МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЕРЁЗОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
6 класс (Базовый уровень)
Разработчик программы: Дальчанина
Татьяна Мейнгардовна
Должность: учитель музыки
Г.
С.Берёзовка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учетом основных положений концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г., соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089. Соответствует учебному плану школы. Рабочая программа составлена на основании авторской программы «Музыка» В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н. Кичак для 5-8 классов общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2010).
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник Т.И.Науменко, В.А. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 6 класс» (М.: Дрофа,2010), дневник музыкальных наблюдений, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б.Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков, развитие познавательных способностей детей, овладение ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; практическая направленность обучения.
Целью уроков музыки в 6 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Особое внимание обращается на то, что опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке и узнавание учащимися музыкальных произведений происходит в первую очередь на основе личностно окрашенного, эмоционально-образного общения с художественными образцами музыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности; выявляются связи музыки в преобразовании духовного мира человека, его душевного состояния.
-В какой музыке господствует мелодия?
- В чем смысл музыкальной гармонии?
-Мир какой образности заключает в себе полифоническая музыка?
-Какие выразительные возможности таятся в музыкальной динамике?
Все эти и другие вопросы, отраженные в образовательной программе по музыке, нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, ее смысла, тайны воздействия на человека.
Задачи музыкального образования:
- Научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- Содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- Способствовать развитию интереса к музыке;
- Способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;
- Сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.
Программа включена в инвариантную часть учебного плана.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов на учебный год
Структура рабочей программы:
Рабочая программа по музыке для 6 класса включает следующие разделы:
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Учебный план (раздел программы)
- Календарно-тематический план
- Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
- Список литературы
Реализация данной программы опирается на методы музыкального образования, разработанные Д.Б.Кабалевским, Л.В.Горюновой, А.А.Пиличаускасом, Э.Б.Абдуллиным.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. В связи с тем, что в базисном плане школы количество часов в год 35, а в программе по музыке В.В. Алеева, Т.И.Науменко содержится 34 часа, добавлен один час в форме творческого отчета в раздел программы «Чудесная тайна музыки»
Количество часов в год- 35
Содержание курса. Рабочая программа по музыке для 6 класса обращена главным образом к музыке, ее специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры и приемы, фактуры, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений, характеров.
Содержание образовательной программы «Музыка» базируется не нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
«Музыка души». -9 (ч).
Музыка души 1(ч)
« Тысяча миров» музыки. - 8 (ч).
Наш вечный спутник. Искусство и фантазия. Искусство – память человечества. Какой бывает музыка. Волшебная сила музыки. Музыка объединяет людей. Обобщение.
Как создаётся музыкальное произведение (22 ч).
Единство музыкального произведения. – 1 (ч).
Ритм. – 6 (ч).
«Вначале был ритм». О чём рассказывает музыкальный ритм. Диалог метра и ритма. От адажио к престо.
Мелодия. – 3 (ч).
«Мелодия – душа музыки». «Мелодией одной звучат печаль и радость». Мелодия «угадывает» нас самих.
Гармония. - 4 (ч).
Что такое гармония в музыке. Два начала гармонии. Эмоциональный мир музыкальной гармонии. Красочность музыкальной гармонии.
Полифония. – 2 (ч).
Мир образов полифонической музыки. Философия фуги.
Фактура. –2 (ч).
Какой бывает музыкальная фактура?
Тембры. – 2 (ч).
Тембры – музыкальные краски. Соло и тутти.
Динамика. – 2 (ч).
Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков.
Чудесная тайна музыки.- 4 (ч).
По законам красоты.2 (ч)
В чём сила музыки (заключение). – 2 (ч).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ)
№ п/п | Наименование раздела программы | Кол-во часов | Форма контроля |
Музыка души | |||
1. | Музыка души | Устный опрос | |
2. | Тысяча миров музыки | Устный опрос. Хоровое пение | |
3. | Заключительный урок по теме «Музыка души» | Фронтальный опрос. Хоровое пение | |
Как создаётся музыкальное произведение | |||
3. | Единство музыкального произведения | Устный опрос. Хоровое пение | |
4. | Ритм | Устный опрос. Хоровое пение. | |
5. | Мелодия | Устный опрос. Хоровое пение | |
6. | Гармония | Устный опрос. Хоровое пение. | |
7. | Полифония | Устный опрос. Хоровое пение | |
8. | Фактура | Устный опрос. Хоровое пение | |
9. | Тембры | Устный опрос. Хоровое пение | |
10. | Динамика | Устный опрос. Хоровое пение. Викторина | |
Чудесная тайна музыки | |||
11. | Чудесная тайна музыки | Устный опрос. Хоровое пение | |
13. | В чём сила музыки (заключение) | Устный опрос. Хоровое пение. Тест. Урок-концерт | |
Всего часов |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол – во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (знать, уметь) | Оборудование | Форма контроля | Д/З | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
Тема года: «В чём сила музыки» | |||||||||
Раздел I. Музыка души (9 ч) | |||||||||
Музыка души | Музыка- она везде и нигде, она в нас живет и в нас умирает. Музыка задевает струны нашей души. Музыка- гармония нашей души. Как влияет музыка на настроение? Восприятие музыки. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Музыкальное воплощение. Музыка как часть духовного опыта человечества | Знать и пониматьопределение «музыка души»о роли музыки в жизни человека; понятие искусство. Уметьхарактеризовать состояние и настроение, вызванное музыкой; исполнять выразительно песню, применяя отработанные вокально-хоровые навыки | Е.Дога. Вальс(из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»);А.Рыбников, И.Кохановский. «Цветные сны» (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Придумать ритмичес- кий рисунок | ||||
2-3 | Наш вечный спутник | Музыкальные фантазии. Симфония- жанр симфонической инструментальной музыки; музыкальное сочинение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голосов. Особенности музыки различных эпох. | Знать,роли искусства в жизни человека Уметьприводить примеры воздействия музыки на человека; исполнять песню лирического характера певуче, в умеренном темпе, применяя певческое дыхание, легкое звуковедение | М.Глинка. Вальс- фантазия (фрагмент); И.Брамс. Симфония № 3 III часть (фрагмент); Г.Струве, К.Ибряев. «Школьный корабль» (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение. | Подобрать песни по теме урока | |||
Искусство- память человечества | Виды оркестров: духовой, симфонический, народных инструментов и т.д. Оркестр- многочисленный инструментальный ансамбль, коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение. Как в произведениях искусства воплощена память человечества (обсуждение примеров) | Знать:виды оркестров, их состав, выдающиеся оркестры мира, знаменитых дирижеров оркестров Уметьопределять вид оркестра на слух, называть основные инструменты, характеризующие тот или иной вид оркестра, исполнять подвижно протяжную мелодию песни | М.Мусоргский. «Старый замок»(из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Г.Струве, К.Ибряев. «Школьный корабль» (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение о концертной деятельности одного из видов оркестра | ||||
Какой бывает музыка | Многообразие мира музыки. Музыка эпохи Средневековья- период развития музыкальной культуры, охватывающий промежуток примерно с V по XIV века н.э. Особенности музыки различных эпох. Музыкальная культура нового типа. | Уметьобъяснять понятие «музыкальная культура»; приводить примеры, характеризующие богатство мировой музыкальной культуры; применять приобретенные вокально-хоровые навыки в исполнительской деятельности; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке | М.Мусоргский. «Старый замок»; Г.Струве, К.Ибряев. «Школьный корабль» (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Составить устный рассказ о том, какая бывает музыка. | ||||
Волшебная сила музыки | Основные образно-эмоциональные сферы музыки и многообразие музыкальных жанров и стилей. Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и сценической музыки. Инструментальная музыка. Вокальная музыка. Музыкальное произведение представляет собой единство содержания и формы. Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства | Знать:различные классификации музыкальных произведений (исполнители, жанры, темы). Уметь воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров | Л.Бетховен. Симфония № 7; Г.Струве, К.Ибряев. «Школьный корабль» (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение | ||||
7-8 | Музыка объединяет людей | Воздействие музыки на общество и на каждого человека в отдельности. Музыка может объединять людей разных народов. Музыкальная картина современного мира. | Уметь объяснить способность музыки объединять людей ради общих благих целей; познавать мир через музыкальные формы и образы. | К.Дебюсси. «Сирены»; Г.Струве, К.Ибряев. «Школьный корабль» (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Придумать ритмический рисунок характерный для музыки импрессионистов | |||
Тысяча миров музыки (заключительный урок) | Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира. Обобщение полученных знаний. Музыкальная викторина | Уметьопределять и правильно употреблять в речи изученные понятия, слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения, и их фрагменты; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении | Г.Струве, Н.Соловьева. «Спасем наш мир» (хоровое пение), | Фронтальный опрос. Хоровое пение | Вспомнить песни, разученные в течение четверти | ||||
Раздел II. Как создается музыкальное произведение (22 ч) | |||||||||
Единство музыкального произведения | Особенности музыкального искусства (средства музыкальной выразительности: мелодия, тембр, ритм, лад и др.). Виды ритмов. Ритмический рисунок танцев- мазурки, вальса. Единство содержания и формы в классической музыке | Знатьсредства музыкальной выразительности, виды ритмов, от чего зависит ритмический рисунок. Уметьаргументировать свою точку зрения по поводу музыкальных произведений; сочинять свой ритм и воспроизводить его на простейших музыкальных инструментах или хлопками (ударами) | Ф.Шопен. Мазурка си-бемоль мажор. И.Штраус. Вальс «Сказки Венского леса» | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение о роли музыкального искусства в жизни человека и общества | ||||
Вначале был ритм | Ритм в музыке- неразмеренное соотношение длительностей звуков (нот) в их последовательности. Многообразие отражения окружающего мира в музыкальных произведениях посредством ритма | Знатьпонятие ритма в музыке Уметьсхематически оформлять ритмические рисунки; самостоятельно выполнять учебные и творческие задачи; различать ритмическое своеобразие произведений; объяснять взаимосвязь ритма и мелодии; исполнять выразительно вокально-хоровое произведение | Л.Бетховен. Симфония № 5. I часть (фрагмент); Г.Струве, А.Барто. «Бьют тамтамы» (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение о ритмической организации в окружающем мире (творческий проект, презентация) | ||||
12-13 | О чем рассказывает музыкальный ритм | Ритм. Обозначение длительностей. Основное деление. Овал. Штиль. Такт. Тактовая черта. Ритмический рисунок может характеризовать музыкальные жанры (марш, вальс, мазурка, полька и т.п.). Музыкальный темп | Знатьвиды ритмов, от чего зависит ритмический рисунок. Уметьсочинять свой ритм, объяснять его принадлежность к определенному музыкальному жанру, характеризовать его особенности; воспринимать и анализировать музыкальные художественные образы | А.Хачатурян. «Танец с саблями»(фрагмент из балета «Гаянэ»).М.Славкин, Э.Фарджен. «Новый год» (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Составить устный рассказ «Диалог с музыкальным искусством»» | |||
Диалог метра и ритма | Метр в музыке -порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма. Метры бывают простые, сложные, смешанные. Метрические акценты. Метроном (слушание, анализ) | Знатьпонятия метра и ритма Уметьразличать понятия ритма и метра в музыке, схематически оформлять ритмические рисунки | И.-С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи»(слушание, анализ) | Устный опрос. | Придумать ритмический рисунок, характерный для определенного жанра музыки, прокомментировать его особенности | ||||
15-16 | От адажио к престо | Темп, характер музыкального произведения, их зависимость. Adagio (итал.) – медленно, спокойно. Значение: медленный темп исполнения музыкальной пьесы (либо ее части) | Знатьопределение темпа в музыке, средства музыкальной выразительности. Уметьобъяснять зависимость выбора темпа композитором от характера музыки; петь хором и сольно | Дж. Россини. «Неаполитанская тарантелла»; М.Равель. «Болеро» Е.Крылатов, Л.Дербенев. «Три белых коня» (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать подвижную, веселую песню для исполнения | |||
Мелодия- душа музыки | Интонационная и временная основы музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности: мелодия. Определение (выявление) роли мелодии в музыке. Музыкальные понятия темп, характер. Назначение метронома. Мелодия- основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности | Знатьвиды мелодий, определение высоты мелодии, диапазона; назначение метронома. Уметьопределять виды мелодий; познавать мир через музыкальные формы и образы; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении | Ф. Шуберт, Л.Рельштаб. «Серенада»; В.-А.Моцарт. «Маленькая ночная серенада» I часть (фрагмент); Е.Крылатов, Ю.Энтин «Прекрасное далеко» (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение об особенностях мелодического склада и музыкальном образе произведения (по выбору учащегося) | ||||
18-19 | «Мелодией одной звучат печаль и радость…» Мелодия «угадывает» нас самих. Регистр | Средства музыкальной выразительности: регистр. Регистром называют часть музыкального диапазона инструмента или голоса, отличающуюся характерной звуковой окраской. Слово «диапазон» означает «через все», в музыке- «через все звуки» | Знатьопределение регистра, диапазона, какие бывают регистры, что понимают под музыкальным диапазоном. Уметьслушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты; выразительно исполнять песню хором (сольно) | В.-А.Моцарт. «Реквием. Лакримоза»; П. Чайковский. «Па-де-де» (из балета «Щелкунчик»); Ю.Энтин. «Прекрасное далеко» (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение о выражении печали и радости на музыкальном художественно-образном материале (по выбору учащегося) | |||
Что такое гармония в музыке | Круг интонаций, выражающих внутренний мир человека и восприятие им окружающего мира. Гармония в музыке и окружающем нас мире. Гармония- соразмерность, согласованность. Гармония (от гречес. harmozo- приводить в порядок) – согласие, благополучие. В более узком смысле гармония- учение об аккордах и их связях. Гармонией, или аккордами, называется соединение трех или более различных звуков по терциям. Гармония- одновременное звучание нескольких тонов. Гармония имеет дело с вертикалью и совместным звучанием тонов. | Знатьопределение гармонии, значение гармонических сочетаний в музыке, по каким законам строится гармония в музыке. Уметьопределять и правильно употреблять в речи изученные понятия; характеризовать фрагменты произведений классической музыки; применять выразительные средства в вокально-певческой деятельности | Н.Римский-Корсаков. «Шествие чуд морских» (из оперы «Садко»); Г.Струве, И.Исакова. «Музыка» (хоровое пение на 2 голоса) | Устный опрос. Хоровое пение | Составить устный рассказ «Гармония в музыке» (или «В музыке только гармония есть…») | ||||
Два начала гармонии | Особенности гармонического строения в музыкальных произведениях. Знакомство с различными фактурами на примере музыкальных произведений. Чтение и обсуждение стихотворений Н.Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе», И.Гейне «Радость и горе». Рассматривание и обсуждение картин: Ван Гог. «Автопортрет»; неизвестный автор XIX в. «Парусник» Состав симфонического оркестра. Понятия «гармония» в музыке и жизни. | Знатьосновные понятия «гармония» и «дисгармония», особенности гармонического строения в музыкальных произведениях. Уметьиспользовать различные приемы работы с учебником; проявлять слушательскую и певческую культуру; применять междисциплинарные знания, собственный музыкальный опыт в монологическом высказывании | И.С.Бах. Прелюдия до мажор (Iт. Хорошо темперированного клавира; фрагмент); В.-А. Моцарт. Симфония № 40 (фрагмент); Ж.Бизе. Увертюра к опере «Кармен» | Устный опрос. Хоровое пение | Придумать ритмический рисунок с опорой на собственный музыкальный опыт | ||||
Эмоциональный мир музыкальной гармонии | Искусство- это торжество гармонии и единство истины. Добра и красоты. Эмоциональный строй высшей сферы в музыке сопровождается переживанием огромной величественности мира, освещенного красотой и добром. Изобразительные (выразительные) возможности гармонии. Закон гармонии. Инструментальный состав оркестров. В музыке важнейшую роль играет сочетание чувства гармонии, творческого подхода и технологического (исполнительского) мастерства | Знатьо роли гармонии в создании музыкальных образов, выразительные возможности гармонии в произведениях Моцарта; использование минора, хроматизмов, прерванных оборотов и др. Уметьразличать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа; применять выразительные средства и вокально-хоровые навыки в хоровой исполнительской деятельности | В.-А.Моцарт. Симфония № 40 (слушание); Г.Струве, И.Исакова. «Музыка» (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение «Выразительные возможности гармонии в произведениях Моцарта» (или «Художественный мир Моцарта») | ||||
Красочность музыкальной гармонии | Дисгармония в музыке как средство выразительности. Дисгармония в музыке- отсутствие или нарушение гармонии, неблагозвучие, несозвучность. Гармония как средство координации музыкальной ткани. Контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке. Тональность. Знакомство с ладом. | Знатьо роли гармонии и дисгармонии в создании музыкальных образов; что такое тональность, лад. Уметьопределять ведущую гармонию в произведении; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении | И.-С. Бах. Прелюдия до мажор (I т. хорошо темперированного клавира (слушание); Г.Струве, И.Исакова. «Музыка» (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение «Как познать мир через музыкальные формы и образы» | ||||
24-25 | Мир образов полифонической музыки. Философия фуги | «…обращение к полифонии можно только приветствовать, потому что возможности многоголосия практически безграничны. Полифония может передать все: и размах времени, и размах мечты, творчества». (Д.Д.Шостакович.) Мир образов полифонической музыки. Философия и фуги. Полифония- склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких равноправных мелодий (голосов). Фуга- одночастное произведение, представляющее собой полифоническое изложение и последующее развитие одной мелодии, темы. Подголосочная полифония. Имитационная полифония. Контрастно-полифоническая музыка в творчестве Баха, Генделя, Хиндемита, Шостаковича, Стравинского. Канон- форма, в которой тема звучит сначала в одном голосе, а потом в другом без изменений | Знатьопределение полифонии, канона, контрапункта, фуги; философское и теософское содержание полифонии; полифонические произведения известных композиторов; каким законам подчиняется полифония; что значит «мыслить полифонически» Уметьразличать количество мелодий и типы полифонии; слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения и их фрагменты; характеризовать музыкальные образы | И.-С.Бах. Токката и фуга ре-минор для органа; В.А.Моцарт.Dona nobis pacem; «Камертон» (норвежская народная песня, обработка Г.Струве); «Во поле берёза стояла» (русская народная песня, обработка Г.Струве) (пение приемом подголосочной полифонии) | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение по теме урока | |||
Какой бывает музыкальная фактура | Окраска звучания. Какой бывает музыкальная фактура. Пространство и фактура. Фактура- строение звуковой ткани музыкального произведения, включающей мелодию, сопровождающие ее подголоски или полифонические голоса, аккомпанемент и т.д. Фактура- склад, устройство музыкальной ткани, совокупность ее элементов. Элементы фактуры- это то, из чего она складывается- мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и др. | Знатьопределение фактуры в музыке, ее роль в создании образов, различные фактуры на примере музыкальных произведений, элементы фактуры. Уметьиспользовать различные приемы работы с учебником и «Дневником музыкальных размышлений»; слушать воспринимать, анализировать музыкальные произведения (фрагменты), характеризовать элементы и свойства фактуры | С.Рахманинов, Е.Бекетова. «Сирень»; С.Рахманинов, Ф.Тютчев. «Весенние воды»; Ж.Бизе. «Утро в горах». Антракт к III действию (из оперы «Кармен») | Устный опрос. Хоровое пение | Составить устный рассказ-раздумье «Где находится гармония в вашей жизни» | ||||
Пространство фактуры | Свойства музыкальной фактуры отвечающие за ее эмоциональное содержание: расположение музыки по регистрам (то есть по высотной оси), во времени. Это конкретный звуковой облик произведения. Что выражает музыка С.Рахманинова, Ж.Бизе? | Знатьопределение фактуры в музыке, ее роль в создании образов, различные фактуры на примере музыкальных произведений, элементы фактуры. Уметьиспользовать различные приемы работы с учебником и «Дневником музыкальных размышлений»; слушать воспринимать, анализировать музыкальные произведения (фрагменты), характеризовать элементы и свойства фактуры | С.Рахманинов, Е.Бекетова. «Сирень»; Г.Струве, С.Маршак. «Пожелание друзьям» (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Составить устный рассказ «Что необходимо сделать, чтобы гармония как можно ближе оказалась к вашей мечте?» | ||||
28-29 | Тембры- музыкальные краски. Соло и тутти | Тембры- музыкальная краска. Соло и тутти. Тембр- характерная окраска звука, голоса или инструмента. Роль тембра в музыке. Как композиторы учитывают роль тембра в инструментовках своих сочинений | Знатьопределение тембра в музыке, основные тембры голосов и инструментов. Уметьопределить тембровую окраску разных инструментов в музыкальных произведениях | И.-С.Бах. Скрецо. Из сюиты № 2 для оркестра. Н.Римский-Корсаков. «Полет шмеля» (из оперы «Сказка о царе Салтане…»); М.Славкин, И.Пивоворова «Скрипка» (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Придумать ритмический рисунок, характеризующий напряженность, тревожность, беспокойство | |||
30-31 | Динамика. Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков | Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. Динамика, оттенки динамики. Динамика- сила, громкость звучания. Обозначение степени напряженности, действенной устремленности музыкального повествования («динамика развития») | Знатьопределение динамики, роль динамики в музыкальном произведении, ее зависимость от характера музыки. Уметьопределять динамические оттенки, различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, основные жанры и стили музыки; исполнять песню выразительно, применяя выработанные вокально-хоровые навыки | Л.Бетховен. Симфония № 6. IV часть «Гроза». Буря»; К.Дебюсси. «Лунный свет» (из «Бергамской сюиты»; М.Минков, Ю.Энтин. «Дорога добра» (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение. Викторина по итогам раздела | Подготовить сообщение «Что выражает музыка Л.Бетховена» (или «Импрессионизм в музыке») | |||
Раздел III. Чудесная тайна музыки (4 ч) | |||||||||
32-33 | Чудесная тайна музыки. По законам красоты | Вечные темы в художественных образах музыки, изобразительного искусства и литературы. Программная инструментально-симфоническая музыка: характеристика особенностей музыкального языка, выражения художественных образов и внутреннего мира человека | Знатьо неразрывности и единстве составляющих сторон музыки, о средствах музыкальной выразительности. Уметьслушать, воспроизводить и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты | М.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»); Т.Альбиони. Адажио (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение «Музыкальные шедевры» | |||
34-35 | «В чем сила музыки» (заключительный урок-концерт) | Проверка практических знаний и вокально-хоровых навыков: постановки и развития голоса, усвоения содержания хорового и сольного репертуара, исполнения различных ритмических рисунков (в т.ч. синкопы), связного, плавного пения. Подведение итогов работы за учебный год | Уметьприменять знание теоретического материала и практические навыки, приобретенные в результате изучения курса; определять музыкальные произведения и их авторов по фрагментам; выразительно исполнять произведения, передавая с помощью выработанных вокально-хоровых навыков его образное содержание | Е.Подгайц, Л.Яковлев. «Будем добрыми друзьями»; М.Дунаевский, Ю.Ряшенцев. «Песня о дружбе» | Устный опрос. Хоровое пение. Тест. Урок-концерт |