ПСИХОЛОГИЯ МЛАДЕНЧЕСКОГО ПЕРИОДА




Психология пренатального (дородового) периода

Как известно, психическая жизнь человека начинает развиваться уже с первых недель после зачатия. Уже на третьей неделе можно определить его пол. А с момента получения информации о зародыше, родители начинают воспринимать его как личность: думают об изменениях в образе жизни, об имени будущего ребенка, о его будущем развитии. В 3-4 месяца у будущего человека уже есть простые ощущения: зрительные, слуховые, тактильные. В это же время можно отследить базовые эмоции: удовольствие и неудовольствие. В 20 недель уже проявляются первые хватательные реакции.

В 7 месяцев идет активное развитие костно-мышечного аппарата, поэтому в этот период особо противопоказаны всяческие стрессы для матери. По данным Захарова А.И., психологические проблемы в период 7-8 месяцев беременности взаимосвязаны с появлением базового чувства тревоги, с неудовлетворенностью собой.

Пренатальный период завершается на 37-42 неделях беременности рождением ребенка.

 

Период новорожденности

Период новорожденности длится c рождения до 3 недель – 1 месяца и завершается он появлением так называемого «комплекса оживления». Рождение – это стресс для ребенка и первый кризис. Он связан с переходом на жизнь вне тела матери. Именно в период новорожденности у человека развиваются первые рефлексы: хватательный, сосательный, на свет, на голос и др. Ребенок учится держать голову, переваривать пищу (молоко), приспосабливается к другой температуре, к другой обстановке. Ему нужна постоянная забота. С появлением «комплекса оживления» данный период заканчивается.

ПСИХОЛОГИЯ МЛАДЕНЧЕСКОГО ПЕРИОДА

Социальную ситуацию развития в этот период Л.С. Выготский в этот период охарактеризовал как «МЫ». Ребенок почти ничего не может сделать без помощи взрослого. Противоречие этой ситуации состоит в том, что ребенок полностью нуждается во взрослом, но не имеет специфических средств воздействия на него (т.е. речь еще отсутствует). Задача состоит как раз в том, чтобы разрешить это противоречие.

Ведущая деятельность в этот период – непосредственное эмоциональное общение с матерью. Дефицит общения в этом возрасте сказывается очень отрицательно (заторможенное речевое развитие влияет на интеллектуальное развитие ребенка, на появление у него таких отрицательных качеств, как отсутствие инициативы, безразличие к окружающему миру).

Период младенчества состоит из двух подпериодов:

I. До 5-6 месяцев.

В этот период активно развиваются ощущения и такие сенсорные механизмы (т.е. связанные с восприятием), как сосредоточение, слежение, круговые движения. В 4 месяца появляется реакция на новизну. К этому возрасту ребенок уже захватывает игрушку двумя руками, радостно реагирует на появление других детей, приподнимается на двух прямых руках, продолжительно громко и певуче гулит. Для гармоничного развития тела рекомендуется переворачивать ребенка во время сна с одного бока на другой.

К пяти месяцам ребенок уже отличает «своих» от «чужих» по голосу; различает строгий и ласковый тон; целенаправленно тянется к определенной игрушке; может пробовать есть с ложечки; прочно опирается на ноги при поддержке.

 

II. Второй период младенчества связан с развитием мелкой и крупной моторики, а также артикуляции (6-12 месяцев). Появляется очень важный новый элемент – акт хватания – первое организованное, направленное действие. Именно благодаря ему возникает пространственное восприятие.

К 6 месяцам ребенок уже реагирует на свое имя; подолгу (1 мин.) рассматривает игрушку; хорошо переворачивается как со спины на живот, так и обратно. Поскольку появляется так называемое объемное видение (ребенок начинает видеть предметы объемно), необходимо чаще его носить по помещению, показывая различные предметы и вращая их; может пытаться пить из чашки (из «непроливайки»); произносит отдельные слоги (да-да, ма-па и др.).

К семи месяцам младенец уже стучит по столу, размахивает руками; желательно, чтобы в его окружении было не больше трех-четырех игрушек (но их, время от времени, необходимо менять); начинает ползать и присаживаться. Иногда может повернуться в сторону нужного объекта («Где мама?»), который ему хорошо знаком и находится в поле видения).

К 8 месяцам ребенок уже может подражать простым действиям взрослых, любит (но 2-3 минуты, не больше) наблюдать за поведением, разговорами людей; сам садится и сам приподнимается, опираясь о стенку (кроватку, диван и пр.); узнает знакомые лица по фотографии (после соответствующей тренировки); четче произносит отдельные слоги и сам держит еду (кусок хлеба, яблока и др.).

К 9-му месяцу очень хорошо знает свое имя и почти всегда оборачивается на зов; лепет приобретает интонацию (радостную, заинтересованную, негодующую, обиженную); самостоятельно уже может пить из чашки; под веселую, ритмичную музыку уже пытается двигаться в такт (вперед назад, на корточках); пытается переходить от одной опоры к другой; может подползти и взять определенный знакомый предмет по просьбе взрослого.

На 10-м месяце ребенок уже долго (до 10 минут) может играть с другими детьми, выполняет ранее заученные действия («полетели-полетели на головку сели!»); быстро ползает, несколько минут может стоять, придерживаясь за опору; быстро находит определенные предметы; повторяет слоги за взрослыми; может показать определенную часть лица у взрослого (нос, глаза); охотно играет в «ладушки» и «сороку-воровку».

На 11-м месяце ребенок начинает играть кубиками, снимает кольца с пирамидки; уже хорошо сам стоит, а иногда уже ходит по несколько шагов за раз; появляются элементы сюжетной игры (девочки «кормят» игрушку, а мальчики катают машинки с характерным жужжанием); дети уже понимают первые речевые обобщения («куклы», «мячи»); понимают первые запреты.

На 12-м месяце большинство детей уже уверенно ходят, поворачиваются; хорошо различают форму предметов («принеси кубик (шарик, колечко)»); подолгу играют в игрушки (10 минут); сами собирают пирамидку; выполняют простые инструкции («дай», «принеси», «дай тете», «положи на место»); в среднем дети уже говорят 6-10 слов.

Новообразования младенческого периода

К концу младенческого возраста у ребенка возникает первое понимание слов, а у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка.

Ходьба – первое основное новообразование этого возраста. По словам Д.Б. Эльконина, главное в ходьбе не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок теперь отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой ситуации «МЫ». Теперь не мама ведет ребенка, а он ведет ее туда, куда ему надо.

Второе основное новообразование этого возраста – появление первого слова. Особенность первых слов состоит в том, что они носят характер указательных жестов (они сопровождают указательные жесты и понимают эти слова только близкие люди).

Основная задача воспитания в этот период – максимально расширять и развивать ориентацию ребенка в окружающей действительности на основе интимно-личностного общения с матерью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: