Сложносоставные требования




 

Теперь введите новые требования, такие как "Похлопай в ладоши", "Садись", "Встань", "Потрогай животик"; другие команды вы можете найти в списке команд для невербальной имитации в главе 7. Сначала научите правильно отвечать на команду, а затем чередуйте ее с двумя предыдущими. Проделайте это на десяти командах, с тем, чтобы ребенок получил хорошую подготовку.

 

По мере того, как вы продолжаете давать новые команды, всегда проверяйте ребенка на умение выполнять как предыдущие команды, так и чередуемые с ними новые. Используйте случайную подачу различных команд для того, чтобы проверить, понимает ли ребенок их смысл.

 

Если вы находите, что ребенок испытывает трудности с выполнением одной из команд, вернитесь к ней и работайте с ней до получения правильного результата. Давайте для этого только эту команду и подскажите правильный ответ, если это необходимо. Продолжайте занятия, пока действия ребенка не ответят вашим критериям. Затем возвращайтесь к случайной подаче всех выученных команд, поначалу отдавая предпочтение "проблемным" командам, чтобы окончательно удостовериться, что ребенок их выучил.

 

Как только ребенок сможет правильно реагировать на 5-10 команд, вы должны настойчиво работать с ним, заставляя отвечать на различные команды. Давайте команду примерно каждые 5 секунд (это 12 команд в минуту) и останавливайтесь на 1-минутный перерыв каждые 10 минут. Работайте с ним по такому графику, по крайней мере, 1 час в день (идеальный вариант - 3 или 4 разрозненных часа в течение дня). "Удивляйте" ребенка неожиданными разными командами в течение дня. Ваша задача, чтобы ребенок был занят полезными вещами, (это сократит время для самовозбуждений и других неестественных манер в его поведении), "настройте" голову ребенка на то, чтобы он вас слышал, и научите его концентрировать свое внимание. Не забывайте часто целовать и обнимать ребенка, а также используйте другие знаки поощрения (конфеты) за правильное выполнение (можно его целовать таким образом десять раз в минуту, в том случае, если он принимает это как выражение любви); также не забывайте иногда о своевременном шлепке (ниже спины) в случае, если ребенок начинает себя заводить или не выполняет ваши команды.

 

Стоит заметить, что этот вид упражнений достаточно прост, поэтому может проводиться неопытными братьями или сестрами ребенка или учениками старших классов. Не забывайте также обобщать обучение, т.е. ребенок должен уметь правильно отвечать, когда он стоит, находится в другой части дома или за его пределами. Ребенка, где бы он не находился, надо стараться постоянно занимать обучением.

 

К началу

 

Предподготовка к сложным (утонченным) манерам поведения

 

Работа со следующей группой команд требует более сложного поведения со стороны ребенка, чем предыдущие команды. Например, ребенок должен уметь обращаться с предметами, к которым он не может немедленно прикоснуться. Эта предварительная подготовка поможет обучить ребенка различать свои собственные действия, а также относить окружающие предметы к различным группам и категориям. Процедура обучения этому похожа на используемую в предыдущих главах.

 

К началу

 

"Возьми (предмет)"

 

Шаг 1: Стимул. Положите предмет (книгу, стакан, или щетку) в пределах досягаемости ребенка. Выберите предмет, который ребенок легко узнает. Начните с подачи команды: "Возьми книгу". Если ребенок отвечает на команду, попробуйте дать другую инструкцию, например: "Возьми щетку", или "Возьми стакан" (см. ниже). Если это не происходит, подскажите ему правильный ответ (Шаг 2).

 

Шаг 2: Подсказка и ослабление подсказки. Дайте команду: "Возьми книгу" и одновременно, взяв руку ребенка в свою, поднесите ее к книге, заставьте его взять ее и поднести к вам. Возьмите книгу и закрепите действие ребенка поощрением. Положите книгу снова на стол, повторите команду и начинайте ослаблять подсказку; т.е. физическая помощь должна быть в размере, необходимом ребенку, чтобы достичь правильного ответа. Как только ребенок ответит правильно согласно вашим критериям, постепенно отодвигайте книгу все дальше и дальше от него, в конечном счете, попросите ребенка найти и принести вам книгу из другой части комнаты или вообще из другой комнаты.

 

Шаг 3: Категории предметов. Следующими командами после "Возьми книгу" могут быть "Возьми щетку", "Возьми стакан". Вы должны быть уверены, что ребенок умеет различать предметы, а не только брать то, что лежит на столе. Правильный ответ потребует умения правильно категоризировать предметы. Мы предлагаем помочь вашему ребенку отвечать правильно на ваши команды (инструкции). Во-первых, ребенку легче распознать предмет по ассоциациям с его функциональным назначением, чем по тому, что предмет ему просто покажут. Например, ребенку легче распознать щетку для волос, когда он услышит команду: "Причешись", чем когда он услышит: "Покажи расческу". Во-вторых, ребенок легче возьмет стакан с молоком, если услышит: "Выпей стакан молока", чем после инструкции: "Покажи стакан". Поэтому используйте в инструкциях действие (т.е. "Выпей стакан молока") для того, чтобы ребенок нашел и взял предмет, а потом постепенно ослабляйте действие ("выпей"), придя к тому, что в вашей инструкции будет звучать только название предмета (стакан), который ребенок возьмет и вручит вам.

 

Шаг 4: Ввод новых инструкций. По мере того, как продвигается обучение ребенка, постепенно добавляйте новые инструкции, включающие новые предметы, например, "Возьми кусочек хлеба" или "Возьми куклу". Позже вы можете давать две команды на два разных предмета одновременно. Начинайте это занятие, расположив два предмета равно удаленно от ребенка, один слева, другой справа от него. Постепенно удаляйте предметы от него (на 6 футов (6 х 30 см), на 12 футов и, в конце концов, в другую комнату) так, чтобы ребенок должен был двигаться и искать предметы для вас. Чем больше инструкций ребенок научится выполнять, тем успешнее вам удастся занять его свободное время.

 

А теперь давайте перейдем к другому виду команд, которые требуют немного другой отработки.

 

К началу

 

"Включи свет" (манипуляция предметами)

Шаг 1: Стимул. Начните с подачи команды: "Включи свет". Если ребенок реагирует правильно, согласно вашему критерию, начинайте обучение другому приему. Если ребенок не правильно реагирует, подскажите правильный ответ (Шаг 2).

 

Шаг 2: Подсказка. Дайте эту команду, стоя вместе с ребенком рядом с включателем. После произнесения команды (не задерживайтесь более чем на 1 секунду), возьмите руку ребенка, поднесите ее к включателю и помогите ему включить свет. Наградите ребенка за выполненный по подсказке ответ. Выключите свет, подождите несколько секунд и произнесите снова инструкцию. Подскажите ребенку так, как это ему необходимо (не больше). Например, после команды, подождите секунду другую, чтобы посмотреть, будет ли ребенок тянуться к включателю, прежде чем подсказать ему это действие. Как только рука ребенка окажется на включателе, неважно сам ли он ее туда доставил или вы помогли ему сделать это, прежде чем подсказать ему следующее действие, сделайте опять секундную паузу, чтобы посмотреть сможет ли ребенок сам справиться с выключателем.

 

Шаг 3: Ослабление подсказки. Ослабляйте подсказку, лишь слегка дотрагиваясь до руки ребенка или держа его руку очень слабо. Убирайте свою руку во время, когда нужно будет нажать на кнопку выключателя, затем перед тем, как ребенок достанет выключатель, затем, когда его рука будет на середине пути к кнопке и т.д. пока ребенок не осуществит действие самостоятельно, без вашей подсказки. Не забывайте проследить у ребенка несколько успешный попыток, всякий раз, ослабляя подсказку. Помните, что ребенок должен включить свет только, когда вы дадите ему соответствующую инструкцию. Ведь вы хотите, чтобы он учился слушать вас.

 

Шаг 4: На этом этапе вы обучаете ребенка реагировать на команду, когда он находится вдали от выключателя. Как только ребенок ответит на серию предыдущих команд, переместитесь на несколько футов (1 фут ~ 30 см) от выключателя и дайте эту же команду. Если ребенку не удастся совершить действие, подскажите ему, слегка подтолкнув его к выключателю. Если он опять не реагирует правильно, придвиньтесь ближе к выключателю. Когда ребенок научится пересекать комнату и включать/выключать свет, начинайте обучение другому элементу поведения.

 

Вы заметите, что при обучении некоторым элементам поведения, вам не потребуется использовать поощрения, т.к. ребенку уже доставляет удовольствие их выполнение. Например, детям, которым нравиться включать и выключать свет не нужно дополнительных поощрений за выполнение этого задания. Однако при этом вы должны быть уверены, что ребенок выполняет вашу команду, а не просто делает это из удовольствия. Если он выполняет действие без вашего разрешения, вы должны выразить ему свое разочарование так, чтобы он понял, что должен слушать ваши инструкции, а не поступать, как ему захочется.

 

К началу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: