Реализация педагогической модели процесса освоения социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе




Исходя из результатов констатирующего эксперимента было установлено, что для повышения эффективности организации процесса освоения социального опыта младшими школьниками необходима целенаправленная работа в современном образовательном учреждении. В связи с этим в условиях образовательного процесса нами была апробирована представленная в теоретической части исследования модель процесса освоения социального опыта младшими школьниками. Обратимся к рассмотрению содержания и основных направлений реализации данной педагогической модели. Данная деятельность нашла свое отражение в разработке и апробации авторской программы "Я и окружающий мир", проведении уроков по дисциплинам начальной школы, организации досуговой деятельности учащихся начальных классов в образовательном процессе.

В рамках реализации целевого компонента модели освоения социального опыта нами были определены цель и задачи экспериментальной работы. Цель экспериментальной работы: создать оптимальные условия для эффективного освоения младшими школьниками позитивного социального опыта в образовательном процессе. Данная цель реализовывалась нами в ходе решения ряда конкретных задач, определяющего содержание процесса освоения социального опыта:

в урочной деятельности: 1) заложить основы научных знаний о явлениях социальной жизни; 2) развивать опыт взаимодействия с природно-социальным миром; 3) формировать моральные чувства, формы сочувствия и сопереживания другим людям, заложить эмоционально-нравственные основы отношения детей к окружающему миру; 4) обогатить опыт осуществления социальных действий в новых условиях;

в процессе апробации авторского курса "Я и окружающий мир": 1) уточнить, сделать более четкими и осознанными представления о явлениях социальной сферы жизни, формировать целостный, обобщенный "образ мира"; 2) привлечь внимание к значимости общечеловеческих ценностей и создать условия для освоения позитивного эмоционального отношение к людям; 3)углубить знания детей об основополагающих правах и свободах личности, обогатить внутренний мир ребенка, палитру положительных качеств; 4) побуждать детей к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию; 5) развивать навыки общения в группе сверстников.

В содержательном плане авторский курс был построен на основе анализа имеющихся в современном образовательном пространстве программ и курсов, целью которых является совершенствование процесса освоения социального опыта. Такие разработки в практике общеобразовательных школ появились в связи с актуализацией проблемы освоения социального опыта и обновлением содержания образования. Примером курсов для нас послужили "Ознакомление с окружающим миром" (А.А. Плешаков), "Мир вокруг нас (Н.Ф. Голованова), РАО "Стандарт начального образования" (Н.Ф.Виноградова, 1993).

В результате анализа методических материалов названных разработок, стандарта начального образования и теоретических положений о содержательном аспекте социального опыта, нами было определено содержание каждого из компонентов социального опыта, которое осваивается учащимися начальных классов и находит отражение в требованиях, предъявляемых младшим школьникам.

В экспериментальной деятельности содержательный компонент выражался в подборе рабочего материала, позволяющего организовать процесс освоения младшими школьниками каждого из компонентов социального опыта.

Младшие школьники должны обладать следующими социальными знаниями: о моральных понятиях (справедливость, доброта, взаимопомощь, дружба и т.д.); о правилах взаимоотношений человека с природой, обществом и самим со 131

бой; о культуре поведения в общественных местах, учреждениях культуры; иметь представления о разнообразии объектов и явлений природы и общества, их свойствах, качествах и состояниях; ориентироваться в социальных понятиях; проявлять интерес к явлениям общественной жизни, культуре, истории родного края и страны.(Игры "Ученый совет", "Объясни выражение", "Доскажи", художественные произведения Ю. Олеши "Друзья", Б. Лавренева "Большое сердце", Р. Сефа "Чудеса вежливости", М. Зощенко "Бабушкин подарок", "Гвоздь из родного дома" (шведская сказка)).

Содержание опыта выполнения способов деятельности младших школьников проявляется: в соблюдении правил поведения в учреждениях образования, культуры и быта, местах отдыха и труда; оценивании своего и чужого поведения; проявлении инициативы при оказании помощи; умении самостоятельно и справедливо разрешать конфликты с окружающими; употреблении слов речевого этикета; в выполнении правил гигиены и здорового образа жизни;выполнении правил поведения в природной среде, участии в элементарной природоохранной деятельности; организации своего рабочего места; элементарном планировании трудовых действий. (Художественные произведения А. Барто "Два очка за старичка", С. Маршака "Урок вежливости", А. Маркуши "Азбука мужества", игры "Слушаем себя", "Хорошо-плохо", игра-тест "Светофор", конкурсы "Умелые руки не знают скуки", "Маленький скульптор", "Строители", КТД "Ателье Барби", "Фабрика игрушек").

Опыт эмоциональных отношений содержательно выражается в управлении своими чувствами (проявление сдержанности); способности учиться осознанному восприятию своих чувств и выражению их таким образом, чтобы они были поняты другим, быть восприимчивым к чувствам, желаниям и мыслям других людей; выражении своих взглядов, мыслей, эмоций в доступной для окружающих форме; осознании, что каждый человек уникален, имеет свои предпочтения и чувства;выражении своего мнения о том, что нравится и почему, способности видеть положительное и негативное во взаимоотношениях; проявлении заботы о близких, проявлении внимания к желаниям других детей; стремлении к согласованным действиям, умении выразить в общении свои замыслы, проявлении интереса к действиям, отношениям взрослых; ориентировании своего поведения на положительную оценку, проявлении чуткости к состоянию окружающих;понимании выраженного в мимике, пантомимике, действиях, речи, различных эмоциональных состояниях; понимании особенностей характера сверстников, выражении этого в речи, поведении; проявлении интереса к жизни людей: профессия, образ жизни, любимые дела и т.д. (художественные произведения О.Высоцкой "Ежик", С. Маршака "Отец", Л. Бердника "Две криницы", М. Зощенко "Бабушкин подарок", игры "Спор", "Биография по фото", "Что на что похоже", "Картинки-загадки", игра-тренинг "КТО Я?", сочинения-миниатюры "Те, кого люблю", "Моя семья", "Мои родители").



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: