Современное видение России в зарубежном кинематографе




В 1991 году произошёл распад СССР, при котором появилось 15 государств. С этого момента Россия осталась одна. С одной стороны, она долгое время не вела активную международную деятельность, поскольку нужно было решать внутриполитические проблемы и решать, по какому курсу будет двигаться молодое государство. С другой – Россия получила дипломатическое наследство от СССР, например, место в ООН, титул ядерной державы. Кроме этого, были проблемы, которые Россия должна была решать. Например, это проблема холодной войны, которая документально не была закончена, (пока существовал Советский Союз, это держалось на устных обещаниях Президентов СССР и США) а вопрос всё ещё оставался открытым. Официально точку в этом вопросе поставил документ 1992 года подписанный с российской стороны Президентом Ельциным. Россия была не опасна Западным державам.

Это сразу же находит отражение в западном кинематографе. В 1994 году вышел седьмой фильм «Полицейской Академии»[53] – серии американских фильмов про американских полицейских, причём, не профессиональных, а всех желающих, поскольку, мэр города, Мэри Сью Бил выпустило постановление, что любой желающий может стать кадетом Полицейской академии. Это первый фильм, действие которого разворачивается на территории другого государства (в предыдущие фильмах герои, находились, как правило, на территории родного штата, исключение 5-й фильм Полицейской академии, сюжет которой проходит на территории штата Майями, поэтому и название соответственное – «Место назначения – Майями - бич »)

Начнём с того, что ломается стереотип (поддерживаемый самим СССР) о том, что русские всегда и везде справляются со своими проблемами сами, и в помощи никогда не нуждаются. Российская милиция сама, по собственной инициативе просит помощь в поимке русского мафиози у заокеанских коллег. Американская полиция сразу же откликается на призыв, посылая уже опытных сотрудников Полицейской Академии.

Традиционный стереотип про русский борщ также нашёл своё отражение в фильме: во время беседы русской «леди» с одним из полицейских, мужчина замечает, что суп испорчен и выливает его в трубу, где в это время в канализации ходит его коллега. По закону комедийного жанра, борщ выливается на сержанта. Можно предположить в данном эпизоде два «сообщения»: первый заключается в том, что дырявыми могут быть не только русские дороги, но и русские канализации, второй – испорченный русский борщ, является вкусным, поскольку «потерпевший» пробует его и на его лице можно заметить одобрение. Кроме того, полицейский долгое время ходит с борщом на лице, не попытавшись убрать его.

Грубым нарушением, является то, что флаг Российской Федерации напоминает по своей цветовой гамме флаг Сербии, триколор соблюден в обратном порядке.

По-своему были изображены русские женщины старшего возраста. Так, в парке Горького, когда один из полицейских попытался изобразить мастер-класс на детском велосипеде, его попробовали застрелить русские мафиози. Все три попытки (выстрелянные пули) не увенчались успехом, чётвертой и последующих попыток не последовало, потому что им помешала проходившая мимо русская бабушка, которая практически в буквальном смысле этого слова, уложила одной левой неудавшегося стрелка. В бой пошла большая сумка, которая завершила дело. Обозвав мафиози Влада «подонком», дама удалилась.

Русские женщины искусны не только в самообороне, но и в научной деятельности. Подтверждение служит русская женщина судмедэксперт Екатерина Петровская. По словам её коллеги, она может многое рассказать про человека, едва взглянув на его волос. Подопытным стал самый молодой полицейский. Вердикт про него выдвинули следующий: человек очень привередлив в еде, боится высоты и у него проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом.

Фильм провалился в прокате и стал последним из цикла «Полицейской академии», но благодаря нему образ русских в «Новой России» получился по-доброму забавным и добрым, а взаимоотношения русских и американцев тёплыми и доверительными. Россия – не враг, а молодое государство, с которым можно сотрудничать.

Так продолжалось ровно год. Ситуация на Кавказе, повлекшая за собой две Чеченские войны (1994 и 1999 гг.) вызвали резонанс в мире. Запад занимал позицию, по которой земли Кавказа должны отделиться от России и существовать и функционировать отдельно. Этому привело к тому, что на потенциальное молодое государство можно будет оказывать сильное влияние, а с точки зрения экономической ситуации, появятся новые точки сбыта продукции, причём с выгодой для Запада.

У России по этому вопросу была прямо противоположная точка зрения. Страна при развале СССР и так потеряла достаточно земель вместе заводами, фабриками, научными и военным базами и населением. Потеря ещё одной территориальной единицы грозила обернуться развалом уже самой России. Кроме Кавказа, отсоединиться хотели Татарстан, Урал, Башкортостан, Якутия, об этом подумывала Сибирь, а это огромные территории и ресурсы. Поэтому Россия принципиально хотела и была вынуждена удержать Чеченскую республику.

Столкновение этих точек зрения привела к отрицательной трактовке образа Российской Федерации. Страна в очередной раз стала агрессором и «душителем свободы и демократии», что удерживает земли «железной рукой».

Россия пыталась вновь о себе заявить на международной арене. В частности была попытка разрушать сложившуюся систему однополярности мира, которую собой представляла Америка. Поводом для этого стала ситуация в Косово, когда Российская Федерация выступила за независимость области от Сербии. Эту ситуацию приняли «в штыки» западные страны, видя вновь в этом «русскую угрозу»

Чтобы противопоставить себя русских, выставив их в негативном международном цвете, на помощь традиционно пришли пропаганда в лице СМИ и кинематографа.

Последняя отрасль начала активно работать в этом направлении. Теперь, страна, потерявшая военно-технический потенциал, не может, как раньше, быть угрозой с ракетами, а значит, надо искать другой вариант.

Фильм, в котором собраны традиционные стереотипы про русских, были показаны в «Армагеддоне»[54] с Брюсом Уиллисом в главной роли.

В данной киноленте русскому персонажу отводится второстепенная роль. Это космонавт Лев Андропов, которой находится на станции «Мир». Вышеупомянутый космический объект тоже стал объектом высмеивания: о нём говорится, что находится в открытом космосе целых одиннадцать лет, в то время, как в США машины часто меняют. Но особое внимание сотрудники американского космического ведомства обращают на космонавта, который провёл в одиночестве на орбитальной станции полтора года, поэтому главные герои не должны удивляться его поведению.

Встречает Лев Андропов главных персонажей фразой «Добро пожаловать к нам в гости», шапкой-ушанкой на голове, и футболкой с советской символикой на теле. Причём встречает он американских «коллег» в подпитии. Традиционно – русский космонавт является военным в чине полковника русского космического агентства, заявляя при этом, что он в России «большой человек».

Но, несмотря на все недостатки, именно Андропов спас персонажей от гибели, но весьма нетрадиционным способом. Оттолкнув девушку-механика, (стереотип о грубости русских) Лев со словами, что он не останется больше на этой станции, бьёт приборы гаечным ключом, хотя до этого их пытались починить по всем законам техники, но безрезультатно. Механизм стал вновь функционировать.

После «Армагеддона» образ России практически на десять лет остаётся неохваченным зарубежным кинематографом. Причин этому было несколько. Во-первых, в конце девяностых – начале двухтысячных Россия выпала из международных отношений, в силу внутренних проблем, например в 1998 государство объявило дефолт. Россия не представляла угрозу и не являлась серьёзным соперником, который может противопоставить в военном и дипломатическом смысле.

Кроме вышеперечисленных причин, важным фактором является то, что перед миром встала проблема международного терроризма, которая ярко была продемонстрирована 11 сентября 2001 года, когда в ходе террористических актов были взорваны башни Близнецы в Нью-Йорке. Акцент сместился в стороны Ближнего Востока.

Но с середины двухтысячных Россия начинает возвращать свои позиции. Это, к примеру, вхождение России в Большую Семерку, и превращение в Большую восьмерку, что автоматически является тем, государство априори признано одним из самых влиятельных и важным.

На фоне этого противодействия выходит фильм, где русские снова выступают злодеями, только с той разницей, что на путь бандитизма встала русская женщина. В данном случае, речь пойдёт об одном из фильмов про Индиану Джонса, а именно – «Королевство Хрустального черепа»[55], вышедшего в 2008 году с Харрисоном Фордом в главной роли. Роль главного героя - антагониста и, русской по национальности, Ирины Спалько сыграла Кейт Бланшетт.

Т.к. действие картины разворачивается в конце пятидесятых годах, то речь идёт о временах, когда существовал Советский Союз (это связано с годами жизни самого Индианы Джонса, поэтому изобразить русских в современных реалиях не представляется возможным) что не мешает вставить в образ русских современные стереотипы.

Начнём с традиционного «военного» фактора. Ирина представляется схваченному Индиане Джонсу как полковник, доктор наук, герой социалистического труда, получившая трижды Орден Ленина. Про свои личностные качества она говорит, что многое знает, и всегда узнаёт раньше других, а то, что от неё скрывают, она узнаёт лично

Дополнительные данные про полковника Спалько, Индиана Джонс узнаёт из секретного протокола представителя КГБ. Данные об Ирине представляют собой следующую информацию: она «сталинская любимица», придворная учённая, при условии, (как сказал докладчик) что парапсихология – наука.

С одной стороны – Ирина – военная, которая имеет чин полковника, владеет военной техникой и техникой ведения боя, но с другой стороны – она учённый, который хочет через артефакты добиться Знания. Но Знание ей нужно не в мирных целях, а в плане эффективного управления людьми (не для личного пользования, а на благо государства, поскольку полковник Спалько при беседе с Джонсом, сказала, что «они» американцы «неправильные», но «мы» сделает всех Людьми (т.к. этот фильм комедийный, то мотив не кажется странным)

В данном фильме идёт отход от традиции изображать русских хамоватыми и грубыми. Спалько достаточно корректно ведёт себя с пленниками, к главному герою она часто обращается «доктор Джонс», тем самым подчёркивая научное «родство» с американским археологом. В отличие от её помощника, который несколько раз бил главного героя, она не бьёт людей без лишней на то необходимости.

Ирина прекрасно владеет техникой и оружием, любые попытки команды Джонса избавиться и убежать от Спалько терпят фиаско. Если бы не желание всё знать, которое уничтожило полковника КГБ, то Ирина вышла бы победительницей.

В целом Спалько получилась человеком, который стремится к Знанию. При этом человек, который уничтожает все препятствия на своём пути. Если стоит выбор между человеком и наукой, Ирина выберет последнее. С точки зрения стереотипов о русских – Спалько наиболее лучший вариант, за исключением её научной мании. Она сильная, умная, имеет сильный характер, если бы она не соперничала с главным героем, то стала бы достойной коллегой для Джонса. Через Ирину, кинематограф показал, что может стать с талантливым человеком, который попал в неправильную среду и плохие обстоятельства.

Две тысячи десятый год получил название для международной политики Россия – США название «Перезагрузка». Две страны пытались пойти друг другу навстречу по всем фронтам: экономическому, политическому, дипломатическому. Этому способствовало не только работа дипломатической кампании, но и личная инициатива глав двух государств – Президента России Дмитрия Медведева и Президента Соединённых Штатов Барака Обамы. Причиной этого сближения стало то, что США и Россия попытались найти точки соприкосновения для дальнейших взаимоотношений двух государств.

Поэтому в вышедшем в 2010 году фильме «Железный человек 2»,[56] несмотря на то, что русский персонаж является отрицательным, его образ прописан так, что он вызывает симпатию и сочувствие.

Главного злодея зовут Иван Ванко, он учённый, сын известного учённого Андрея Ванко, который работал над совместным проектом с отцом главного героя Тони Старка. Единственная проблема заключается в том, что Андрей – советский учённый, который сбежал из СССР. после того, как коллеги закончили проект, на Ванко-старшего вышло КГБ, в итоге советского учённого вернули на Родину, где его арестовали и кго карьера подошла к концу. Есть вероятность, что в этом замешан отец Тони – Говард Старк, который хотел быть единственным хозяином изобретения.

Во время смерти Андрея Ванко сын клянётся перед умирающим отцом отомстить обидчику – Тони Старку, из-за того, что Говард скончался несколькими годами раннее.

Смастерив основу костюма Железного человека, Иван нападает на Тони. Если бы не помощь друзей, то победителем вышел бы русский учённый. Старк-младший побеждает, но с огромным трудом.

Образ Ивана практически не выглядит отрицательным: он не хотет поработить или уничтожить кого-то, единственное его желание – месть. То есть в данном герое практически отсутствует стереотип про кровожадность русских.

Идёт отход от традиционного стереотипа «русский – значит военный». Иван – только учённый, в отличие от Ирины Спалько в «Индиане Джонсе и Королевство хрустального черепа», которая совмещает обе профессии.

Внешность Ивана – монголоидная внешность с татуировками – является одной крайностей стереотипа про внешность русских. Русские изображаются либо как Иван Дрого из фильма «Рокки IV», являя собой внешность, которая называется «истинный ариец», либо как грузинский мафиози Виктор из «Красной жары», который похож на жителя Ближнего Востока.

Иван только на епрвый взгляд выглядит ведомым. Спасший его из тюрьмы, Джастин Хаммер, который является конкурентом Тони Старка, постоянно что-то требует у Ванко. Иван только делает вид, что он со всем согласен, что не мешает ему язвить адрес Хаммера и что-нибудь требовать, например попугая.

Попугай является отдельной деталью образа Данко. Ивану нужна птица, как память о Родине и напоминание, об умершем отце. Иван сразу понимает, что птица не та, что была с ним, что правда, не мешает ему о нй заботиться. Здесь рушится стереотип о том, что русским не свойственны положительные эмоции, в частности забота о ком-то. Но в тоже время, ему не мешает на месте повесить охранников, поскольку у Ивана пришло время действовать. Таким образом хотели показать крайность русского человека.

В тоже время Иван – профессионал своего дела. Во время встречи Тони и Ивана в тюрьме, Данко сразу распознал проблему Старка, (палладий, который даёт ему сил, одновременно и убивает его) говоря, что умирать его соперник будет долго и мучительно.

Кроме того, во время звонка Старку, Ивана долго с помощью техники не могли определить по месту нахождения. Догадавшись, что его могут найти, Ванко бросает трубку.

Образ талантливого и обиженного (судьбой, правительством, коллегами) русского учённого был воплощён в данной киноленте. Злодея даже можно понять и посочувствовать. В начале 2010-х начался пересмотр образа злодея. В той же «Малифисенте» оказывается, что отрицательный персонаж – положительный, а тот, кого считали героем, оказался злодеем. Поэтому нельзя однозначно сказать, что Иван Ванко – отрицательный персонаж.

Кроме того, следует помнить, что фильм снят на основе комиксов, которые в свою очередь были созданы в 1960-е года, когда было максимальное напряжение между СССР и США, (вспомним Карибский кризис) а тогда русские были врагами №1. Так что, образ Ивана Ванко постарались сильно сгладить.

Далее последовали события с санкциями, через которые роль России в международных отношениях страны Запада снова попытались отвести роль страны-агрессора в глазах остальных держав.

Вместе с тем, Россия – единственная страна, (помимо Соединённых Штатов, в большей мере) которая может ответить на нарастающую в мире террористическую угрозу, поэтому дипломатия Запада, в особенности США, старается привлечь Россию, а точнее её военный потенциал на борьбу с нарастающими террористическими группировками.

Поэтому в современном кинематографе по отношению к образу России и русских доминируют две прямо противоположные «линии поведения». Первая включает в себя то, что Россия – это страна, которая пытается, как минимум, навязать свою позицию другим странам, максимум – управлять или иметь посильное влияние на внешние и внутренние дела интересующего Россию государства. Вторая концепция – Россия, и русские военные – это люди, которые при сотрудничестве западных стран, (читай США) которые укажут ей верное направление сможет устранить и уничтожить внешнюю угрозу.

Ярким примером первой концепции стал фильм норвежского происхождения под названием «Оккупированные»[57]. Фильм вышел в 2015 году, а снимать его начали весной 2014, в разгар конфликта с Украиной, и возвращения Крыма России. Из этого можно сделать вывод, что сериал является своеобразным вызовом или ответом на происходящие вещи и события.

Фильм показывает недалёкое будущее. Некое государство (завуалировано Россия, это можно понять по тому, что государство имеет ядерное оружие, территориально находится рядом с Норвегией, а флаг очень напоминает российский триколор) ввело свои войска в страну фьордов. с этим решением согласна вся международная общественность. С этим решением не спорят даже США, которые вышли из НАТО.

В свою очередь в самой Норвегии произошла климатическая катастрофа, которая унесла жизнь многих людей. По этой причине Норвегия перестаёт добывать и экспортировать нефть. Это вредит не только экономике Норвегии, но и всей Европе, поскольку в бассейне Персидского залива идут военные столкновения, которые в свою очередь привели к мировому кризису. Евросоюз настаивает на том, чтобы именно Россия решила эту проблему и вернула Норвегию на рынок нефтесбыта. Причём Россия в этом вопросе вольна прибегать к любым методам, которые страна посчитает разумными, даже к оккупации или военной интервенции

В центре сериала, со стороны русских главным действующим персонажем выступает посол Российской Федерации Ирина Сидорова в исполнении Ингеборга Дапкунайте.

В тот же 2015 году уже Соединёнными Штатами был выпущен фильм под название «Агенты А.Н.К.Л.»[58]. Режиссером киноленты является известный британский кинорежиссёр Гай Ричи. Это не первый фильм, в котором режиссёр показывает русских. До этого, ещё в две тысячи восьмом году вышла кинолента «Рок-Н-рольщик», в которой русские были показаны отрицательно, в образе русской мафии, ставшем уже классическим. Поэтому опыт у Гая Ричи был, но стояла перед ними прямо противоположная задача – изобразить русских партнёрами и компаньонами Соединённых Штатов по уничтожению общей угрозы.

Действие картины разворачивается в шестидесятые годы двадцатого века. Главными героями являются два агента: со стороны Соединённых Штатов это агент ЦРУ Наполеон Соло, со стороны Советского союза агент КГБ Илья Куракин. Они вынуждены работать вместе, хотя обоих эта перспектива мало устраивает. Это связано с тем, что некоторая преступная организация, связанная с бывшими нацистами, которая создаёт ядерное оружие, чтобы держать в страхе людей. Организация сильна, поэтому одному государству с этой угрозой не справится, и поэтому, Соединённые Штаты вынуждены обратиться к советскому Союзу за помощью.

Вначале знакомство между новыми партнёрами не задаётся. Соло и Куракин постоянно задирают друг, что, в конце концов, заканчивается дракой. Если бы не подоспел куратор этой миссии, то Илья одержал бы выигрыш в кулачном поединке.

Возможно при выборе имени русского агента, создатели опиралась или делали параллель на былины. Имя Куракова Илья – что совпадает с именем самого прославленного героя былинного этноса – Ильи Муромца. Этот вывод сделан на основе того, что Илья во время пешей погони за машиной Соло, сумел оторвать багажник сверхсовременной машины. Кроме того, Илья обладает прекрасной физической подготовкой, в противном случае, ему не получилось одолеть агента Соло в личном поединке.

По ходу миссии, где им нужно спасти дочь учённого, которая обладает нужными для разведки сведениями, неприязнь сменяется уважением, а потом искренней дружбой. Для Соло Илья не выглядит язвительным и злым, а наоборот, человеком, который честно исполняет свой долг и хочет спасти окружающих людей.

Если отойти от сюжета, и присмотреться к организации и подготовки фильма, то можно сделать выводы, что фильм выверено и методично готовился. Начнём с того, что актёр Арми Хаммер, имеет русские корни, причём дело не заканчивается кровным родством актёра, он активно интересуется родиной прадеда и прабабушки, которые жили ещё во времена Российской Империи. Например, в своём интервью, Арми рассказывает, что у него ест татуировки, сделанные кириллицей. Это не только дань исторической Родине, но и знак солидарности, т.к. подобные надписи на кириллице есть у брата и отца актёра.

Идея создать такой фильм появилась ещё в начале две тысячи десятых годов, когда политика перезагрузки, была ещё актуальна, и США хотели продемонстрировать лояльное отношение к России. К фильму от «свыше» были требования, постараться максимально чётко отразить антураж шестидесятых годов. Так, первый режиссёр (до того, как Ричи сел в режиссёрское кресло) Стивен Содерберг жаловался, что проект требует множества финансовых затрат, причём львиную долю забирает именно обстановка. В качестве мелкой детали можно заметить, что на руке у Ильи находятся типичные для советской эпохи тех времён часы «Победа». Т.е даже в мелочах были соблюдены точности.

Однако ближайшие несколько лет проект был в стадии заморозки из-за похолодания русско-американских отношений. Но в 2015 году проект возродился, и фильм начали снимать. Можно предположить, что это связано с тем, что террористическая организация ИГИЛ (организация, запрещённая в России) набирает силы и стала уже проблемой и угрозой международного уровня. Чтобы были силы и ресурсы противостоять боевикам, Америка ищет союзников, которые могли бы поддержать и оказать посильную поддержку в этом вопросе Соединённые Штаты, обратили внимание на Россию.

Можно найти даже параллели между фильмом и сегодняшней ситуацией в мире. Первое: профашистская террористическая организация там и ИГИЛ сегодня. Обе организации ставят перед собой задачу запугивания и террора. Обе стремятся к военному доминированию. Второе: отношения между США и СССР напоминают отношения Соединённых Штатов и России сегодня. С одной стороны это холодная война тогда и информационная (в большей мере речь идёт про санкции) сегодня, которые не способствуют здоровым международным отношениям.

Через «Агентов А.Н.К.Л.» идёт идея, что, не смотря на враждебность и недопонимания, можно найти компромисс и вместе уничтожить международную проблему. Причём первый шаг готовы сделать Соединённые Штаты, которые в этом вопросе открыты для сотрудничество. Единственный минус, что «дружба» эта носит временный характер и в случае положительного разрешения этой ситуации, США вновь развернутся к России, спиной.

 


[1] Липманн У. «Общественное мнение» 1922 с 95

[2] Шибутани Т. Социальная психология. 1989 - 534 с.

[3] Научно-практические конференции ученых и студентов. Публикации Scopus. Авторские и коллективные монографии. «Социальные стереотипы и их проявление в современном обществе»

[4] Ильюшкин В.В. Подходы к определению понятия «Социальный стереотип» Текст научной статьи по специальности «Психология» 2015

[5] см. там же.

[6] Акмеологическая сущность стереотипов в профессионально-педагогической деятельности

[7] Р. О'Хара. «Средство для миллионов»

[8] Клуб любителей истории. Заграничные путешествия Д.И.Фонвизина. 2015

[9] Галиахметов Р.Н., Дуреева Н.С Философский анализ стандартов естественности российских и зарубежных обществ. Монография стр. 29

[10] Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов стр. 23

[11] см там же

[12] «Так началась холодная война. Фултонская речь Черчилля и ответ на нее Сталин» https://ross-bel.ru 2016

[13] Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов 1986. № 1.

[14] Дидвайн П. «Стереотипы и предрассудки: Их автоматические и управляемые компоненты» 1989

[15] Журнал «Технология». Общий толковый словарь русского языка.

[16] Виноградов В.В. «Берегите родной язык» с 39 1973

[17] Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего с 496.

[18] Словарь основных терминов культурологического курса.

[19] Тугаринов В.П. Словарь научных терминов.

[20] Исследование жизненных ценностей разных поколений 2014

[21] Хлебодарова О.Б. Общая характеристика ценностей человека, их роль и место в структуре личности // Молодой ученый. - 2012. - №6. - С. 357-361.

[22] Оллпорт Гордон «Природа предрассудков» 1958

[23] Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. Социальные установки 1979. С. 89

[24] Майерс Д. «Социальная психология» с 64 1997

[25] Чугреев В.А. «Стереотипы восприятия и реагирования» 20

[26] Варламов Е.А. «Стереотипы: примеры, функции, виды» https://arcticaoy.ru/fb.ru/

[27] Медпортал. «Досье на максималиста» https://medportal.ru/

[28] Дуаз В «Социальный стереотип: классификация и функции» https://cribs.me/

[29] Куляпин А., Скубач О. «Мифология советской повседневности в литературе и культуре сталинской эпохи» стр. 10

[30] Основы социологии «Понятие социальной роли» https://www.grandars.ru

[31] Чураков Д.О. «Выход из международной изоляции» 2009 Образовательный портал «Слово» раздел «История»

[32] Русская энциклопедия.

[33] Академика. Раппальский мирный договор.

[34] «Ниночка» (режиссёр Э. Любич, 1939 год)

[35] Война и мир в терминах и определениях под общей редакцией Дмитрия Рогозина. Глава 2 Военная политика 2.10 «Политика умиротворения».

[36] https://www.hrono.ru Исторические источники. Договор о ненападении между Германией и СССР.

[37] Всесоюзный форум пограничников. Военно-политическая обстановка накануне создания Ребольского погранотряда 1917-1920 г.г..

[38] «Миссия в Москву» (режиссер М. Кёртис, 1943 год)

[39] «Северная звезда» (режиссёр Л. Майлстоун, 1943)

[40] Всесоюзный форум пограничников. Военно-политическая обстановка накануне создания Ребольского погранотряда 1917-1920 г.г..

[41] «Песнь о России» (режиссёры Г. Ратов, Л. Бенедек, 1944 год)

[42] Владимир Абаринов «Пропаганда истории» Песнь о России 2014

[43] Владимир Абаринов «Пропаганда истории» Песнь о России 2014

[44] https://www.liveinternet.ru/ Песнь о России 1944 г.

[45] Событие. История России. К.У. Черненко – генеральный секретарь ЦК КПСС.

[46] «Осминожка» (режиссёр Д. Глен, 1983 год)

[47] Рокки IV (режиссёр С. Сталлоне, 1985 год)

[48] Внешняя политика СССР в годы перестройки. https://sarist.narod.ru/htm

[49] «Красная жара» (режиссёр У. Хилл 1988 год)

[50] «Красная жара – интересные факты о фильме» https://d90.mirtesen.ru/

[51] см. там же

[52] Легендарный фильм «Красная жара» https://ekabu.ru/

[53] «Полицейская Академия-7. Миссия в Москве» (режиссёр А. Меттер, 1994 год)

[54] «Армагеддон» (режиссёр М.Бэй, 1998 год)

[55] Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа (режиссёр С. Спилберг, 2007 год)

[56] «Железный человек 2» (режиссёр Д. Фавро, 2010)

[57] «Оккупированные» (режиссёры Э. Шёлдбьерг, Э. Рихтер, Страндт, П. Слетауне, Э. Сёрхёуг, Й. Андреас Андерсен 2015 год)

[58] «Агенты А.Н.К.Л.» (режиссёр Г. Ричи, 2015 год)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: