1) Структура современной денежно-кредитной системы. Банковская система.
2) Денежно-кредитная (монетарная) политика. Инструменты: операции на открытом рынке, изменение учетной ставки, изменение норматива обязательных резервов.
3) Политика «дорогих»и политика «дешевых» денег.
6.2 Контрольные вопросы для самопроверки
1 Что представляет собой финансовая система государства?
2 Опишите структуру финансовой системы государства.
3 Охарактеризуйте функции финансовой системы.
4 Дайте определение государственного бюджета. Опишите его структуру.
5 Из чего складываются доходы и расходы государственного бюджета?
6 Дайте определение налогов и назовите их функции.
7 Какие виды налогов Вы знаете?
8 Почему налоговые доходы являются преимущественной формой поступления средств в бюджет по сравнению с неналоговыми?
9 Перечислите принципы налоговой системы.
10 Какая взаимосвязь существует между получаемыми государством налоговыми поступлениями и ставками налогов. Объясните с помощью кривой Лаффера.
11 Вследствие чего возникают бюджетный дефицит или бюджетный профицит?
12 Каким образом государственные расходы воздействуют на объем национального производства?
13 Назовите методы борьбы с бюджетным дефицитом.
14 Каковы последствия государственного долга.
15 Назовите цели и инструменты макроэкономической политики.
16 Охарактеризуйте административные и экономические методы государственного регулирования экономики.
17 Что представляет собой бюджетно-налоговая политика?
18 Что означает налоговое бремя и факторы, его определяющие?
19 Дайте определение бюджетных мультипликаторов: мультипликатора правительственных закупок, налогового мультипликатора, и мультипликатора сбалансированного бюджета?
20 Охарактеризуйте дискреционную и недискреционную бюджетно-налогоые политики.
21 Какова эффективность фискальной политики?
22 Что представляет собой современная денежно-кредитная (монетарная) политика государства?
23 Какова структура современной денежно-кредитной системы.
24 Какова роль и функции Центрального банка?
25 Охарактеризуйте пассивные и активные виды банковских операций.
26 Опишите процесс «создания денег» банковской системой. Что определяет денежный мультипликатор.
27 В чем состоит суть кредита? Каковы принципы кредита?
28 Опишите инструменты денежно-кредитной политики: операции на открытом рынке, изменение учетной ставки, изменение норматива обязательных резервов.
29 Какие действия предполагают политика «дорогих» и политика «дешевых» денег?
30 Назовите проблемы эффективности проведения кредитно-денежной политики.
Задания для самостоятельной работы студентов
А Впишите в собственный глоссарий определения следующих терминов и понятий: финансы; финансовые отношения; функции финансовой системы (аллокация, перераспределение, стабилизация); государственный бюджет; бюджетный профицит; бюджетный дефицит: фактический, структурный, циклический; профицит; государственный долг; государственное регулирование экономики; цели и инструменты макроэкономической политики; административные и экономические; прямые и косвенные методы государственного регулирования; налоги; прямые и косвенные налоги; прогрессивный, регрессивный, пропорциональный принципы налогообложения; налоговая база, налоговая ставка, предельная налоговая ставка, средняя налоговая ставка; таможенные пошлины; акцизы; квоты; кривая Лаффера; бюджетно-налоговая политика: дискреционная и недискреционная; государственные расходы и налоги; деньги; денежные агрегаты; демонетизация золота, денежная масса; денежный доход; денежный запас; спрос на деньги для сделок (трансакционный спрос); ловушка ликвидности; денежное предложение; денежный мультипликатор, эффект мультипликатора; денежная база; коэффициент депонирования; банковская система (кредитная система); обязательные резервы; депозит; денежно-кредитная политика; операции на открытом рынке; изменение резервной нормы; изменение учетной ставки; совместное равновесие на товарном и денежном рынках (модель «IS – LМ»).
6.4 Подготовьте выступления по следующим вопросам:
1) Равновесие на денежном рынке (модель «LM»).
2) Совместное равновесие на товарном и денежном рынках (модель «IS – LМ»).
Сущность мирового хозяйства.
Мировой рынок и международная торговля
План практического занятия