ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочие программы по технологии для 5-8 неделимых классов сельской школы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного (общего) образования, образования и в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией В. Д. Симоненко, на основе Примерных программ основного общего образования по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд», «Технология. Обслуживающий труд» размещенных на сайте Федерального агентства по образованию РФ в разделе: Методическое обеспечение.

Программа предназначена для совместного обучения мальчиков и девочек 5-8 классов сельской школы. Сохраняет преемственность и логику построения с программами по «Технологии», разработанными на основе стандарта 2004 года с учетом полученных учащимися технологических знаний и умений в начальной школе и опыта трудовой деятельности.

Программа предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного процесса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы общеобразовательного учреждения, местных социально-экономических условий и национальных традиций.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ».

Обучение школьников технологии строится на основе ос­воения конкретных процессов преобразования и использова­ния материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, социально-экономических условий обучение ведется по направлению «Совместное обучение».

Выбор направления обучения учащихся не прово­диться по половому признаку, исходит из образо­вательных возможностей школы.

 

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

• технологическая культура производства;

• распространенные технологии современного производ­ства;

• культура, эргономика и эстетика труда;

• получение, обработка, хранение и использование техни­ческой и технологической информации;

• элементы домашней и прикладной экономики, пред­принимательства;

• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жиз­ненных, профессиональных планов;

• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

• методы технической, творческой, проектной деятель­ности;

• история, перспективы и социальные последствия разви­тия технологии и техники.

В процессе обучения технологии учащиеся: познакомятся:

• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;

• с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;

• с функциональными и стоимостными характеристика­ми предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;

• с производительностью труда; реализацией продук­ции;

• с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;

• с экологичностью технологий производства;

• с экологическими требованиями к технологиям произ­водства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);

• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производ­стве;

овладеют:

• навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

• навыками чтения и составления технической и техно­логической документации, измерения параметров технологи­ческого процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;

• умением распознавать и оценивать свойства конструк­ционных и природных поделочных материалов;

• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культу­ры труда;

• навыками организации рабочего места;

• умением соотносить с личными потребностями и осо­бенностями требования, предъявляемые различными массо­выми профессиями к подготовке и личным

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проект­ной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).

Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.

Основными методами работы являются урок, практические работы, выполнение про­ектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий.

МЕСТО УЧЕБНОГО «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный план составлен с учетом сезонности сельскохозяйственных работ.

Базовыми являются разделы: «Основы аграрной технологии», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Технологии ведения дома», «Электротехнические работы», «Творческие проектные работы», каждый из которых предусматривает использование общепедагогических дидактических принципов: связь теории с практикой, научность, сознательность и активность усвоения знаний, а значит, достижение дидактической цели, которую надо понять и осознать.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования 245 часов для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». Рабочей программой предусмотрено 280 часов в V, VI и VII классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, в VIII классе – 35 часов, из расчета 1 час в неделю.

Изучение технологии направлено на достижение следующих целей:

- Цели:

освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой дея­тельности по созданию личностно или обще­ственно значимых изделий;

овладение общетрудовыми и специальны­ми умениями, необходимыми для поиска и ис­пользования технологической информации, про­ектирования и создания продуктов труда, веде­ния домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными при­емами труда;

развитие познавательных интересов, техни­ческого мышления, вообра­жения, интеллектуальных, творческих, коммуни­кативных и организаторских способностей;

воспитание трудолюбия, бережливости, ак­куратности, целеустремленности, предприимчи­вости, ответственности за результаты своей дея­тельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

получение опыта применения политехниче­ских и технологических знаний и умений в само­стоятельной практической деятельности.

- Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельнос ти и ключевых компетенции. При этом приори­тетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология" на этапе основного общего обра­зования являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов дея­тельности в ситуациях, не предполагающих стан­дартного применения одного из них;
  • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самос­тоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей дея­тельности;

· умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование вы­разительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • владение умениями совместной деятельнос­ти: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценива­ние своего вклада в решение общих задачкол­лектива;

оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм,

По окончании курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности. В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.

 

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫСОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов дея­тельности и ключевых компетенций.

Содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

• технологическая культура производства;

• распространенные технологии современного производ­ства;

• культура, эргономика и эстетика труда;

• получение, обработка, хранение и использование техни­ческой и технологической информации;

• элементы домашней и прикладной экономики, пред­принимательства;

• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жиз­ненных, профессиональных планов;

• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

• методы технической, творческой, проектной деятель­ности;

• история, перспективы и социальные последствия разви­тия технологии и техники.

В процессе обучения технологии учащиеся: познакомятся:

• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;

• с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;

• с функциональными и стоимостными характеристика­ми предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;

• с производительностью труда; реализацией продук­ции;

• с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;

• с экологичностью технологий производства;

• с экологическими требованиями к технологиям произ­водства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);

• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производ­стве;

овладеют:

• навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

• навыками чтения и составления технической и техно­логической документации, измерения параметров технологи­ческого процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;

• умением распознавать и оценивать свойства конструк­ционных и природных поделочных материалов;

• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культу­ры труда;

• навыками организации рабочего места;

• умением соотносить с личными потребностями и осо­бенностями требования, предъявляемые различными массо­выми профессиями к подготовке и личным

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проект­ной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).

Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: