Профессионально важные качества для профессий строительной отрасли




Строитель – это специалист, занимающийся возведением зданий и сооружений.

Труд строителя существенно различается в зависимости от того, работает ли он на крупных производствах, где четко разделены функции различных работников, или в небольшой многопрофильной бригаде, выполняющей различные виды строительных работ. В первом случае, большую часть рабочего времени он занят выполнением небольшого числа довольно однообразных действий (нанесение раствора, укладка кирпичей и т.д.), в соответствии с его строительной специальностью.

Специалисту строительной отрасли нужно знать используемые при возведении зданий и сооружений материалы и технологии, уметь применять их на практике. Следует знать правила строительных работ, специфику применения инструментов и оборудования, технику безопасности. Тому, кто работает в составе крупных бригад и специализируется на каком-то конкретном виде деятельности, следует в совершенстве владеть своим видом труда и представлять в общих чертах, чем занимаются другие люди, работающие на стройке. Строитель, который работает в небольшой бригаде, выполняющей заказы (например, занимающейся возведением коттеджей или ремонтом квартир), должен уметь выполнять сразу несколько видов работ.

Несмотря на механизацию производственных процессов, доля тяжелого физического труда в профессиях строительной отрасли остается достаточно высокой. Поэтому в ряде профессий сохраняются требования к физической силе и выносливости, с которыми связана способность длительно поддерживать мышечное напряжение и выполнять движения, требующие больших усилий.

В ряде профессий строительной отрасли большое значение имеет такая особенность нервной системы как подвижность (лабильность), обеспечивающая высокий темп, быструю переключаемость с одного вида работы на другой, скорость, хорошее распределение внимания между разными видами деятельности.

Во многих профессиях строительной отрасли требуется эмоциональная устойчивость, особенно в стрессовых ситуациях, что довольно часто зависит от силы нервной системы. Например, эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях необходимы при использовании и обслуживании технических устройств; управлении транспортными средствами в строительстве, когда существует реальная возможность возникновения аварийных ситуаций; осуществлении управленческих функций.

Требования к психомоторике

Исполнительно-двигательная активность работника наиболее впечатляет в профессиях ручного труда. Даже при самом высоком уровне развития техники ее нужно монтировать, собирать, налаживать, регулировать, ремонтировать и демонтировать, а это требует усилия «приложить руки».

Среди требований к качеству исполнительно-двигательных проявлений человека нужно указать такие, как точность и быстрота движений и действий, хорошая координация и обдуманность движений, наличие различных двигательных навыков, ручная умелость, ловкость. Эти качества исполнительно-двигательной активности обеспечиваются следующими психофизиологическими функциями:

1.Координация движений – способность выполнять точные движения на основе согласованной деятельности различных групп мышц.

Для профессий строительной отрасли важна координация движений всего тела (монтажник стальных и железобетонных конструкций, кровельщик, штукатур, каменщик).

2.Высокоразвитая сенсомоторная координация необходима для точности и плавности движений работника строительной отрасли, согласования действий со зрительным восприятием. При этом запуск, регуляция, контроль и коррекция движений осуществляется на основании сенсорной информации, поступающей от анализаторов. Вместе с тем сам процесс выполнения движений связан с уточнением, изменением и возникновением новой сенсорной информации.

3.Быстрота реакции необходима работникам строительной отрасли, в труде которых возможно возникновение непредвиденных ситуаций, связанных с риском и требующих немедленных действий (монтажник стальных и железобетонных конструкций, машинист башенного крана).

Требования к различным видам чувствительности

Профессии строительной отрасли предъявляют значительные требования к восприятию. Нелегко найти какую-либо воспринимающую систему у человека, которая бы не понадобилась в той или иной профессии строительной отрасли. В одних случаях требуется более тонкое зрительное различение свойств материала или обстановки труда. В других – надо на слух оценивать работу оборудования. В третьих – обоняние ориентирует человека в важных обстоятельствах труда. Тонкие мышечные ощущения и точная дозировка усилий, прилагаемых к инструменту, обуславливают успех во многих видах сборки, наладки оборудования. Органы равновесия играют важную роль при работе на высоте при ограниченной площади опоры. В целом следует отметить, что зрительные, слуховые, вибрационные, мышечно-суставные и другие виды ощущений и восприятия имеют существенное значение для осуществления производственных процессов, главным образом, при возведении зданий и сооружений и монтаже оборудования и коммуникаций.

Зрительная чувствительность

Острота зрения требуется работникам тех профессий, где в процессе труда необходимо различать мелкие детали. Это характерно для профессий, где ведется строгий контроль над качеством изделий. Формовщику железобетонных изделий и конструкций острота зрения необходима для постоянного зрительного контроля над качеством формируемого изделия. Он должен уметь различать «на сером фоне бетонной смеси различные дефекты формы».

Развитое цветоразличение требуется работникамтех профессий, в которых необходимо различать тончайшие цветовые оттенки.

Штукатур должен обладать способностью к тонкому восприятию оттенков серых тонов штукатурного раствора, который различается по составу. Качество штукатурного раствора (количество извести, цемента, гипса, мела и воды) специалист должен определять на глаз, по его оттенку, что очень важно для предотвращения брака.

Маляр живет в мире красок. Цвет и оттенок, блеск и матовость – все это мастер учитывает в своей работе. Поэтому он должен обладать правильным цветовым восприятием, художественным вкусом.

Глазомер способность визуально оценивать пространственные характеристики объектов: размеры, удаленность.

Глазомер требуется, когда частое пользование измерительными инструментами затрудняет рабочий процесс, делает его излишне утомительным: каменщик, облицовщик-плиточник.

В некоторых профессиях из-за отсутствия каких-либо измерительных приборов специалист вынужден полностью полагаться на собственный глазомер. Так, стропальщик должен обладать хорошо развитым динамическим глазомером, необходимым для визуальной оценки движущихся плит.

Мышечная чувствительность - способность ощущать движение, положение отдельных частей тела, дозировать мышечные усилия).

Мышечная чувствительность важна в первую очередь в профессиях ручного труда, где руки рабочего непосредственно контактируют с объектами труда: формовщики, плотники, каменщики.

Вестибулярная чувствительность – чувствительность к гравитационному полю, информирующая о положении головы и тела и направлении движения тела. С ней неразрывно связаны: чувство равновесия, пространства. Вместе с кинестетической чувствительностью она определяет наличие специальных двигательных ощущений, необходимых для быстрого и эффективного освоения трудовых и профессиональных навыков и умений, особенно при работе на высоте.

Облицовщики, выполняющие работу по отделке фасадов, работают на высоте, при ограниченной площади опоры. Им необходимо хорошее чувство равновесия, ловкость и отсутствие страха высоты.

Для работников строительной отрасли необходимо развитое осязание (кинестетическая чувствительность). Осязание играет важную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук. Оно является одним из важнейших источников знаний о пространстве и механических свойствах предметов, доступных ощупыванию руками. Благодаря осязанию человек научается сравнивать объекты, производить простейшие операции анализа и синтеза. Таким образом, он проходит «первоначальную школу предметного мышления».

Хорошее осязание необходимо работникам тех профилей, где важное значение имеет контроль качества поверхности изделий не только с помощью инструментов, но и на ощупь: каменщик, облицовщик-плиточник.

Обоняние – вид химической чувствительности, способность ощущать и различать пахучие вещества. Пахучие вещества в виде пара, газа, тумана, пыли или дыма достигают рецепторов при вдыхании через нос или полость рта и вызывают ощущения.

Обоняние включено в познавательную активность человека в таких областях, которые представляются, на первый взгляд, далекими от обонятельных раздражителей: например, плотники по специфическому запаху судят о сортах и качествах древесины.

Требования к познавательным процессам

Самое главное в области познавательных процессов для специалистов строительной отрасли – это повышенные требования к вниманию, его сосредоточению, распределению (направленность внимания одновременно на несколько объектов или на выполнение нескольких действий), переключению (перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой). В профессии инженера-проектировщика необходима устойчивость внимания (способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание), т.к. он тщательно прорабатывает технические вопросы при проектировании здания или инженерных коммуникаций, занимается разработкой проектной и технической документации, оформляет материалы проектно-конструкторских работ.

В профессиональной деятельности специалистов строительной отрасли большую роль играет память. Она лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

Моторная (или двигательная) память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений (например, различных регулировочных операций). Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека в рабочих профессиях строительной отрасли напрямую связано с этим видом памяти.

Образная память связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением образов, ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Виды образной памяти: зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая.

В профессиях строительной отрасли наиболее значима зрительная память, связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок, формул. Значение словесно-логической памяти особенно велико для инженерных профессий, в которых важна способность воспринимать и удерживать в памяти словесно-логическую информацию больших объемов. В памяти приходится хранить многочисленные инструкции, правила, положения, стандарты.

Специалист творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею благодаря воображению. Воображение позволяет ему ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

С помощью пространственного воображения происходит представление нового чертежа, схемы и т.д.. Пространственное воображение проявляется также в умении по чертежу воссоздать объемную фигуру детали, используя схему, представить движение и сделать из этого выводы о характере работы данного устройства.

Пространственное воображение помогает и успешному осуществлению графических работ. С ним связано умение определить то, как изменится видимый облик деталей и конструкций при переносе его на плоскость чертежа. Оно необходимо в работе инженера-проектировщика, инженера-конструктора.

С помощью технического творческого воображения на основе прошлого опыта целенаправленно создаются новые, оригинальные технические идеи и образы. Зачастую это образы объектов, не существующих в данное время. Без творческого воображения невозможен процесс генерирования новых идей и их конструкторская проработка. Поэтому развитое техническоетворческое воображение имеет особое значение в таких профессиях как инженер-конструктор и инженер-проектировщик.

Для специалистов строительной отрасли требуется хорошее мысленное оперирование предметами в пространстве (развитое пространственное мышление).

Для всех работников профессий технического профиля пространственные представления имеют большое значение. Например, пространственные представления необходимы для научно-технической деятельности, связанной с конструктивным мышлением и техническим творчеством (инженер-конструктор).

Для профессий строительной отрасли большое значение имеет практическое мышление (наглядно-действенное и наглядно-образное), работа которого, в основном, направлена на разрешение частных конкретных задач.

Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производительным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта. Сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. С опорой на внешние практические действия, путем физического преобразования ситуации производится решение той или иной производственной задачи. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами.

Словесно-логическое мышление наиболее характерно для инженеров, поскольку они выполняют мыслительные операции с различными понятиями. Словесно-логическое мышление (отвлеченное, теоретическое) – один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Это речемыслительный процесс, для которого характерно отражение окружающего мира в понятиях. Понятие первоначально отражает сходное и неизменное в явлениях и предметах. Одновременно со становлением понятий идет развитие другого компонента мышления – операций, т.к. оно должно совершаться с определенной логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. В процессе словесно-логического мышления человек оперирует понятиями и логическими приемами, сложившимися в историческом развитии человечества. Он выходит за рамки индивидуального опыта, подключая огромный багаж знаний, выработанный человечеством.

Большинство профессий строительной отрасли предполагают работу с техникой. В работе с техникой специалисты совершают различные действия по созданию, использованию и обслуживанию технических устройств. Для их успешности важно наличие следующих особенностей личности.

Дисциплинированность.

Техника не прощает легкомысленного обращения с собой: либо она выходит из строя, либо может пострадать и сам человек (это наиболее очевидно, например, при работе с электрическим током, на высоте, при управлении транспортными средствами и др.). Поэтому в исполнительных видах деятельности при использовании, обслуживании и перемещении технических объектов от работника ожидается и требуется точность, определенность действий, высокая исполнительская дисциплина, пунктуальность. Техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: