Формирование стереотипного восприятия в зарубежном кинематографе




Конец 20-х-начало 30-х годов ХХ века стал для СССР «периодом установления дипломатических отношений между Советским Союзом и другими странами»[31], который получил название «Полосы признаний». В Советском союзе перестали видеть угрозу, которая грозила всему миру десятилетием ранее, когда в Европе были революции, в которых свергали монархический режим. Это были такие мощные державы, империи как Австро-венгерская, Германская и Османская. Высока была вероятность, что к власти в этих странах придут коммунистические партии или партии с прокоммунистическими взглядами. Дополнительный страх вызывало то, что СССР не хотел ограничиваться только территорией бывшей Российской империи. «Из искры возгорится пламя» – девиз революции, который означает, что идеи коммунистической партии (правда в идеале) должны распространиться по всему миру. Для этой цели и был организован Коминтерн, «международная организация, объединявшая коммунистические партии различных стран. Создан в 1919 году по инициативе руководства РКП (б).»[32] Поэтому первое время молодое государство оставалось в дипломатической изоляции практически на десятилетие.

Данную ситуацию старались изменить. По инициативе СССР была организованна конференция по урегулирования международных отношений, с одной стороны, и становление внешнеполитических связей с иностранными державами – с другой.

Несмотря на то, что многие вопросы, такие как долги Российской империи и снятие экономической блокады с СССР, остались открытыми, важен сам факт, того что Советский Союз был услышан. В дальнейшем блокада была снята, а Советский Союз признан как государство, торговые отношения были налажены.

Большую пользу СССР принёс так называемый «договор в пижамах», который больше известен как Рапалльский мирный договор. Он шёл параллельно с Генуэзской конференцией и был тайным, так как СССР договаривался с проигравшей Германией, которая в политическом смысле не имела право голоса. Причиной встречи было несогласие двух стран с условиями Версальского договора, по которому Германии лишалась части сухопутных границ, военный потенциал уменьшен до минимума, а само государство должно было выплачивать репарации странам-участницам Антанты, которые Германия отдавала вплоть до прихода к власти Гитлера, то есть минимум, до 1933 года.

По условиям Рапалльского договора восстанавливались дипломатические и торговые отношения, урегулировались финансовые вопросы, готовность поддерживать друг друга в международных отношениях. Несмотря на то, что ни в официальных, ни в секретных протоколах не указаны вопросы военного блока, тем не менее, правительства Германии и СССР завуалировано договорилось об этом: «…в Статье 5 говорится, что немецкое правительство объявляет о своей готовности поддерживать деятельность частных компаний в Советском Союзе. Такая практика позволила избежать компрометации немецкого правительства, хотя расходы покрывались напрямую военным министерством[33]» – что свидетельствует о военной договорённости.

Данный договор стал предпосылкой того, что Германия была одним из первых государств, кто официально признал Советский Союз и восстановил с ним торговые связи. Так началась «полоса признаний».

Вопросы Генуэзской конференции продолжили обсуждать на Гаагской конференции которая происходила месяцем позже (июнь-июль 1922). Она была посвящена вопросам совместного разоружения, но это был повод, чтобы обговорить вопросы, неразрешённые со времён прошлой конференции: это долги Российской империи и Временного правительства, которые, с точки зрения иностранных держав, должен оплатить Советский Союзы, это вопрос о кредитах, которые нужны были СССР. Стороны не хотели идти на уступки, поэтому с точки зрения целей и задач, ради которых и была устроена конференция не оправдали себя.

Однако с точки зрения восприятия иностранных держав, советская Россия выиграла. Именно СССР предложил идею разоружения, чтобы в случае военных конфликтов, не пострадало большое количество воинов и мирного населения.

В 1934 СССР становиться членом Лиги Наций, куда их приглашают на постоянной основе. Это было связано с несколькими причинами. Во-первых, в предыдущие года СССР продемонстрировало желания мирного урегулирования конфликтов, примеры которых были прописаны раннее. Во-вторых, Советский Союз официально огласил идею мирного сосуществования с капиталистическими странами, хотя это противоречило изначальному принципу построения коммунизма. В-третьих, что является наиболее важной причиной – Европа опасалась быстро растущего влияния Германии и её реваншистских настроений. Это привело к тому, что европейские государства искали союзника, который смог удерживать растущую агрессию профашистской Германии. В частности, невыполнения Германией пунктов Версальского соглашения.

В качестве вывода можно отметить, что почти за двадцать лет своего существования Советский Союз проделал огромную работу по восстановления и дипломатических связей, снятии экономической блокады и укреплению международного престижа. Последнее десятилетие было временем, когда СССР перестали считать «коммунистической заразой»

Первым фильмом, в котором были показаны русские, называется «Ниночка»[34], снятый в 1939 году.

Сюжет: повествование разворачивается вокруг истории о продаже предметов «буржуазного» прошлого советскими делегатами в Париже. Для проведения этого дела посылают троих советских эмиссаров. Однако дело и у них не идёт по причине, что иностранные блага ввели в искушение. Узнав об этом, советское правительство отправляет в Париж партработницу Нину Якушову с двумя заданиями: довести первоначальное дело до конца и вернуть на родину «несознательных» товарищей. Поначалу Ниночка проявляет характер истинного советского партработника, несгибаемость, твёрдость и решительность. Иностранные увеселения вызывают у неё отторжение, а представитель французской стороны – граф Леон – равнодушие. Однако граф влюбляется в Ниночку и пытается добиться её расположения. Со временем она откликается на его чувства.

В данном фильме акцент сделан на женской персоне, это можно понять, исходя из названия. В начале фильма Нина Якушева эмоционально холодна, её лицо, в начале фильма, имеет каменное выражение и не меняет своего выражения на протяжении длительного времени. Её интересует лишь рабочая сторона вопроса. При знакомстве со своими коллегами она оговаривает тот момент, чтобы на её пол не обращали внимания после фразы «Если бы знали, мы бы встретили вас с цветами» – «мой пол никакой роли не играет».

Стереотип про повсеместную бедность (собственно бедность или по сравнению с Западом) русских вышел именно из этого фильма. В эпизоде, когда Ниночке показали её номер, у неё возник единственный вопрос: «Какая часть комнаты моя?» ответ, что здесь другие правила, по которым комнаты по частям не сдаются и «пришлось» брать целый номер, был для Ниночки культурным шоком.

Фильм пропитан лёгкой сатирой по отношению к «русской» стороне. Например, при приближении носильщика, Ниночка искренне не понимает, зачем нужны носильщики, «которые носят чужие вещи». «Это моя работа»-отвечает носильщик. Но главная героиня с этим категорически не согласна. «Это не работа, а социальная несправедливость» - твёрдо утверждает она. На предложение товарища Копальского взять вещи «товарища женщины», Ниночка согласием не отвечает.

Юмористически по доброму показана «работа» советских спецслужб. В эпизоде, где Ниночка получает письмо от графа Леона, можно прочесть только фразы «Париж 23 апреля», «Ниночка, моя дорогая», «Твой Леон». А остальное замазано, а сверху припечатано на двух страницах одно единственное слово – «цензура».

Ставшей уже традиционной, на сегодняшний день, русская воительность была в «Ниночке» также обыграна. Главная героиня воевала, будучи шестнадцатилетней девушкой и была ранена польским уланом. Граф Леон начав восхищаться смелостью и отважностью своей собеседницы, был остановлен фразой товарища Якушевой: «Пожалейте польского улана, я то жива». В данном случае, предполагаю, хотели показать, что в Советском Союзе воюют все: и мужчины и женщины, причём, в юном возрасте.

Перед Великой Отечественной войной СССР потеряло то признания и престиж, что был заработан за 20-е и 30-е годы. Это было связано с одной стороны с активной милитаристической политикой Германии при которой СССР пришлось активно действовать, с другой – европейской «политикой умиротворения агрессора» которая основывалась на «компромиссах и уступках агрессору в расчете удержать его от применения крайних мер и нарушения мира»[35], что фактически оставляло Советский Союз один на один с нацистской Германией. Это в свою очередь привело к тому, что СССР начал наращивать дополнительные силы и повышать зону влияния, в том числе и в военной сфере, чтобы было, что противопоставить в случае прямой угрозы. Это отчасти спровоцировало раздел Польши в 1939 году и недовольство со стороны западных «партнёров», так как этот раздел был юридически незаконен с точки зрения Лиги Наций.

Далее был заключён договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, известный ещё как договор Риббентропа – Молотова, в котором «обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга, не …участвовать в какой-нибудь группировке держав… против другой стороны»[36]. Этот документ не прибавил доверия к Советскому Союзу.

Помимо военно-политического сближения, в СССР начали видеть агрессора, так как договор о ненападении включал в себя, кроме официальных пунктов и такой тайный пункт, как разграничения влияния между Советской Россией и нацистской Германией. В СССР начинали видеть агрессора.

Последней «каплей» стала Советско-финская война. Её причины были в давно назревающем конфликте. До 1939 года были военные столкновения, которые происходили в 1918 и 1921 годах. В условиях потенциальной угрозы нападения со стороны Германии, Финляндия представляла наиболее явную угрозу государственной безопасности. Кроме того, недалеко с границей Финляндии находился Ленинград – столица СССР, взятие которой в случае войны практически означает проигрыш советской стороны. На договор Риббентропа – Молотова СССР не особо рассчитывали, так как этот договор означал временную передышку и возможность подготовиться к военным действиям, устранить потенциальные очаги угрозы, одним из которых, по мнению СССР, и являлась Финляндия, в которой проживали «белые» и противники советского режима, например Густав Маннергейм, обещавший, что «не вложит меч в ножны,… прежде чем последний вояка и хулиган Ленина не будет изгнан как из Финляндии, так и из Восточной Карелии»[37].

Война завершилась победой Советского Союза, которой отошла часть Финских земель, которые раннее принадлежали Российской Империи (практически вся Карелия, Ладожское озеро полностью принадлежит СССР) и сдвигом советско-финской границы подальше от Ленинграда. Это было юридически подтверждено Московским договором в 1940 году.

Ещё до войны СССР денонсировал договор о ненападении на Финляндию и Тартуский мирный договор, тем самым развязав себе руки в отношении к Финляндии. Помимо этого в состав СССР вошли прибалтийские страны (Латвия, Литва, Эстония) Всё это вызвало недовольство со стороны Лиги Наций, что повлекло исключение СССР из этой международной организации, и теперь, в международном сообществе, СССР стал негативно восприниматься практически наравне с нацистской Германией. Это мнение прочно держалось практически до середины второй мировой войны.

Несмотря на исключение из Лиги Наций, эту инициативу поддержали не все страны. Так страны Скандинавского «блока» (Швеция, Дания, Норвегия) официально заявили, что не будут участвовать в санкциях против СССР, поэтому во время голосования приняли нейтральную позицию (при голосовании воздержались).

Во время войны мнение о СССР стало разительно меняться. Советский Союз стал единственным государством, которое давало вооружённый отпор захватчикам, не сдавалось фашистам. Для сравнения: Норвегия сдалась 63 дня, Франция была оккупирована в течение 44 дней, Польша – 35 дней, Бельгия за 19, а Дания сдалась в течение дня. А одну улицу в Сталинграде немцы отвоевывали 2 недели.

После окончания войны СССР стал страной-освободителем, символом победы, что положительно отразилось на международном престиже страны.

На этом фоне ещё во время войны вышли три фильма, которые отражали русских исключительно с положительной стороны, местами идеализируя нравы и быт советского государства. Это было связано с тем, что такие страны как Великобритания и США хотели видеть в СССР союзника. Битвы за Москву и Сталинград, показали военный потенциал СССР, которых лучше иметь в союзников. Кроме того, существовала угроза того, что Германия, если ограничиться оборонительной тактикой, может возобновить военную экспансию на страны Европы.

Через фильмы пытались «умиротворить» уже не Германию, а СССР, в противном случае, страны-участницы останутся наедине с Германией. Кинематограф, наряду с дипломатией, имел мощное воздействие на потенциального соратника. Были подписаны договоры, появилась антигитлеровская коалиция.

Одним из первых фильмов, который вышел в прокат был фильм «Миссия в Москву»[38], который намеренно идеализировал Советский Союз.

В нём американский посланник Дэвис путешествует по территории СССР: это и Москва, и Украина и многие другие земли. Везде показывается богатая, промышленно развитая страна, и люди, которые счастливы и изображены с одной стороны, профессионалами своего дела, а с другой – приятными и благожелательными людьми.

Не обошли создатели фильма и вопрос о репрессированных. В фильме это единственные русские, которые изображены в негативном свете: это злодеи и предатели, которые покушались на государственную безопасность. Никакого сочувствия или жалости не показано в фильме к «предателям».

В фильме были показаны и государственные деятели: это Сталин, Молотов, Литвинов, Тухачевский, Вышинский и другие. Образ Сталина показан положительно. Он разумный и мудрый руководитель страны, который вынужден идти на жесткие меры, чтобы поддерживать порядок в стране.

Второй фильм, вышедший на экран – это «Северная звезда»[39] (второе название «Бронированная атака»), режиссёра Льюиса Майлстоуна. Следует отметить, что кинолента имеет «русское» авторство. Это связано с тем, что Л. Майлстоун, настоящее имя и фамилия которого Лейба Мильштейн, является выходцем из Бессарабии, являющиеся на момент рождения кинорежиссёра, частью Российской империи. Так что, корни и подданство он имеет русские. Но утверждать о том, что он – знаток России и русских нравов нельзя, поскольку ещё в 1913 году он эмигрировал в США и соответственно, Россию советскую он воочию не видел и в ней не жил.

Ещё одним «русским» в понимании иностранцев был продюсер фильма Сэмюэль Голдвин (Шмуль Гелбфиш), которого называли одним из патриархов Голливуда. Родом он из Польши, которая до революции 1917 года также входила в состав Российской империи. Эмигрировал он ещё в XIX веке, поэтому его представления о России были ещё более размытые, чем у вышеупомянутом коллеги.

Фильм повествует о борьбе украинских колхозников против немцев, в фильме значимое место отводится образу советских партизан. Название фильма идёт от колхоза с одноимённым названием.

Главной героиней становится украинская девушка Клавдия. Этот факт интересен тем, что иностранцы, независимо от страны считают все народы, населяющие Советский Союз русскими. Даже в последующих фильмах, если перед зрителем предстаёт девушка, например, с типично восточной внешностью, то она будет считаться русской. А Клавдия – украинка.

С одной стороны Клавдия изображена весёлой и мягкой – она играет на музыкальном инструменте, поёт в хоре. Но война изменяет девушку: она становится непримиримой, даже жёсткой, кроме того, чтобы выгнать неприятеля из Родины, она больше не помышляет. Тут идёт ломка стереотипа о том, что русские воют, чтобы воевать, о том, что они агрессивные. В данном фильме это собирательный образ русских людей – людей мирных и добродушных, однако готовых с орудием в руках отстоять свою страну в случае опасности.

Когда началась война, жители колхоза приняли нелегкое для себя решение: сжечь свои дома и уйти из колхоза. Это им частично удаётся, потому что подоспевшие немецкие солдаты успевают потушить некоторые здания. Это демонстрирует жертвенность русских людей и нежелание отдать свои дома неприятелю.

В фильме показано, как советские дети являются жертвами фашистского режима. Ребят собирают в местной больнице. Чувствуя неладное. Один из героев, Курин, который сам является профессиональным врачом, тайно пробирается туда. Его взору предстают измождённые дети, у них забирали кровь для переливания пострадавшим немецким солдатам. Это первый фильм, в котором изображены советские дети.

Фильм демонстрирует, что русские: и взрослые и дети также испытали ужасы войны, они такие же, как и остальные люди, которые хотят жить мирно. Заканчивается фильм монологом «Война не оставит людей такими, какими они были. Все люди поймут это и увидят, что войн не должно быть. Мы сделаем эту войну последней. Мы сделаем мир свободным для всех. Земля принадлежит нам, народу. Если мы сражаемся за нее. И мы будем сражаться!»[40]

Третьим фильмом, повествующем о русских, является кинолента под названием «Песнь о России»[41], выпущенная в 1944 году. Тут главным лейтмотивом является счастливая жизнь советских людей, которая омрачена вторжением немецких войск, которые априори являются отрицательными.

В уста американца Мередита вкладывается такое мнение о русских: «Просто я всегда думал, что русские – грустные меланхолики, которые только и делают, что занимаются самокопанием. Эта картина для меня неожиданность. И вы тоже неожиданность»[42]. И это несмотря на то, что американцы изначально более-менее лояльно относились к советским людям.

Крестьянский ужин в семье главной героини Нади вызывает умиление у Джона Мередита, который говорит, что ему приятно оказаться в кругу семьи.

Надя, несмотря на романтическую профессию пианистки, умеет обращаться с пулемётом, (в отличие от американского гостя) пытается научить этому Джона.

Но на этом военные таланты Нади не заканчиваются. Именно она, когда началась война, учит односельчан делать коктейль Молотова и самодельные гранаты.

Нетипично выглядит свадьба Нади и Джона – их венчают, при условии, что СССР – страна «воинствующего атеизма». Венчание происходит не тайно, под покровом ночи, а днём при большом скоплении народа.

Проблема русских дорог поднимается даже в зарубежном кино. в эпизоде, когда Мередит едет с «женщиной-водителем» на грузовике, Джон жалуется на машину. последовал ответ, что «Это дорога виновата, грузовик отличный»[43]. Грузовик – сделан в Детройте, (США) и водитель мечтает о том, чтобы после окончания войны она могла пожать руку его создателям.

Далее Джон встречает односельчан жены, которые стали партизанами, чтобы их территория не досталась врагу, жители поджигают землю, в том числе и хлебные поля.

В ряду партизан в числе прочего находятся священник, венчавший Джона и Надю, а также маленький мальчик Петя, которому Мередит подарил свои часы. Во время смертельного ранения, единственное о чём жалеет Петя, это то, что подарок «американского друга» сломан. Мальчик просит прощения за поломку и оптимистично заявляет, что он выздоровеет. До самой смерти он держится бодро и ведёт себя оптимистично: он строит планы стать учеником Джона.

Фильм показывает ужасы войны, жертвой которой может стать такой же маленький ребёнок как Петя.

Однако, СССР качестве страны-освободительницы находилась не долго. Германия была повержена, её земли и влияние были потеряны. Начался передел мира, в который активно включились Соединённые Штаты, единственная страна, которая могла реально противостоять Советам, из-за географической отдалённости от территории активных военных действий, минимальных потерях. Дополнительным фактором стало то, что страны, пострадавшие от войны, нуждаясь в финансовой поддержке и вливаниях, стали брать кредиты у США. Это привело к такому явлению как «план» Маршалла.

Официально план Маршалла был направлен на экономическую поддержку пострадавшим от войны стран. Однако эта помощь была не безвозмездной: от государства, которое примет поддержку американской стороны требуется поддержать США в международных отношениях по поводу послевоенного передела мира во внешних делах и право опосредованно влиять на экономические дела стран. Фактически план Маршалла стал предтечей военно-политического блока НАТО.

Советский Союз увидел в этом угрозу для своих внешних интересов. План Маршалла нёс в себе антикоммунистические настроения, которые могли негативно сказаться странах с коммунистической направленности, снижая влияние в мире. Так и произошло: из страны-освободительницы Советский Союз превратился в страну, которая желает «наложить лапу» на капиталистические страны.

На фоне такой международной ситуации, фильмы, положительно отражавшие русских, подверглись критике, а режиссёры и актёры вынуждены были оправдывать своё участие в «неправильных» фильмах. Так американский актёр Роберт Тейлор заявил, что «был принуждён сняться в этой картине, так как был связан контрактом с Metro-Goldwyn-Mayer»[44].

В качестве заключения можно отметить, что страна прошла по круговому пути: «страна-оккупант» – «страна-освободитель» – «страна-агрессор» (последнее, правда, название условное). Победа в Великой Отечественной Войне и Второй мировой обернулась послевоенным делением мира, в которое включились и Советы. Не желая признавать СССР равноправным партнёром, западные державы ударили по международному престижу. Речь Черчилля в Фултоне 1946 года, план Маршалла, создание НАТО и СЭВ (котрмера против создания НАТО), создание двухполярного мира на капиталистический и коммунистический лагеря привели к такому явления как Холодная Война, последствия которого ощущаются на протяжении уже более чем полувека.

Международные отношения 80-х годов условно можно разделить на два периода, где точкой отсчёта можно взять начатую в 1985 году перестройку. Следовательно, года до 85 года будут называться «доперестроичными», а после 85 года – «постперестроичными» соответственно.

Доперестроичные года в наследство от предыдущего десятилетия получили ряд нерешенных и сложных задач. Это охлаждение отношений со странами капиталистического строя с одной стороны и подавление мятежей (Пражская весна) с другой. Ввод советских войск в Афганистан в 1979 году не прибавил Советскому Союзу популярности, а наоборот, выставило страну в негативном свете: как минимум, СССР стал выглядеть как государство, вмешивающееся в дела других государств, максимум – как страна-агрессор и страна-оккупант.

Некоторую нестабильность в международных отношениях внесло то, что часто сменялись руководители государств: четверо за десятилетие (Брежнев – Андропов – Черненко – Горбачёв). Брежнев скончался в 1982 году, Андропов в 1984 году, Черненко в 1985. Президент США Рональд Рейган шутил что не успевает связаться с руководителями СССР, поскольку они на своём посту долго не задерживаются.

Если под конец своего управления Леонид Ильич пытался стабилизировать отношения с западными странами, то Андропов очень настороженно и недоверчиво относился к перспективе сближения со странами капиталистического блока. Нестабильным было недолгое правление Черненко, который большую часть своей политической карьеры проводил в больнице, где «где даже проводились заседания Политбюро ЦК КПСС.»[45]

В это время на экране вышел очередной фильм из цикла бондиады, где уже второй раз агент 007 сталкивается с советскими персонажами. Кинолента вышла в 1984 году под названием «Осминожка»[46], снятый совместно Соединёнными Штатами и Великобританией.

Здесь главный злодей – генерал Орлов, который мечтает подставить США, путём взрыва на американской базе ВВС, чтобы впоследствии СССР стал единоличным владельцем ядерного оружия. Это, в свою очередь, привёдёт если не к военному конфликту, (в фильме звучит мысль о Третьей мировой войне) то к единоличному и безграничному влиянию Советского Союза на страны европейского континента. Оставаясь единственной державой, у которой будет ядерное оружие, Советы будут иметь «сильный козырь». Причём всё должно произойти по воле европейских стран: взрыв, якобы произошедший по вине американской стороны, вызовет недовольства и протесты у западных стран, что вынудит США сократить до минимума запасы ядерного оружия или убрать их вовсе.

Здесь работает стереотип о «плохих русских», единственная цель которых всех подчинить себе или уничтожить.

В итоге – главные отрицательные персонажи этого фильма только русские.

Перестроечный 1985 год и последующие несколько лет внесли свои коррективы не только во внутренней жизни страны, но и на международной арене. Советский Союз стали воспринимать положительнее: этому способствовали личные встречи генсека (позже президента) с американским президентом (встреча в Женеве 1985 года и встреча в Рейкьявике годом позже), было выдвинуто предложение, которое включало в себя план по освобождению человечества от ядерного оружия, (предположительно это должно было закончиться к 2000 году) причём сам СССР является именно ядерной державой. Вместе с тем политика «Нового мышления» привела к тому, что Советский Союз официально заявил, что отказывает от политики двуполярности мира, где было два противодействующих лагеря: советского и капиталистического. Это в свою очередь привело к стремлению Союза интегрировать с остальным миром и желанием мирно сосуществовать с другими государствами.

Международное сообщество очень настороженно отнеслось к этой политике. Процесс «притирания» шёл медленно. К русским оставались сильными, но не агрессивно настроенными к окружающему миру.

На этой волне вышел фильм «Рокки IV»[47] (1985 г.) со Сильвестром Сталлоне в главной роли. В данной киноленте отсутствуют погони и перестрелки, в отличие от «Осминожки», где это главный лейтмотив.

В данном фильме противостояние имеет место быть не военной или политической сфере, а сфере спорта. Советский персонаж – Иван Драго, в исполнении Дольфа Лундгрена – является спортсменом, чемпионом Москвы и всего Союза по боксу. При этом сохраняется стереотип о повальной «военнизированности» русских, так как помимо спортивных достижений, персонаж Лундгрена является советским офицером в должности капитана.

Бросить вызов Драго решается американский боксёр Аполло Крид, друг Рокки и его же бывший соперник. Ещё до боя, на пресс-конференции, вызывающе ввёл себя не Иван, а Аполло. Последний на пару с Рокки задирают Дрого на вопрос от журналистов к Аполло Криду, как собирается победить Ивана, вмешавшийся Рокки попытался съязвить, ответив «Думаю, ему понадобится лестница».

Образ Ивана Дрого искажён в положительном ракурсе: так средняя сила удара боксёра в среднем весе едва достигает 350 килограмм, то данные советского спортсмена выглядят «богатырскими», его сила удара достигает 1000 кг.

Иван выражается редко и мало. Он немногословен, количество его фраз едва достигают десятка, среди них: «Я должен сломить тебя», «Я не могу быть побеждён», «Ты проиграешь», «Я побеждаю всех» и другие. Это тоже является частью стереотипов о русских, один из которых – молчаливость и немногословность.

Не стандартным выглядит то, что Иван не провоцирует соперника в отличии Аполло Крида. При драке, в которую он был, втянут Драго лишь защищается.

Аполло Крид превращает бой с Иваном в одно большое шоу: фейерверки, исполнение композиции «Рождённый в Америке» и пытается настроить зал против советского боксёра.

Второй бой, но уже с самим Рокки, проходит в Москве на Рождество, борцы выступают перед членами Политбюро. Если сначала персонаж Сталлоне относится к советским людям холодно, (это взаимно) то уже в течение боя мнение взаимно теплеет: советские зрители восторгаются выносливостью Рокки, аплодируя ему стоя, а американский боец замечает, что бой помог ему измениться и по-новому посмотреть на советских людей.

Сами советские люди показаны в «традиционных» шапках-ушанках, шубах. Гимн, который играет при появлении советского боксёра, не соответствует действительности, поскольку его исполняли в более ранние времена.

Фильм заканчивают дипломатично: в нокауте оказался соперник Рокки, но победу присудили Ивану Дрого как бойцу с наибольшим количеством баллов (правда, это более подробно раскрывают в продолжении, «Рокки V»).

Конец 80-х ознаменовал уже более сильное улучшение отношений между СССР и западным миром. Развивалась политика Перестройки, главы двух государств (СССР и США) активно общались друг с другом. Более мягкую внешнюю политику проводил министр иностранных дел Э. Шеварднадзе, который у западных политиков получил имя «Господин Да», в противовес предшественнику, А.Громыко, проводившему более непримиримую внешнею политику, за что он и получил прозвище «Господин Нет». Советский Союз шёл на уступки, чтобы улучшить международные отношения.

Чтобы решить военный вопрос, с одной стороны, и не быть потенциально опасными для мира – с другой, в 1987 году было принято решение подписать договор, который ограничит количество имеющегося оружия и двух сверхдержав. Документ под названием «Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности» демонстрировал желание двух стран мирно сосуществовать, как об этом заявлялось ранее. «Советская сторона взяла на себя обязательства демонтировать и уничтожить 1752 ракеты, американская - 869. Это соглашение было дополнено установлением детальной системы взаимного контроля»[48] – вот итоги этого договора.

В продолжение полемики о политике разоружении и опасности повторения второго Чернобыля, от СССР было выдвинуто предложения постепенного ликвидации ядерного оружия, сроком до 2000 года.

В том же 1987 году поступило предложение от стран-участниц Варшавского договора распустить одновременно ОВД и НАТО, чтобы окончательно укрепить международные отношения между СССР и Западными странами. Распущена была только ОВД.

Позже, уже в 1991 году по этой же политике будет распущен СЭВ.

На фоне этих событий, где фактически СССР шёл навстречу Западу, а в большей мере США, был выпущен фильм «Красная жара»[49] с актёрами Арнольдом Шварценеггером и Джеймсом Белуши в главных ролях.

Начать анализ киноленты следует с названия фильма. Он называется «Красная жара». Прилагательное «Красный» в американском кинематографе 80-х годов, по отношению к СССР, используется не первый раз. До этого выходили фильмы, посвящённые русским: «Красный рассвет» (1984) и «Красный скорпион» (1988). В данном контексте работает национальный стереотип про то, что СССР вместе со своим государственным символом –

флагом, являющимся красным, означает угрозу. С одной стороны, стереотип сохранился с прошлых времён, когда СССР воспринимался, как угроза, с другой – стереотип пытается подстроиться под внешними изменениями, насколько это возможно.

«Жарой» в фильме будет главный герой – Иван Данко, намекая, что именно он будет причиной того, «что будет жарко»[50]. Кроме того в некоторых вариантов постера герой Шварценеггера изображён красным.

Переводчики, в частности Дмитрий Пучков, который занимается переводами зарубежных фильмов, предлагает более точное название – «Красный полицейский», поскольку английское слово «head» означает не только «жара», но и «допрос с пристрастием», и «пистолет». Таким образом, более правильный перевод — «Красный мент», «Советский коп»[51].

Слоган раскрывает суть фильма, где будет показано советско-американское взаимодействие: «Самый жёсткий детектив в Москве. Самый безумный полицейский в Чикаго. Есть только одна вещь хуже, чем разозлить их: сделать их партнёрами». Несмотря на то, что по жанровой составляющей «Красная жара» – это детектив и боевик, но элементы комедии тоже будут там присутствовать.

Фильм начинается с панорамы Кремля. Съёмки Кремля и его окрестностей являются подлинными. Более того, «Красная жара» – это первый американский фильм, когда советская власть официально разрешила проводить съёмки на территории. Из-за того, что советская сторона не слишком чётко оговорила детали, то родился миф о том, что съёмки в Первопрестольной проводились тайно и нелегально через специально спрятанную камеру.

Несмотря на то, что в картине нет явного противопоставления Советского Союза и Соединённых Штатов, Иван постоянно говорит, что на его Родине «всё лучше». Например, пистолет, с которым советский милиционер не расстаётся. На самом деле такого пистолета не существует, он был сделан специально, чтобы подчеркнуть, какое у советской милиции оружие и добавить штрих к образу Данко.

Главный герой картины – капитан милиции Иван Данко. Снова работает национальный стереотип военнизированность про русских. Если русский персонаж не является военным, то он в обязательном порядке работает в милиции.

Фамилия главного персонажа, несмотря на национальность украинская. Как и у капитана Дрого из фильма «Рокки IV». Это связано с неточными данными американских киносценаристов, которые не видят никакой разницы между РСФСР и Украинской ССР.

Сюжет фильма разворачивается в перестроечные времена. Новое время приносит новые проблемы. По словам Юрия Огаркова, напарника главного персонажа, лет 10 назад проблемы наркотиков не было, а на данном моменте это существенная проблема.

Образ главного персонажа, по словам самого Шварценеггера, режиссёр Хилл советовал «чтобы лучше войти в образ, подражать персонажу Греты Гарбо в фильме «Ниночка»[52]. Только если в «Ниночке» главная героиня в начал «проявлять» чувства, улыбаться и показывать эмоции, (вспомним слоган фильма «Гарбо улыбается») то персонаж Данко практически до конца хранит каменное выражение лица.

Примечателен образ главного злодея. По логике, это должен быть другой, неправильный русский, который нарушает законы. Но создатели киноленты, решили поступить по-другому. Место героя-антогониста получил мафиози, но не русский, а грузинский по имени Виктор Руставили, и как его называет в преступном мире – «Роста». Актер, игравший злодея, специально старался говорить прокуренным голосом, чтобы вызвать дополнительное отторжение к своему персонажу.

Первая встреча вышеупомянутых персонажей происходит в аэропорте, причём американский коллега скептично оценивает способности советского милиционера к иностранным языкам. «10 к 1, что он не говорит по-английски» – заявляет Арт Ридзик. Тут работает стереотип. который можно охарактеризовать как «русские не знают иностранные языки, потому что за железный занавес их всё равно не пускают». В этом стереотипе есть доля истины (про железный занавес и его основную функцию), но это не верно, с точки зрения международных отношений: чтобы плодотворно взаимодействовать с зарубежными коллегами, нужно говорить на языке потенциальных партнёров, что наглядно продемонстрировал Иван Данко.

Работает стереотип, в котором СССР ассоциируется с красным светом: герои Белуши во время встречи персонажа Шварценеггера просит побыстрее решить текущие вопросы, поскольку он припарковался в красной зоне (там парковаться строго запрещено, иногда это допускается автобусам), посмотрев на Ивана, Арт просит у капитана прощение.

В данном при разговоре отсутствует стереотип о «холодной и снежной России», хотя сцена драки Ивана и члена мафии, когда оба вывались из бани противоречит этому. Там вместо этого обсуждают «русскую жару», при этом американский напарник Ивана считает, что там настолько жарко, что советские люди явно не знают что такое «влага». Капитан Данко моментально отвечает, что в Москве жарко, нет влаги.

Чем-то по манере говорить Иван Данко поначалу напоминает Ивана Драго: такой же немногословный, ответы чёткие, короткие, резкие.

Эта модель п



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: