Анализ практики освоения социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе




Изучить опыт эмоциональных отношений школьника дает возможность исследование уровня осознанности эмоциональных воздействий на личность ребенка в процессе общения с различными категориями людей. Для нас наибольший интерес представляют связи младшего школьника с основными субъектами идентификации. С целью исследования уровня осознанности эмоционального компонента в отношениях нами была использована следующая методика: "Изучение отношения школьников к учителю и сверстникам". Детям было предложено выполнить рисунки "Мой учитель", "Моя школа", "Моя семья"

Анализ выполненных рисунков показал, что общее соотношение позитивного и негативного отношения к учителю составляет 68% и 32% соответственно. При этом, несмотря на разнообразие рисунков, удалось выявить некоторые общие тенденции, позволившие определить характер отношений младших школьников с педагогом.

В 68% случаев учитель и ученики класса заняты совместной деятельностью, причем учитель не только руководит, но и активно содействует детям, то есть большая часть школьников воспринимает отношение учителя как позитивное, видит в педагоге помощника, выражает стремление сотрудничать с ним и быть понятым. На этих рисунках учитель находится в непосредственной близости от детей. Он не отдален от них какими-либо барьерами (стол, парта и т.д).

Изначально большинство детей выразило интерес к выполнению предложенному заданию и с удовольствием выполняло рисунки. По нашему мнению, это связано с тем, что в начальной школе уровень интереса к учебной деятельности достаточно высок, и при выполнении задания негативное отношение к школе не проявилось. Все дети этой группы проявили старательность при выполнении рисунков. Линии тщательно прорисованы, использованы яркие краски. То есть у детей имеется положительный опыт межличностного общения с педагогом, а также стремление к более тесному эмоциональному контакту с ним.

Вторая группа детей (20%) изображает учителя на достаточно большом расстоянии от детей, при этом отделяет его различными барьерами, выражая это изображениями стола, парты. При этом рисунки достаточно красочны, но цвета выбраны хаотично и не подчеркивают смысла изображенного. На этих рисунках учитель контролирует деятельность учащихся. Следовательно, эти дети не включают учителя в свое ближайшее окружение и осознают его деятельность как назидательную, отвлеченную от их положительных эмоций, то есть отношение к педагогу нейтральное.

Третья группа детей (12%) восприняла задание исключительно как рисунок учителя. Они изобразили педагога за учительским столом. Эти рисунки сделаны в черно-белом варианте, лица учителей выражают или строгость или отстраненность. То есть, вероятнее всего ученик воспринимает педагога негативно, не связывает с ним радостных впечатлений и положительных эмоций.

Параллельно с этим изучались представления школьников об отношении к ним педагога. По результатам исследования, школьников можно разделить на группы по характеру эмоциональной направленности на учителя. К первой группе детей относятся дети эмоционально восприимчивые, ко второй группе — дети, относящиеся к учителю и школьной деятельности нейтрально, к третьей — негативно настроенные младшие школьники.

В ходе бесед с детьми по содержанию рисунков было выяснено, что учитель, нарисованный рядом со школьниками, это тот, кто не только ведет уроки, но и вместе с ними проводит трудовые дела, праздники. То есть дети воспринимают как эмоционально-положительные лишь те отношения со взрослыми, которые объединяют формальное и неформальное общение.

С точки зрения эмоционально-мотивационной сферы показательны результаты тестов на выявление уровня идентификации личности. Они дают возможность судить о том, что в ближайшем окружении третьеклассников преобладающим субъектом идентификации является мама. Этому субъекту отводят главенствующую позицию 30% испытуемых. Такое положение объясняется тем, что рядом с мамой наиболее часто создается ощущение социального комфорта и защищенности. Именно с ней дети связывают проявление лучших человеческих качеств, стараются подражать, желая приобрести подобные свойства. Установлен относительно низкий уровень указаний на социальную значимость папы (3-4 ранговые места). На наш взгляд, это связано с ролью отца в воспитании ребенка, его социальной ролью в семье. Следует отметить, что к маме больше тянутся не только девочки, но и мальчики, поскольку чаще всего именно в ней они видят опору семьи и гарантию спокойной жизни. С одной стороны, такое положение вещей позитивно, поскольку ребенок интенсивнее осваивает моральные нормы, носителем которых в нашем обществе, чаще, нежели мужчина, является женщина. С другой стороны, это чревато нарушением половой идентификации, проявлением у мальчиков стремления быть таким, как мама.

4—5 ранговые места третьеклассники распределяют между дедушкой и бабушкой. В некоторых семьях эти агенты социализации оказывают непосредственное влияние на личность ребенка, в других - их влияние опосредовано. Благодаря им дети знакомятся с обычаями, традициями семьи.

Если расширить рамки рассмотрения проблемы, включив освоение социального опыта в условия иных институтов социализации, то видно, что ведущую роль третьеклассники отводят учителю. 28% детей ставят педагога на первое место. Это, по нашему мнению, связано с тем, что в совместной с учителем деятельности ребенок проводит большую часть времени, в ходе чего и происходит освоение социального опыта. Следует отметить, что большинство учителей, работающих с младшими школьниками, - женщины, поэтому ребенку легче выстроить социальные отношения — они похожи на отношения с мамой с небольшими видоизменениями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: