Особенности освоения социального опыта младшего школьника в образовательном процессе




Для более глубокого изучения вопроса о процессе освоения социального опыта нам необходимо обратиться к рассмотрению особенностей психики и охарактеризовать изменения, происходящие в интересующих нас сферах социальной жизни детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса.

В связи с этим, для выявления особенностей освоения социального опыта младшими школьниками в условиях образовательного процесса, необходимо обратиться к рассмотрению некоторых возрастных особенностей и

становления в этот период каждого из компонентов социального опыта: знаний о социальных явлениях, способов деятельности (умений, навыков), опыта эмоциональных отношений, опыта творческой деятельности.

Приход в школу позволяет ребенку выйти за пределы своего детского периода жизни, занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой деятельности, которая представляет богатый материал для удовлетворения познавательных интересов ребенка. Эти интересы выступают как психологические предпосылки возникновения у ребенка потребности в усвоении знаний о социальных явлениях.

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием познавательных способностей: от преобладающего на первых порах наглядно-образного мышления школьники постепенно переходят к его логическим формам. Развитие всех психических процессов стимулирует активный интеpec к явлениям общественной жизни, разнообразным общественно-полезным делам. Желание реализовать свою самостоятельность и в то же время выполнить дело на достаточно высоком уровне, получив при этом признание со стороны педагога, стимулирует развитие этих новообразований.

В самом начале школьной жизни, в период освоения элементов учебной деятельности, у ребенка еще нет потребности в теоретических знаниях. Эта потребность возникает в процессе совместного с учителем выполнения учебных и социальных задач, поэтому знания приобретают новое качество своего содержания - теоритезированность, в характеристике социального опыта отмечается присутствие интеллектуально-академической направленности.

Экспериментальные исследования, проведенные М.Ф.Морозовым, показали, что учащихся уже в первом классе начинают привлекать те знания, которые требуют известной интеллектуальной активности, умственного напряжения.

Социальные знания у младших школьников имеют свои особенности. Учащиеся могут проявлять социальные знания на уровне социальных представлений, в которых отражены внешние признаки явлений, и на уровне социальных понятий, в которых выражены существенные признаки явлений.

В основном социальные знания младших школьников находятся на уровне представлений, что, прежде всего, связано с наглядным, конкретно-образным мышлением детей этого возраста. Кроме того, знания о социальной действительности детей могут быть на разном уровне полноты и глубины, осознанности и прочности, конкретности и обобщенности, а также характеризоваться уровнем системности: учащиеся могут иметь обрывочные, бессистемные знания ("островки" на основе простых ассоциаций) и системные. На высшем уровне системности знаний учащиеся могут устанавливать межпредметные связи, что достаточно важно для процесса освоения социального опыта.

Знания о социальных явлениях помогают ребенку преодолеть ограни ченность личного опыта в общении с людьми, и таким образом ребенок готовится к поведению в тех ситуациях, с которыми ему не приходилось еще сталкиваться.

Приобретение знаний о социальных явлениях и формирование социальных представлений и понятий является сложным процессом. Восприятие многих явлений социальной жизни людей, их социальных отношений представляет для младшего школьника в силу их возрастных психологических особенностей значительную трудность. Освоение социальных представлений совершается в сложном единстве умственной деятельности, нравственного поведения и переживания. Особое значение имеет переживание ребенком своих отношений с окружающими людьми. Психолого-педагогические исследования Б.Н. Алмазова, Л.И. Божович, Г.И. Вергелес, О.Ю. Елькиной показывают, что знания могут стать руководящей силой в поведении ребенка при условии, если они глубоко прочувствованы, пережиты им, связаны с его личным опытом. Полученные ребенком социальные знания могут остаться мертвым грузом, если не реализуются в собственном опыте поведения.

Таким образом, социальные знания младших школьников носят огра-ничейный характер и имеют форму социальных представлений, на основе которых постепенно формируются социальные понятия, пополняющие структуру социальных знаний. Основным источником их приобретения становится образовательный процесс, позволяющий уточнить и конкретизировать житейские социальные представления, приобрести научно обоснованные элементарные социальные знания.

С первых дней пребывания в школе ребенок должен выполнять много новых для него требований, которыми регулируются и направляются все стороны его поведения и способы деятельности. Это требует и предполагает определенную степень развития целенаправленного поведения, сознательно подчинять одно действие другому, а следовательно, определенный уровень освоенности способов деятельности. Каждый школьный день ставит учаще-гося в условия новых отношений, дает толчок развитию детской активности, школьник на каждом шагу сталкивается с тем, что одни его действия и способы их осуществления поддерживаются, поощряются, другие запрещаются, вызывают осуждение. Повторяемость этих оценок приводит к тому, что у ребенка вырабатывается определенная линия поведения. Он сам уже начинает стремиться к одним действиям, воздерживаться от других.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: