Сказка ложь, да в ней намек




Цель: развитие речи детей дошкольного возраста через соприкосновение со сказками разного жанра.

Задачи:

  • Обогащать и активизировать словарь детей по теме "Сказки"; расширять кругозор, используя сказки разных жанров.
  • Развивать связную речь, внимание, логическое мышление, координацию речи с движениями.
  • Повышать интерес детей к сказкам, используя занимательные вопросы и игры; воспитывать чувство сопереживания, желание помочь товарищу.

Девиз команды "Золотой ключик":

Вот и ключик золотой -
Не разлей нас всех водой.
Любим книжки мы читать,
Все на свете узнавать.

Девиз команды "Звездочка":

Мы команда хоть куда.
Мы пришли сейчас сюда.
Будем в КВН играть
И как звездочки блистать.

Конкурс "Разминка"

Команда получает 1 балл за каждый правильный ответ (максимум - 8 балов). Вопрос задается конкретному игроку, а не всей команде.

Команда "Звездочка"

- Девушка, которая очень хотела поехать на бал.
- Мальчик, которого вырастила стая волков.
- Младший сын царя.
- Хозяйка избушки на курьих ножках.
- Кого поймал старик неводом в море?
- Девочка из снега.
- Кто сделал Буратино?
- Подруга Буратино?

Команда "Золотой ключик"

- Кого спасла ласточка от крота и мыши?
- Домик, где живет мышка - норушка, лягушка - квакушка.
- Женщина, от которой сбежала грязная посуда.
- Человек огромного роста.
- У кого смерть на конце иглы?
- Деревянный мальчик.
- Девочка с голубыми волосами.
- Грустный герой.

2. Конкурс "Зашифрованная сказка" (по ТРИЗу)

Команда "Золотой ключик"

Три поросенка
Теремок
Волк и семеро козлят

Команда "Звездочка"

Колобок
Репка
Курочка Ряба

Конкурс капитанов

Капитаны должны угадать сказку по некоторым предметам.

Команда "Звездочка"

- В какой сказке старик закидывал невод в синее море? ("Сказка о рыбаке и рыбке")
- В какой сказке мы можем встретить цветок, ореховую скорлупу, лепесток розы в виде лодочки? ("Дюймовочка")
- В какой сказке есть белка, которая грызет орешки с золотыми скорлупками? ("Сказка о царе Салтане:")
- В какой сказке девушка потеряла туфельку? ("Золушка")

Команда "Золотой ключик"

- В какой сказке девочка несет пирожок и горшочек масла? ("Красная шапочка")
- В какой сказке герои построили три домика? ("Три поросенка")
- В какой сказке есть домик, где живет много зверей? ("Теремок")
- В какой сказке делали головку сыра, но поровну не получалось? ("Два жадных медвежонка")

Рекламная пауза

(Музыкальная игра по выбору педагога)

4. Конкурс "Сказка ложь, да в ней намек"

Задание дается команде. Пословицы написаны на карточках.

Команда "Золотой ключик"

"Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала". [2, с. 12] Л.Н. Толстой

Пословицы:

"Куй железо, пока горячо".

"За краюшкой погонишься - каравай потеряешь".

Команда "Звездочка"

"У одного человека жили осел и лошадь. шли они по дороге; осел сказал лошади: "Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного". Лошадь не послушалась. Осел упал от натуги и умер. Хозяин как наложил все с осла на лошадь, да еще и шкуру ослиную, лошадь взвыла: "Ох, горе мне, бедной, горюшко мне несчастной! Не хотела я немножечко ему подсобить, теперь вот все тащу, да еще и шкуру". [2, с. 4]

Л.Н. Толстой

Пословицы:

"На вкус и цвет товарища нет".

"Сделал худо, не жди добра".

5. Конкурс "Собери словечко"

Максимальная оценка - 5 баллов.

Два человека от команды выходят на середину зала и из букв собирают название сказки.

Команда "Золотой ключик" - Т е р е м о к

Команда "Звездочка" - К о л о б о к

Конкурс "Узнай сказку"

(по сказкам А.С. Пушкина и К.И. Чуковского)

Команда "Звездочка": сказки К.И. Чуковского

"И прибежала зайчиха
И закричала: Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай".
("Айболит")

"Кому велено чирикать -
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать -
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!"
("Путаница")

"А на нем, а на нем,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит.
И товарищам кричит:
"Уходите, бегите, спасайтесь".
("Федорино горе")

"Я за свечку,
Свечка - в печку!
Я за книжку та бежать
И вприпрыжку под кровать!"
("Мойдодыр")

Команда "Звездочка": сказки А.С. Пушкина

"И соседи присмирели,
Воевать уже не смели.
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!"
("Сказка о золотом петушке")

"Вот царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей".
("Сказка о мертвой царевне и семи богатырях")

"Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воют и воют".
("Сказка о рыбаке и рыбке")

Команда "Золотой ключик": сказки К.И. Чуковского

"Бабочка - красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?"
("Муха - Цокотуха")

"Он рычит и кричит,
И усами шевелит:
"Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую".
("Тараканище")

"И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
"Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!"
("Федорино горе")

"А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне галоши,
И мне, и жене, и Тотоше". ("Телефон")

Команда "Золотой ключик": сказки А.С. Пушкина

"Ты, бесенок, еще молоденок,
Со мной тягаться слабенок,
Это было бы лишь времени трата
Обгони-ка сперва моего брата".
("Сказка о попе и его работнике Балде")
"Пошел он ко своей землянке,
А землянке нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
И кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает".
("Сказка о рыбаке и рыбке")

"Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему".
("Сказка о царе Салтане:")

Конкурс для болельщиков

С болельщиками проводится физминутка. За это их команде присуждаются дополнительные баллы. Максимальная оценка - 5 баллов.

Команда "Золотой ключик"

(Дети выполняют движения соответственно тексту)

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в сторону развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик наш достать,
Надо на носочки встать.

Команда "Звездочка"

Три медведя шли домой. Папа был большой - большой. Мама чуть пониже ростом, А сынок - малютка вовсе. Очень маленький он был, С погремушками ходил: Дзинь, дзинь, дзинь. (Дети имитируют движения большого медведя, чуть поменьше и самого маленького, приседая; выполняют движения соответственно тексту)

Домашнее задание

Каждая команда по цепочке пересказывает "Разноцветную сказку" Н.В. Нищевой. Максимальная оценка - 5 баллов.

Команда "Звездочка" пересказывает "Красную сказку".

Красная сказка

Наступило лето. На лесной опушке выросли рядом КРАСНЫЙ мухомор и КРАСНАЯ земляника.

- Ты только взгляни, какой я видный и красивый! - говорил мухомор. - А тебя заметить трудно, уж очень ты мала и неказиста. И голос у тебя чуть слышный.

- Но я ведь вкусная и очень сладкая, - отвечала земляника. (А голос то у нее и, правда, был совсем тихий, еле слышный.) - И еще я очень полезная, - прибавила она уже шепотом. И еще сильнее покраснела, потому что не любила хвастаться.

- Может, и я очень сладкий, очень вкусный и очень полезный! - рассердился мухомор и гордо задрал вверх КРАСНУЮ шляпу с белыми крапинками.

Тут на лесную опушку прибежала девочка в КРАСНОМ сарафане с КРАСНЫМИ кармашками.

- Ой! - воскликнула она. - Земляника! Уже поспела! А какая КРАСНАЯ!

Она присела на корточки, сорвала ягоду.

"Ну, - подумал мухомор, - сейчас она и меня увидит!"

Девочка и правда увидела мухомор. Поморщилась:

- Ядовитый гриб! Мама не велит такие даже руками трогать.

И пошла дальше искать КРАСНЫЕ ягоды лесной земляники.

Команда "Золотой ключик" пересказывает "Желтую сказку".

Желтая сказка.

Однажды девочка пошла на полянку за цветами. Солнце было ЖЕЛТОЕ, веселое, теплое. Кое-где из земли вылезли травинки, но цветов еще не было. Девочка посмотрела и сказала:

- Солнышко, солнышко, ведь уже весна, я надела свое ЖЕЛТОЕ пальто с ЖЕЛТЫМ капюшоном, почему же нет ни одного цветка?

- Сейчас будут, - ответило солнце, и кинула на солнечный пригорок вместе со своими лучами пригоршню ЖЕЛТЫХ цветов. Лепестки этих цветов топорщились, как ЖЕЛТЫЕ лучи.

- Знаешь, как они называются? - спросило солнце у девочки.

- Знаю, - ответила девочка. - Одуванчики!

Солнышко улыбнулось.

- А вот и нет! Они называются мать-и-мачеха. Это самые первые весенние цветы. Даже листьев у них нет. Только сами цветы теплятся на пригорке.

- Они злые, эти цветы? - спросила девочка. - Ведь в сказках все мачехи злые.

- Нет, - ответило солнце. - Мать-и-мачеха - добрый цветок.

Просто листья у него такие: одна сторона теплая, мягкая, как руки твоей мамы. А другая - холодная и блестящая.

- Как у мачехи из злых сказок, - подсказала девочка.

Солнце засмеялось и кинуло на пригорок еще одну горсть ЖЕЛТЫХ цветов.

Конкурс для родителей

Вопросы на смекалку и логическое мышление. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Команда "Золотой ключик"

- На веревке завязали 5 узлов. На сколько частей узлы разделили веревку? (на 6 частей).

- Под каким кустом сидел заяц во время дождя? (под мокрым)

- 1 яйцо варится 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (тоже 4 минуты).

- Что свое с земли не поднимешь? (тень).

- Деталь самолета, взятая у птиц? (крыло).

Команда "Звездочка"

- Термометр показывает 3 градуса мороза. Сколько градусов покажут 2 таких термометра? (тоже 3 градуса).

- Как можно пронести воду в решете? (заморозить).

- Где не найти сухого камня? (в воде).

- На столе стояло 3 стакана с ягодами вишни. Костя съел ягоды из одного стакана. Сколько стаканов осталось? (3 стакана)

- Ледяная глыбина, которая плавает в океанах, пока не растает. (Айсберг)

 

Приложение 4
СКАЗКА – это СЕРЬЁЗНО
Родители дошкольников иногда недооценивают роль сказки в развитии ребенка. Сказки заменяются энциклопедиями и обучающей литературой. Аргументируя свою позицию, они заявляют, что знакомят детей с реальным миром, а не с выдуманными небылицами, что все сказки ребенок узнал еще до трех лет и сейчас они для него неинтересны. Это мнение – серьёзное заблуждение: помимо игры и изобразительной деятельности, в дошкольном возрасте деятельностью становится также восприятие сказки. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Дошкольный возраст - это возраст сказки. Через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Особенно это относится к русской народной сказке. Это сделало сказку сгустком человеческого опыта.

* Язык сказки доступен ребенку.
* Сказка опирается на образное мышление малыша: наслаждаясь ее образами, ребенок незаметно для себя усваивает информацию, в то же время сказка развивает и логику.
* Настроение сказки очень близко восприимчивому эмоциональному миру ребенка
*Чтение сказки – один из лучших способов привить ребёнку любовь к книге.


КАК СДЕЛАТЬ СКАЗКУ ДРУГОМ ВАШЕГО РЕБЁНКА?

1. При выборе книг не забывайте: у маленьких детей понимание текста имеется только тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книги должны быть с картинками.
2. Возможно, вам придется читать одну и ту же сказку своему малышу много раз. Иногда дети просят почитать полюбившуюся книгу снова и снова. Происходит это по нескольким причинам. При прослушивании сказки ребенок воспринимает текст частично. Упущенное достраивается с помощью фантазии самого маленького слушателя. Поэтому одна и та же сказка предстает перед ним каждый раз по-разному. Кроме того, ребенок «вживается» в сказку, становится ее главным героем и переживает все события как реальные. Раз за разом проходя сказочные испытания, ребенок оттачивает свои личностные качества.
3. Читая сказку ребенку в очередной раз, старайтесь разнообразить стиль прочтения: прочитайте быстрее или медленнее, сдержаннее или эмоциональнее и т. д.
4. Если ребенок впечатлителен, «страшные» эпизоды сказки не стоит выделять излишне выразительным чтением.
5. Прочитав сказку, попросите ребенка нарисовать иллюстрацию к ней, слепить героев из пластилина. Посмотрите спектакль или фильм по этому произведению, сыграйте его в домашнем театре. Такие «послесказия» позволяют ребенку глубже понять и почувствовать сказку.


В сказке кроется огромный потенциал для всестороннего развития ребенка. Чем полнее используются ресурсы сказки, тем ярче и интереснее жизнь малыша.

 

Приложение 5

РАССКАЖИ МНЕ, МАМА, СКАЗКУ…

 

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи учили малышей жизни. И сегодня, опираясь на многовековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. Воспитательная способность сказки была положена
в основу современной педагогической методики, названной сказкотерапией. Сказкотерапия – занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши прапрабабушки
за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с
реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо».

*******НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ****************

Сеанс сказкотерпии лучше проводить, когда ребенок спокоен, доброжелателен, испытывает потребность в общении и способен воспринимать содержание сказки. Наиболее подходит
для такого общения время перед дневным или ночным сном. «В некотором царстве, в некотором государстве»…Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.
Для того чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору). Для этого можно организовать место превращения, например, коврик перед кроватью или специально огороженная кубиками конструктора площадка. Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу родители также могут выбрать сами. Они могут рассказывать сказку, задавая вопросы ребенку: как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте? Можно предложить ребенку сочинять сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Также можно предложить ребенку сочинить сказку на заданную тему. Еще одним вариантом может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.
Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с которыми, возможно, он столкнется в жизни. Это значительно расширит его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: