Количественно-структурные типы словосочетаний Словосочетания синтаксически делимые – синтаксически неделимые.




ЛЕКЦИИ 5 – 6. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

ПЛАН

1. Определение словосочетания. Дифференциальные признаки словосочетания. Соотношение словосочетания со словом и предложением. Краткая история учения о словосочетании. Три подхода к пониманию словосочетания: широкое (Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский), узкое (В.В. Виноградов, Н.Ю. Шведова), расширительное (В.А. Белошапкова). Сочетания словоформ, не являющихся словосочетанием.

2. Количественно-структурные типы словосочетаний: словосочетания синтаксически делимые – синтаксически неделимые.

3. Словосочетания простые и сложные.

4. Лексико-грамматические типы словосочетаний. Схемы, парадигмы, начальная форма.

5. Обязательная/необязательная подчинительная связь. Виды подчинительной связи: согласование (полное, неполное, корреляция, условное согласование); управление (сильное, слабое); примыкание.

6. Семантика словосочетаний как смысловые отношения между его компонентами: определительные, обстоятельственные, объектные Синкретизм семантики Синтаксические функции зависимых компонентов в предложении.

7. План разбора простых синтаксически делимых словосочетаний. Образцы разбора.

Рекомендуемая литература:

1. Грамматика русского языка. М., 1954,1960. - Т. 2, ч. 1 и 2.

2. Русская грамматика. М., 1980, т. 2.

3. Современный русский язык / Под. ред.В.А. Белошапковой. М., 1981.

4. Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М, 1987.

5. Современный русский язык / Под ред. Н.М. Шанского. М., 1981.

6. Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М, 1980.

7. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978.

8. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 1974.

9. Современный русский язык / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Федоров. М., 1978.

10. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. Ч.2. Синтаксис. М., 1979.

11. Сухотин В.П. Проблема словосочетания в совр. русс. яз. - в кн.: Вопросы синтаксиса современного русского языка. - М., 1950. С.127-177.

12. Прокопович Н.Н. Словосочетание в совр. русс. лит. яз. - М., 1966.

13.Фоменко Ю.В. Является ли словосочетание единицей языка // Ф.Н.. 1975. № 6.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Фоменко Ю.В. Является ли словосочетание единицей языка? // ФН. 1975. № 6. С. 60-65.
  2. Скобликова Е.С. Согласование и управление в русском языке (рецензия)
  3. Бабайцева В.В. Словосочетания типа все новое, что-то новое, ничего нового // Русская словесность. 2007. № 4. С. 31 – 34.
  4. Блажев Б.И. О семантико-синтаксической структуре сочетаний типа все возможное // ФН. 1963. № 2.

Определение словосочетания. Дифференциальные признаки словосочетания. Соотношение словосочетания со словом и предложением. Краткая история учения о словосочетании. Сочетания словоформ, не являющихся словосочетанием.

В.В. Виноградов сформулировал понятие словосочетания (далее: СЛСЧ), отраженное и в академических изданиях, и в монографиях, и в большинстве вузовских учебников по синтаксису [см.: АРГ-70; АРГ – 80. Т.2. С.80; Прокопович Н.Н. Словосочетание в современном русском литературном языке. М., 1966. Отметим однако, что такое понимание СЛСЧ не является единственным. См.: Фоменко Ю.В. Является ли СЛСЧ единицей языка? // ФН. 1975. № 6.].

В.В. Виноградов отграничил СЛСЧ от предложения на функциональной основе. Предложение (далее – ПРДЛЖ) – единица коммуникативная, организующая сообщение, СЛСЧ – единица номинативная, служащая называнию.

«СЛСЧ и ПРДЛЖ – понятия разных семантических рядов и разных стилистических плоскостей. Они соответствуют разным формам мышления. ПРДЛЖ – вовсе не разновидность СЛСЧ, т.к. существуют и слова - ПРДЛЖ. Но оно и по внутреннему существу своему, по своим конструктивным признакам непосредственно не выводимо из СЛСЧ. Понятие СЛСЧ в своем содержании не заключает никаких грамматических признаков, которые указывали бы на законченность сообщения. СЛСЧ только в составе ПРДЛЖ и через ПРДЛЖ входит в систему коммуникативных категорий речи, средств сообщения. Но оно относится так же, как слово, и к области «номинативных» средств языка, средств обозначения. Оно так же, как и слово, представляет собой строительный материал, используемый в процессе языкового общения. ПРДЛЖ же – произведение из этого материала, содержащее сообщение о действительности». [Виноградов В.В. Вопросы синтаксиса современного русского языка. М., 1950. С. 38].

Дифференциальные признаки СЛСЧ таковы.

1) Грамматический: непредикативная единица;

2) функциональный: единица номинативного плана, выражающая единое, хотя и расчлененное понятие о предметах, признаках, действиях;

3) структурный: конструкция, состоящая из менее чем из 2-х знаменательных слов, связанных подчинительной связью согласования, управления, примыкания;

4) семантический: конструкция, в которой выражаются определенные синтаксические отношения между словами;

5) парадигматический: единица, представленная системой форм, опирающихся на формы главного, стержневого слова.

Вопрос о краткой истории учения о словосочетании и трех подходах к пониманию словосочетания: широкое (Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский), узкое (В.В. Виноградов, Н.Ю. Шведова), расширительное (В.А. Белошапкова) изучается самостоятельно [см.: Учебная хрестоматия по синтаксису. А также Современный русский язык: Теория. С. 264 - 269]

Сформулированное В.В. Виноградовым определение не позволя­ет считать СЛСЧ следующие 7 сочетаний словоформ, так как в них не проявляются подчинительные отношения.

1) Грамматическая основа: ребёнок спит; зацвела сирень; мне холодно; у Маши ангина; с вертолетом неполадки; дверь на замке; тарелок — две; в подвале сыро;

2) детерминант (связь свободного присоединения словоформы ко всему составу предложения) и сказуемое. Перед сном он пьет только молоко. Из-за дождей зерновые культуры развивались плохо;

3) однородные члены: Кот потянулся и зевнул. Расцвели сирень и акация;

4) грамматическая основа и каузатор (со значением воздействия): Камни нагреты солнцем. Наша лаборатория создавалась Федоровым. Лодку перевернуло волной;

5) обособленный второстепенный член (потенциальный предикат) и словоформа, обозначающая потенциальный субъект или потенциальный предикат. Яблоки, лежавшие на земле, оказались сладкими. Мой отец, подводник, служил на Северном флоте. Сторож, услышав лай собаки, вы­шел на крыльцо;

6) страдат. прич. и сущ. или мест.-сущ. в Т.. п. Это здание, охра­няемое государством, построено в начале прошлого века. Доклад, прочитанный студен­том, всем понравился. Обнаруженное мной существо оказалось милейшей дворнягой;

7) словоформы с уточнением или пояснением. В Москве, на Петровке, открылся новый книжный магазин. Завтра, в полдень, я жду тебя около библиотеки. Когда-то здесь паслись мустанги, то есть одичавшие лошади.

Количественно-структурные типы словосочетаний Словосочетания синтаксически делимые – синтаксически неделимые.

Каж­дый компонент синтаксически делимого СЛСЧ в ПРДЛЖ является отдельным членом. Теп­лая куртка - синтаксически делимо, т.к. его глав­ный компонент куртка в ПРДЛЖ будет выполнять синтак­сическую функцию подлежащего или дополнения, а зависимый — синтаксическую функцию определения: Теплая куртка висела в чулане. Ваня надел теплую куртку. Синтаксически делимыми являются и СЛСЧ: очень холодно, черный от копоти, лестница на чердак, прийти простить­ся, шум ветра, ствол ружья и т. п.

Синтаксически неделимые - в дру­гом, синтаксически делимом, СЛСЧ выполняют функ­цию главного или зависимого компонента, а в ПРДЛЖ — функцию какого-то одного члена. Три грузовика - синтаксически неделимо, т.к. в синтаксически делимом СЛСЧ (три грузовика) с прицепами оно выполняет функцию главного компонента, а в синтаксически делимом СЛСЧ отремонтировать (три гру­зовика) — функцию зависимого компонента. В ПРДЛЖ три грузовика будет одним членом — подлежащим или дополнением: К заводским воротам подъехали три грузовика. Все свое оборудование они погрузили на три грузовика.

Котенок с белыми лапками - зависимый компо­нент с белыми лапками конкретизирует предмет (котенок) по цвету его непременной части. Это выражается только СЛСЧ, а не словоформой, п.ч. слово­форма с лапками, непосредственно связанная с главным словом котенок и подчиняющаяся ему, не несет в себе информации о предмете, названном словом котенок. Поэто­му и не возникает логически полноценного СЛСЧ: котенок с лапками (!). Необходи­мая информация у словоформы с лапками появляется только после распространения ее каким-либо знаме­нательным словом: с белыми лапками, с пушистыми лапками. Т.о., в СЛСЧ котенок с белыми лапками глав­ный компонент представлен словом котенок, а зависимый — син­таксически неделимым СЛСЧ с белыми лапками. В ПРДЛЖ главный компонент этого СЛСЧ будет выпол­нять синтаксическую функцию подлежащего или дополнения, а зависимый — синтаксическую функцию несогласованного опре­деления. Котенок с белыми лапками был особенно шуст­рый. Маше подарили котенка с белыми лапками.

Синтаксическая неделимость большинства СЛСЧ объясняется семантической недостаточностью их главного слова. Причем у одних слов семантическая недостаточность является их постоянным свойством, проявляется в любом контексте. Два (чего?), пять, много, несколько, большинство, куча, груда, охапка, вязанка, пучок; хо­теть, пытаться, стараться, обязан, вынужден, надо, можно, становиться, оказаться, называться и т.п. У других слов семантическая недостаточность - результат их употребления в определенном контексте; взятые вне контекста, такие слова являются семанти­чески достаточными. Кто-то, что-то, нечто, глаза, лицо, фигура, серп, лента, зеркало и др..

Объединим все синтаксически неделимые СЛСЧ по обобщенному значению или функции их главных и зависимых слов в 8 групп.

1. Количественно-именные:

а) две тетради, три грузовика, четверо мужчин;

б) несколько человек, много дел, часть книг, мало туристов;

в) два килограмма яблок, пять метров сатина, три литра бензина;

г) бутылка молока, коробка конфет, пачка сигарет, мешок картошки;

д) куча стружек, груда камней, охапка васильков, вязанка дров, пучок укропа.

2. Неопределенно- или обобщенно-избирательные: кто-то из студентов, один из пассажиров, любой из них, никто из демократов.

3. Неопределенно-признаковые: что-то тяжелое, что-то мяг­кое, нечто необъяснимое, кто-то в черном, кто-то с пилой, где-то в поле, откуда-то сверху.

4. Со значением совместности: мать с бабушкой уехали; мы с братом слушали; дед с дядей Ваней спорили; у нас Васей не было игрушек; волк с волчицей грелись на солнышке.

5. С главным словом со значением неотъемлемого признака: девушка с печальными глазами; река с крутыми берега­ми; котенок с белыми лапками; обувь большого размера; говорить громким голосом; плакать горючими слезами; ехать с большой ско­
ростью; отказаться по непонятной причине.

6. С главным словом-частью составного сказуемого: хотеть уехать, пытаться понять, стараться не отстать, должен объяснить, надо узнать, необходи­
мо послать, можно построить, нельзя купаться, начать посещать,
перестать писать, оказаться недолговечной, стать седым, притво­риться спящим, стоять первым, родиться счастливой, вернуться расстроенным, работать токарем.

7. С главным словом-метафорой: лента реки, серп луны, зеркало льда, свечи сосен, ежик волос, волны негодова­ния.

8. С главным словом, не способным выполнять синтаксическую функцию самостоятельно: человек, люди, мужчина, женщина, вещь, дело, занятие, вопрос, место, время и др. Иван — человек серьезный; Актеры — люди интересные; Ему, человеку опытному, все стало понятно; У Анны, женщины доброй, врагов не было; Скрипка — вещь дели­катная; Сторожить колхозную свеклудело нехитрое; Торговать укропом — занятие не для Маши; Сад — место особенное.

3. Словосочетания простые и сложные.

По количеству компонентов СЛСЧ делятся на про­стые и сложные. Простое со­стоит из двух компонентов: главного и зависимого. Последние выражаются четырьмя способами.

1) Слово­формой: розовые облака, мебель для гостиной, лестница на чер­дак, поговорить с сестрой, открыть окно, серый от пыли;

2) неделимым СЛСЧ: река с крутыми берегами, купить две тетради, поговорить с кем-нибудь из жильцов, стать седым от горя, два года работать токарем

3) устойчивым СЛСЧ: нести ответственность за детей, произвести запуск ракеты, совершить посадку в Омске, на­нести удар по электростанции, оказать давление на противопо­ложную сторону, пойти на сговор во избежание невосполнимых по­терь;

4) фразеологизмом: поехать за длинным рублем, бежать что есть духу, закрывать глаза на недостатки, навострить лыжи в город, гонять лодыря всем классом, обломать рога обидчику, за­глянуть для очистки совести.

Простое СЛСЧ, войдя в ПРДЛЖ, дает ему два члена.

Сложное состоит более чем из двух компонентов — трех, четырех, пяти: дом с белыми колон­нами, всегда строгий к лентяям, купить в магазине интересную книгу, построить большой дом на высоком берегу, подарить любимой колечко с красивым камнем. В сложном СЛСЧ, как и в про­стом, его компоненты могут быть выражены словоформой, син­таксически неделимым СЛСЧ, устойчивым сочетани­ем слов и фразеологизмом. Купить Ване несколько тет­радей, своевременно произвести обработку садового участка, слы­шать краем уха о его проблемах. Сложное СЛСЧ, войдя в простое ПРДЛЖ, дает ему столько членов, сколько в нем (в сложном СЛСЧ) компонентов. СЛСЧ дом с белыми колон­нами при вхождении в ПРДЛЖ дает ему 3 члена: Дом с белыми колоннами когда-то был госпиталем.

Однородные члены обра­зуют с конкретизируемым словом простое, а не сложное СЛСЧ, п.ч. каждый однородный член по смыслу относится непосредственно к конкретизируемому слову. Красные, желтые, голубые шари­ки; продвигаться быстро и бесшумно; стихи Пушкина и Фета; купить не ручку, а карандаш; писать быстро, но грязно; послать Катю или Машу; приехать не то из Омска, не то из Уфы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: