Картотека игр – экспериментов




Сентябрь

1. «Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.

3. «Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

Октябрь

1. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

2. «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

3. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Ноябрь

1. «Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2. «Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

3. «Найди по звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Декабрь

1. «Горячо-холодно»
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

2. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

3. «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

4. «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

Январь

1. «Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2. «Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4. «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

Февраль

1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.

2. «Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

3. «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

4. «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Март

1. «Плавает-тонет»
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

3. «Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

4. «Поплывет не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.

Апрель

1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2. «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

4. «Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

Май

1. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

2. «Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

 

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте

Занятия

Игры - эксперименты

Дидактические игры

сентябрь

Тема: Рассматривание картины «Играем с песком» Е. Батурина

Цель: вызвать желание рассмотреть картину, называть персонажи и предметы. Уточнить представления о свойствах песка. Подтвердить предположение в игре с песком.

«Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью (мл. гр.) Алёшина 90.

Тема: «Солнечный зайчик»

Цель: познакомить с естественным источником света солнцем.

Е.Янушко «Будь что будет»

Тема: «Что в коробке»

Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать что свет не проходит через прозрачные предметы.

О.Дыбина «Неизведанное рядом»

Тема: «Вылепим куличики»

Цель: уточнить представления о свойствах сухого и мокрого песка.

Л. Дерягина «Пускаем кораблики»

октябрь

 

Тема: «Кто живёт в воде»

Цель: развивать познавательный интерес и воображение.

Л.Дерягина «Пускаем кораблики»

Тема: «Пейте куклы вкусный сок»

Цель: выявить свойства воды и красок, способность красок растворяться в воде и изменять её цвет. Е.Янушко

 

ноябрь

Тема: «Сказка о том как радуга в воде купалась»

Цель: познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной. Л. Дерягина

Тема: «Рисовальнички»

Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета.

Е.Янушко

 

декабрь

Тема: «Знакомство со свойствами и качествами ткани и бумаги»

Цель: познакомиться со свойствами бумаги (непрочная, рвётся, легко мнётся) и ткани (прочная, трудно порвать, мнётся меньше, чем бумага, можно сшить), путём обследовательских и экспериментальных действий.

«Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью (мл. гр.) Алёшина 34.

Тема: «Времена года»

Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.

О.Воронкевич Л.Дерягина

 

Тема: «Тает льдинка»

Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле.

О.Дыбина Е.Янушко

Тема: «Магазин»

Цель: закрепить знания о родовых понятиях, о названиях материалов, из которых сделаны предметы, об основных цветах и форме предметов.

«Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью (мл. гр.) Алёшина 86.

январь

Тема: «Считалочка - купалочка»

Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.

Л.Дерягина

Тема: «Как вода гулять отправилась»

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Е. Янушко

 

февраль

Тема: «Волшебное мыло и мыльные пузыри»

Цель: закрепить знания о свойствах мыла и его назначении, путём экспериментирования.

Л. Дерягина, О. Дыбина

Тема: «Мыльные пузырьки»

Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь. Л.Дерягина

Тема: «Кто разбудил китёнка»

Цель: познакомить с тем что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

Л.Дерягина

 

март

Тема: «Знакомства со свойствами дерева и резины»

Цель: познакомить детей со свойствами дерева (твёрдый, неупругий материал), резины (мягкий, упругий материал), с помощью обследовательских и экспериментальных действий.

«Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью (мл. гр.) Алёшина 80.

Тема: «Рыбалка»

Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.

Л.Дерягина

 

Тема: «Водопад»

Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.

Л.Дерягина

Тема «Лото-игрушки»

Цель: закрепить знания детей о различных материалах, из которых сделаны игрушки (ткань, бумага, дерево, резина).

«Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью (мл. гр.) Алёшина 85.

апрель

Занятия с детьми и родителями.

Тема: «Почему кораблики не плывут»

Цель: развивать познавательный интерес в экспериментальной деятельности; организовать сотрудничество родителей и детей на занятии в ДОУ.

Н. Корженевская.

Тема: «Ветка в вазе»

Цель: показать значение воды в жизни растений.

О.Воронкевич

 

Тема: «Сказка о камешке»

Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.

Л.Дерягина

Тема «Что лишнее»

Цель: закрепить знания детей о различных материалах, из которых сделаны игрушки и предметы (ткань, бумага, дерево, резина) и их свойствах.

«Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью (мл. гр.) Алёшина 85.

май

 

Тема: «Ветер и кораблики»

Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.

Л.Дерягина

Тема: «Пенный замок»

Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена. Е Янушко

 

Картотека игр – экспериментов

(младший дошкольный возраст)

Солнечный зайчик

Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем.

Материал: маленькие зеркала, солнечный свет

Ход игры - эксперимента

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать.… Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.

Что-то в коробке

Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.

Материал: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все углы.

- Зайка, а где твой мячик? - спросила мама.

- Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату.

- А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик.

Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.

Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.

Кто живёт в воде

Цель: развивать познавательный интерес и воображение.

Материал: синий и голубой карандаши или акварельные краски, альбомный лист

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

 

Водяные человечки

Целый день плескались в речке.

А потом залезли в тазик

Искупаться ещё разик.

В песочнице живут песочные человечки, а в воде (в море, в озере, в речке, а также в ванночке и в тазике) обитают водяные человечки. С водяными человечками тоже очень интересно играть. Они могут быть такими, как на картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их в альбоме. Дайте малышу синий и голубой карандаши или акварельные краски и попросите его самостоятельно нарисовать своих водяных человечков.

Пейте куклы вкусный сок

Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет.

Материал: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Однажды зайка решил показать маме фокус. Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.

- Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.

Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки).

- Открывай! – скомандовал Зайка.

Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (А ты показывай пальчиком, где какая).

- Как красиво! – восхитилась мама.

Предложите детям приготовить для кукол разноцветный сок, постарайтесь привлечь внимание ребёнка элементом волшебства: «А если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок?»

Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол, угостите напитками. Красная вода превратится в томатный сок, оранжевая – в апельсиновый, жёлтая – в ананасовый, синяя - в ежевичный.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: