Игры. Обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В.Петрусинского. Книга 5. Педагогические игры. Москва, 1994.




 

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ.

Эта книга - практическое руководство к действию преподавате­лям-новаторам, которые хотят освоить и использовать в учебном процессе новейшие методики интенсивного обучения в игровых формах. В отличие от других изданий, посвященных теории игрового обучения, данная книга направлена исключительно на практическое воплощение игровых форм в педагогическую практику. Игровые формы использу­ются как универсальное средство в деле обучения, развития и воспита­ния.

Игры сборника представлены в виде сценариев, написанных в форме готовых речевых инструкций. Эти инструкции, либо произносимые преподавателем, либо воспроизводимые магнитофоном, позволяют создать необходимые условия проведения занятий в игровых формах и не требуют специальной подготовки преподавателя, освоившего сам принцип обучения. Этот принцип изложен в главе "Преподавательские игры", посвященной освоению преподавателями способов и приемов интенсивного обучения. Прохождение этого этапа весьма рекомендо­вано преподавателям, впервые сталкивающимися практически с игро­выми формами учебного процесса. Освоив принципы игровой учебной деятельности вместе со своими коллегами - преподавателями, высту­пающими в роли обучаемых, учителя смогут использовать эти приемы в своей учебно-педагогической практике, уже работая с учащимися.

В главе "Воспитательные игры" предполагается участие препода­вателя в роли организатора самой ситуации игры. Тут от него потре­буется умение задавать условия игры и ее основные правила. Сценарии этой главы рассчитаны на широкой круг как учащихся, так и препода­вателей.

Глава" Игры гармоничного развития личности" имеют определен­ную специфику. Эта глава содержит не автономные игры, а некоторый последовательный курс, в котором состав учащихся и самих препода­вателей — ведущих игру, уточняется в процессе прохождения курса.

Большая часть игр, использованных в сборнике, основана на изве­стных игровых приемах, однако авторами и составителями игр дана авторская интерпретация этих приемов, с целью их использования при суггестокибернетическом методе интенсивного обучения с по­мощью аудиовизуальной техники.

В книге представлены игры, используемые на полидисциплинарных курсах интенсивного обучения. Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:

I. Обучающая функция — развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие информации различ­ной модальности; развитие навыков владения родным и иностранным языком.

2. Развлекательная функция — создание благоприятной атмос­феры на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увле­кательное приключение.

3. Коммуникативная функция — объединение учащихся в коллек­тив, установление эмоциональных контактов.

4. Релаксационная функция — снятие эмоционального напряже­ния, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обу­чении.

5. Психотехническая функция — формирование навыков подготов­ки своего физиологического состояния для более эффективной дея­тельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.

6. Развивающая функция — гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей.

7. Воспитательная функция — психотренинг и психокоррекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций.

Все сценарии построены по единым принципам. Они включают в себя предварительную инструкцию, выполненную в форме диктор­ского текста. Учитывая специфику восприятия текста с фонограм­мы, инструкция, как правило, повторяется дважды — сначала в подробном виде, а затем после слов "Итак..." в виде "свертки"— короткого резюме. Затем дается сигнал "Гонг". По этому сигналу ведущий или оператор должен остановить магнитофон, воспроизво­дящий инструкцию, и включить другой — с фоновой музыкой. Техни­чески это может быть выполнено с помощью включения тумблера дистанционного управления магнитофоном. По сигналу гонга обучае­мые начинают выполнять игровые действия. Время на каждую игру, как правило, заранее оговаривается в инструкции. По мере выполнения игрового действия (на усмотрение ведущего) тумблером включается магнитофон и обучаемые слушают последующие инструкции. Как только включается магнитофон, предыдущее игровое действие следу­ет прекратить "на полуслове".

Хотя игры предусматривают автоматизированную аудиовизу­альную систему для задания инструкций по организации игр, роль преподавателя при проведении таких игр весьма существенна. После каждого сигнала "Гонг", когда вступает в силу фрагмент инструкции и начинается время для ее выполнения, направлять действия участ­ников игры может только преподаватель. Участники игры экспром­том не всегда могут предусмотреть самый оптимальный шаг, преподаватель же предварительно знакомится со сценарием и благо­даря своему жизненному и педагогическому опыту сможет заранее на­метить возможные варианты для оптимального развития событий в игре, поэтому его основной задачей является практическая реализа­ция данного сценария в своем видении.

Мы желаем вам успехов в освоении игровых приемов интенсивного обучения!

 

 

ГЛАВА 5.1.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

(Игры психокоррекции поведения)

 

Предлагаются ролевые игры и психодра­матические приемы для развития и лич­ностного роста ученика, а также упражнения, позволяющие практически освоить правила этикета.

 

ВВЕДЕНИЕ.

Игры этой главы предназначены главным образом для работы с детьми и подростками в школе или в других условиях групповой работы с учениками. Игры адресованы педагогам, воспитателям и школьным психологам, родителям и всем, кто имеет отношение к воспитанию.

Имея в виду, что практическая игровая деятельность очень эффективна при усвоении разного рода психологических навыков и культурных норм поведения, авторы попытались облечь в игровые формы известные правила поведения в обществе, психологические приемы работы над развитием личности и т.п.

Педагогам и их воспитанникам предлагаются сценарии, по которым можно самим творчески освоить те или иные аспекты воспитания, избегая при этом слепого следования жестким нормам и правилам. Участники игр имеют возмож­ность пробовать и находить для себя наиболее приемлемые формы поведения в тон или иной ситуации. В этом им должна помочь система обратной связи и экспертной оценки поведения, которая заложена в условиях игр, как один из важнейших принципов корректировки поведения. В главе содержатся игры, кото­рые можно условно разбить на три направления. Первое направление - это освоение самых общих правил этикета. Иными словами: как себя культурно вести в различных жизненных ситуациях. Другое направление: как развить в себе те или иные важные личностные качества, такие как воля, организованность, умение отстоять свою точку зрения и т.д. Третье направление: как найти свой стиль во всем, научиться понимать, что твое, а что не твое в этой жизни.

Ко многим играм даются приложения в виде свода правил и норм поведения, которые приняты в обществе. Прежде чем их изучить, участникам предлагает­ся самим попробовать сделать те или иные упражнения хорошо, а затем только обратиться к правилам и убедиться в их приемлимости. Игры хорошо прово­дить на группах продленного дня в школах, гимназиях, лицеях, в летних и зимних лагерях отдыха и т.п.

При освоении внешних приемов поведения важно помнить, что всякая куль­тура, прежде всего внутренняя, а от нее уже происходит внешняя. Создавая гармонию внутри себя, мы делаем гармоничным окружающий мир. Итак, при­ступим к играм! Удачи вам!

 

5.1.1. ЭТИКЕТ

Добрый день! Сейчас мы предлагаем вам несколько игр, связанных с правилами этикета. Слово "этикет" пришло к нам из французского языка. Оно означает сло­жившийся в обществе порядок общения, принятые ритуалы и манеры поведения., Владеть ими особенно важно сегодня, когда многие так остро ощущает дефицитj добросердечности, милосердия и бескорыстия. Конечно, все разнообразие нашей жизни невозможно втиснуть в раз и навсегда установленные формы и правила. Поэтому главное, что определит ваше умение вести себя в обществе — это сочетание естественности и уважения к окружающим, чувство такта, вкуса, достижение вза­имного удовлетворения сторон. Чтобы почувствовать вкус к нормам этикета, давай­те сначала проведем небольшую разминку. Сейчас каждый из вас получает задание — вспомнить какую-либо норму проявления этикета, рассказать о ней и, по возмож­ности, показать ее всем собравшимся. Итак, мы вспоминаем сейчас примеры современных или старинных форм этикета и готовимся продемонстрировать или хотя бы рассказать о них всем участникам нашей встречи. Пожалуйста. (Гонг). Спасибо. Все участники подготовились. Сейчас по очереди, по кругу, мы покажем друг другу образцы проявления норм этикета. Постараемся сделать это ярко и увлекательно. Все зрители могут принимать активное участие в показе и обсуждении. По резуль­татам выступлений будут определены те, кто не только хорошо знают некоторые правила этикета, но могут изысканно и галантно продемонстрировать их нашему избранному обществу. Итак, начинаем показ хороших манер. Пожалуйста. (Гонг). Прекрасно. Сейчас ведущий организует подведение итогов этого конкурса. В опре­делении лучших знатоков и преподавателей этикета могут принять участие все желающие. Ведущий, приступайте! (Гонг). Благодарим всех за участие, на этом парад этикетных форм закончен. (Гонг).

 

5.1.2. ПРИВЕТСТВИЕ

Как поприветствовать знакомого и незнакомого человека? Как поприветство­вать старшего и младшего, мужчину и женщину? Нужно ли всегда подавать руку, нужно ли здороваться первым? А может быть нужно поцеловать женщине руку? И вообще, нужно ли целоваться при приветствии? А как быть, если мы идем по улице и встречаем кого-то из знакомых? Что делать со шляпой, с шапкой? Вот, оказыва­ется, как много вопросов возникает в таком, казалось бы привычном повседневном поступке - приветствии. Сейчас мы предлагаем вам разбиться на две группы. Пусть в каждой группе будет примерно одинаковое количество джентльменов и дам. Каждая группа получит задание, связанное со знанием правил приветствия. Итак, все участники делятся на две подгруппы. Пожалуйста. (Гонг). Первая группа получает задание — рассказать все, что она знает о правилах приветствия. Привет­ствие старших и младших, мужчин и женщин, начальников и подчиненных. Пожатие руки, поцелуи, приветственные слова. Обо всем этом нужно рассказать поподроб­нее, и - самое главное — показать, разыграть сценки правильного и неправильного «приветствия. Вторая группа подготовит правила приветствия знакомых, встретившихся вам на улице. Приветствие малознакомого и хорошо вам знакомого человека. На близком и на удаленном расстоянии. Мужчины и женщины, молодые люди и дамы. Когда вы идете по улице парой, группой. Не забудьте упомянуть, что делать в это время с головным убором и перчатками. Итак, первая группа представит нам общие правила приветствия, вторая — подготовит показ приветствия на улице. Ведущий предоставит время для подготовки. Когда обе группы будут готовы, они по очереди покажут свои работы. Пожалуйста, начинаем подготовку. (Гонг). Подго­товка закончена. Команды начинают демонстрацию своих работ. Одна команда показывает все, что она подготовила, другая — готовится делать свои замечания. Во время подведения итогов все замечания будут высказаны. Итак, начинаем выступ­ления команд. (Гонг). Поблагодарим команды за их выступления. А сейчас — обсуждение, замечания и дополнения. Все помогают ведущему определить лучшую команду и лучших участников выступлений. Итак, обсуждение. (Гонг). Вот и состоялся наш разговор о приветствиях. Надеемся, что он был для вас интересен и, может быть, вы даже узнали для себя что-то новое. Благодарим вас. (Гонг).

 

5.1.3. ЗНАКОМСТВО

 

Как осуществить знакомство? Как представиться друг другу? Где и когда пред­ставляться не нужно? Как представляются молодые и старые, мужчины и женщины, подчиненные и начальники? Какие фразы приготовить для этой важной церемонии? Попробуем разобраться в этих вопросах. Сейчас по очереди вам предоставляется возможность рассказать друг другу о правилах знакомства, представления людей друг другу. Рассказ мы будем вести по кругу, каждый по очереди будет дополнять предыдущие выступления, добавляя что-то свое. Итак, мы рассказываем друг другу о том, как нужно знакомиться по всем правилам. Выступят все. Выступления можно дополнять. Пожалуйста. (Гонг). Надеемся, что после состоявшегося разговора всем стало ясно, когда и каким образом следует осуществлять непростую процедуру знакомства. А сейчас все участники разобьются на небольшие группы по два, три, четыре человека и эти группы, не теряя времени, покажут нам уже на практике — как нужно знакомиться. Итак, быстро разбиваемся на группы, готовим и показыва­ем по очереди сценки знакомства. Пожалуйста. (Гонг). А сейчас давайте все вместе посмотрим сценки знакомств. Предположим, вы хотите познакомить двух или не­сколько людей. Какие существуют правила приветствия, представления и знаком­ства? Попробуем отрепетировать эти ситуации... Для этого сначала нужно войти в воображаемый образ — роль. Допустим, теперь вы стали Сергеем Ивановичем Петуховым, учителем музыки средних лет или мальчиком Васей шести лет, или молоденькой студенткой института Ирой. Выберите себе милый для вас или чем-то интересный образ и вживитесь в него, прочувствуйте его характер. Чтобы всем понять вашу роль, представьтесь и дайте характеристики ваших персонажей. Слушаем желающих. Пожалуйста. (Гонг) Так, хорошо. А теперь предлагаем всем участникам ознакомиться с правилами этикета, описывающими процедуру привет­ствия и знакомства (они даны в приложении). Ведущий, просим вас сообщить. (Гонг). Спасибо. Теперь один из участников будет знакомить всех остальных между собой. Для этого ему самому надо сначала со всеми познакомиться и проду­мать церемонию их представления друг другу, учитывая пол, возраст, положение в обществе. Кроме того, он должен продумать, в какой атмосфере будет происходить знакомство, в какой ситуации (может быть это будет праздник или же это будут случайные попутчики в вагоне поезда, может быть это будут новые сотрудники). Итак, ведущий группы придумывает подробности сцены знакомства, а судьи из жюри готовятся оценивать работу участников. Пожалуйста, пять минут на подго­товку. (Гонг). Спасибо. Теперь приступим к самой процедуре представления. По­

старайтесь быть артистичными и не забывать об условности происходящего. Пусть будет немного смешно. Пожалуйста. (Гонг). Спасибо. Очень хорошо. Обсудим наши успехи. Пусть судьи сделают сообщение и поделятся впечатлениями от только что просмотренных сцен — как соблюдался этикет, было ли знакомство непри­нужденным, вежливым и т.д. Пусть другие участники группы тоже выскажут свое мнение. Просим вас. (Гонг). Благодарим, на этом игра закончена. (Гонг). Приложение: правила хорошего тона при представлении.

1. Младшего представляют старшему, мужчин — женщине, сотрудника — руководителю.

2. Знакомя ровесников, первым представляют более близкого себе человека. Но всех знакомых представляют родителям, а не наоборот.

3. Отдельного человека представляют группе.

4. На многолюдных приемах гости знакомятся между собой сами.

5. Не нужно представлять своего спутника при непредвиденной встрече.

6. Не обязательно представляться своим спутникам в пути, соседям за общим столом, на собрании. Можно ограничиться общим приветствием.

7. Как правило, первым руку подает при знакомстве тот, кому представили другого, т.е. женщина подает руку мужчине, старший — младшему, руководитель — подчиненному.

8. Хозяйка всегда встает навстречу гостям.

9. Принято здороваться со всеми, с кем вы часто встречаетесь.

10. Первым принято здороваться младшему.

11. Не принято подавать руку через стол или через порог.

12. Не принять протянутой руки — большое оскорбление.

 

5.1.4. ОТКРОВЕНИЕ

 

Известно, что словами так трудно выразить всю глубину чувств. Но если это действительно удалось сделать, значит человек по-видимому кроме слов вложил в свое произведение часть души. Давайте все вместе поиграем в известную всем игру в почту. Здесь все знают друг друга, знают достоинства каждого человека и его несовершенства. Пусть каждый из присутствующих напишет каждому краткое по­священие — поздравит каждого с успехами, достоинствами, достижениями и очень по доброму, тактично, именно с душой, пожелает дальнейшего совершенствования в тех областях, где успехи еще не так явно выражены. Хотелось бы отметить, что именно частичка души, вложенная в слова и пожелания, сыграет решающую роль для каждого. Это полезно и для тех, кто раскрывая глубину своей души желает совершенствования другу. Это важно и для тех, кто воспринимает этот душевный порыв своих друзей — он конечно почувствует прилив душевных сил для своего дальнейшего самосовершенствования. Итак, возьмите ручку. На отдельных листоч­ках напишите записки-посвящения. Листочки сложите. Сверху напишите фамилию адресата. Отправители могут себя не называть. Можно подписаться псевдонимом. Приступайте. Пожалуйста. (Гонг). Заканчиваем. Теперь просьба ведущему собрать все записки и затем исполняя роль почтальона раздать их адресатам. Просим вас. (Гонг). Когда каждый прочтет адресованные ему записки, кто-то, наверное, захочет выступить и поблагодарить за оказанное ему внимание. Просим вас. (Гонг) На этом наша встреча заканчивается. Ведущий подведите итоги. Пожалуйста. (Гонг).

 

5.1.5. ПРОДАВЕЦ И ПОКУПАТЕЛЬ

 

Предлагаем всем участникам разделиться на тройки. Пожалуйста. (Гонг) Эта игра будет адресована к той части в каждом человеке, которая заведует культурой взаимоотношений в сфере обслуживания, где очень часто мы можем наблюдать огрехи и разного рода казусы. Итак, один из участников будет учтивым и весьма профессиональным продавцом, другой - требовательным, капризным и нагловатым покупателем, третий будет арбитром. Решите между собой, как будут распределены роли. Пожалуйста. (Гонг) Придумайте также, какого рода товары будут продаваться в вашем магазине - хлеб, овощи, одежда и т.д. А может быть это будет что-то необычное... Просим вас. (Гонг). Хорошо. А сейчас приступим к игре. Продавец пытается обслужить капризного покупателя несмотря ни на что. Переходить рамки вежливости нельзя продавцу, покупателю же нельзя применять физическую силу и неприлично выражаться. Арбитр оценивает все промахи продавца и его диплома­тические находки. Бестактное поведение штрафуется снижением оценки. Если ус­ловия игры понятны, то начнем... Пожалуйста. (Гонг). Хорошо. А теперь поменяемся ролями. Продавцы становятся покупателями, а покупатели продавцами. Внимание. Начали. (Гонг) Спасибо, на этом игра закончена. (Гонг).

 

5.1.6. ЗА СТОЛОМ

(хорошо подготовить все необходимое для чаепития, можно использовать карточки с нарисованной посудой и едой)

 

Вспомним правила поведения за столом во время еды. Вспомним также, как нарушаются эти правила и как нас раздражают окружающие люди, когда они не умеют красиво или просто приятно есть. В этой игре мы обменяемся опытом или представлениями о том, что такое культурно есть и, может быть, придем к некото­рому общему взгляду на то, "что такое — хорошо и что такое — плохо" в этом деликатном вопросе. Тут, как и во всем нужна мера. Нас в равной степени может раздражать громкое чавканье или же чрезмерная чопорность и навязчивое следова­ние сухому набору правил поведения за столом. Найдем органичное и приемлемое среднее. Предлагаем вам разделиться на тройки. Просим вас. (Гонг). Один из тройки будет изображать, будто он ест за столом, используя все приготовленное для этого. При этом, его задача - совершить как можно больше ошибок, то есть как можно хуже. Задача другого партнера - внимательно следить за едоком и вовремя замечать и исправлять нарушения. Третий участник - судья. Он оценивает замечания и за каждое зачисляет очко его автору, а за пропущенную незамеченную оплошность - едоку. Итак, если условия понятны, то приступим к игре. Пожалуйста. (Гонг). Хорошо. А теперь поменяемся ролями и продолжим игру. (Гонг) Теперь еще раз сменим роли (Гонг) Спасибо, давайте сравним все оценки и обменяемся впечатлениями. (Гонг).

Приложение: правила хорошего тона за столом.

1. Сидя за столом, следует только запястьем опираться на его край. Женщина может ненадолго опереться на стол локтем.

2. Не следует играть приборами, хлебом, салфетками, складывать край скатерти трубочкой, протягивать во всю длину ноги под столом.

3. Во время еды не следует расставлять локти и низко склонять голову над тарелкой. Голову можно слегка наклонить и на эту высоту поднести вилку и ложку.

4. Не дуйте на горячую еду и напитки.

7. Не следует причмокивать и прихлебывать.

8. После еды нож и вилку принято складывать в тарелки параллельно, ручками в правую сторону. Когда предполагается, что те же приборы будут использоваться при следующем блюде, кладут их на стол.

9. Если вы пользуетесь ножом и вилкой, то все время держите вилку в левой руке, нож — в правой, не перекладывая их из руки в руку.

-10. Когда запиваете еду каким-либо напитком, следует сначала проглотить то, что находится во рту, а только потом пить.

11. Жевать нужно спокойно, с закрытым ртом.,

12. Доедая последнюю ложку супа, не наклоняйте тарелку к себе.

13. Если блюдо приправлено соусом, салфетку кладут на колени.

14. Не мокайте хлеб в соус, даже если вы держите хлеб на вилке.

15. Салат берут не ножом, а вилкой.

17. Когда режете мясо, пальцы должны быть на ручке ножа.

18. Передавая кому-либо нож, протягивайте его ручкой от себя.

 

5.1.7. ДИПЛОМАТИЯ

 

Давайте поупражняемся в искусстве дипломатии. Предположим, между вами завязался интересный разговор, но одному из беседующих нужно прервать беседу, так как, допустим, он опаздывает на свидание, а другому хочется продолжить интересное общение. Как быть? Попробуем разыграть эту ситуацию по ролям. Разделитесь, пожалуйста, по тройкам. Просим вас. ("Гонг/Один в тройке - судья или супервизор - то есть беспристрастный наблюдатель. Двое других - собеседники, один из которых хочет деликатно выйти из разговора, а другой назойливо и несколько нахально хочет продолжить его и узнать для себя что-то важное. Супервизор будет оценивать искусство дипломатии первого, снижая оценку за нарушение рамок веж­ливости в разговоре. Итак, по первому удару гонга собеседники начинают беседу, интересную для обоих, но после второго гонга начинается поединок, который будет оцениваться третьим участником - супервизором. Итак, пожалуйста, начали разго­вор. (Гонг) А теперь перешли к словесному поединку. (Гонг) Хорошо. Обменяемся впечатлениями и подведем итоги первого раунда. (Гонг). Хорошо. Пора поменяться ролями. Пусть каждый в тройке использует на себе все три роли/Гонг,) Спасибо. А теперь обсудим итоги. Пожалуйста. ("Гонг/Спасибо, игра закончена. (Гонг).

 

5.1.8. СИМПАТИИ

 

Любой коллектив, даже очень дружный, всегда не очень однородный. Сущест­вуют группки по интересам, привязанностям, взглядам. Как правило, в коллективах есть свой лидер, оппозиция, заводилы, независимые и очень зависимые, не говоря уже о симпатиях мужской и женской частей коллектива. Предлагаем провести такой анонимный эксперимент. Каждый ручкой на бумаге обозначит места всех присут­ствующих и подпишет их. Просим вас. (Гоне) Теперь возьмите в руки карандаш и проведите линии, отражающие тяготение членов коллектива. Пусть к каждому

подойдет не одна линия. Пожалуйста. (Гонг). Теперь к ведущему просьба собрать листочки и при беглом просмотре определить основных действующих лиц коллек­тива, возможно, это лидеры. Пожалуйста. (Гонг). Наиболее популярным лицам будет и большая нагрузка — предлагаем подготовить выступления типа художест­венной самодеятельности. А пока, не теряя времени, сообщите первые результаты и раздайте в случайном порядке листочки всем присутствующим. Каждый сможет дополнить проявляемую картину и передать листочек по кругу. По тому, насколько жирными будут к концу игры карандашные ручьи, мы сможем дать оценку каждому присутствующему. Итак, листочки в круг! (Гонг) Сейчас, пока ведущий собирает и обрабатывает окончательные результаты, посмотрим подготовленные номера худо­жественной самодеятельности. Пожалуйста. (Гонг). В заключение ведущий может обнародовать результаты эксперимента и раздать на память листочки. А выводы каждый сделает для себя сам. Пожалуйста. (Гонг)

 

5.1.9. ЦВЕТЫ

(Реквизит: цветы)

 

Цветы принято дарить друг другу по различным поводам. Однако, все ли хорошо знают значение символики цветов? В каком случае дарят пионы, ирисы, лилии, розы и гвоздики, фиалки и ландыши, хризантемы, колокольчики, незабудки, астры? В каком случае дарят цветы белые, розовые, красные, голубые? Как составить букет? Сейчас каждый участник выберет себе цветок, который он собирается пре­поднести в подарок, имея в виду некоторый скрытый в нем смысл. Он выберет и произнесет название этого цветка. Ведущий проследит за тем, чтобы цветы не повторялись. Итак, распределяем между собой цветы, которые мы собираемся пре­поднести в подарок. Пожалуйста. (Гонг). После того, как цветы распределены между всеми присутствующими, начнем их друг другу дарить. При вручении цветов рассказываем, почему выбраны именно эти цветы, какой смысл заключен в этом подарке. Итак, дарим друг другу выбранные нами цветы, рассказывая при этом, что они означают. Пожалуйста. (Гонг). Спасибо. Ведущий, подведите итоги и отметьте самые интересные выступления. (Гонг). На этом конкурс цветов заканчивается. Благодарим вас. (Гонг).

 

5.1.10. КОСТЮМ

(Реквизит: цветная бумага, клей, фломастеры)

 

Каким образом одеться изысканно и элегантно? Как подобрать одежду и аксес­суары - головной убор, обувь, сумку, перчатки, носки, украшения? Как выбрать цвета одежды - теплые, холодные, светлые, темные? Как правильно сочетать цвета? Для того, чтобы одеваться красиво и со вкусом, существуют определенные традиции и правила. Сейчас мы их постараемся вспомнить. Итак, вспоминаем правила состав­ления элегантного костюма, каждый вспоминает и называет одно-два таких правила. Ведущий следит, чтобы выступили все. Пожалуйста. (Гонг). А сейчас следующее задание. Каждый из вас сейчас каким-то образом одет. Продумайте, каких деталей туалета вам недостает, чтобы прямо сейчас отправиться на праздничный бал? Чем меньше деталей туалета вам для этого потребуется, тем лучше. А может быть вы прямо сейчас изготовите их из подручных материалов. Итак, придумываем себе строгий или, наоборот, веселый маскарадный костюм. На подготовку вам дается небольшое время, за временем следит ведущий. Начали. (Гонг). Спасибо. Все готовы идти на бал. Давайте проведем конкурс нарядов. Все по очереди рассказыва­ем о своем костюме и той роли, которую собираемся в нем играть. Пожалуйста. (Гонг). Прекрасно. Поздравляем победителей конкурса, благодарим всех за уча­стие. (Гонг).

 

5.1.11. НА ТАНЦАХ

(Звучит танцевальная музыка)

 

Мы пришли на танцевальный вечер. Звучит музыка, начинаются танцы. Кава­леры приглашают дам на танец. Как же на таком танцевальном вечере вести себя даме и кавалеру? Какими словами пригласить даму на танец? Как проводить ее, о чем разговаривать, как благодарить за танец? Можно ли даме отказать приглашаю­щему ее кавалеру? Как быть, если ее пригласили сразу несколько кавалеров? Как быть, если вы плохо танцуете? Давайте обсудим эти сложные вопросы танцеваль­ного этикета. Под руководством ведущего по очереди выступим и расскажем о том, как бы вы поступили в той или иной ситуации, возникшей на нашем танцевальном вечере. Не беда, если вы и не назовете сразу все тонкости, если будут выражены разные мнения. Ведущий поможет вам достичь согласия по всем спорным вопросам. Итак, по очереди рассказываем о том, как мы будем вести себя на танцевальном вечере. Начали. (Гонг). А сейчас, когда мы обговорили все тонкости поведения на танцах, давайте практически освоим то, о чем мы только что говорили. Сейчас будут разыграны сценки приглашения на танец и окончания танца. В них примут участие все присутствующие, таким образом, каждая дама и каждый кавалер получит воз­можность проделать несколько фигур танца. Итак, по очереди кавалеры приглашают дам на танец, делают несколько танцевальных па и провожают даму на место. Пожалуйста. (Гонг). А теперь, когда все получили возможность выступить и про­явить себя в бальном этикете, давайте подведем итоги этого конкурса и определим самых галантных кавалеров. Пожалуйста. (Гонг). Спасибо. На этом наш танцеваль­ный вечер окончен. (Гонг).

 

5.1.12. В КАФЕ

(Реквизит: столики, стулья)

 

Мы собрались посетить кафе. Например, молодой человек идет в кафе с дамой. Как вести себя при входе в кафе, в гардеробе, при входе в зал? Как выбрать стол и усадить за него даму? Как получить меню и сделать заказ? Как приветствовать знакомых, проходящих мимо вашего столика? Для того, чтобы вспомнить правила посещения кафе и ресторана, мы устроим сейчас обсуждение. Постараемся вспомнить побольше таких правил, при этом в обсуждении должны участвовать все присутствующие. Ведущий проследит, чтобы участвовали все. Итак, мы называем сейчас правила поведения в кафе и ресторане. Начали. (Гонг). А сейчас под руководством ведущего мы попробуем разыграть все этапы этого приятного процесса - посещения кафе. С помощью ведущего распределим роли и на практике покажем знания тех правил, о которых мы только что говорили. Пожалуйста. (Гонг). Спасибо. Подведем итоги и на этом закончим наше посещение кафе. (Гонг),

 

5.1.13. В АВТОМОБИЛЕ

(Реквизит: стулья)

 

В автомобиле существую! более почетные и менее почетные посадочные места. Знаете ли вы их? С какой стороны садятся в автомобиль? Куда посадить даму? Как разместить в машине небольшую компанию? Кто первым выходит из машины? Можно ли разговаривать в машине и о чем вести разговор? Все эти вопросы мы сейчас обсудим. Высказываемся по очереди, постараемся достичь единого мнения по всем вопросам. Пожалуйста. (Гонг). А сейчас, когда нам все стало ясно, попробуем разыграть правила поведения в автомобиле в конкретных ситуациях. Участвовать будут все. Ситуации задает ведущий, он назначит группы из нескольких человек для разыгрывания этих ситуаций. Итак, практическая отработка ситуаций в автомобиле. Ведущий, приступайте. (Гон,'). Итак, все выступили, можно подвести итоги и определить лучших знатоков автомобильного этикета. Пожалуйста. (Гон-'). На этом мы заканчиваем конкурс автомобильной галантности. Всем спасибо.

 

5.1.14. В ПОЕЗДЕ (Реквизит: стулья)

 

Что взять с собой в поездку на поезде? Как вести себя с соседями по купе? Нужно ли представляться попутчикам? Как регламентируется в купе трапеза и сон? Как одеться в дорогу? Обсудим эти правила поведения в вагоне поезда. Итак, открываем дискуссию о том, как вести себя в поезде, в купе. Все высказываются, имея в виду, что после этого устного обсуждения последует практическая работа над этими ситуациями. Пожалуйста. (Гонг). Итак, практическая работа над правилами поведения в вагоне. Из стульев мы соорудим сейчас макет купейного отделения и в этом небольшом пространстве разыграем сценки вагонной жизни. Ведущий назначит группы и раздаст задания, нужно попробовать их выполнить, руководствуясь теми знаниями, которые мы только что получили. Пожалуйста. (Гонг). Спасибо. Можно подвести итоги нашей поездки, определить.лучших попутчиков. На этом наше знакомство с правилами этикета в поезде заканчивается. (Гонг).

 

5.1.15. В ТЕАТРЕ

 

Театр - это особый мир, здесь есть свои особенные правила поведения, о которых мы сейчас и будем говорить. Давайте обсудим следующие вопросы: допустимо ли опаздывать в театр? Как быть, если вы все-таки опоздали? Как купить и передать даме программку? Кто первый входит в зал? Как найти нужные места? Что делать, если на одно место случится два билета? Как пройти к своему месту по ряду? Как рассаживаются. на своих местах дамы и кавалеры? Как вести себя в антракте? Как приветствовать знакомых? Зачем нужен театральный бинокль? Вы видите, вопросов очень много, и это еще далеко не все пункты поведения в театре или на концерте. Дополните список этих вопросов и разберите их все вместе. Обсуждением, как всегда, руководит ведущий. Постарайтесь разобраться во всех подробностях. Обсуж­дение позволит выявить знатоков. Итак, приступаем к обсуждению правил поведе­ния в театре. Пожалуйста. (Гонг). Итак, правила ясны. Ведущий, если есть необходимость, можно разыграть некоторые сценки. И конечно, затем последуют поздравления и аплодисменты победителям этого театрального конкурса. (Гонг).

5.1.16. РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ(Приложение - правила телефонного этикета)

 

Алло, алло! Умеете ли вы пользоваться телефоном? Нет, не телефонным аппа­ратом, конечно, а правилами общения по телефону. Кому, когда и по какому поводу можно позвонить? Удобно ли звонить по личным делам на работу? Звонить домой ранним утром, по выходным, ночью или в обед, когда собирается вся семья абонента? В каких случаях можно пользоваться телефоном соседей? Нужно ли здороваться и представляться при каждом звонке? В каких случаях звонить не принято? Попросим ведущего организовать круглый стол, на котором можно будет обсудить все эти волнующие вопросы. Итак, сейчас мы обсуждаем правила ведения разговоров по телефону. Должны высказаться все. участники, затем будут подведены итоги. Веду­щий, приступайте к делу. (Гонг). Итак, вопросы телефонною этикета прояснились. Сейчас по усмотрению ведущего можно произвести контрольные звонки и потренироваться в проявлениях телефонной вежливости. Телефонный разговор - это особый род общения, где есть свои правила, своя культура, которая правда очень многим людям не знакома. Например, очень часто бывают такие разговоры: "Алле, кого надо?" - "Марью Ивановну" - "Таких нет!" — бросают трубку. Бывают разговоры еще похуже. Давайте с вами отрепетируем сейчас несколько телефонных звонков. Для этого предлагаем вам разделиться на тройки. Пожалуйста. (Гонг) Хорошо. Вам нужно будет отрепетировать звонки: 1.Другу. При этом к телефону сначала подходит кто-то из его домочадцев.(Гонг). 2. В справочное бюро. Узнать о прибытии поезда и стоимости билетов. .(Гонг). 3. Родственнику — поздравить его с праздником. Итак, один — звонящий, другой - отвечающий, третий — супервизор, судья. Дого­воритесь, кто будет исполнять какую роль в первом туре. (Гонг) Хорошо. Задача

• звонящего и отвечающего — разыграть небольшой этюд на заданные три темы для всех. Задача супервизора — отметить на бумаге ошибки и оплошности, сделанные партнерами, а также их успехи и достоинства. Пожалуйста. (Гонг). Спасибо. Поме­няйтесь ролями. ("Гонг,).Хорошо. А сейчас мы приведем ряд общепринятых правил разговоров по телефону Пожалуйста, ведущий, прочитайте правила. Сравните их с тем, что всеми обсуждалось. Много ли общего? Просим вас. (Гонг). Обсудим наши успехи. Может быть кто-нибудь хочет усовершенствовать имеющиеся правила? Выступайте, пожалуйста, со своими предложениями. Просим вас.(Гонг). Хорошо. Спасибо. На этом игра закончена. (Гонг}.

Приложение - правила телефонного этикета:

1. Если звонок знакомым, то необходимо после приветствия представиться.

2. После приветствия необходимо поинтересоваться, есть ли время для разгово­ра.

3. Первым заканчивает разговор тот, кто звонил.

4. Н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: