Организационная структура (сценарий) урока




Патриоты России

Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления учащихся с понятиями «патриот», «патриотизм», «народное ополчение»; закрепления и углубления знаний учащихся об истории России; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления о значении деятельности К. Минина, Д. Пожарского; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»
Тип урока открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной
методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование Интерактивная доска, компьютер; иллюстрация с изображением памятника Минину и Пожарскому
Основные понятия Патриот, патриотизм, народное ополчение

организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельно- сти Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала Звучит песня «С чего начинается Родина?» из кинофильма «Щит и меч» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера). – Какие чувства вы испытываете, слушая эту песню? – Что такое Родина? C чего начинается Родина? Что значит любить Родину? Какие пословицы о Родине вы знаете? – Из истории мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И Россия всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятно трудных условиях. – Благодаря чему Россия смогла преодолеть все тяжёлые испытания, выпавшие на её долю? – Вы уже знаете, что история повествует обо всех событиях: добрых и жестоких, радостных и печальных. Об одной из страниц истории мы будем говорить сегодня на уроке
II. Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания: фронтальный опрос.   Работа по карточкам – Каково значение начала книгопечатания в России? – Расскажите об Иване Федорове и его типографии. – Кто напечатал первый русский букварь? – Назовите русские учебники XVII века и их авторов. – Что могут узнать современные ученые, изучая старопечатные книги? Предлагает выполнить работу по карточкам    
III. Изучение нового материала Работа по учебнику.     Рассказ учителя.     – Сегодня мы узнаем, какие тяжелые испытания выпали народу России. Начало XVII века русский народ назвал «лихолетьем». Прочитайте текст в учебнике (с. 87) и ответьте на вопрос: почему начало XVII века называют тяжелыми годами, то есть лихолетьем? Демонстрирует схему: Рассказывает о подвиге К. Минина и Д. Пожарского (при рассказе использует схему) . –Почему К. Минина и Д. Пожарского называют патриотами России?   – Прочитайте статью «Здравствуй, Сибирь-матушка!» в учебнике (с. 90–91), в которой рассказывается о том, как дружина Ермака Тимофеевича разгромила татарское войско на территории Сибири
IV. Практическая деятельность Чтение по ролям стихотворения «Песня о Ермаке» (Русские исторические песни: хрестоматия. М., 1970.)   Фронтальный опрос.     Задания из электронного приложения к учебнику Предлагает учащимся послушать и посмотреть инсценирование«Песни о Ермаке». Автор. Что пониже было города Саратова, А повыше было города Царицына, На крутом на красном бережочке Собрались люди, вольные казаки, Становились они во единый круг, Крепко думу думали единую. Говорил им Ермак Тимофеевич: Ермак. «Не пора ли убираться нам отсюдова: На Волге жить – ворами слыть, На Яик идти – переход велик, В Казань идти – грозен царь стоит, Грозен царь-государь Иван Васильевич. Не лучше ли нам во Сибирь идти, На Кучума, царя татарского?..» Автор. Вот пришли они на Иртыш-реку, Под высокую гору Тобольскую, Понаделали чучел соломенных, Палки длинные в руки им всунули, Напугали татар неразумных. И тому татары дивилися, Каковы русские люди крепкие, Что ни единого убить не могут. И тогда татары покорилися, Приносили Ермаку свои подарочки, Чернобурок многие сорока, Соболиные шкуры десятками. И поехал Ермак во столицу Москву К государю Ивану Васильевичу. Вопрошает его тут сам государь: Иван IV. «Я за службу твою благодарствую, Чем дарить тебя, не надумаю». Автор. Снял он шубу с плеч соболиную, Собственноручно Ермаку пожаловал И послал его в ту сторону сибирскую. проводит беседу по вопросам: – Почему опустел царский престол? – Как полякам удалось войти в Москву? – Кто призвал русских людей постоять за родную землю? – Где брали средства на вооружение? – В каком городе собиралось народное ополчение? – Кто возглавил народное ополчение? – Расскажите о битве за Москву. – Как отблагодарил русский народ своих патриотов? – Кто был избран на престол в 1613 году? Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации
V. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок – Кто такой патриот? – О каких главных делах русских людей вы узнали сегодня на уроке? – Почему всех этих людей можно назвать патриотами? – Для чего нам нужен такой урок? Определите его ценность, полезность. – Закончите фразу: «Сегодня на уроке я почувствовал…». – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
VI. Домашнее задание Комментарий учителя Учебник, с. 87–91. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания, с. 90

Ресурсный материал

Работа по карточкам

№ 1. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания: По велению царя Ивана… (Грозного) была открыта типография в… (Москве). Она находилась около стены… (Китай-города). Русским первопечатником стал… (Иван Федоров). Первая печатная книга называлась… («Апостол»). Позднее Иван Федоров напечатал первый русский… (букварь). № 2.Соедините прозвище с именем:
Иван IV Ярослав Олег Владимир Дмитрий Александр Иван Мудрый Вещий Грозный Красное Солнышко Калита Невский Донской

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: