздутие грудной клетки, вариабельность сухих и влажных хрипов.

Подводит итог по завершению осмотра.

 

5. Контроль конечных знаний:

¨Тестовый контроль.

1.Частота дыхания (в минуту) годовалого ребенка:

а) 40—60

б) 20-25

в) 18—20

*г) 30—35

 

2.Симптом Кораньи у здорового ребенка определяется над уровнем:

а) 2-го грудного позвонка;

б) 1-го грудного позвонка;

в) 3-го грудного позвонка;

*г) 4-го грудного позвонка;

 

3. Преобладающий тип дыхания у детей раннего возра­ста:

*а) брюшной;

б) реберный;

в) диафрагмальный;

г) грудной;

 

4. Бронхиальное дыхание у здорового ребенка выслуши­вается:

а) над гортанью;

б) над 1—2 грудными позвонками;

*в) в межлопаточном пространстве;

г) под ключицей;

 

5. Какое высказывание ложно: гортань грудного ребенка-

а) короткая

б) воронкообразная

в) широкая

*г) узкая

 

6. Какая околоносовая пазуха имеется у новорожденных:

а) все пазухи

б) лобная

*в) верхнечелюстная

г) клиновидная

 

7. Полость носа у новорожденного:

*а) низкая и узкая

б) низкая и широкая

в) высокая и узкая

г) высокая и широкая

 

8. В каком возрасте появляется лобная пазуха?

а) 1 год

б) 6 месяцев

*в) 2 года

г) 3 года

 

9. Удлиненный выдох характерен для:

*а) экспираторной одышки

б) инспираторная одышка

в) дыхание Чейна-Стокса

г) дыхание Куссмауля

 

10. Голосовое дрожание усилено при:

а) ателектазе

*б) пневмонии

в) плеврите

г) пневмотораксе

 

11. Источник альвеолярных макрофагов:

*а) моноциты крови

б) нейтрофильные лейкоциты

в) эозинофильные лейкоциты

г) базофильные лейкоциты

 

12. Размер средних бронхов в диаметре:

а) 5-10 мм

б) 10-15 мм

*в) 2-5 мм

г) 15-20 мм

Подведение итогов: ассистент подводит итоги, сообщает оценки, разбирает ошибки по контролю заключительного уровня знаний. Дается задание на дом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: