Упражнения на восприятие и произнесение звука




Приемы, осуществляющие метод выразительного чтения

Основная линия развития методики преподавания литературы всегда была направлена на поиски таких путей, которые позволяли бы соединить в едином процессе наслаждение произведением художественной литературы, опирающееся на определенные теоретико-литературные знания и учебную деятельность учащихся в ее различных формах.

Последние достижения современной методики позволили определить методы преподавания литературы, и среди них наиболее специфичный для данного предмета – метод творческого чтения.

Стремление сохранить в сознании ученика литературное произведение как художественное явление во всем его единстве и конкретности привело к признанию важности метода творческого чтения, действующего не только в момент первичного восприятия, но и на протяжении всего учебного процесса (2. С. 4 - 2. Соловьева Н.М., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в 4-8 кл. – М.: Просвещение. 1983. – 105 с.).

Выразительное чтение – искусство художественного чтения в условиях школы (2. С. 7 - 2. Соловьева Н.М., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в 4-8 кл. – М.: Просвещение. 1983. – 105 с.). Это значит, что обучение школьников выразительному чтению строится с учетом законов художественного чтения – искусства творческого воплощения литературного произведения в действенном звучащем слове. Содержание и приемы обучения выразительному чтению усложняются от класса к классу в соответствии с возрастными особенностями учащихся и программой по литературе, но соблюдение законов искусства необходимо на всех ступенях обучения.

Обучение выразительному чтению начинается с первого класса и продолжается до конца школы. Процесс обучения можно разделить на три этапа: с 1-го по 3-й класс, с 4-го по 7-й и с 8-го по 11-й класс. Второй этап является наиболее важным в обучении выразительному чтению. Ученики, развивая приобретенные ранее навыки, осваивают умение ставить и решать исполнительскую задачу, узнают об особенностях чтения произведений разных жанров и работают над практической реализацией их в чтении, знакомятся с теорией искусства чтения и его терминологией.

В процессе внимательного обдумывания, «вживания» в произведение у исполнителя складывается определенная интерпретация этого произведения, то есть творческая трактовка, в соответствии с которой произведение воплощается чтецом в звучащем слове.

Творческое освоение художественного текста учащимися предполагает не только его понимание, но и эмоциональную взволнованность тем, что изображает автор и как, какими средствами он это делает.

Работа над выразительным чтением оформляется в ряде специальных уроков, посвященных чтению или рассказыванию текста, но, кроме того, учитель наблюдает за произношением, фразировкой и интонациями учащихся на каждом уроке. При осуществлении метода творческого чтения можно использовать разнообразные приемы.

Выразительное чтение учителя и мастеров художественного слова

Выразительное чтение наставника, глубоко продуманное и прочувствованное, способствует раскрытию для учеников идейно-художественного смысла произведения. Чтение преподавателя не отменяет последующего продумывания произведения самими учениками, это лишь первый этап для его глубокого изучения.

Внимание к произношению и ясности слова учеников

Также учитель должен повседневно уделять внимание произношению, четкости и ясности слова, ее живости и простоте (1. С.150 - 1. Рыбникова М.А. Очерки по методике преподавания литературного чтения: Пособие для учителя. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1985. – 288с.). Все, что можно сказать на память, следует произносить без книги, наизусть, так как устная речь естественнее, живее, проще, а потому выразительнее. Приводя цитату, ученик повторит ее без книги, наизусть.

Упражнения на восприятие и произнесение звука

Учитель должен развивать у учеников фонетическую четкость. Для этого нужны упражнения на восприятие и произнесение звука. При этом целью работы ставится четкое воспроизведение слова как звукосочетания и четкое воспроизведение речевого звена в его художественной звуковой функции. Нужно приучить ученика не только видеть картины, которые рисует поэт, но и слышать звучание стиха, его инструментовку, звукоподрожание и звукопись (1. С. 151 - 1. Рыбникова М.А. Очерки по методике преподавания литературного чтения: Пособие для учителя. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1985. – 288с.). Для этой цели хороши произведения устной народной поэзии: загадки, пословицы, скороговорки. Они зачастую звукоподрожательны, эту ее звукоподрожательность мы вскрываем в произношении:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: