Как создаётся музыкальное произведение (22 ч).




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БЕРЁЗОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по музыке

 

6 класс (Базовый уровень)

 

 

Разработчик программы: Дальчанина

Татьяна Мейнгардовна

 

Должность: учитель музыки

Г.

С.Берёзовка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа составлена с учетом основных положений концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г., соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089. Соответствует учебному плану школы. Рабочая программа составлена на основании авторской программы «Музыка» В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н. Кичак для 5-8 классов общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2010).

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник Т.И.Науменко, В.А. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 6 класс» (М.: Дрофа,2010), дневник музыкальных наблюдений, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б.Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков, развитие познавательных способностей детей, овладение ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; практическая направленность обучения.

Целью уроков музыки в 6 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Особое внимание обращается на то, что опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке и узнавание учащимися музыкальных произведений происходит в первую очередь на основе личностно окрашенного, эмоционально-образного общения с художественными образцами музыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности; выявляются связи музыки в преобразовании духовного мира человека, его душевного состояния.

-В какой музыке господствует мелодия?

- В чем смысл музыкальной гармонии?

-Мир какой образности заключает в себе полифоническая музыка?

-Какие выразительные возможности таятся в музыкальной динамике?

Все эти и другие вопросы, отраженные в образовательной программе по музыке, нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, ее смысла, тайны воздействия на человека.

Задачи музыкального образования:

  • Научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
  • Содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
  • Способствовать развитию интереса к музыке;
  • Способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;
  • Сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.

 

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

Программа включена в инвариантную часть учебного плана.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов на учебный год

Структура рабочей программы:

Рабочая программа по музыке для 6 класса включает следующие разделы:

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка
  3. Учебный план (раздел программы)
  4. Календарно-тематический план
  5. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
  6. Список литературы

 

Реализация данной программы опирается на методы музыкального образования, разработанные Д.Б.Кабалевским, Л.В.Горюновой, А.А.Пиличаускасом, Э.Б.Абдуллиным.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. В связи с тем, что в базисном плане школы количество часов в год 35, а в программе по музыке В.В. Алеева, Т.И.Науменко содержится 34 часа, добавлен один час в форме творческого отчета в раздел программы «Чудесная тайна музыки»

Количество часов в год- 35

 

Содержание курса. Рабочая программа по музыке для 6 класса обращена главным образом к музыке, ее специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры и приемы, фактуры, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений, характеров.

Содержание образовательной программы «Музыка» базируется не нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

«Музыка души». -9 (ч).

Музыка души 1(ч)

« Тысяча миров» музыки. - 8 (ч).

Наш вечный спутник. Искусство и фантазия. Искусство – память человечества. Какой бывает музыка. Волшебная сила музыки. Музыка объединяет людей. Обобщение.

Как создаётся музыкальное произведение (22 ч).

Единство музыкального произведения. – 1 (ч).

Ритм. – 6 (ч).

«Вначале был ритм». О чём рассказывает музыкальный ритм. Диалог метра и ритма. От адажио к престо.

Мелодия. – 3 (ч).

«Мелодия – душа музыки». «Мелодией одной звучат печаль и радость». Мелодия «угадывает» нас самих.

Гармония. - 4 (ч).

Что такое гармония в музыке. Два начала гармонии. Эмоциональный мир музыкальной гармонии. Красочность музыкальной гармонии.

Полифония. – 2 (ч).

Мир образов полифонической музыки. Философия фуги.

Фактура. –2 (ч).

Какой бывает музыкальная фактура?

Тембры. – 2 (ч).

Тембры – музыкальные краски. Соло и тутти.

Динамика. – 2 (ч).

Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков.

Чудесная тайна музыки.- 4 (ч).

По законам красоты.2 (ч)

В чём сила музыки (заключение). – 2 (ч).

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ)

№ п/п Наименование раздела программы Кол-во часов Форма контроля
  Музыка души    
1. Музыка души   Устный опрос
2. Тысяча миров музыки   Устный опрос. Хоровое пение
3. Заключительный урок по теме «Музыка души»   Фронтальный опрос. Хоровое пение
  Как создаётся музыкальное произведение    
3. Единство музыкального произведения   Устный опрос. Хоровое пение
4. Ритм   Устный опрос. Хоровое пение.
5. Мелодия   Устный опрос. Хоровое пение
6. Гармония   Устный опрос. Хоровое пение.
7. Полифония   Устный опрос. Хоровое пение
8. Фактура   Устный опрос. Хоровое пение
9. Тембры   Устный опрос. Хоровое пение
10. Динамика   Устный опрос. Хоровое пение. Викторина
  Чудесная тайна музыки    
11. Чудесная тайна музыки   Устный опрос. Хоровое пение
13. В чём сила музыки (заключение)   Устный опрос. Хоровое пение. Тест. Урок-концерт
Всего часов    

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока Тема урока Кол – во часов Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся (знать, уметь) Оборудование Форма контроля Д/З Дата проведения
план факт
Тема года: «В чём сила музыки»
Раздел I. Музыка души (9 ч)
  Музыка души       Музыка- она везде и нигде, она в нас живет и в нас умирает. Музыка задевает струны нашей души. Музыка- гармония нашей души. Как влияет музыка на настроение? Восприятие музыки. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Музыкальное воплощение. Музыка как часть духовного опыта человечества Знать и пониматьопределение «музыка души»о роли музыки в жизни человека; понятие искусство. Уметьхарактеризовать состояние и настроение, вызванное музыкой; исполнять выразительно песню, применяя отработанные вокально-хоровые навыки Е.Дога. Вальс(из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»);А.Рыбников, И.Кохановский. «Цветные сны» (хоровое пение) Устный опрос. Хоровое пение   Придумать ритмичес- кий рисунок    
2-3 Наш вечный спутник   Музыкальные фантазии. Симфония- жанр симфонической инструментальной музыки; музыкальное сочинение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голосов. Особенности музыки различных эпох. Знать,роли искусства в жизни человека Уметьприводить примеры воздействия музыки на человека; исполнять песню лирического характера певуче, в умеренном темпе, применяя певческое дыхание, легкое звуковедение М.Глинка. Вальс- фантазия (фрагмент); И.Брамс. Симфония № 3 III часть (фрагмент); Г.Струве, К.Ибряев. «Школьный корабль» (хоровое пение) Устный опрос. Хоровое пение. Подобрать песни по теме урока    
  Искусство- память человечества   Виды оркестров: духовой, симфонический, народных инструментов и т.д. Оркестр- многочисленный инструментальный ансамбль, коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение. Как в произведениях искусства воплощена память человечества (обсуждение примеров) Знать:виды оркестров, их состав, выдающиеся оркестры мира, знаменитых дирижеров оркестров Уметьопределять вид оркестра на слух, называть основные инструменты, характеризующие тот или иной вид оркестра, исполнять подвижно протяжную мелодию песни М.Мусоргский. «Старый замок»(из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Г.Струве, К.Ибряев. «Школьный корабль» (хоровое пение) Устный опрос. Хоровое пение Подготовить сообщение о концертной деятельности одного из видов оркестра    
  Какой бывает музыка   Многообразие мира музыки. Музыка эпохи Средневековья- период развития музыкальной культуры, охватывающий промежуток примерно с V по XIV века н.э. Особенности музыки различных эпох. Музыкальная культура нового типа.   Уметьобъяснять понятие «музыкальная культура»; приводить примеры, характеризующие богатство мировой музыкальной культуры; применять приобретенные вокально-хоровые навыки в исполнительской деятельности; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке М.Мусоргский. «Старый замок»; Г.Струве, К.Ибряев. «Школьный корабль» (хоровое пение) Устный опрос. Хоровое пение Составить устный рассказ о том, какая бывает музыка.    
  Волшебная сила музыки   Основные образно-эмоциональные сферы музыки и многообразие музыкальных жанров и стилей. Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и сценической музыки. Инструментальная музыка. Вокальная музыка. Музыкальное произведение представляет собой единство содержания и формы. Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства Знать:различные классификации музыкальных произведений (исполнители, жанры, темы). Уметь воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров Л.Бетховен. Симфония № 7; Г.Струве, К.Ибряев. «Школьный корабль» (хоровое пение) Устный опрос. Хоровое пение Подготовить сообщение    
7-8 Музыка объединяет людей   Воздействие музыки на общество и на каждого человека в отдельности. Музыка может объединять людей разных народов. Музыкальная картина современного мира. Уметь объяснить способность музыки объединять людей ради общих благих целей; познавать мир через музыкальные формы и образы. К.Дебюсси. «Сирены»; Г.Струве, К.Ибряев. «Школьный корабль» (хоровое пение) Устный опрос. Хоровое пение Придумать ритмический рисунок характерный для музыки импрессионистов    
  Тысяча миров музыки (заключительный урок)   Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира. Обобщение полученных знаний. Музыкальная викторина Уметьопределять и правильно употреблять в речи изученные понятия, слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения, и их фрагменты; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении Г.Струве, Н.Соловьева. «Спасем наш мир» (хоровое пение), Фронтальный опрос. Хоровое пение Вспомнить песни, разученные в течение четверти    
Раздел II. Как создается музыкальное произведение (22 ч)
  Единство музыкального произведения   Особенности музыкального искусства (средства музыкальной выразительности: мелодия, тембр, ритм, лад и др.). Виды ритмов. Ритмический рисунок танцев- мазурки, вальса. Единство содержания и формы в классической музыке Знатьсредства музыкальной выразительности, виды ритмов, от чего зависит ритмический рисунок. Уметьаргументировать свою точку зрения по поводу музыкальных произведений; сочинять свой ритм и воспроизводить его на простейших музыкальных инструментах или хлопками (ударами) Ф.Шопен. Мазурка си-бемоль мажор. И.Штраус. Вальс «Сказки Венского леса» Устный опрос. Хоровое пение Подготовить сообщение о роли музыкального искусства в жизни человека и общества    
  Вначале был ритм   Ритм в музыке- неразмеренное соотношение длительностей звуков (нот) в их последовательности. Многообразие отражения окружающего мира в музыкальных произведениях посредством ритма Знатьпонятие ритма в музыке Уметьсхематически оформлять ритмические рисунки; самостоятельно выполнять учебные и творческие задачи; различать ритмическое своеобразие произведений; объяснять взаимосвязь ритма и мелодии; исполнять выразительно вокально-хоровое произведение Л.Бетховен. Симфония № 5. I часть (фрагмент); Г.Струве, А.Барто. «Бьют тамтамы» (хоровое пение) Устный опрос. Хоровое пение Подготовить сообщение о ритмической организации в окружающем мире (творческий проект, презентация)    
12-13 О чем рассказывает музыкальный ритм   Ритм. Обозначение длительностей. Основное деление. Овал. Штиль. Такт. Тактовая черта. Ритмический рисунок может характеризовать музыкальные жанры (марш, вальс, мазурка, полька и т.п.). Музыкальный темп Знатьвиды ритмов, от чего зависит ритмический рисунок. Уметьсочинять свой ритм, объяснять его принадлежность к определенному музыкальному жанру, характеризовать его особенности; воспринимать и анализировать музыкальные художественные образы А.Хачатурян. «Танец с саблями»(фрагмент из балета «Гаянэ»).М.Славкин, Э.Фарджен. «Новый год» (хоровое пение) Устный опрос. Хоровое пение Составить устный рассказ «Диалог с музыкальным искусством»»    
  Диалог метра и ритма   Метр в музыке -порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма. Метры бывают простые, сложные, смешанные. Метрические акценты. Метроном (слушание, анализ) Знатьпонятия метра и ритма Уметьразличать понятия ритма и метра в музыке, схематически оформлять ритмические рисунки И.-С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи»(слушание, анализ) Устный опрос.   Придумать ритмический рисунок, характерный для определенного жанра музыки, прокомментировать его особенности    
15-16 От адажио к престо   Темп, характер музыкального произведения, их зависимость. Adagio (итал.) – медленно, спокойно. Значение: медленный темп исполнения музыкальной пьесы (либо ее части) Знатьопределение темпа в музыке, средства музыкальной выразительности. Уметьобъяснять зависимость выбора темпа композитором от характера музыки; петь хором и сольно Дж. Россини. «Неаполитанская тарантелла»; М.Равель. «Болеро» Е.Крылатов, Л.Дербенев. «Три белых коня» (хоровое пение) Устный опрос. Хоровое пение Подобрать подвижную, веселую песню для исполнения    
  Мелодия- душа музыки   Интонационная и временная основы музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности: мелодия. Определение (выявление) роли мелодии в музыке. Музыкальные понятия темп, характер. Назначение метронома. Мелодия- основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности Знатьвиды мелодий, определение высоты мелодии, диапазона; назначение метронома. Уметьопределять виды мелодий; познавать мир через музыкальные формы и образы; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении Ф. Шуберт, Л.Рельштаб. «Серенада»; В.-А.Моцарт. «Маленькая ночная серенада» I часть (фрагмент); Е.Крылатов, Ю.Энтин «Прекрасное далеко» (хоровое пение) Устный опрос. Хоровое пение Подготовить сообщение об особенностях мелодического склада и музыкальном образе произведения (по выбору учащегося)    
18-19 «Мелодией одной звучат печаль и радость…» Мелодия «угадывает» нас самих. Регистр   Средства музыкальной выразительности: регистр. Регистром называют часть музыкального диапазона инструмента или голоса, отличающуюся характерной звуковой окраской. Слово «диапазон» означает «через все», в музыке- «через все звуки» Знатьопределение регистра, диапазона, какие бывают регистры, что понимают под музыкальным диапазоном. Уметьслушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты; выразительно исполнять песню хором (сольно) В.-А.Моцарт. «Реквием. Лакримоза»; П. Чайковский. «Па-де-де» (из балета «Щелкунчик»); Ю.Энтин. «Прекрасное далеко» (хоровое пение) Устный опрос. Хоровое пение Подготовить сообщение о выражении печали и радости на музыкальном художественно-образном материале (по выбору учащегося)    
  Что такое гармония в музыке   Круг интонаций, выражающих внутренний мир человека и восприятие им окружающего мира. Гармония в музыке и окружающем нас мире. Гармония- соразмерность, согласованность. Гармония (от гречес. harmozo- приводить в порядок) – согласие, благополучие. В более узком смысле гармония- учение об аккордах и их связях. Гармонией, или аккордами, называется соединение трех или более различных звуков по терциям. Гармония- одновременное звучание нескольких тонов. Гармония имеет дело с вертикалью и совместным звучанием тонов. Знатьопределение гармонии, значение гармонических сочетаний в музыке, по каким законам строится гармония в музыке. Уметьопределять и правильно употреблять в речи изученные понятия; характеризовать фрагменты произведений классической музыки; применять выразительные средства в вокально-певческой деятельности Н.Римский-Корсаков. «Шествие чуд морских» (из оперы «Садко»); Г.Струве, И.Исакова. «Музыка» (хоровое пение на 2 голоса) Устный опрос. Хоровое пение Составить устный рассказ «Гармония в музыке» (или «В музыке только гармония есть…»)    
  Два начала гармонии   Особенности гармонического строения в музыкальных произведениях. Знакомство с различными фактурами на примере музыкальных произведений. Чтение и обсуждение стихотворений Н.Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе», И.Гейне «Радость и горе». Рассматривание и обсуждение картин: Ван Гог. «Автопортрет»; неизвестный автор XIX в. «Парусник» Состав симфонического оркестра. Понятия «гармония» в музыке и жизни. Знатьосновные понятия «гармония» и «дисгармония», особенности гармонического строения в музыкальных произведениях. Уметьиспользовать различные приемы работы с учебником; проявлять слушательскую и певческую культуру; применять междисциплинарные знания, собственный музыкальный опыт в монологическом высказывании И.С.Бах. Прелюдия до мажор (Iт. Хорошо темперированного клавира; фрагмент); В.-А. Моцарт. Симфония № 40 (фрагмент); Ж.Бизе. Увертюра к опере «Кармен» Устный опрос. Хоровое пение Придумать ритмический рисунок с опорой на собственный музыкальный опыт    
  Эмоциональный мир музыкальной гармонии   Искусство- это торжество гармонии и единство истины. Добра и красоты. Эмоциональный строй высшей сферы в музыке сопровождается переживанием огромной величественности мира, освещенного красотой и добром. Изобразительные (выразительные) возможности гармонии. Закон гармонии. Инструментальный состав оркестров. В музыке важнейшую роль играет сочетание чувства гармонии, творческого подхода и технологического (исполнительского) мастерства Знатьо роли гармонии в создании музыкальных образов, выразительные возможности гармонии в произведениях Моцарта; использование минора, хроматизмов, прерванных оборотов и др. Уметьразличать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа; применять выразительные средства и вокально-хоровые навыки в хоровой исполнительской деятельности В.-А.Моцарт. Симфония № 40 (слушание); Г.Струве, И.Исакова. «Музыка» (хоровое пение) Устный опрос. Хоровое пение Подготовить сообщение «Выразительные возможности гармонии в произведениях Моцарта» (или «Художественный мир Моцарта»)    
  Красочность музыкальной гармонии   Дисгармония в музыке как средство выразительности. Дисгармония в музыке- отсутствие или нарушение гармонии, неблагозвучие, несозвучность. Гармония как средство координации музыкальной ткани. Контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке. Тональность. Знакомство с ладом. Знатьо роли гармонии и дисгармонии в создании музыкальных образов; что такое тональность, лад. Уметьопределять ведущую гармонию в произведении; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении И.-С. Бах. Прелюдия до мажор (I т. хорошо темперированного клавира (слушание); Г.Струве, И.Исакова. «Музыка» (хоровое пение) Устный опрос. Хоровое пение Подготовить сообщение «Как познать мир через музыкальные формы и образы»    
24-25 Мир образов полифонической музыки. Философия фуги   «…обращение к полифонии можно только приветствовать, потому что возможности многоголосия практически безграничны. Полифония может передать все: и размах времени, и размах мечты, творчества». (Д.Д.Шостакович.) Мир образов полифонической музыки. Философия и фуги. Полифония- склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких равноправных мелодий (голосов). Фуга- одночастное произведение, представляющее собой полифоническое изложение и последующее развитие одной мелодии, темы. Подголосочная полифония. Имитационная полифония. Контрастно-полифоническая музыка в творчестве Баха, Генделя, Хиндемита, Шостаковича, Стравинского. Канон- форма, в которой тема звучит сначала в одном голосе, а потом в другом без изменений Знатьопределение полифонии, канона, контрапункта, фуги; философское и теософское содержание полифонии; полифонические произведения известных композиторов; каким законам подчиняется полифония; что значит «мыслить полифонически» Уметьразличать количество мелодий и типы полифонии; слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения и их фрагменты; характеризовать музыкальные образы И.-С.Бах. Токката и фуга ре-минор для органа; В.А.Моцарт.Dona nobis pacem; «Камертон» (норвежская народная песня, обработка Г.Струве); «Во поле берёза стояла» (русская народная песня, обработка Г.Струве) (пение приемом подголосочной полифонии) Устный опрос. Хоровое пение Подготовить сообщение по теме урока    
  Какой бывает музыкальная фактура   Окраска звучания. Какой бывает музыкальная фактура. Пространство и фактура. Фактура- строение звуковой ткани музыкального произведения, включающей мелодию, сопровождающие ее подголоски или полифонические голоса, аккомпанемент и т.д. Фактура- склад, устройство музыкальной ткани, совокупность ее элементов. Элементы фактуры- это то, из чего она складывается- мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и др. Знатьопределение фактуры в музыке, ее роль в создании образов, различные фактуры на примере музыкальных произведений, элементы фактуры. Уметьиспользовать различные приемы работы с учебником и «Дневником музыкальных размышлений»; слушать воспринимать, анализировать музыкальные произведения (фрагменты), характеризовать элементы и свойства фактуры С.Рахманинов, Е.Бекетова. «Сирень»; С.Рахманинов, Ф.Тютчев. «Весенние воды»; Ж.Бизе. «Утро в горах». Антракт к III действию (из оперы «Кармен») Устный опрос. Хоровое пение Составить устный рассказ-раздумье «Где находится гармония в вашей жизни»    
  Пространство фактуры   Свойства музыкальной фактуры отвечающие за ее эмоциональное содержание: расположение музыки по регистрам (то есть по высотной оси), во времени. Это конкретный звуковой облик произведения. Что выражает музыка С.Рахманинова, Ж.Бизе? Знатьопределение фактуры в музыке, ее роль в создании образов, различные фактуры на примере музыкальных произведений, элементы фактуры. Уметьиспользовать различные приемы работы с учебником и «Дневником музыкальных размышлений»; слушать воспринимать, анализировать музыкальные произведения (фрагменты), характеризовать элементы и свойства фактуры С.Рахманинов, Е.Бекетова. «Сирень»; Г.Струве, С.Маршак. «Пожелание друзьям» (хоровое пение) Устный опрос. Хоровое пение Составить устный рассказ «Что необходимо сделать, чтобы гармония как можно ближе оказалась к вашей мечте?»    
28-29 Тембры- музыкальные краски. Соло и тутти   Тембры- музыкальная краска. Соло и тутти. Тембр- характерная окраска звука, голоса или инструмента. Роль тембра в музыке. Как композиторы учитывают роль тембра в инструментовках своих сочинений Знатьопределение тембра в музыке, основные тембры голосов и инструментов. Уметьопределить тембровую окраску разных инструментов в музыкальных произведениях И.-С.Бах. Скрецо. Из сюиты № 2 для оркестра. Н.Римский-Корсаков. «Полет шмеля» (из оперы «Сказка о царе Салтане…»); М.Славкин, И.Пивоворова «Скрипка» (хоровое пение) Устный опрос. Хоровое пение Придумать ритмический рисунок, характеризующий напряженность, тревожность, беспокойство    
30-31 Динамика. Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков   Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. Динамика, оттенки динамики. Динамика- сила, громкость звучания. Обозначение степени напряженности, действенной устремленности музыкального повествования («динамика развития») Знатьопределение динамики, роль динамики в музыкальном произведении, ее зависимость от характера музыки. Уметьопределять динамические оттенки, различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, основные жанры и стили музыки; исполнять песню выразительно, применяя выработанные вокально-хоровые навыки   Л.Бетховен. Симфония № 6. IV часть «Гроза». Буря»; К.Дебюсси. «Лунный свет» (из «Бергамской сюиты»; М.Минков, Ю.Энтин. «Дорога добра» (хоровое пение) Устный опрос. Хоровое пение. Викторина по итогам раздела Подготовить сообщение «Что выражает музыка Л.Бетховена» (или «Импрессионизм в музыке»)    
Раздел III. Чудесная тайна музыки (4 ч)
32-33 Чудесная тайна музыки. По законам красоты   Вечные темы в художественных образах музыки, изобразительного искусства и литературы. Программная инструментально-симфоническая музыка: характеристика особенностей музыкального языка, выражения художественных образов и внутреннего мира человека Знатьо неразрывности и единстве составляющих сторон музыки, о средствах музыкальной выразительности. Уметьслушать, воспроизводить и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты М.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»); Т.Альбиони. Адажио (хоровое пение) Устный опрос. Хоровое пение Подготовить сообщение «Музыкальные шедевры»    
34-35 «В чем сила музыки» (заключительный урок-концерт)   Проверка практических знаний и вокально-хоровых навыков: постановки и развития голоса, усвоения содержания хорового и сольного репертуара, исполнения различных ритмических рисунков (в т.ч. синкопы), связного, плавного пения. Подведение итогов работы за учебный год Уметьприменять знание теоретического материала и практические навыки, приобретенные в результате изучения курса; определять музыкальные произведения и их авторов по фрагментам; выразительно исполнять произведения, передавая с помощью выработанных вокально-хоровых навыков его образное содержание   Е.Подгайц, Л.Яковлев. «Будем добрыми друзьями»; М.Дунаевский, Ю.Ряшенцев. «Песня о дружбе» Устный опрос. Хоровое пение. Тест. Урок-концерт      


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: